Автор: Подколзина Наталья Викторовна
Должность: преподаватель ДШИ
Учебное заведение: МБУ ДО "Территориальная детская школа искусств"
Населённый пункт: г.о. Серпухов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основы музыкальной педагогики
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Территориальная детская школа искусств»
г.о.Серпухов
Методическая разработка
на тему: «Основы музыкальной педагогики»
Разработала преподаватель
Подколзина Н.В.
Серпухов 2021 г.
Содержание
Введение……………..…………………………………………………………….3
1. Особенности музыкальной педагогики……………………………………….5
1.1. Исторические и методические аспекты музыкальной педагогики………..5
1.2. Психолого-педагогические особенности музыкального образования……7
1.3. Специфика музыкального образования……………………………………13
2. Практические аспекты преподавания музыки………………………………18
2.1. Особенности построения уроков музыки…………………………………18
2.2. Обучение музыке в школе………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
Введение
2
Актуальность
исследования.
В
современных
условиях
отмечается
интенсивное развитие теории музыкально-эстетического воспитания. Это
обусловливается коренными сдвигами в общественной, экономической и
культурной жизни страны.
В
настоящее
время
разработан
и
утвержден
Федеральный
Государственный образовательный стандарт образования, где одной из
образовательных областей является художественно-эстетическая, куда в свою
очередь включено и музыкальное развитие детей-дошкольников
В соответствии с основной образовательной программой дошкольного
образования, основная задача музыкального образования состоит в развитии
музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Общественный опыт любой области человеческой деятельности
отражается в определенных нормах, эталонах (в музыке нормы выражены в
нотной системе). Ребенок усваивает их в виде определенных знаний, и уже в
дошкольном возрасте дети усваивают простейшие представления и
приучаются действовать в соответствии с некоторыми нормами. Например,
они не только различают, но и воспроизводят музыкальные звуки в
соответствии с их высотой, длительностью и т. д.
Но, разумеется, сенсорным развитием не исчерпывается вопрос о
формировании мыслительных способностей, необходимых для успешной
музыкальной
деятельности.
Художественное
мышление
ребенка
тесно
связано с практическим освоением окружающего, которое отражается в их
сознании, художественных представлениях, понятиях, суждениях.
Вот
почему
уже
на
этапе
дошкольного
детства
музыкальное
образование и воспитание должно осуществляться компетентным человеком
в области музыкальной деятельности, то есть имеющим музыкально-
педагогическое образование и владеющим современными методами и
технологиями преподавания музыки.
3
В
определении
методов
«Теория
и
методика
музыкального
образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора
методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от
особенностей содержания образовательного материала (его сложности и
новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а
также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами
«Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы,
обусловленные
эстетической
сущностью
и
интонационной
природой
музыкального искусства.
Степень разработанности: Данной теме посвящены труды таких ученых, как
Каузова А. Г., Стулов И. Х., Уткин Б. И., Фридкин Г., Шиндина, Н. Г.,
Авдиенко Т. А. и ряда других.
Цель исследования – анализ теоретических и практических аспектов
преподавания музыки.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты преподавания музыки,
- выявить практические аспекты преподавания музыки
1.Особенности музыкальной педагогики
1.1. Исторические и методические аспекты музыкальной педагогики
4
История развития музыкальной педагогики определяется как история
развития системы общего музыкального образования и процесса воспитания
детей. Основы приведенной системы зародились еще во времена глубокой
древности в виде устных типов музыкальной деятельности. За все время
формирования системы музыкальное образование разделилось на два
следующих метода:
- первый, чья основа была взята из устных музыкальных традиций;
- второй, образовавшийся на фундаменте письменных музыкальных
традиций.
Метод обучения, который в своей сути основывается на устных
музыкальных традициях, представляет собой прямого преемника народных
традиций и заключается в пении и присущих ему коллективных вариантах
исполнения, а также в импровизации. Метод, возникший на базе письменных
музыкальных традиций, сформировался в качестве результата возникновения
понятия нотной письменности и развития инструментального искусства в
целом [5].
До 17 века устная форма обучения потеряла свою былую значимость и
была практически полностью вытеснена новыми методиками из
педагогической практики. Вместо забытого способа обучения пришла
определившая способ обучения музыке профессиональная музыкальная
деятельность. В течении 17 века искусство исполнения становится более
индивидуально направленным. Возникает понятие узких специалистов,
работающих лишь в своей области, в качестве примера подобных людей
можно привести композиторов, а также исполнителей и слушателей.
Приблизительно в это же самое время появилась сцена, чья цель
заключалась
в
отделении
исполнителя
от
присутствующих
в
зале,
расположение дирижера стало предполагать его положение спиной к
слушателям, а солист начал на память исполнять произведения других
5
композиторов в своем стиле. Все вышеперечисленное является результатом
начинающегося зарождения ранее не существующего типа музыкальной
деятельности, а именно искусства интерпретации.
Музыкально-педагогические
комплексы,
а
также
совокупность
практического и теоретического опыта русских музыкантов в первую
очередь имели отношение к процессу организации музыкальных средств. В
районе середины 19 века музыкальная культура России разделилась на две
самобытные ветви, в качестве которых выступали городская и крестьянская
культуры.
В совокупности данная пара музыкальных культур стала неким
фундаментом, на основе которого сформировалась новая русская
музыкальная школа. 60-е годы 19 века выделились тем фактом, что
различные русские общественные деятели и музыканты вложили много
своего труда в организацию музыкального обучения детей на рациональных
началах. Их логика строилась на том, что, по их мнению, каждый ребенок
обладал определенной предрасположенностью к музыкальной деятельности.
Их цель заключалась в образовании единой музыкально-педагогической
системы, которая стала бы пригодной в одинаковой степени и для
любителей, и для будущих профессионалов. В рамках проводимого учебного
процесса планировалось сделать упор на национальные музыкальные
традиции. Стоит также обратить внимание на тот факт, что речь всегда шла
лишь о коллективной форме обучения музыке, но никогда не о развитии
способов индивидуальной подготовки. К началу 1917 года реформа
российского музыкального образования находилась в практически готовом
состоянии [11].
Однако в результате произошедшей революции весь процесс претерпел
существенный “откат”. Видение культуры у представителей новой власти
кардинально отличалось от видения реформаторов и подразумевало ее
6
существование в форме просветительства. Она заключалась на клубной
работе и ее вектор был направлен на нечто среднее.
Музыкальное образование представляет собой такую систему, смысл
которой заключается в объединении музыкального воспитания, обучения и
развития. Главные исследования в рамках современного музыкального
образования определяются в виде следующих направлений:
определение возможностей педагогики искусств в сфере музыкального
воспитания;
исследование профессиональных качеств личности педагога;
исследование
сущности,
достижений,
типов
и
специфических
особенностей профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Российская система охватывает следующие формы музыкального
образования:
общее музыкальное образование;
дополнительное образование.
Каждая из образовательных музыкальных программ помогает в
процессе выработки у учащихся любви и искреннего интереса к музыке как к
искусству, способствует развитию музыкально-слуховых представлений и
практических
музыкальных
навыков,
в
число
которых
входят
исполнительские, аналитические, а также слуховые. В рамках музыкальной
педагогики общие или же стандартные принципы педагогики уживаются со
специфическими техниками и формами преподавания.
1.2. Психолого-педагогические особенности музыкального образования
Основные аспекты музыкальной педагогики можно записать в виде
следующего перечня:
- воспитывающее обучение; научность обучения;
- системность проводимого обучения;
7
- прочность передаваемых знаний, умений и навыков;
- сугубо индивидуальный подход.
Для успешного обучения и воспитания детей педагогу необходимо
хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности их развития,
владеть педагогическими знаниями, уметь правильно и своевременно
использовать эти знания в практической работе. Современная педагогика
рассматривает
обучение
как
комплекс
трёх
основных
функций:
образовательной, воспитательной и развивающей.
Образовательная функция состоит в привитии учащимся знаний,
навыков
и
умений.
Воспитывающая
–
предполагает
использование
содержания,
методов
и
форм
организации
учебного
процесса
для
формирования у учащихся трудовых, нравственных, эстетических и других
качеств личности. Развивающая функция направлена на развитие всех
физических и духовных сил и способностей учащихся в ходе познавательной,
общественно-трудовой
и
других
видов
предметно-практической
деятельности [11].
Учение, обучение – это прежде всего деятельность. Деятельность
системна и основывается на отдельных функциях обучающегося: память,
внимание, мышление и других. Показателем деятельности в процессе
обучения выступает действие, имеющее ту же структуру, что и деятельность:
цель, мотив, объект, образец… Формирование познавательных возможностей
обучаемых осуществляется путём усвоения видов и способов конкретной
познавательной деятельности.
Обучение включает совместную деятельность обучающего (педагога) и
обучающихся (учеников).
Основой
обучения
является
активная
самостоятельная
учебная
деятельность ребёнка, иными словами – учебная деятельность должна
рассматриваться как источник саморазвития личности. Все основные
8
изменения поведения и деятельности ребёнка в процессе его возрастного
развития представляют собой факты научения.
Хочется вспомнить, что основной из важнейших частей педагогики
является дидактика – теория образования и обучения, имеющая, своим
предметом процесс обучения учащихся, его цели, принципы, содержание,
методы и организационные формы. Принципы дидактики формируются на
основе целей обучения и его закономерностей.
Основные принципы дидактики:
–– воспитывающий характер обучения; принцип научности обучения;
–– системность и последовательность обучения; единство доступности
и трудности;
––
сознательность
и
прочность
обучения;
принцип
активности
учащихся;
––
наглядность
обучения;
учёт
возрастных
и
индивидуальных
особенностей учащихся.
Наряду с принципами дидактики выделяются основные правила
обучения, например: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от
известного к неизвестному. Соблюдение этих правил делает обучение
доступными и эффективным, все принципы обучения тесно связаны между
собой и действуют в учебном процессе в неразрывном единстве.
Как
уже
отмечалось,
развитие
является
одним
из
основных
педагогических понятий. Общее развитие ребёнка – единство развитий
физического,
психического,
умственного,
идейно-нравственного,
эстетического… Обучение игре на музыкальном инструменте, к примеру,
способствует музыкальному развитию ребёнка и, соответственно, его
эстетическому развитию [12].
В процессе работы с детьми каждый педагог должен ясно себе
представлять, что детский организм находится в постоянном развитии, что
9
физические и психические особенности детей изменяются с возрастом и что
на эти изменения влияют также изменения условий жизнедеятельности.
В возрастной и педагогической психологии определены периоды
развития ребёнка: младенческий (до 1 года), ранний детский (1-3 года),
дошкольный (3-6 лет), младший школьный (6-10 лет), подростковый (11-15
лет), старший школьный (16-17 лет).
Отмечу
основные
возрастные
особенности
физиологического
и
психического развития детей школьного возраста.
1. Младшие школьники
–– изменения во всех органах, формирование изгибов позвоночника.
Вследствие этого следует остерегаться искривления позвоночника –– следить
за правильностью посадки ученика с инструментом, при переписке им нот.
–– быстрее развиваются крупные мышцы, чем мелкие, поэтому
характерна быстрая утомляемость рук, вследствие этого необходима строгая
регламентация времени практических занятий с инструментом, как в классе,
так и дома.
––
резкая
психологическая
перестройка
с
началом
школьной
деятельности –– включение в процесс обучения: увеличение потока
информации,
усиление
требований,
расширение
обязанностей
(дополнительно к этому ещё и занятия музыкой);
–– обострение восприятия, в процессе обучения восприятие становится
всё более целенаправленным и управляемым (педагогу необходимо умело
использовать эти изменения); преобладание наглядно-образной памяти над
описательной (для этого используются игровые формы и иллюстрированный
материал);
–– развивается способность воображения (для этого используется
программная музыка в учебном репертуаре); мышление развивается от
наглядно-образного к понятийно-логическому (соответственно меняются и
методические приёмы в обучении);
10
2. Подростки
–– бурный рост и развитие организма, идёт процесс окостенения
скелета,
––
несоответствие
в
развитии
сердечно-сосудистой
системы
приводящее нередко к головокружениям, быстрой утомляемости из-за
временных нарушений кровообращения. Вследствие этого необходима
регламентация всех форм занятий, музыкальных в том числе, процесс
полового созревания,
–– неравномерность физического развития, нервной системы приводит
к повышенной возбудимости, раздражительности, высокая активность,
проявление
энергии,
стремление
к
творческой
деятельности,
и
самостоятельным действиям,
–– расширение связей с внешним миром, значительные сдвиги в
психическом развитии, развитие памяти и внимания, усиление способности к
аналитическому и абстрактному мышлению,
–– рост сознания собственного достоинства.
Задача
педагогов
––
умело
направлять
растущую
активность
подростков, способствовать развитию их познавательных интересов.
3. Старшеклассники
–– завершение (в основном) физического развития, замедление роста
тела, окостенение скелета, уравновешивается кровяное давление,
–– устанавливается ритмическая работа желёз внутренней секреции,
нарастает мышечная сила,
–– половое развитие подходит к зрелой стадии, значительные
психологические изменения [12]
Прежде всего,
происходит становление человека,
формирование
духовных качеств личности, самосознания, самооценки. Как отмечает
известный психолог И. Кон – «…важнейший психологический процесс
юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я».
11
На ряду с проявлениями эгоцентризма (исключительности своего «я») –
развитие дружбы, товарищества, коллективизма. Это период активного
включения в общественную жизнь, романтики, мечтаний, дерзаний и
творческой инициативы, когда начинаешь всерьез задумываться о своей
будущей профессии.
Вышеприведенные
общие
возрастные
особенности
развития
школьников
должны
обязательно
учитываться
всеми
педагогами,
работающими с детьми, независимо от характера и направленности учебной
деятельности особенно при построении учебного процесса, в содержании
обучения, в выборе форм и методов воспитательного воздействия.
В
то
же
время,
не
следует
воспринимать
эти
особенности
догматически, применительно к каждому школьнику. На фоне общих
закономерностей
возрастного
развития
необходимо
всегда
учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагог должен мыслить и
действовать на основе диалектики. Общение, работа с детьми, это
неиссякаемый источник наблюдений, открытий, накопления педагогического
опыта.
Проблема
учета
возрастных
и
индивидуальных
различий
в
музыкальном обучении детей остается еще недостаточно разработанной, но
тем не менее музыкальное обучение детей должно осуществляться с учётом
психофизических особенностей разновозрастных групп [15].
Обучение детей игре на музыкальных инструментах процесс сложный,
длительный
и
трудоёмкий.
Каждому
педагогу
известно,
как
трудно
поддерживать внимание ребёнка в течение занятия. А ведь его ещё
необходимо научить самостоятельной работе над заданием. Задача педагога –
научить ребёнка сосредотачиваться в своём занятии. Таким образом, задача
воспитания внимания одна из основных в обучении. Причём эта задача
должна решаться педагогом с учётом психологических особенностей ребёнка
– как возрастных, так и индивидуальных. Приведу пример одного из
12
методических приёмов по организации внимания. Педагог, основываясь на
какой-то определённой потребности ребёнка, усиливает эту потребность, тем
самым усиливает раздражение, возбуждение, создаёт доминантный процесс.
После нескольких повторений этот процесс становится привычным, так
последовательно воспитывается произвольное внимание. Постепенно, вместе
с ростом, ребёнок приучается под влиянием педагога сосредотачивать своё
внимание на процессе занятий. Причём, чем разнообразнее этот процесс, тем
с большим интересом, а, следовательно, и вниманием участвует в нём
обучающийся.
Следует принимать во внимание и психофизические различия между
мальчиками и девочками.
Мальчики
менее
усидчивы,
менее
дисциплинированы,
более
возбудимы. Педагогу приходится уделять им большее индивидуальное
внимание, постоянно поддерживать в них интерес к занятиям. Рекомендуется
также использовать тот факт, что дети младшего возраста, особенно
мальчики,
больше
концентрируют
своё
внимание
на
зрительных
впечатлениях,
чем на
слуховых. Они
быстро
устают,
внимание
их
притупляется, поэтому в занятиях с детьми младшего возраста необходимо
включить больше игровых моментов связанных с музыкальной ритмикой, с
движением, с опорой на элементы собственного творчества, процесс занятия
строить по нарастающей линии [11].
Одной из главных задач в занятиях музыкой с детьми является задача
воспитания
и
развития
интереса.
Если
интерес
есть
и
постоянно
поддерживается педагогом, можно достичь и воспитания всех необходимых в
обучении
качеств,
таких
как
внимание,
воображение,
восприятие,
сосредоточенность, интеллектуальная активность и т.д. И постепенно,
используя
и
поддерживая
любовь
ребенка
к
музыке,
научить
его
воспринимать задания как новое, интересное, увлекательное и в то же время
необходимое. Только на такой основе занятия музыкой, несмотря на
13
связанный с этим труд, могут перерасти в увлечение в радостную творческую
деятельность.
1.3. Специфика музыкального образования
Музыкальное образование на современном этапе рассматривается как
система, объединяющая музыкальное воспитание, обучение и развитие.
В современной научно-методической литературе в сфере эстетического
образования
широко
представлены
общие
достижения
в
области
музыкально-педагогических
исследований
и
обозначены
основные
направления эффективной и качественной деятельности учителя-музыканта.
Так, Э.Б. Абдуллин отмечает, что учителю музыки сегодня важно владеть
«..профессиональным
тезаурусом
педагогики,
что
является
одним
из
показателей профессионализма, т.к. помогает с профессиональных позиций
анализировать
специальную
литературу
по
вопросам
музыкального
образования и активно участвовать в обсуждении его насущных проблем...».
[1]
Выделим основные аспекты исследований в сфере современного
музыкального образования: изучение возможностей педагогики искусства в
музыкальном
воспитании,
изучение
приоритетных
профессиональных
качеств личности учителя, изучение сущности, видов, достижений и
особенностей профессиональной деятельности учителя - музыканта.
Отечественная система музыкального образования включает в себя как
общее музыкальное образование, так и дополнительное, предназначение
которого – в реализации дополнительных образовательных программ в
интересах личности, общества, государства. Образовательные музыкальные
программы направлены на воспитание у учащихся интереса и любви к
музыке,
на
формирование
их
активных
музыкально
–
слуховых
14
представлений
и
развитие
практических
музыкальных
навыков
–
исполнительских, слуховых и аналитических [11].
Таковыми являются:
-
всестороннее
изучение
авторских
педагогических
методик
и
различных форм музыкально-педагогической деятельности, направленных на
повышение интереса у учащихся к предмету и мотивации к обучению,
- изучение творческого опыта педагогов – музыкантов на примере
показательных уроков и мастер - классов по предметам музыкально –
образовательного цикла.
Педагогические исследования музыкально-практической деятельности
на современном этапе, проведенные автором этой статьи, позволяют
отметить следующее:
- Методика преподавания музыкальных дисциплин развивается с
учетом
новейших
достижений
современной
психологии
развития
музыкальных способностей;
- Имеется тенденция воспитания «открытого» слуха, т.е. способного
воспринимать и переключаться на музыку разных стилей, в том числе XX и
ХXI века;
-
В
педагогической
и
научно
–
методической
литературе
–
прослеживается
процесс
взаимообогащения
и
взаимовлияния
методик
различных школ, в том числе и зарубежных;
- Разрабатываются методики преподавания музыкальных дисциплин с
использованием в образовательном процессе специальных развивающих
компьютерных программ.
Музыкальное
образование
также
напрямую
затрагивают
инновационные процессы, при этом, в современной музыкальной педагогике
прослеживается основная цель исследований [17]:
-
изучить
представленный
к
внедрению
в
практику
научно-
методический и музыкально-педагогический материал,
15
- на основе изученного обозначить ведущие методы преподавания и
определить наиболее значимые этапы проведения музыкального урока с
точки зрения современных педагогических технологий,
Для этого ставятся следующие задачи:
1. изучить основные аспекты музыкальной педагогики: формы, методы
и подходы к обучению музыке на современном этапе;
2. определить наиболее востребованные методики преподавания
музыки и изучить их практическое применение в образовательном процессе.
Необходимо отметить, что в музыкальной педагогике присутствуют
как общие принципы педагогики, так и особые формы и методы
преподавания. Основной вопрос многолетних исследований в музыке –
процесс взаимодействия учителя и ученика. Для передачи знаний о музыке -
адаптируются формы и методы, сложившиеся в общеобразовательной школе.
Для усвоения же самой музыки и овладения практическими музыкальными
умениями и навыками - требуются особые формы организации обучения, а
также методы и средства, отвечающие специфике содержания музыкальных
дисциплин. Основные принципы музыкальной педагогики, о которых
упоминает А. Лагутин, «стоят наравне с общедидактическими»[12], а
именно: воспитывающий характер обучения, научность и систематичность
обучения, прочность прививаемых знаний, умений, навыков,
индивидуальный подход к каждому ученику. «Педагогика искусства», - как
отмечает А. В. Школяр, по сравнению с общей педагогикой, отстаивает свое
право соединять методы преподавания основ музыкальной науки в тесном
единении с инновациями. [23]
В музыкально-педагогических исследованиях на современном этапе
определилась главная задача педагога – музыканта –постоянный поиск
наиболее результативных методов и путей воспитания и обучения каждого
отдельного ученика.
16
О психологическом аспекте педагогических методов, пишет в книге
«Музыкальные способности» Д.К. Кирнарская: «Учитель музыки – это
полководец, ведущий к победе, которая еще далека. Он вынужден
психологически приближать ее, не давать отчаиваться и поддерживать веру в
конечный результат... учителю приходиться одухотворять все скучные и
тягостные моменты обучения... Альфа и омега учительства – любовь к
ученику и понимание трудностей, которые ученик переживает...».[4]
Ввиду того, что в современной музыкальной педагогике предоставлены
самые широкие возможности применить свои знания, опыт и педагогические
умения, педагогу-музыканту необходимо определиться со способами и
методами решения поставленных перед ним общепедагогических и
узкопрофессиональных задач. Изучение методик, представленных сегодня к
внедрению в музыкально-педагогическую практику, позволило автору
данной статьи сделать выводы о том, что успешная деятельность
преподавателя - музыканта базируется на аналитических и практических
методах обучения. Об этом пишет А. Лагутин: «...Очень органичны для
музыкального обучения практические методы...Овладение как
исполнительскими, так и слуховыми умениями и навыками осуществляется
посредством специальной системы упражнений в постоянной практике...»,[2]
«Практические методы обучения, реализуемые через систему различных
приемов – одно из эффективных средств музыкальной педагогики,
позволяющей школьникам овладеть многими музыкальными умениями»,
отмечает далее А. Лагутин.
Музыкальная педагогика сегодня базируется и на активизации у
учащихся творческо-поисковой активности. В.Н. Говор (Балтийская
Академия экологии культуры и искусства) считает, что будущее
музыкальной педагогики – за аналитическим методом, а педагог становится
«...организатором самостоятельных поисков учеником новых музыкальных
ощущений...Такое положение вещей ..не угнетает творческое начало ученика,
17
а стимулирует и развивает его...Подобные подходы, отражающие
направленность деятельности педагога-музыканта на творческое,
гармоничное развитие личности ученика - все более глубоко осознается в
педагогике, однако они пока не получили широкого распространения в
музыкально-педагогической практике...».[16]
Таким образом, по мнению автора статьи, соединение практического
метода обучения с аналитическим – является основной задачей, стоящей
сегодня перед педагогом-музыкантом. Для успешного решения этой задачи
на современном этапе педагогу необходимо не только знать методику
преподавания своего предмета, но и владеть педагогической техникой, «т.е.
системой методов и умений, владение которыми позволит ему стать
мастером своего дела». [2]
2.Практические аспекты преподавания музыки
2.1Особенности построения уроков музыки
Педагоги считают музыку важным предметом учебной программы.
Причины тому:
Дисциплина. Осваивать инструмент нужно регулярно, в школе и на
дому.
Развиваются интеллектуальные способности, пластичность сенсорных
систем.
Ребенок
запоминает
нотный
текст,
тренируя
логическую,
визуальную, слуховую, эмоциональную память. Управляет звуковыми
фигурами, лучше работает с большим объемом информации.
Поняв структуру музыкального произведения, ребенок быстрее освоит
технические науки.
Занятия в коллективе развивают коммуникативные навыки детей.
Общее дело сближает и помогает завести друзей и единомышленников.
Через музицирование ребенок выражает себя творчески.
18
Растет культурный уровень. На уроках школьники узнают о великих
композиторах, произведениях.
Развитое мышление и терпение пригодятся в каждой сфере. А навыки
и эрудиция впечатлят собеседника.
Для эффективного обучения в начальной школе разработали методику
преподавания музыки.
Наиболее популярные способы:
- Копирование процесса. Ученик ставит себя на место композитора.
Отвечает на вопросы: что я хочу донести? Почему? Интересно ли это
остальным?
- Импровизация. Учащиеся выбирают инструменты, ярче выражающие
замысел автора, раскрывают персонажей. Исполняют песни, имея только
слова. Таким образом, дети становятся на место композитора, пропуская
песню, мелодию через себя.
- Анализ произведения. Прослушав начало, ученики выдвигают
теорию, как разовьется музыка дальше, чувствуют и мыслят от содержания.
Идею развития переносят на звучащее произведение.
- Отождествление. Перенос образов, эмоций произведения на себя.
Ребята проживают события, о которых рассказывает композитор.
- Цвет – образ. На уроках размышляют о мелодии с помощью цвета.
При прослушивании определяют цветовую гамму произведения, характер.
Затем дети переносят ощущения на изображение.
Для первых характерно иллюстративное обучение. К нему относят:
- Прогноз и возвращение к пройденному. Показывает связи между
различными темами. Создает гармоничное представление малышей о
единстве музыкального произведения [10].
- Обобщения. В приоритете: понять базовые составляющие о музыке.
Эмоциональная драматургия. Развитие чувствительного отношения к музыке.
19
-
Создание
художественного
контекста. Развитие
музыкальной
культуры через другие сферы: природу, историю, другие области искусства.
Жизненные ассоциации. Эмоциональное состояние детей максимально
приближают к состоянию героя произведения.
- Наложение. Устанавливают связь между музыкой и литературой.
Настроение
литературного
персонажа подчеркивают
музыкально.
Полифонический
метод.
Цель
–
сохранять
музыкальное
внимание
продолжительное время.
Интонационно насыщенные методы:
- Размышление о музыке. Цель – развить у детей духовные ценности.
Выбирают проблему, которую решает музыка, ищут решение сами.
-
Проблемное
изложение
материала.
Ученики
развивают
самостоятельность в поиске новой информации. Учитель создает ситуацию,
раскрывающую противоречия известных знаний и новых явлений.
- Переинтонирование. Формирует музыкальное мышление на основе
интонаций. На уроках изучают явления, свойственные композиторам. Это
помогает
определить
автора
в
незнакомой
композиции
и
создавать
произведения в определенном стиле.
- Создание шедевров. Дети постигают логику композиции, это
помогает создать что-то свое.
Также среди школ России завоевала популярность Вальдорфская
система. В Москве более 20 лет работает ряд школ, практикующих данный
метод.
Основа Вальдорфской педагогики заключается в том, что практика —
главный и первый шаг в изучении предмета, из практики вытекает
теоретическое знание.
Карл Орф создал не менее известную технологию музыкального
образования, не зависящую от способностей детей. Ее суть в развитии
воображения, в простом музицировании. Проведение урока сопровождается
20
не только игрой на инструментах, но и движениями: хлопками, топотом и т. д
[11].
Это делает занятие класса музыки в школе занимательным процессом
Структура урока
Проведение занятия осуществляют поэтапно:
1.
Детям объясняют новую тему. Раскрывают цели, задачи.
2.
Изучают материал.
3.
Закрепляют.
4.
Проверяют, насколько ученики запомнили новую информацию.
5.
Задают домашнее задание.
6.
Проводят аттестационное занятие.
Чаще занятия включают все 6 этапов. При необходимости учитель
корректирует структуру урока музыки: проводит аттестационную работу,
повторяет пройденное или только объясняет новую тему.
Виды деятельности на уроке музыки:
- Индивидуальный подход: каждому ученику подбирают персональное
задание, в зависимости от его способностей.
- Фронтальный вид деятельности: ученики выполняют одинаковую
работу. Позже класс общается, обсуждает результаты, сравнивает. Дети
учатся
размышлять,
аргументировать,
находить
ошибки
в
чужих
рассуждениях.
Развиваются
коммуникативные
навыки,
чувство
коллективизма.
Групповая форма: коллектив делят на маленькие группы для решения
конкретных задач.
В музыкальном воспитании каждый метод по-своему полезен и
необходим.
Для
прочного
усвоения
информации
преподаватель
музыки
задействует как можно больше чувствительных органов.
Визуальные средства делят на виды:
21
- Изобразительные: картинки, портреты, фотографии.
- Графические: таблицы, схемы.
- Мультимедиа приложения: фильмы, мультфильмы.
Все чаще к урокам музыки добавляют презентации.
Широкий выбор дистанционных инструментов на уроках музыки
предоставляет МЭШ – Московская электронная школа. Сервис позволяет
вести виртуальный дневник, конспект урока, план, знакомиться с нужными
материалами в удобном формате, в т. ч. и видео.
Каждый урок включает:
- ознакомительную часть;
- воспроизведение; изучение.
Активным и непоседливым школьникам младших классов слушать
учителя трудно. Важно приучить детей к мысли, что для прослушивания
музыки в кабинете нужно сидеть тихо, ибо настоящая мелодия рождается в
тишине.
Другая форма работы над песней — исполнение.
Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей
является пение. Важно отметить, что вокал на кружках, уроках является
коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга.
Выбор песни для разучивания не произволен. Особенно тщательно
подбираются произведения для младших школьников.
Форма их должна быть лаконична. Музыка – с четко прорисованным
мелодическим рисунком. Ритм – простой с чередованием не более трех видов
длительностей.
Таким
критериям
обычно
отвечают
народные
песни,
частушки [15].
Стадии разучивания песни на уроке музыки:
1.
Прослушивание.
2.
Анализ.
3.
Запоминание.
22
4.
Исполнение.
Стадии изучения теории:
1.
Объяснение.
2.
Закрепление.
3.
Повторение.
4.
Обобщение.
5.
Применение на практике.
Способы прочувствовать произведение:
аудио и видеозаписи, слайды;
сравнение с другими произведениями;
выражение музыки в рисунках, рассказах.
В
процессе
всех
форм
деятельности
дети
узнают
закономерности музыкального
языка,
знакомятся
с
основами
нотной
грамоты, учатся сами исполнять мелодии.
Особенности анализа урока музыки
Анализ урока музыки предполагает рассмотрение:
целей, задач, содержания занятия;
личных качеств педагога
Варианты анализа бывают разными. Помогают ориентиры:
насколько педагог заинтересовал детей, вовлек их в активный процесс;
усвоение музыкальных знаний учениками;
формирование вокально-хоровых умений;
умение исполнять, импровизировать, устно и письменно высказывать
свои впечатления.
При анализе обращают внимание на такие моменты:
насколько дети заинтересованы;
сколько нового материала усвоено;
развитие исполнительских навыков.
23
Также оценивают эмоциональный фон урока: насколько участники
довольны процессом.
Обязанность учителя не только раскрыть творческий потенциал детей,
но и наставлять, направить на верный путь. Для этого и созданы
дидактические материалы.
2.2. Обучение музыке в школе
При составлении учебной программы по музыке, выборе учебников
российские школы ориентируются на ФГОС.
Популярностью среди педагогов пользуется книга Апраксиной О. Л.
«Методика музыкального воспитания в школе».
Краткое содержание курса:
Становление музыкального образования. Его цели и задачи.
Уроки музыки в 19–20-х веках, в советское время.
Учебные программы 1970–1981 гг.
Методика музыкального воспитания в 1, 2 классах.
Музыкальное воспитание в 3 классе.
Занятия для 4 класса.
Уроки в 5, 6, 7 классах.
Общие вопросы музицирования.
Современные взгляды на музыкальную грамотность в школе.
Восприятие музыки и разбор с детьми.
Хоровое пение как вид исполнительского искусства.
Тенденции музыкального образования.
Музыкальное воспитание в других странах.
Основной формой организации обучения является урок. Выбор формы
урока зависит от содержания рассматриваемого материала, художественно-
педагогической задачи. Каждый семестр завершается контрольным или
24
зачетным уроком, тема которых звучит так: «Осознание накопленного
методического опыта. В содержание таких уроков в обязательном порядке
включаю прослушивание составленных студентами фрагментов уроков, при
этом использую ролевые игры. Данный курс разворачивается как единый
предмет, методика не выделяется в отдельный блок.
Поэтому особую ценность имеют практические занятия, в ходе
которых широко использую пение с дирижированием под фонограмму,
тематические викторины, игру на детских музыкальных инструментах. На
уроках-зачетах,
с
целью
проверки
знаний
теоретического
материала,
использую форму взаимопроверки в парах, с последующим оцениванием
друг друга.
Считаю, что форма зачета способствует развитию у студентов
логического мышления, памяти, способности к анализу, формированию
самоконтроля и адекватной самооценки. Однако, помня об изначальной цели
своего предмета викторинами, зачетами, контрольными уроками стараюсь не
злоупотреблять. Считаю, что самым эффективным средством воздействия на
обучающегося, его душу является урок-образ, опирающийся на принципы
художественной педагогики искусства. Им я отдаю особое предпочтение, так
как в ходе таких уроков широко используется фронтальная форма
организации деятельности, вследствие чего у меня появляется возможность
взаимодействовать одновременно с каждым студентом в группе, где каждый
может высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Уроки-образы
отличаются тем, что они разворачиваются как единый спектакль, единая
художественная
и
духовная
деятельность
преподавателя
и
студента.
Студенты не пассивные слушатели, а участники спектакля, а точнее –
соавторы. Основные требования к уроку образу:
- целостность урока на основе художественной идеи, тематических и
интонационных связей;
25
-
оправданность
логических
связей,
контрастов,
сравнений
и
сопоставлений;
-
умение
создать
обстановку
для
общения,
диалога,
обмену
впечатлениями; - мастерство ведения урока:
выразительность и образность речи, артистичность, образность;
-
обеспечение
единства
учебно-воспитательного
процесса,
неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на
культуру чувств. Лично для меня уроки-образы интересны тем, что каждый
этап и элемент соотносится с целым, с художественно-педагогической идеей.
Большое значение приобретает стиль и манера общения преподавателя,
который является режиссером и актером, зрителем и собеседником, но
никогда – информатором. В качестве примера использования технологии
развивающего обучения приведу фрагмент урока с элементами дискуссии.
В работе с молодежной аудиторией особое внимание преподавателя
центрируется
на
духовных
преобразованиях
молодых
людей,
на
индивидуальных изменениях.
Вопросы становятся более глубокими и философскими. Вопросы,
возникающие на уроке, могут быть направлены на всплеск ассоциаций, на
жизненные проблемы, поставленные в художественном произведении; на
улавливание внутренних связей искусств; на мироощущение и жизненное
кредо автора; на нравственные проблемы, на осознание взаимосвязи
художественных деталей.
- Можно ли разговаривать молча? А можно ли говорить и не слышать
друг друга? (Квартет № 2 Бородина, «Вокализ» Рахманинова и др.)
- Что важнее для тебя, «что» тебе говорят или «как»? - Сколько языков
у человека? А у природы? Давайте поговорим взглядом, жестом...
- Почему в рок - опере А. Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина
Мурьеты» при появлении Терезы звучат оперные арии, а при появлении
солдат — ритмы?
26
- Проследите, в какие периоды развития человечества преобладал
ритм, а в какие — мелодия?
С чем это связано? Кто ты? Ритм или мелодия? - В каком возрасте
находится наше Человечество? Детство, Зрелость, Старость? (по музыке
Баха) –
Что важнее — ум или сердце, знание или понимание? - Почему
Мефистофель потребовал у Фауста душу, а не ум? - Что больнее — громкий
плач или слезы, свернувшиеся внутри? (прелюдия Шопена);
-
Почему
Бах,
Шекспир,
Микеланджело
вечны?
(Потому,
что
моральный климат планеты меняется очень медленно);
- Можно ли увидеть прошлое и будущее? А музыка ясновидящая?
- Композитор, поэт — это состояние души или образование? Где
рождается красота? Послесловие: на примере представленного фрагмента
можно увидеть, что обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от
сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через
коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне
трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и
структурировать содержание, чтобы при работе с ним студенты испытали
максимальное умственное и эмоциональное напряжение. Мера трудности
варьируется в зависимости от возможностей каждого учащегося. Но сначала
каждый должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и
вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность, где ребята либо
находят ответ, либо спорят с автором.»
27
Заключение
Главная
тема
значительной
части
проводимых
в
музыкальной
педагогике исследований представляет собой тему процесса взаимодействия,
происходящего между педагогом и учеником. Основная цель любого
педагога-музыканта заключается в непрекращающемся поиске дающих
максимальный эффект техник и вариантов обучения и воспитания каждого
отдельного подопечного.
Для того, чтобы иметь возможность передавать музыкальные знания
необходимо адаптировать уже существующие в общеобразовательной школе
методы под определенные условия. Несмотря на это, с целью усвоения самой
музыки
и
получения
практических
навыков
и
умений
необходимо
озаботиться на тему специфических форм организации обучения, а также
методов и средств, которые бы соответствовали особому содержанию
музыкальных дисциплин.
Музыкальная педагогика основывается в том числе и на активизации
творческо-поисковой активности у учащихся. Ключевым фактором в данной
ситуации можно назвать аналитический метод обучения, в условиях которого
педагог
представляет
собой
организатора
поиска
ребенком
новых
музыкальных
ощущений
собственными
силами.
Приведенный
метод
оказывает стимулирующее воздействие и развивает творческое начало.
Совокупность
практического
и
аналитического
методов
обучения
определяется в качестве главной задачи, с которой сталкивается педагог-
музыкант. Для достижения данной цели от педагога требуется не только
владение методикой преподавания своего предмета, но также и владение
педагогической техникой.
28
Список литературы
1.
Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков.
Репертуар. Методика / Ю.Б. Алиев. - М.: Книга по Требованию,
2018. - 104 c.
2.
Бергер, Нина. Сначала - РИТМ. Ребенок, играя, творит музыку:
моногр. / Нина Бергер. - М.: Композитор - Санкт-Петербург,
2016. - 72 c.
3.
Генерал-бас. Современная развивающая методика обучения. - М.:
Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 101 c.
4.
Грохотов, С. От урока до концерта. Фортепианно-педагогический
альманах. Выпуск 1 / С. Грохотов. - М.: Классика-XXI, 2018. -
173 c.
5.
Забурдяева, Е. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по
элементарному
музицированию
и
движению.
Выпуск
3.
Музыкальные
композиции.
Старинные
танцы
и
джазовые
мелодии / Е. Забурдяева. - М.: Невская нота, 2015. - 141 c.
6.
Как учат музыке за рубежом. - М.: Классика-XXI, 2017. - 105 c.
7.
Каузова, А.Г. Теория и методика обучения игре на фортепиано /
А.Г. Каузова. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 189 c.
8.
Стулов, И. Х. Хоровой класс. Отношение к обучению / И.Х.
Стулов. - М.: Прометей, 2017. - 140 c.
9.
Уткин, Б.И. Воспитание профессионального слуха музыканта /
Б.И. Уткин. - М.: Музыка, 2015. - 113 c.
10.Фридкин,
Г.
Практическое
руководство
по
музыкальной
грамоте / Г. Фридкин. - М.: Музыка, 2017. - 194 c.
11.Шиндина, Н.Г. Школа игры на шестиструнной гитаре: новейший
самоучитель:Просто и доступно / Н.Г. Шиндина. - М.: Книга по
Требованию, 2015. - 92 c.
29
12.Авдиенко, Т. А. Особенности духовно-нравственного воспитания
на уроках музыки / Т. А. Авдиенко. – Текст: непосредственный //
Образование в современной школе. – 2016. – № 1/2. – С. 46-52.
13.Анисимова, С. Исследование на уроке: поиск внутренних связей
между музыкой, литературой и живописью / С. Анисимова. –
Текст: непосредственный // Искусство в школе. – 2019. – № 1. –
С. 5-10
14.Березина, Н. В. Сетевая среда как форма поддержки на
музыкально-теоретических
дисциплинах:
Личный
сайт
преподавателя в помощь ученикам и родителям / Н. В.
Березина. // Музыка в школе. – 2019. – № 2. – С. 64-65.
15.Бусарева В. Р. Использование информационных технологий на
уроках музыки// Музыка в школе. – 2020. – № 2. – С. 64-69.
16.Вдовина
З.
М.
Формирование
мотивационно-ценностного
отношения
учащихся
к
предмету
«Музыка»
в
общеобразовательной школе // Музыка в школе. – 2020. – № 5. –
С. 36-37.
17.Воскобойникова Э. Г. Бифункциональность как основной
принцип музыкального образования детей в современных
условиях// Вестник Московского государственного университета
культуры и искусств. – 2016. – № 2. – С. 215-220
18.Вязников
А.
В.
Специфика
профессиональной
подготовки
современного педагога-музыканта в условиях информатизации
общества / А. В. Вязников, В. О. Малащенко, И. Ю. Малащенко//
Искусство и образование. – 2020. – № 2. – С. 139-147.
19.Гордиенко Т. П. Традиционное и новаторское в уроке музыки с
позиции здоровьесбережения / Т. П. Гордиенко, Ю. А. Орлова //
Проблемы современного педагогического образования. – 2018. –
№ 61-1. – С. 38-41.
30
20.Денисенко, Ю. В. Теоретические основы применения
мультимедийных технологий на уроках музыки в
общеобразовательной школе / Ю. В. Денисенко. – Текст:
электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2
(69). – С. 247-250
21.
Ефремова И. В. Современные подходы к организации и
проведению
уроков
музыки
в
контексте
формирования
музыкального вкуса обучающихся младшего подросткового
возраста//
Известия
Волгоградского
государственного
педагогического университета. – 2017. – № 10. – С. 43-47.
22.Зауторова Э. В. Развитие творческой активности сельских
школьников на уроках музыки // Педагогика сельской школы. –
2020. – № 2 (4). – С. 70-81.
23.Каримова, И. Развивающее обучение Л. В. Занкова и программа
Д. Б. Кабалевского: соответствие принципов и методов//
Искусство в школе. – 2019. – № 5. – С. 11-15.
24.Кармазина, Ж. Продолжая разговор // Искусство в школе. – 2019.
– № 6. – С. 5-7.
25.Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход в общем музыкальном
образовании как фактор социализации младших школьников //
Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 43-48.
26.Козинская, О. Ю. Уроки-сказки, как ретро инновационный
формат занятия в современном уроке музыки// Азимут научных
исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 4 (25).
– С. 139- 141.
27. Красильников, И. М. Концептуальный взгляд на современный
урок музыки // Педагогика искусства: сетевой электронный
научный журнал. – 2019. – № 4. – С. 103-111.
31
28.Критская, Е. Расширение функций хорового пения в школе:
новые формы взаимодействия урока музыки и внеурочной
деятельности // Искусство в школе. – 2018. – № 5. – С. 12.
29. Куприна, Н. Г. Системно-деятельностный подход и современный
урок музыки: анализ конкурсных заданий по уроку предметной
области «Искусство» / Н. Г. Куприна, С. А. Новоселов. – Текст:
электронный // Педагогическое образование в России. – 2017. –
№ 12. – С. 75-79. –
30. Лю Чуньюй. Творческое развитие личности подростков на уроке
сольного пения// Искусство и образование. – 2019. – № 6. – С.
139-144.
32