Напоминание

Подготовка к итоговому сочинению: «К чему приводит столкновение природы и цивилизации (По повестям М.А.Булгакова «Собачье сердце», А.И.Куприна «Олеся»


Автор: Стецкая Надежда Алексеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБВ(с)ОУО(с)ОШ № 1
Населённый пункт: город Сургут Тюменская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Подготовка к итоговому сочинению: «К чему приводит столкновение природы и цивилизации (По повестям М.А.Булгакова «Собачье сердце», А.И.Куприна «Олеся»
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовка к итоговому сочинению:

«К чему приводит столкновение

природы и цивилизации (По

повестям М.А.Булгакова «Собачье

сердце»,

А.И.Куприна «Олеся»

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

2022

Второе направление

«Цивилизация и технологии - спасение, вызов или

трагедия?

Цель:

- подготовить учащихся к написанию обучающего сочинения по литературе (в формате итогового

сочинения) в рамках тематического направления «Цивилизация и технологии — спасение, вызов

или трагедия?» (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Задачи:

- формирование универсальных учебных действий по созданию и

редактированию связного текста;

- развивать умение составлять план, работать со схемами, ассоциативными

рядами, ключевыми словами;

- развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные

характеристики, выделять главное, корректировать полученные образцы;

- актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на

основе имеющегося плана действий.

Второе тематическое направление

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» (достижения и риски

цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

В этом направлении нужно говорить о научном прогрессе, о развитии новых

технологий в обществе и порассуждать над этим вопросом. Что вообще они из себя

представляют и как влияют на окружающий мир, как они влияю на природу, как они

влияют на человека, на общество в целом и как они способны вообще в целом

повлиять на всю нашу планету.

Темы 2020-2021

106.Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и

почему?

204.В чём польза и опасность компромисса?

302.Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?

407.Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?

513.Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

1. Забвению не подлежит

2. Я и другие

3. Время перемен

4. Разговор с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

1.

Цивилизация

и

культура

(материальные

и

духовные

ценности

человечества).

2.

Взаимосвязь, взаимозаменяемость терминов.

3.

Цивилизация и гражданское общество (гражданственность).

4.

Технологии и мораль. Плюсы и минусы технологических новшеств.

5.

Цивилизация и природа.

6.

Глобальные

проблемы

человечества

(экологический

кризис,

социальное неравенство, демографический кризис, войны и др.).

Роль технологий в решении глобальных проблем.

7.

Цивилизация и история. Уроки прошлого, прогноз будущего.

8.

Роль

литературы в

освещении

проблем современного общества

(антиутопии, фантастические произведения и др.)

Аспекты направления

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной,

воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других

людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях

во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено

понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть

осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений

позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический

и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ВЗЯТЬ?

1.

М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям:

профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.

2.

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос

испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.

3.

А.И.Куприн, «Олеся» В повести А.И. Куприна «Олеся» также звучит мотив противостояния природы и цивилизации. Олеся — дитя

природного мира,

Иван Тимофеевич воплощает в себе современного цивилизованного человека, не плохого культурного,

умного, но слабо чуткого, не способного на решительные поступки.

Природа цивилизация у писателя оказываются

несовместимыми: вторжение героя в жизнь Олеси становится губительным ей приходится навсегда покинуть родные места.

4.

В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь

нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.

5.

А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть

счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично».

6.

А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят

здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.

7.

А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев

навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.

8.

М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения

и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.

9.

И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое

положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения.

10.

И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров

действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

ПОДБОРКА ТЕМ КО ВТОРОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ

НАПРАВЛЕНИЮ

Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?

К чему приводит столкновение природы и цивилизации?

Технический прогресс — зло или благо?

Чем опасен технический прогресс?

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над

животным законом борьбы»?

Что такое технический прогресс?

Как развитие технологий влияет на общество?

Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Почему старшее поколение не принимает новые технологии?

Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?

Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?

Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?

Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?

Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?

Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?

Почему обществу необходим прогресс?

Может ли человечество обойтись без научного прогресса?

Какие люди способны стать двигателями прогресса?

ЦИТАТЫ

«Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)

• «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага,

но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой)

• «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)

• «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам

нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме)

• «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)

• «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)

• Создание искусственного интеллекта может стать последним технологическим

достижением человечества, если мы

не научимся контролировать риски.(С. Хокинг)

• Необратимая тенденция, часто именуемая прогрессом, ведёт к тому, чтобы лишить человеческое тело и разум их

защитных свойств, чтобы переместить их в техническую область искусственного существования.(Ж. Бодрийяр)

• Нужно, конечно, стремиться к техническому прогрессу в медицине, но так, чтобы не растерять драгоценные качества

врача — сердечность, любовь к людям, человечность.(А. Ф. Билибин)

• Настоящая свобода настаёт тогда, когда ты недоступен или вне зоны действия сети.(Ф. Бегбедер)

• Богатство информации приводит к убогости внимания.(Г. Саймон)

• Прогресс — это движение по кругу, но всё более быстрое. (Леонард Луис Левинсон)

• Земля – не вечный и единственный приют человечества, а всего лишь его колыбель, отправная точка бесконечного

приключения.(А. Азимов)

Структура итогового сочинения

1.

Вступление (50 – 55 слов).

Раскрывается основная мысль, дается ответ на поставленный вопрос в теме.

А) объяснение ключевых слов темы или цитаты

Б) общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека

В) ответ-тезис на главный вопрос темы

2. Основная часть (200-250 слов). Аргументация

Аргумент1.

А) «мостик-переход» (клише «Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...»)

Б) обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (клише «Обратимся к роману… (автор,

название).

В) тезис (то, что звучит во вступлении)

Г) интерпретация – обращение к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеристика героев. Необходимо несколько раз

упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «писатель обращает

наше внимание …», «мы видим, что герой поступил так потому...», чтобы велся анализ, а не пересказ сюжета.

Д) микровывод (клише «писатель приходит к выводу…», «автор хочет сказать…»)

Аргумент 2

А) «мостик-переход»

Б) обращение к произведению

В) тезис (клише «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения», «Также к теме (проблеме чего?)

обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения)».)

Г) интерпретация

Д) микровывод

3. Заключение (50 слов)

А) вывод – обобщение.

Б) призыв (без лозунгов и пафоса, без повелительного наклонения, в формах: важно, нужно, необходимо…)

В) выражение надежды (хотелось бы верить…)

Г) Цитата, афоризм

Что такое цивилизация?

Что такое природа?

Что такое столкновение?

Цивилизация

— это ступень человеческого развития, со всеми

проявлениями производственной, интеллектуальной,

духовной и творческой деятельности.

Цивилизация – высокий уровень общественного

развития.

В обыденном сознании цивилизация — это то, что дает

«комфорт», это удобства, предоставляемые в наше

распоряжение техникой.

ПРИРОДА

1. Окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека. Законы

природы. □ В ходе подготовки космических путешествий человечество поднимается на новую ступень в науке и

технике, еще глубже проникает в самые сокровенные тайники природы. Р. Перельман, Звездные корабли. ||

Действенное, созидательное начало этого мира. — Куда на выдумки природа торовата! Каких зверей, каких там птиц я

не видал! И. Крылов, Любопытный. Шиншилла, маленький серенький грызун, на весь мир прославился мехом, которым

наделила его природа. Акимушкин, Мир животных.

2. Совокупность естественных условий или какая-л. часть их на Земле (рельеф, растительный и животный мир,

климатические условия и т. п.). Северная природа. Тропическая природа. □ Меня и теперь радостно волнуют,

неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Соколов-Микитов, На теплой земле. На

Украине, в Эстонии, в Молдавии приняты законы об охране природы. Песков, Шаги по росе. В природе осенью

все замирает, а у человека в это время рожь зеленеет. М. Пришвин, Глаза земли. || Разг. Местность, места вне

городских поселений (леса, горы, поля, реки и т. п.). — Сейчас мода такая пошла на опрощение. Дескать, нужно

покинуть шумные города и вернуться поближе к природе. Саянов, Небо и земля.

3. Совокупность естественных свойств, склонностей, потребностей человека, человеческого организма. Когда-

нибудь придется же ему Брить бороду себе, что несогласно С природой дамской. Пушкин, Домик в

Коломне. Двенадцатого июня силы западной Европы перешли границы России, и началась война, 438 то есть

совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Л. Толстой, Война и мир

. Яков Ильич, как и все люди, надеялся в душе на то, что все само собой пройдет, природа победит

недуг. Кедров, Повесть о Френкеле.

4. Сущность, основное свойство чего-л. Он первый уловил истинную природу оппозиции молодого офицерства. Л.

Соболев, Первый слушатель. Это явление получило очень большое значение для понимания природы света. С. Вавилов,

Советская наука на службе Родине. || Разг. Прирожденное свойство, качество человека или их совокупность; натура,

характер. В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное. Лермонтов, Княжна Мери

. Неторопливый по природе, Рубинов и сейчас не суетился, но поспел в самый раз. Нагибин, Не в ту сторону.

5. Прост. устар. Происхождение, порода (в 4 энач.). [Алешка] парень был подходящий, хорошей «природы», как говорила

про себя степенная Татьяна Власьевна. Мамин-Сибиряк, Дикое счастье.

СТОЛКНОВЕНИЕ

СТОЛКНОВЕ́

НИЕ, -я, ср.

1. Действие по глаг. столкнуться (в 1 и 2 знач.). Столкновение двух судов ведет за

собой неминуемую гибель одного из них. И. Гончаров, Фрегат «Паллада» . Мысль, спавшая

в нем мертвым сном целую жизнь, никогда, быть может, не проснулась бы, если бы ее не

разбудило внезапное столкновение с жизнью. Скиталец, Октава.

2. Противоречие, конфликт. — Ведь Надимов человек новый, но вместе с тем и старый

---. Здесь-то, в этом безвыходном столкновении, и источник всей

катастрофы. Салтыков-Щедрин, Невинные рассказы.

3. Спор, ссора на почве разногласий. Полтора года они работали вместе, дружно

работали, без столкновений, если не считать крупной стычки из-за увольнения бывшего

начальника турбинного цеха. Кетлинская, Дни нашей жизни.

4. Встреча противников, враждующих сторон в бою, драке и т. п.; стычка,

схватка. Адмирал подробно разбирал причины возникновения войны и неудач первых

столкновений на море. Степанов, Порт-Артур. || перен. Политический конфликт, классовые

бои. История ведет человечество к решительному столкновению пролетариев с

капитализмом. М. Горький, Антифашистскому конгрессу в Чикаго.

АНАЛИЗИРУЕМ ПОНЯТИЕ

Какой бывает «цивилизация»?

Внеземная высокоразвитая инопланетная машинная технологическая

Стороны конфликта:

цивилизация и варварство

Цивилизация и природа

Правда ли , что чем выше развитие цивилизации, тем слабее физически и духовно её

представители?

Какую цену платит человек за комфорт/ технический прогресс/ блага цивилизации?

Устойчивые сочетания

БЛАГА ЦИВИЛИЗАЦИИ , достижения цивилизации, современная цивилизация, признаки

цивилизации , плоды цивилизации, удобства цивилизации.

Не секрет, что за блага цивилизации человек подчас расплачивается собственным

здоровьем.

АФОРИЗМЫ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СО СЛОВОМ

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Цивилизация тогда только имеет цену, когда помогает просвещению, а следовательно

и добру — единственной цели бытия человека, жизни народов, существования

человечества. Белинский Виссарион Григорьевич (1811 — 1848) — литературный критик

Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, даже

при самом пылком воображении, до какой власти над природой доведет она нас.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 — 1889) — русский писатель, критик

Время летит: год от года, день ото дня, час от часу все яснее, что цивилизация

обрушится на головы ее творцов, раздавит их собою; но она — не давит: и безумие

длится: все задумано, все предопределено: гибель неизбежна; но гибель медлит; все

должно быть, и ничего нет; все готово произойти, ничего не происходит. Революции

ударяют, разряжаются, пролетают. Люди трясутся от страха — всегда.

Блок Александр Александрович (1880 — 1921) — русский поэт

Природа — не сырье для цивилизации, а прекрасный солнечный дворец, в который

человек должен своим трудом, волей, разумом вносить усовершенствования и

изменения.

Бондарев Юрий Васильевич (1924 — 2020) — русский писатель, общественный деятель

Все ценности цивилизации, все ее блага и чудеса техники создаются союзом

ищущего ума и золотых рук.

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

В

1925

году

М.А.

Булгаков

пишет

повесть «Собачье сердце», в которой,

помимо злободневных тем, связанных

со

строительством

нового

мира,

раскрывает

и

тему

научного

прогресса.

Писатель

говорит

о

том,

что развитие науки остановить нельзя,

но человечество не до конца осознаёт

последствия

своих

действий.

Профессор Преображенский проводит

необыкновенную

операцию:

пересаживает

бродячей

собаке

человеческий

гипофиз.

Но

жизнь

показывает, что искусственным путём

сделать

человека,

слепить,

как

из

пластилина, невозможно. Величайшее

научное открытие, который совершает

профессор Преображенский, на самом

деле

приводит

к

ужасным

последствиям.

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Повесть заставляет задуматься над тем, что перед

совершением какого-то научного открытия нужно

предполагать, к каким негативным последствиям оно

может привести и какими мерами можно

воспользоваться, чтобы их предотвратить. Также

повесть заставляет осознать, что наука постоянно

развивается, но она не всесильна, она не может

полностью подчинить себе природу, принося пользу

только человеку, поскольку он является частью

природы, а не ее хозяином. Демонстрируя, что

профессор Преображенский, осознавая ошибочность

своего научного эксперимента, превратил Шарикова

обратно в пса, М.А. Булгаков поднимает проблему

ответственности ученого за свои научные

исследования.

Сама по себе идея пересадки сердца человека в тело

животного была гениальна. Это могло обеспечить

бессмертие личности. Однако что-то пошло не так. К

чему привела подобная инновация? Профессор

Преображенский претерпел много страданий из-за

этого: необразованность Шарикова повергала в ужас.

Он отказывался становиться цивилизованным

человеком: он не благодарил, он лишь постоянно

требовал и наглел. Мы понимаем, что гениальная

задумка в исполнении оказалась провальной.

Таким образом, цивилизация достигла определённых

успехов в различных делах. Однако она не обошла и

ошибки. Те риски, которые были возможны, не были

обойдены стороной. Не знаю, можно ли это назвать

просчётом человечества. Возможно, это необратимое

следствие любых изменений. Однако очевидно, что без

потерь не бывает достижений. Вопрос только в том,

насколько потери велики. И стоит ли достижения таких

рисков.

Природа, ее сила воплощаются в

«колдунье» Олесе

.

Ее отличает стремление к добру, чистоте,

любви как главному смыслу человеческого

существования. Олеся не боится жить в

согласии со своим сердцем, поэтому ей

суждено видеть дальше, чувствовать тоньше,

чем ее осторожному избраннику.

Олеся – дитя природы, неразрывно связана с

ней. Она твердо усвоила мудрость: что нельзя

делать зла живому существу, будь то человек,

зверь, птица.

О крестьянах, исправно посещающих церковь,

считающих себя добропорядочными, но в душе

которых таится злоба и ненависть, Олеся

говорит: «Нам и людей не надо. Людей, что

несут злость и жестокость».

Встреча этого удивительного существа с Иваном Тимофеевичем,

начинающим писателем, определило содержание повести.

Выделите ключевые эпизоды, на которых основан сюжет.

Ее любовь становится самоотверженной.

Язычница Олеся приходит в церковь и

едва спасается от озверевшей толпы,

готовой разорвать ведьму

Кому вы больше симпатизируете:

человеку цивилизации или

людям природы? Каким вам

видится главный герой повести?

Куприн в своей повести

«Олеся» обращается к

романтической теме

«естественного человека» ,

имеющей давнюю традицию в

русской литературе.

Героини, выросшие в

природной среде, не

испорченные дурным влиянием

городской цивилизации, - это

духовно независимые,

внутренне свободные личности.

Они способны к сильным

чувствам, к самоотверженной

любви, но любовь

оборачивается для них бедой.

Встреча с представителем

светского общества или, как в

«Олесе» , городской

интеллигенции - разрушает их

жизнь.

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (50 – 55 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные

тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

Дoкaзaтeльствa, пpимepы

Микpoвывoд

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (50 слов)

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в

круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

1.

объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2.

общие рассуждения о значимости предложенных для

объяснения понятий в жизни

человека;

3.

ответ-тезис на главный вопрос темы.

Вступление

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется:

появляются новые технологии, изобретения, совершаются

открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь.

Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно

знать меру и стараться придерживаться золотой середины.

В конце концов может возникнуть опасность вытеснения

духовных ценностей технологическими новшествами. В

этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу,

будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о

гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к

произведениям художественной

Вступление

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? Очевидно,

что технологии – это своеобразный вызов, который человек бросает

окружающей среде. Об этом ещё говорил Базаров, указывая на то, что

природа – это мастерская, а человек в ней является работником. Однако

последствия бурного развития цивилизации вследствие улучшения

технической стороны мира может повлечь за собой как положительные,

так и отрицательные последствия. В зависимости от этого будет

выставлен статус: «спасение» или «трагедия». Чтобы доказать свою точку

зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» продемонстрировано настоящее явление научно-технического

прогресса: над псом Шариком известным ученым Филиппом Филипповичем Преображенским была проведена

уникальная операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака превратилась в человека

Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Но, как показывает автор, Шариков не стал человеком в полном смысле этого слова. Он продолжал бросаться

на кошек, лаять на них и на людей, с каждым разом наглея. Шариков видит в профессоре Преображенском

своего противника, он шантажирует его, угрожая совершить на него донос. Автор демонстрирует, что можно

дать собаке документы, подтверждающие его личность, но сделать из нее истинного человека невозможно.

М.А. Булгаков показал, что Шариков был человеком только в физическом плане, внутренне он оставался

животным. Эксперимент оказался неудачным, поскольку профессору Преображенскому удалось лишь

физически перевоплотить собаку в человека, человечностью же Шарика ему наделить не удалось. Сама

реальная жизнь показывает, что человека нельзя сделать, что нельзя превратить животное в человека, тем

самым нарушив законы природы. В повести выражается мысль о том, что для того, чтобы быть человеком, мало

иметь физическое сходство с ним, важно обладать человеческими качествами, которые формируются и

развиваются в процессе социализации, рядом с другими людьми.

Показывая, что собака в результате научного эксперимента может иметь внешность человека, М.А. Булгаков

демонстрирует опасность, которую несет научно-технический прогресс. Огромный научный прогресс, который

совершает профессор Преображенский, на самом деле приводит к ужасным последствиям. Повесть заставляет

задуматься над тем, что перед совершением какого-то научного открытия нужно предполагать, к каким

негативным последствиям оно может привести и какими мерами можно воспользоваться, чтобы их

предотвратить и истребить в случае совершения. Также повесть заставляет осознать, что наука постоянно

развивается, но она не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу, принося пользу только

человеку, поскольку он является частью природы, а не ее хозяином. Демонстрируя, что профессор

Преображенский, осознавая ошибочность своего научного эксперимента, превратил Шарикова обратно в пса,

М.А. Булгаков поднимает проблему ответственности ученного за свои научные исследования.

Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать

секрет омоложения человеческого организма и решает провести

антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает

гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях.

Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного,

грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый

гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды

даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под

контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку

совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо

моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим

заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает,

что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу

человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою

деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён

на вырождение.

Заключение

В заключение хочется отметить, что в настоящее время

ускоренное развитие науки заставляет опасаться за

судьбу вечных ценностей: любви и доброты,

сострадания и взаимоподдержки. Новые научные

достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить

время, но они не должны становиться важнее

моральных норм. В конце концов стремление к

духовному обогащению – это именно то, что отличает

человека от животного.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.

Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На

мой взгляд, ...

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я

полагаю, что...

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит

…(некое понятие). Я считаю, что …

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...

Клише к итоговому сочинению:

Для перехода к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается

тема...

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос,

заданный во вступлении)

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы,

представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.

Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.

Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Клише к итоговому сочинению:

Для тезисов

Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...

(основная мысль сочинения).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что...

(основная мысль сочинения)

Аргумент состоит из 3 элементов:

1.

Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр

(если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических

ошибок).

2.

Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному

эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя

речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт

показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то,

сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3.

Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен

для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную

мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.

Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

Клише к итоговому сочинению:

Для аргументов

Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к

теме…

Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).

Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих

писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название

произведения).

Клише к итоговому сочинению:

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…

(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в

романе… (автор, название).

Вспомним героя повести… (автор, название).

Обратимся к роману… (автор, название).

Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже

размышляет об этом.

Клише к итоговому сочинению:

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о…

Автор описывает…

Поэт показывает…

Писатель размышляет о…

Писатель обращает наше внимание…

Писатель заостряет наше внимание на …

Он акцентирует внимание читателя на…

Клише к итоговому сочинению:

Этот поступок героя говорит о ...

Мы видим, что герой поступил так потому...

Автор показывает, к каким последствиям привело...

Этому герою/поступку автор противопоставляет...

Писатель осуждает…

Он ставит нам в пример…

Автор подчеркивает…

Автор утверждает…

Клише к итоговому сочинению:

Промежуточный вывод:

Писатель считает, что…

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Мы можем прийти к выводу...

Спасибо!



В раздел образования