Автор: Белова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №29" г. Чебоксары
Населённый пункт: Чуашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основы православной культуры в НОО"
Раздел: начальное образование
Основы православной культуры в развитии личности
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время
приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных
навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного
опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с
нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое
духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его
адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Священник-учёный В.В. Зеньковский считает, что источником психического развития
ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле.
Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, В.В.
Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды
детства. Вместе с тем, развитие личности ребёнка происходит при непременном
взаимодействии с социальной средой. Через усвоение языка и культуры происходит
развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала
в ребёнке[1] . Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников
обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-
практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в
том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно.
Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и
близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям,
окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому,
что его радует. Целью духовно-нравственного образования является содействие
целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-
дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья
посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. Работая
воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей
без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание
вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных
учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы
совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его
души. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У
детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим
родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Первый
опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в
возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком
кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка.
Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок
начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение.
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания,
установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет
педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в
жизнь детского сада особую одухотворенность. Мы исходим из того, что дети должны
радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы,
педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас.
Мы знаем, что нет смерти. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный
Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым,
и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его
жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и
уныние. Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры от
религиозного воспитания состоит в том, что занятия православной культуры
предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как
религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной
жизни. Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее
становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации
духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией
развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным
потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может
обеспечить безрелигиозная культура. Содержание, основанное на православной
культуре, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей
дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и
решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.
Основная идея опыта
Дать детям знания о Православной Церкви и Православном Храме. Способствовать
активному освоению детьми православного искусства. Приобщить детей к
нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни
святых и конкретных исторических лиц;
Дать представление о Православной Церкви и православном храме, облачении
священников; познакомить с некоторыми образцами православного искусства:
архитектуры и иконописи;
Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения
текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни
конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Дать
детям первоначальные представления о Заповедях Божиих как основе жизни
человека. Раскрыть основные духовные и нравственные представления православия
о мироустроении и миропорядке. Ввести детей в круг основных православных
праздников. Показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным
искусством и творчеством.