Напоминание

"Основы православной культуры в НОО"


Автор: Белова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №29" г. Чебоксары
Населённый пункт: Чуашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основы православной культуры в НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Основы православной культуры в развитии личности

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время

приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных

навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного

опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с

нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое

духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его

адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Священник-учёный В.В. Зеньковский считает, что источником психического развития

ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле.

Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, В.В.

Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды

детства. Вместе с тем, развитие личности ребёнка происходит при непременном

взаимодействии с социальной средой. Через усвоение языка и культуры происходит

развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала

в ребёнке[1] . Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников

обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-

практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в

том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно.

Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и

близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям,

окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому,

что его радует. Целью духовно-нравственного образования является содействие

целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-

дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья

посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. Работая

воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей

без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание

вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных

учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы

совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его

души. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У

детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим

родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Первый

опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в

возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком

кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка.

Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок

начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания,

установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет

педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в

жизнь детского сада особую одухотворенность. Мы исходим из того, что дети должны

радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы,

педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас.

Мы знаем, что нет смерти. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный

Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым,

и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его

жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и

уныние. Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры от

религиозного воспитания состоит в том, что занятия православной культуры

предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как

религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной

жизни. Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее

становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации

духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией

развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным

потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может

обеспечить безрелигиозная культура. Содержание, основанное на православной

культуре, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей

дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и

решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.

Основная идея опыта

Дать детям знания о Православной Церкви и Православном Храме. Способствовать

активному освоению детьми православного искусства. Приобщить детей к

нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни

святых и конкретных исторических лиц;

Дать представление о Православной Церкви и православном храме, облачении

священников; познакомить с некоторыми образцами православного искусства:

архитектуры и иконописи;

Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения

текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни

конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Дать

детям первоначальные представления о Заповедях Божиих как основе жизни

человека. Раскрыть основные духовные и нравственные представления православия

о мироустроении и миропорядке. Ввести детей в круг основных православных

праздников. Показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным

искусством и творчеством.



В раздел образования