Напоминание

Как провести урок русского языка интересно и познавательно


Автор: Опарина Юлия Олеговна
Должность: учитель русского языка и литератры
Учебное заведение: МОУ ИРМО Марковская СОШ №2
Населённый пункт: Иркутская область, Маркова
Наименование материала: статья
Тема: Как провести урок русского языка интересно и познавательно
Раздел: среднее образование





Назад




Как провести урок русского языка интересно и познавательно?

Ни для кого не секрет, что урок русского языка - один из сложнейших, трудоемких предметов в

школе и таит в себе огромное количество правил и исключений. Русский язык - является основным

предметом, его знание благополучно сказывается на изучении других предметов. По русскому языку сдают

устное собеседование в 9 классе, пишут обязательное сочинение, сдают ЕГЭ и ОГЭ - и всего этого не

избежать! Поэтому пред учителем русского языка стоит задача - сделать урок ярким, интересным,

запоминающимся и продуктивным.

Как же рождается интерес? Сначала возникает любопытство - срабатывает ориентировочно-

исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в

любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность

в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Интерес формируется и

развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее

объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Как сказал Скаткин М.Н.: «Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих

особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление

углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и

волевые устремления к их преодолению.»

Потеря интереса у обучающихся явятся одной из глобальных проблем современной школы.

Школьники сталкиваются с тем, что на уроках русского языка изучают лишь правила, но не рассматривают

язык во всем разнообразии его форм. Учащиеся учат массу правил, после закрепляют их упражнениями,

выполняют разборы, пишут сочинения, диктанты и так далее. Уроки чаще скучные и однообразны, а дети,

которые имеют проблемы с грамотностью, чувствуют себя неспокойно, не могут раскрыть себя и увидеть

красоту изучаемого предмета. Большинство выпускников школ впоследствии крайне редко вспоминают

уроки русского языка.

Как же заинтересовать учащихся на уроке русского языка?

Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна не только для учащихся

начальной школы, но в среднем звене и даже в выпускных классах, поскольку искренняя

заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного прохождения аттестации.

Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от

успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить

ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку

зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех - и сильных, и слабых?

Хорошее начало дня - половина дела. Начало урока должно быть активным, включающим обсуждение,

работу с ранее изученной темой, парную, групповую работу. Учащиеся знакомятся с задачами урока, можно

записать их на доске, обсудить устно, либо отобразить в презентации. В конце урока необходимо сверить

все ли удалось выполнить. Если урок урок начат с проверки домашнего задания, то лучше

организовать это в активной форме, а не просто по списку, или по рядам.

Желательно, чтобы урок русского языка состоял из заданий, направленных на отработку и контроль всех

видов речевой деятельности, причём начало и конец урока подразумевают активную работу, а в ходе урока

задания успешно чередуются в зависимости от поставленной задачи.

При планировании урока необходимо проанализировать, какие задание преобладают в учебники, а каких

недостаточно и заранее их добавить, чтобы не работать только с учебником и не выполнять монотонную

работу.

Не нужно бояться загружать учащихся! На самом деле они могут гораздо больше, чем вы думаете. Конечно,

в любом классе имеются отстающие, либо слабоуспевающие, но для Для таких детей необходимо заранее

подготовить более лёгкие задания или те же самые, но с другой целью.

Важно, чтобы учитель был «гибким», то есть быстро ориентировался в случае поломки оборудования,

усталости учащихся, неожиданных вопросов.

Один из главных врагов успешного урока - вялость учащихся, часто вызванная тем, что они могут

предсказать последовательность этапов урока, которая практически всегда неизменна. Необходимо порвать

эту цепь.

Не стоит продолжать выполнять упражнение после звонка на перемену, ради того чтобы поставить себе

плюс, что выполнили все запланированное, Луше без закончить урок на веселой ноте и оставить это задание

в квесте домашнего задания, либо перенести а следующий урок.

Учащимся важно понимать, что они буду изучать, для чего, и как полученные знания пригодятся

им в дальнейшем, а также чем полезен предмет в настоящее время. Ответив на эти вопросы, вы грамотно

сформируете мотивацию на весь период обучения.



В раздел образования