Напоминание

"Волшебная бумага" для детей от 3-4 лет


Автор: Болотская Вера Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ЦРР №10
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Авторская образовательная программа кружка
Тема: "Волшебная бумага" для детей от 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

Центр развития ребенка №10 Ворошиловского района г.Волгограда

Авторская образовательная программа кружка «Волшебная бумага»

для детей от 3-4 лет

Автор: Болотская Вера Петровна, воспитатель

Волгоград 2017

1

Содержание:

Пояснительная записка..............................................................................................................................3

Учебно-тематический план........................................................................................................................8

Комплексно-тематическое планирование……………………………………………………….….….11

Литература..................................................................................................................................................23

Приложение...............................................................................................................................................24

Пояснительная записка

Актуальность

2

«Мы пишем, рисуем, режим, сгибаем.

Чертим и клеим, мнем, отрываем.

Чтоб оказаться в сказке бумажной,

Ловкие пальчики - как это важно!»

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков,

которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила

следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся

на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к

деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему

узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с

удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей

нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски,

бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность,

простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости,

успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь

желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и

интересным, что очень важно для работы с малышами.

3

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки,

аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном

варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать

яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить

творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все

это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного

творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

Обучающие:

учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);

умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой; учить работать на заданном пространстве

(накопление элементарного опыта в составлении композиции)

обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

Развивающие:

развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

развитие речевых навыков;

развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

Воспитательные:

воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Данная программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет).

4

Срок реализации программы 9 месяцев.

Занятия проводятся в форме факультатива 1 раз в неделю длительностью 15 минут.

Длительность изобразительной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания

детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные

особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе

реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает

работу с того места, где закончил.

Занятия проходятся в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки,

подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного

персонажа, который обыгрывается).

Методическое обеспечение:

1. Цветная бумага

2. Цветной картон

3. Альбомные листы

4. Клей ПВА

5. Кисть для клея

6. Ватманы (для коллективных работ)

7. Бросовый материал

8.Салфетки

Методы обучения:

Словесные (устное изложение, беседа, рассказ);

Наглядные (показ, схематическое изображение, рассматривание иллюстраций);

5

Практические.

Диагностика: проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).

(Удина Е. Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного

возраста (см. приложение 1)).

Работа с родителями:

1.Консультация: «Что такое аппликация» (Сентябрь, см.приложение 2)

2. Мастер-класс для родителей "Аппликация из салфеток для самых маленьких" (Ноябрь, см.приложение,3)

3. Коллективная работа с родителями «Праздничный салют» (Май)

Ожидаемые результаты работы:

Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»:

разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего

мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения

обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Дети будут знать:

- о разнообразии бумаги, из которой можно делать поделки;

- о свойствах и качествах различной бумаги;

- о способах соединения деталей между собой;

Дети будут уметь:

- работать различными приемами с бумагой;

6

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- создавать индивидуальные работы;

- анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, цвета, местоположения частей.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1 блок

Осень.

12

1

11

Сентябрь

«Знакомство с аппликацией»

«Угощение для ежа»

«Консервируем овощи»

1

1

1

-

-

-

1

1

1

7

Консервируем фрукты»

1

-

1

Октябрь:

«Осенние листочки»

«Дождик, дождик -кап,кап»

«Яблоки в корзине»

«Ветка рябины»

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

1

Ноябрь:

«Конфетки»

«Мороженное в вафельном стаканчике»

«Толстые животики»

«Петушок-золотой гребешок»

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

-

1

2 блок

Зима.

11

-

11

Декабрь:

«Сугробы, снег на деревьях»

«Мы слепили снеговика»

«Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки»

«Новогодняя елочка»

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

1

Январь:

«Зайка беленький сидит»

1

-

1

8

«На полянку на лужок тихо падает снежок»

«Покормим птичек»

1

1

-

-

1

1

Февраль:

«Котенок по имени «Гав»

«Кудрявый барашек»

«Игрушки»

«Летят самолеты»

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

1

3 блок

Весна.

12

-

12

Март:

«Цветы в подарок маме»

«Смотрит солнышко в окошко»

«Вышла курочка хохлятка с нею желтые цыплятки»

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

1

Апрель:

«Облака-белогривые лошадки»

«Белые кораблики»

«Веселый клоун»

1

1

1

-

-

-

1

1

1

9

«Колобок-румяный бок»

1

-

1

Май:

«Праздничный салют»

«Божья коровка»

«Гусеница»

«Одуванчик в траве»

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

1

Итого

35 часов

-

34 часа

Комплексно-

тематическое

планирование

Октябрь

Осенние

листочки

Учить детей аккуратно разрывать бумагу

на кусочки разного размера и формы,

приклеивать кусочки бумаги к картону,

создавать изображение листопада,

продолжать знакомство с «тёплыми»

Двусторонняя бумага

ярких цветов(жёлтый,

оранжевый, красный), 1/2

альбомного листа, клей,

кисти, салфетки.

10

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

«Знакомство с

аппликацией»

Познакомить

детей

с

материалами

для выполнения аппликации. Учить

детей

правильно

пользо ват ьс я

кистью, клеем, тряпочкой. Вызвать у

детей

интерес

к

данному

виду

продуктивной деятельности.

Конверт в половину альбомного

листа с цветной бумагой

основных и дополнительных

цветов. Кисточка, клей, клеенка,

тряпочка. Поднос с готовыми

деталями. Книжка – малышка.

Картина с изображением зверей,

игрушек.

«Угощение для ежа»

Учить

детей

наклеивать

готовые

формы,

различать

и

н а з ы ват ь

основные

цвета:

красный,

зеленый,

желтый,

черный.

Учить

детей

п ол ь зо ват ь с я

к и с т ь ю ,

к л е е м ,

клеенкой и тряпочкой.

Образец. Лист картона желтого

цвета размером 15*20см. Поднос

с готовыми формами:

- силуэт ежика, выполненный из

бумаги

коричневого

и

черного

цвета (трафарет 1);

-«яблоки» зеленого и красного

цветов.

Черный

фломастер.

Клей,

кисть

клеевая,

клеенка,

тряпочка.

«Консервируем овощи» Учить детей наклеивать готовые

формы, различать и называть

основные цвета: красный, зеленый,

желтый. Учить детей пользоваться

кистью, клеем, клеенкой и тряпочкой.

Светлая основа в форме банки

форматом ½ альбомного листа.

Готовые фигуры:

-

круги

красного,

зеленого,

желтого цвета диаметром 3см;

- Овалы зеленого цвета 2*4,5см.

цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Дождик,

дождик – кап,

кап

Учить детей отрывать небольшие кусочки

бумаги от большого, аккуратно

приклеивать на картон. Пространственное

освоение листа

Зонтик,1/2 белого

картона, цветная

бумага(оттенки синего)

клей, кисти, салфетки

Яблоки в

корзине

Учить мять бумагу, скатывать из неё

комочки, обмакивая в клей приклеивать

их к картону, аккуратно работать с клеем.

Развитие сенсоматорики.

1/2 альбомного листа с

изображением корзинки,

кусочки бумаги желтого

красного,зеленого цветов,

клей ПВА

Ветка рябины

(коллективная

работа).

Продолжать учить скатывать маленькие

кусочки бумаги в плотный комочек и

составлять из них гроздь рябины.

Воспитывать желание делать аппликацию

и доводить начатое дело до конца.

Укреплять кисти рук, развивать мелкую

моторику.

¼ тонированного листа

ватмана, засушливые

листья рябины, бумажные

салфетки красного цвета;

клей, кисти, салфетки

Ноябрь

Конфетки

Продолжать знакомить детей с бумагой и

её свойствами (сенсорное развитие);

учить мять бумагу, скатывать из неё

комочки, приклеивать их к картону;

формировать интерес и положительное

Двусторонняя бумага

ярких цветов; лист

картона круглой формы

(тарелочка); клей ПВА.

11

отношение к аппликации.

Мороженное в

вафельном

стаканчике

Учить последовательно выполнять

работу:, скатывать салфетки в комочек,

обмакивать в клей и прикладывать близко

друг другу, развивать цветовое

восприятие.

Кукла Катя, 1/2

альбомного листа с

изображением

вафельного рожка,

цветные бумажные

салфетки, клей ПВА

Толстые

животики

Учить детей формировать из бумаги

комочки, приклеивать их в определенном

месте основы; аккуратно закрашивать, не

выходя за контур карандашом.

Двусторонняя бумага

черного и коричневого

цветов, картинки с

контурным

изображениями мишки и

Чебурашки; клей ПВА;

цветные карандаши

Петушок-

золотой

гребешок

(коллективная

работа)

Упражнять в комкании и скатывании в

жгутики полосок от бумажных салфеток

(техника бумагопластики). Продолжать

формировать навыки аппликации

(наклеивание бумажных шариков на

силуэт хвоста).

¼ тонированного листа

ватмана с силуэтом

петушка хвост не

раскрашенный, цветные

бумажные салфетки;

клей, кисти, салфетки

Декабрь

Сугробы, снег

на деревьях

(коллективная

Закреплять умение детей аккуратно

разрывать бумагу на кусочки различного

размера и формы, аккуратно приклеивать

¼ тонированного листа

ватмана с изображением

деревьев, листы белой

12

работа)

на основу (на крону деревьев, на

землю),пространственное освоение листа,

развитие воображения. Продолжать

учиться действовать сообща.

бумаги; клей, кисти,

салфетки

Мы слепили

снеговика

(коллективная

работа)

Закреплять знание детей о круглой форме,

о различии предметов по величине, учить

детей работать с ватными дисками

различной величины, составлять

изображение, из частей правильно

располагая их по величине. Упражнять в

аккуратном наклеивании, правильном

промазывании ватного диска.

Картинка с изображением

снеговика, картина с

предыдущего занятия,

ватные диски разной

величины, кусочки

цветного картона,

фломастеры, клей, кисти,

салфетки

Пушистый

воротничок

для Деда

Мороза и

Снегурочки

Учить отрывать от листа бумаги кусочки

и полосочки, сминать бумагу в комочки,

использовать бумагу в зависимости от ее

качеств. Воспитывать интерес к

аппликации.

Заготовки рисунков с

изображением Деда

Мороза или Снегурочки,

белая бумага, клей, кисти

Новогодняя

елочка

Учить детей составлять аппликативное

изображение елочки из готовых форм

(треугольников), с частичным

наложением друг на друга. Продолжать

учить скатывать из мелких кусочков

бумаги шарики, аккуратно пользоваться

клеем. Воспитывать самостоятельность и

½ альбомного листа,

заготовки из зеленой

бумаги (треугольники

разных размеров),

двусторонняя бумага

ярких цветов (фантики) ,

клей, кисти, салфетки

13

доброжелательные отношения к другим

детям

Январь

Зайка

беленький

сидит

(коллективная

работа)

Упражнять в умении скатывать бумажную

салфетку в комки, составлять предмет,

дополнять образ недостающими

деталями. Аккуратно пользоваться клеем.

Развивать желание работать вместе с

другими детьми Воспитывать дружеские

отношения

Игрушка зайчика, ¼

тонированного листа

ватмана, белые бумажные

салфетки, ватные диски,

разрезанные на части,

клей, кисти, салфетки

На полянку на

лужок тихо

падает

снежок

(коллективная

работа)

Продолжать учить скатывать из мелких

кусочков бумаги шарики и равномерно

наклеивать по всему листу. Развивать

эстетическое восприятие, желание

довести начатую работу до конца.

Картина с предыдущего

занятия, кусочки фольги,

белой бумаги, клей,

кисти, салфетки

Покормим

птичек

Закреплять умение детей аккуратно

разрывать бумагу на кусочки небольшого

размера, приклеивать кусочки бумаги к

картону; формировать интерес и

положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя коричневая

бумага; ½ альбомного

листа с контурным

изображением птички,

игрушечная птичка, клей,

кисти, салфетки

Февраль

Котенок по

Закреплять умение детей аккуратно

Игрушка котенок, ½

14

имени «Гав»

разрывать бумагу на кусочки различного

размера и формы, приклеивать кусочки

бумаги по контуру. Формировать интерес

и заботливое отношение к домашним

животным.

альбомного листа с

контурным изображением

котенка, двусторонняя

бумага цветная бумага,

клей, кисти, салфетки

Кудрявый

барашек

Упражнять в умении отрывать от листа

бумаги кусочки и полосочки, сминать

бумагу в комочки, использовать бумагу в

зависимости от ее качества. Воспитывать

интерес к работе с бумагой.

Тонированная бумага с

контуром барашка, белая

бумага, игрушка барашек,

клей, кисти, салфетки.

Игрушки

(пирамидка,

неваляшка)

Продолжать учить скатывать салфетки в

комки, выполнять поделку из нескольких

шариков, правильно располагая их по

величине, закрепить знание основных

цветов. Воспитывать бережное

отношение к игрушкам.

½ альбомного листа,

цветные бумажные

салфетки, клей ПВА;

пирамидка

Летят

самолеты

(коллективная

работа)

Закреплять умение составлять предмет из

нескольких деталей разной формы и

размера (прямоугольников,

полосок). Правильно располагать предмет

на панно (в виде российскогофлага).

Аккуратно пользоваться клеем,

намазывать всю форму. Воспитывать

чувство патриотизма, умение радоваться

¼ тонированного листа

ватмана,(в виде

российскогофлага),

заготовки для самолетов

(прямоугольники,

полоски),цветная бумага

клей, кисти, салфетки.

15

общему результату

Март

Цветы в

подарок маме

(коллективная

работа)

Учить детей создавать красивую

композицию из цветов(букет).в

смешанной технике: бумажная пластика +

рваная бумага,развивать эстетическое

восприятие, формировать образное

представление. Воспитывать заботливое

отношение к маме, желание ее

порадовать.

¼ тонированного листа

ватмана с контурным

изображением веточки,

салфетки желтого цвета,

зеленая цветная бумага,

клей, кисти, салфетки.

Смотрит

солнышко в

окошко

Продолжать учить детей работать в

смешанной технике: бумажная пластика +

рваная бумага, дополнять по желанию

недостающими деталями, развивать

воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист бумаги с

изображением окна,

желтые бумажные

салфетки,бумага желтого

цвета, фломастеры, клей,

кисти, салфетки.

Вышла

курочка

хохлатка с

нею желтые

цыплятки

(коллективная

работа 2

занятия)

Закреплять умение аккуратно

и последовательно выполнять работу:

скатывать из салфетки комочки,

обмакивать их в

клей и выкладывать по контуру. Развивать

цветовое восприятие. Формировать

представление о домашних птицах.

¼ тонированного листа

ватмана, желтые

бумажные салфетки,

кусочки цветной бумаги,

ватные диски,

фломастеры, игрушка

курочки, клей, кисти,

салфетки.

16

Апрель

Облака –

белогривые

лошадки

Учить детей аккуратно разрывать бумагу

разной жесткости на кусочки разного

размера и формы, Закреплять навык

наклеивания; (внутри контура). Развитие

эстетического восприятия, умение

работать сообща .

¼ тонированного листа

ватмана с изображением

реки,белые бумажные

салфетки и бумага, клей,

кисти, салфетки.

Белые

кораблики

(коллективная

работа)

Учить составлять изображение кораблика

из готовых форм (трапеций и

треугольников разного размера).

Формировать умение свободно размещать

детали, аккуратно приклеивать, хорошо

промазывать края деталей, пользоваться

салфеткой

Картина с предыдущего

занятия, заготовки для

корабликов из цветной

бумаги, клей, кисти,

салфетки.

Веселый клоун

Изготовление в технике бумагопластики

мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание

их, опираясь на зрительный ориентир.

Воспитывать самостоятельность и

желание довести начатую работу до

конца.

¼ листа ватмана с

изображением клоуна,

фантики от конфет,

бумажные салфетки

ярких цветов, клей,

кисти, салфетки

Колобок

-румяный бок

Развивать эстетические чувства передачей

художественного сказочного образа в

аппликационной технике, учить обрывать

бумагу разной жесткости, закрепить

Бабушка(кукольный

театр) ширма, желтая

двухсторонняя бумага,

желтые салфетки, картон

17

знание круглой формы и желтого цвета.

круглой формы, глаза, рот

нос для колобка, клей

ПВА,салфетка

Май

Праздничный

салют

(коллективная

работа с

родителями)

Упражнять в технике бумагопластики.

Наклеивание бумажных шариков на

подготовленный тёмный фон

(разноцветные огоньки салюта в небе).

Развивать чувство ритма.

Картон синего цвета,

бумажные салфетки

ярких цветов, клей ПВА

Божья

коровка-

лети на небко

Закреплять умение скатывать из бумаги

комочки разных размеров, составлять

изображение из частей, дополнять

недостающими деталями. Формировать

интерес к насекомым.

Игрушка божья коровка,

½ альбомного листа,

красные бумажные

салфетки, черная цветная

бумага, клей, кисти,

салфетки

Гусеница

Продолжать учить отрывать от листа

бумаги кусочки и полосочки, сминать

бумагу в комочки, наклеивать на

приготовленную картинку, плотно

прижимать их друг к другу, дополнять

образ недостающими деталями.

Воспитать бережное отношение к

насекомым.

½ альбомного листа с

контурным изображением

листочка, бумажные

салфетки зеленого цвета,

кусочки цветной бумаги,

клей, кисточки, салфетки.

18

Одуванчики в

траве

(коллективная

работа)

Закреплять умение детей аккуратно

разрывать бумагу на кусочки небольшого

размера, приклеивать кусочки бумаги по

контуру, наклеивать заготовку частично,

чтобы она получилась объемной

(листики) Развивать умение работать

аккуратно. Воспитывать желание

работать сообща.

¼ тонированного листа

ватмана, заготовки для

листиков из зеленой

бумаги, бумага желтого

цвета, клей, кисточки,

салфетки.

19

Литература

1.

Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.

2.

НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1

3.

Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое

пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

4.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические

рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с

5.

Удина.Е.Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного

возраста//Молодой ученый.-2017г.- №15.

20

Приложение №1

Диагностические задания для детей 3-4 лет

Работа в данной возрастной группе осуществляется в следующих направлениях: выкладывание готовых форм (из 5-ти

и более частей); дифференциация цвета, формы, величины предметов; наклеивание готовых изображений.

Задание 1. Направлено на выявление навыков выкладывания предметов из готовых форм (из 5-ти и более частей)

Игровое упражнение: «Какую картинку можно выложить?»

Показателями выступают навыки и умения: выделять части целого предмета (из 5ти и более) и определение их формы

и расположения; навыки выкладывания в определенной последовательности; навыки самостоятельного подбора частей

разной формы для создания различных предметов; умения складывать из частей изображение предмета, правильно

располагая их.

Каждый показатель оценивается в 2 балла. Максимальное количество 8 баллов.

Критерии оценки:

21

Ребенок получает 2 балла, если: – владеет умением выделять части предмета и определять их форму и расположение;

– самостоятельно складывает из частей изображения предмета; – ориентируется на плоскости.

Ребенок получает 1 балл, если: – допускает ошибки при выделении частей предмета; – складывает изображение

предмета при помощи взрослого; – не достаточно ориентируется на плоскости. Ребенок получает 0 баллов, если: – не

выделяет части целого предмета; – не может выложить изображение предмета; – не ориентируется на плоскости.

Высокий уровень— 6–8 баллов; средний уровень- 3–5 баллов; Начальный уровень— 0–2 балла.

Задание 2. Направлено на выявление умений дифференцировать цвет, форму, величину, расположение при

выкладывании предметов на плоскости.

Игровое упражнение: «Бусы для Каркуши» Показателями выступают умения: ритмично чередовать предметы в

соответствии с формой, величиной, цветом; выкладывать в определенной последовательности, составляя задуманное;

умение создавать декоративные композиции из геометрических форм, природных материалов; умение самостоятельно

выполнять задание; точно ориентироваться на плоскости. Каждый показатель оценивается в 2 балла. Максимальное

количество баллов 12.

Критерии оценки: Ребенок получает 2 балла если: – выделяет части целого предмета; – самостоятельно ритмично

чередует предметы в соответствии с формой, величиной, цветом; – точно ориентируется на плоскости.

Ребенок получает 1 балл если: – выполняет задание с помощью педагога; – в составлении сюжетных композиций

иногда допускает ошибки

Ребенок получает 0 баллов если: – не умеет дифференцировать цвет, форму, величину; – не может ориентироваться на

плоскости; – не умеет составлять сюжетные композиции

Высокий уровень— 10–12 баллов; средний уровень— 5–9 баллов; начальный уровень— 0–4 балла.

Задание 3. Выявление умений и навыков при наклеивании готовых форм.

Игровое упражнение: «Украсим шарфик» Показателями выступают умения и навыки: навыки работы с клеем; умения

выкладывать и аккуратно наклеивать готовые формы, составляя знакомые изображения в соответствии с цветом,

формой, величиной, умения составлять сюжетные композиции из геометрических фигур; навык хорошей ориентации

22

на плоскости листа бумаги; навыки аккуратной работы. Каждый показатель оценивается в 2 балла. Максимальное

количество баллов 10.

Критерии оценки: Ребенок получает 2 балла, если: – хорошо знает последовательность нанесения клея на деталь; –

имеет отработанные навыки работы с клеем; – последовательно выкладывает и наклеивает готовые изображения; –

хорошо ориентируется на плоскости; – аккуратно выполняет работу. Ребенок получает 1 балл если: – знания и умения

работы с клеем не отработаны; – умения наклеивания готовых форм сформированы не до конца; – навыки

ориентирования на плоскости листа не закреплены. Ребенок получает 0 баллов если: – не знает и не умеет работать с

клеем, кисточкой; – не умеет составлять знакомые изображения в соответствии с сенсорными эталонами; – у него не

сформированы навыки ориентирования на плоскости. В связи с этим, высокий уровень— 7–10 баллов; средний

уровень— 4–6 баллов; начальный уровень— 0–3 балла.

23

Приложение №2

Консультация для родителей

«Что такое аппликация»

Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Если посмотреть

вокруг - книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки - всё это бумага. А если приглядеться повнимательней,

потрогать её пальцами, сжать в кулак, порвать, и вы заметите - она пластична, готова принять любую форму, лист

бумаги, будет послушен вам, и мы сможем создать фантастический, сказочный мир.

Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи,

растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон,

плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на

развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация бывает предметная (на лист бумаги приклеивается

один предмет, состоящий из нескольких частей), сюжетная (много разных предметов, объединённых единым сюжетом)

и декоративная (украшение какого-то предмета).

24

Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по

обработки бумаги:

сгибание;

резание;

разрывание и обрывание;

наклеивание.

Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. А вы занимаетесь с ребенком

аппликациями? Скорее всего, если и занимаетесь, то гораздо реже, чем просто рисование карандашами или красками.

Ведь это гораздо проще, нужно взять всего-то карандаши или кисть и бумагу... А для занятий аппликациями нужно

заранее подготовиться - придумать сюжет и сделать заготовки из бумаги...

Но зато аппликация из бумаги для детей:

Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения;

Разовьет конструкторское мышление – собрать целое из кусочков;

Разовьет тактильные ощущения и моторику, лучше использовать для таких аппликаций не только бумагу, но и

кусочки ткани, соломку, крупы, сухоцветы и т.д.;

Поможет в изучении цветов и форм;

Ребенок узнает на практике понятие слова "технология" - Ведь чтобы получить результат нужно сперва

потрудиться и сделать определенные действия - вырезать ножницами фигурку, намазать ее клеем, приклеить в

определенное место, посыпать крупой, раскатать и прилепить пластилин...

25

В действительности аппликацию делать совсем не сложно, и подготовиться можно за несколько минут, а можно и в

процессе занятия с ребенком.

Аппликация для малышей из салфеток

1. Нарисуйте контур картины на листе бумаги.

2. Пускай малыш мелко порвет салфетки или помогите ему в этом.

3. Вместе скатайте из кусочков салфеток шарики.

4. Налейте клей ПВА в неглубокую ёмкость. Дети берут шарик из салфетки, макают в клей

и

накладывают на изображение, стараются приклеивать шарик к шарику. В итоге получится

объемная и красивая картина. Начинающим малышам лучше предлагать сначала небольшие предметы и

увеличивать размер предметов по мере освоения навыков детьми.

Аппликация - игра из наклеек

Маленькие детишки очень любят разнообразные наклейки и этикетки. Изготовьте с ребенком "открытку" для бабушки,

дедушки или кого-то еще.

1. Подберите подходящие для открытки наклейки или марки. Наклейки могут быть любыми: геометрические фигуры

(выполняется декоративный узор), животные, цветы и т. д..

2. На небольшом листе бумаге напишите что-то простое, например: "Дорогая бабушка, я люблю тебя". Малышу

обязательно объясните, что вы написали, и что это означает.

3. Дайте ребенку наклейки и позвольте ему на свой вкус украсить будущую открытку. Можете немного ему помочь.

26

4. Подарите готовую открытку адресату.

Объемная аппликация для малышей

Занимаясь с ребенком аппликациями, можете научить его не только плоским изображениям, но и объемным. Объемная

аппликация выглядит более реалистично и воспринимается малышом гораздо лучше. Для изготовления объемных

аппликаций бумагу сначала лучше помять в руках, затем разгладить и вырезать нужную форму. Или вырезанные детали

накрутить на круглый карандаш и распустить. Далее эту форму нужно приклеить и можно дополнительно дорисовать

недостающие детали фломастерами или карандашами. Можно изготовить, например: божью коровку, жука или

черепашку...

Вот как пример "Лилия".

Для аппликации понадобятся:

1. Цветная бумага

2. клей

3. Пенопласт

4. ножницы,

5. карандаш

Как сделать объемную лилию:

Вырезаем листочек в виде сердца из зеленой бумаги. Далее из другого цвета бумаги вырезаем одинакового размера

лепестки. Можно ограничиться 6-ю лепестками, а можно сделать нашу лилию пышнее и объемистее, для этого

лепесточков нужно будет больше. Теперь каждый лепесточек поочередно наматываем на карандаш и приклеиваем по

27

центру зеленого листочка. Сердцевину делаем из кусочка пенопласта или же из др. материала (губка, цветная бумага,

шарик из салфетки) Все вот и Лилия!

Аппликация "Мозаика из кусочков бумаги"

Такая мозаика хорошо развивает мелкую моторику.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких

расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка,

позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. А так же развивает усидчивость.

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы

подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц

наклеивают на голубом фоне неба, а рыб – на фоне синей глубины реки или моря.

На бумаге нарисуйте контур изображения. Для деток помладше лучше рисовать какие-то предметы

без мелких деталей. Например: цветок, бабочка, сердечко. Теперь эту нарисованную фигуру

вырежьте.

Подготовьте маленькие кусочки цветной бумаги. Или дайте это задание малышу. Пускай он сам их подготовит, порвав

руками цветную бумагу или картинки из журналов. Можно также наделать кружочки с помощью дырокола.

Вырезанную форму смажьте клеем и наклейте на фон, затем заполните её кусочками из бумаги, предварительно

намазывая каждый клеем.

Для деток постарше можно аппликацию усложнить выбором более сложной фигуры.

Темы для мозаик: кораблик на реке, цветы в вазе, рыбки в аквариуме...

28

Приложение №3

Мастер-класс для родителей "Аппликация из салфеток "

Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую

обыкновенную крупу.

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани,

кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон,

плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на

развитие умственных и творческих способностей детей.

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага,

краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы

с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть,

ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить,

29

вырезывать,

Сегодня мы будем использовать для аппликации салфетки разного цвета и размера.

Основа - листы бумаги или картона (цветного или белого). Любого размера и формата, толщины или фактуры, самых

разнообразных конфигураций. Например, можно использовать те же картонные коробки. Кроме того, можно делать

объемные поделки из цветной бумаги, для которых основа не требуется.

Клей с кисточкой.

Для того, чтобы еще больше заинтересовать ребенка аппликацией, заранее продумайте их дальнейшую судьбу -

устраивайте дома выставки, чтобы родственники и гости могли восхищаться полученными шедеврами и хвалить

малыша, не забывайте также, что детская аппликация может стать замечательным первым подарком для бабушек и

дедушек.

Наступило лето, деревья оделись в зелёные наряды, зазеленела трава, распустились первые цветы.

Сегодня мы предлагаем вам сделать цветы. Одуванчики и ландыши. Мы приготовили для вас основу, салфетки, клей

ПВА, заготовки листиков цветов, бабочек.

Одуванчик.

Чтобы получился одуванчик, нам понадобятся салфетки зелёного, жёлтого, белого цвета ,клей ПВА, ножницы, листы

картона или цветной бумаги.

Разрезаем салфетки жёлтого и белого цвета на квадраты. Цветы у одуванчика крупные, поэтому квадраты должны быть

10х 10 см., для стебля можно нарезать квадраты разной величины. Всё зависит от того, каким будет стебель: прямым

или изогнутым, высоким или низким. Катаем из квадратов жгутики – это стебель у одуванчика. Приклеиваем на основу.

Теперь приступаем к изготовлению самих цветов одуванчика: катаем большие шарики из салфеток жёлтого и белого

цвета, приклеиваем их на стебель. Листики одуванчика заранее вырезаны из цветной бумаги зелёного цвета, бумагу

лучше брать двухстороннюю. Дополнить аппликацию можно бабочками. Во время занятия аппликацией с детьми

30

уточняйте у них цвет и размер цветов.

Наши одуванчики готовы.

Ландыши.

Для аппликации ландыши нам понадобятся салфетки белого, зелёного цветов, ножницы, клей ПВА, листы цветного

картона или цветной бумаги.

Стебель изготавливаем по такому же принципу, как у одуванчика. Катаем жгутики из салфеток зелёного цвета.

Приклеиваем жгутики-стебельки на основу.

Цветочки у ландыша- маленькие, поэтому салфетки разрезаем на квадратики 3х3 см. Теперь из них катаем маленькие

шарики и приклеиваем их с обеих сторон стебля. Листики вырезаем из цветной бумаги, приклеиваем к стеблю.

Дополняем оформление картины бабочками.

31



В раздел образования