Автор: Казагашева Карина Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 11"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Профориентация подростков роль учителя и классного руководителя"
Раздел: среднее образование
«Профориентация подростков: роль учителя и классного
руководителя».
Казагашева Карина Геннадьевна,
учитель географии
МБОУ «СОШ № 11» г. Абакан
Профессиональная ориентация в деятельности классного руководителя –
это не только отдельные мероприятия, а целый комплекс педагогических
воздействий. Именно классный руководитель осуществляет координацию
взаимодействия учителей, работающих в классе, специалистов школы,
администрации, родителей, представителей учреждений профессионального
образования.
Профориентационная деятельность осуществляется на всех этапах
обучения школьников!
В начальной
школе классный
руководитель
начинает знакомить
учащихся с профессиями в разных сферах, например, организуется экскурсия
внутри школы, во время которой дети знакомятся с многообразием и
важностью школьных профессий, познают их суть, учатся уважать труд
других людей, дети участвуют в конкурсе рисунков «Профессии моих
родителей», выбирают органы самоуправления в классе. Выборы классного и
школьного
актива
проходят
ежегодно.
Участие
в
работе
органов
ученического самоуправления приучает ребят к ответственности и помогает
в организации работы класса.
Важное значение в профориентационной работе с учащимися среднего
звена играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе и
школе. Например, за каждым классом закреплён день дежурства по школе и в
столовой, назначены ответственные по уходу за
школьными цветами,
школьники участвуют в городских и школьных субботниках, принимают
участие в благоустройстве школьной территории весной и летом (через
уроки технологии, биологии, географии, некоторые курсы ВД)
С классным руководителям школьники посещают различные экскурсии
в ходе которых ведётся знакомство не только с природными и культурными
достопримечательностями, но и с профессиями нашего города, региона.
Например, ученики моего класса во время экскурсии в пекарню смогли
попробовать себя в роли повара-кондитера, принимая участие в изготовлении
пасхального кулича; во время летней поездки в Хакасский заповедник
участок «Оглахты» ребятам представилась возможность ощутить себя
экскурсоводом и историком; во время поездки в природный парк «Ергаки»,
дети изучали флору и фауну парка, познакомились с такими профессиями как
зоолог, ботаник, орнитолог, энтомолог (насекомые) и тд.; экскурсия на
СШГЭС
познакомила детей с
деятельностью
энергетиков,
узнали
о
деятельности инженеров, гидротехников, инженера-гидролога и тд.
В 9 классе профориентационная деятельность осуществляется ещё более
интенсивно и направлено. Помимо бесед на классных часах и внеурочной
деятельности по выбору дальнейшего профиля обучения, провожу различные
анкетирования и экскурсии на предприятия и профессиональные учебные
заведения города, которые наглядного знакомят учащихся с производством,
миром труда и профессионального образования. Экскурсия является одной из
важнейших
форм
по
ознакомлению
учащихся
с
производственным
содержанием профессии.
Обучающиеся
9
классов
ежегодно
принимают
участие
в
профессиональных пробах, организуемых учреждениями
СПО в рамках
профессионального чемпионата, где получают необходимую информацию
для
дальнейшего
обучения.
Планируются
экскурсии
на
ведущие
предприятия нашего региона – угольный разрез, алюминиевый завод, ТЭЦ и
тд.
Обучающиеся старших классов посещают высшее учебное заведение
нашего города и знакомятся с его факультетами, встречаются с ректором, что
позволяет узнать о возможностях получения высшего образования в родном
городе и определиться с выбором будущей профессии.
В профориентационной подготовке старших школьников активно
участвуют и родители. На родительском собрание «Будущее – в ваших
руках!», направленном на помощь родителям и учащимся в выборе
дальнейшего пути обучения, был организован круглый стол вопросам выбора
профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов, организации
встреч учащихся с представителями различных профессий и прочие. По
итогу круглого стола были подготовлены рекомендации родителям по
возникшим проблемам профориентации.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие
классного руководителя, учителей-предметников, учащихся и их родителей
является важным условием профессиональной подготовки учащихся. Только
совместный труд принесёт желаемый результат!