Напоминание

"Мотивация к обучению в музыкальной школе!


Автор: Старовойтова Елена Викторовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО ДМШ№17 им. А.Г.Рубинштейна
Населённый пункт: СПб, г.Петергоф
Наименование материала: Статья
Тема: "Мотивация к обучению в музыкальной школе!
Раздел: дополнительное образование





Назад




Я – преподаватель в музыкальной школе. Эпоха передовых технологий, в которую мы

живём, неизбежно трансформирует особенности мировосприятия современного человека.

В частности, сегодня высокая скорость обмена информацией и быстрый темп жизни

вошли в привычку.

Занятия музыкой должны быть обязательными, а не дополнительными для деток. Так

утверждают специалисты в области когнитивного развития.

Что дает музыкальное образование?

При условии, что ребенок занимается и имеет способности к музыке, обучение в

музыкальной школе дает самостоятельную профессию, с которой ваш ребенок может

связать свою жизнь.

Процесс разучивания музыкальных произведений требует большой работы одновременно

обоих полушарий мозга. Это колоссальное развитие, ведь музыкант читает ноты,

нажимает

определенные

клавиши,

контролирует

мелодию,

ритм,

громкость

и

длительность звуков, соблюдает указанные в нотах прием игры и аппликатуру.

Музыка совмещает лингвистические и математические функции левого полушария с

творческими

функциями

правого

полушария.

Всё

это способствует

развитию

межполушарных связей.

Развивает коммуникативные,

социальные

способности,

логику,

стратегическое

планирование, внимание к мелочам и эмоциональный интеллект.

Улучшает умственную (то есть интеллектуальную) функцию мозга.

Развивает память. Ведь для исполнения музыкального произведения работает сразу

несколько видов памяти: зрительная, слуховая, моторная (двигательная), образная,

логическая, ассоциативная.

Какие проблемы могут возникнуть при обучении в музыкальной школе?

Ребенку может не понравиться сам процесс обучения. Многочасовые занятия по

отрабатыванию навыков подходят не каждому.

Музыкальное

образование

наряду

с

обязательной

школьной

программой создают

большую нагрузку и занимают много времени. У ребенка может не оставаться сил и

времени на другие занятия или простую игру и прогулки.

Публичные выступления, которые являются неотъемлемой частью обучения, вызывают

стресс у многих деток.

Классические произведения или инструмент может в процессе обучения перестать

нравится ребенку.

В обязательную программу музыкальных школ, наряду с уроками игры на инструменте,

входят уроки сольфеджио и хоровые занятия. Кроме того в старших классах добавляются

занятия

по

«истории

музыки»

и

«музыкальной

литературе». Это

потребует

дополнительного времени и дополнительных посещений музыкальной школы.

Все «плюсы» обучения игре на музыкальном инструменте, несомненно, весомее

«минусов», но только при условии, что ребенок занимается музыкой с интересом, а не

идет на урок как на каторгу.

Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес

к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя – сделать обучение как можно

более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям.

Мотивация обучения – одна из самых главных проблем, которые вынужден решать

педагог и родители. Вопрос о мотивации актуален всегда, не только в детском возрасте,

потому что мы все в течение нашей жизни постоянно осваиваем навыки, решаем задачи,

заучиваем информацию, пытаемся овладеть знаниями. Если в детстве нас «научили

учиться», то делать это во взрослом состоянии уже значительно проще.

Для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчивого положительного

отношения к занятиям педагогу нужно воздействовать на те составляющие, от которых в

большей степени зависит мотивация к учению:

• интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

• уверенность в себе;

• направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата

своей деятельности;

• интерес к людям, организующим процесс обучения;

• потребность и возможность самовыражения;

• принятие и одобрение значимыми людьми;

• актуализация творческой позиции;

• осознание значимости происходящего для себя и для других;

• потребность в социальном признании;

• наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха;

• осознание ценности образования.

Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе носит специфический

характер и предполагает соблюдение педагогом следующих принципов:

• отход от только репертуарного обучения с увеличением работы по подбору на слух,

транспонированию;

• формирование самостоятельности;

• формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу творческого поиска.

Одной

из

важнейших

областей

преподавательской

работы

является

воспитание

самостоятельности и сознательности в обучении ученика.

Мотивация должна быть не только у ребенка, а у всех трех участников процесса: педагог –

ребенок – родитель.

Обучение ребенка музыке требует от родителей участия, по крайней мере, на первых

этапах, ему нужна помощь.

Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и

родителям более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках.

Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности музыкальной

практики для ребёнка Выступления и участие в концертах открывают перед учеником

дополнительную возможность практиковаться в игре. Чем больше и успешнее ребенок

выступает на сцене, возможно, даже просто перед родственниками на дне рождения, тем

больше у него проявляется интерес к этому виду деятельности. Это и называется

«сценотерапия».

Не стоит на занятиях говорить ребенку: «У тебя не получается». Взрослые должены

сначала похвалить, а потом – указать на недочеты. В большинстве случаев мотивацию

заниматься вызывает у ребенка именно такое отношение педагога.

В первую очередь нас интересует сам ребенок, как личность неповторимая, имеющая свои

желания, мысли, интересы. Все это должно и нас волновать, интересовать и увлекать

вместе с ним. Ребенок должен чувствовать добро, исходящее от взрослого, который с ним

занимается. Модель отношений: не начальник-подчиненный, а два равноправных

приятеля. Только один из них старше и более компетентен. Его компетентность не должна

вызывать сомнений и поэтому, в силу уважения, к нему прислушиваются.



В раздел образования