Автор: Воробьёва Елена Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 31"
Населённый пункт: город Барнаул Алтайский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Актуализация знаний учащихся по русскому языку в 4-ом классе
Раздел: начальное образование
Актуализация знаний учащихся по русскому языку
в 4-ом классе
Данные учебно-дидактические материалы можно
использовать в качестве актуализации знаний учащихся по
изученным темам на уроках русского языка в 4 классе.
Занятие
1
Правописание безударных окончаний имён су-
ществительных
1. Допишите падежные окончания имён существительных.
Выделите окончание, определите падеж.
Записать в тетрад.. , скакать по площад.. , ехать в
трамва.. , заботиться о таварищ.. , видишь в зеркал.. ,
быть в музе.. , ехать по степ.. .
2.Составьте и запишите предложение с любым
словосочетанием.
Мягкий знак после шипящих в именах суще-
ствительных
Проверьте написание слов и впишите «+» в нужную
колонку.
Правильн
о
Неправильн
о
лучь
калач
молодёж
+
-
1
ноч
лещ
стриж
малышь
мыш
этажь
рож
ландыш
ключ
помощ
Занятие 2
Правописание безударных гласных в корне слова
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках
перед проверяемыми словами напишите проверочные.
Ночью была (_______ ) м..тель. (_______ ) Св..стел ветер.
( ).Нам..ло много снега.
Утром (____ ) выб..жали во двор ребята, стали ( )
л..пить ( ) сн..говика. Катят
(________ )д..тишки (_______ ) т..жёлые комья снега.
( ) В..зут санки, ( ) н..сут лыжи.
2
Радуются (_______ ) з..ме, (_____________, ___________),
в..с..лятся.
Знаки препинания при однородных членах
Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания.
Подчеркните однородные члены предложения.
Любит кошка рыбку хочет её скушать а в воду лезть
боится. Ветер срывал листья с лил дубков берёз. День был
ясный, солнечный но холодный. Диваны столы и стулья
были сделаны из красного дерева.
Занятие 3
Не с глаголами
Прочитайте предложения. Найдите в них ошибки и
исправьте, используя частицу не.
У белого медведя замечательная шуба, поэтому он
страшится мороза и ледяной воды. На Луне нет воздуха и
воды, поэтому там живут люди. Люди берегут тигров,
поэтому на них охотятся.
Вспомните, как пишется не с глаголами.
Правописание безударных гласных в корне слова
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.
Косуля
В т..ни деревьев показался зверь. Это была косуля. Она
т..хонько продвигалась по лесу. Ни одна веточка не
скрипнула под лё..ким копытцем животного. Вот косуля
3
застыла на месте, пов..ла ушами. Отгребла она старые
листья в стор..ну и ул..глась на голую чёрную землю.
Занятие 4
Правописание местоимений с предлогами
Слова в скобках замените местоимениями и напишите
предложения.
В нашем классе много цветов. Мы ухаживаем (за
цветами).
У нас в клетках живут кролики. За (кроликами)нужен
хороший уход.
В новом доме открылся книжный магазин. В (магазине)
можно купить книги, газеты, журналы.
Если дал слово, будь (слову) верен.
Правописание непроизносимых согласных
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
С т или без т?
Чес..ный, ужас..ный, ненас..ный, месс..ный, чудес..ный,
счас..ливый, ус..ный, опас..ный, вкус..ный, радос..ный.
4
5
С д или без д?
Поз..но, праз..ничный, мороз..ный, звёз..ный, заказ.. ной.
Занятие 5
Правописание падежных окончаний имён при-
лагательных
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род и
падеж прилагательных. Выделите и проверьте их
окончания.
Мы л_жали в з_лён_ тр_вк_. На широк_ лужайк_ цв_тут
пёстр_ цв_ты. Вот красн_ мак. Около красн_ кашк_ син_
колокольчик. В его син_ чашечк_ пч_ла. Вот прыгает
зелен_ кузнеч_к. К жёлт_ лилии подл_тел шмель.
Перенос слов
Уберите ненужные буквы, разделите слова для переноса.
А(ф,в)тобус, ко(з,с)тёр, космона(в,ф)т, се(г,в)о-дня,
пожалу(с,йс)та, ба(с,сс)ейн, ги(п,пп)опотам, ко(р,рр)идор,
програ(м,мм)а, кра(с,сс)ный.
Занятие 6
Состав слова
От данных корней образуйте: 1) существительные, 2)
прилагательные, 3) глаголы. Запишите. Прилагательные и
существительные разберите по составу.
6
Образец:-черн-: чернота, чёрный, чернеть.
-бел-:____________________________________
-рад-:____________________________________
-езд--_____________________________________
-игр-:____________________________________
Правописание чк, чн, щн
Проверьте. Исправьте ошибки. Запишите правильно.
Чьтение, хищник, каменьщик, сарафаньчики, хищные,
загоньчики, пончик, мачта, почьтальон, яичница,
красочьный, щёчька, пуговичка, хищьница, цветочьница,
Леночка, электричька, апельсиньчики.
Занятие 7
Правописание безударных гласных
Подберите однокоренное слово с ударным гласным в
корне.
покорить— облегчить —
затрещать — сознавать —
цветёт — светлеть —
выглянуть— догадаться —
7
Правописание приставок
Вставьте буквы в приставки. Вспомните написание этих
приставок.
П..стукивают, ра..гореться, п..ложить, ра..сказ,з..ехать,
и..кусать, бе..лунный, под..зрение, ро..черк,и..грызть,
от..шёл, пр..глотал, бе..смертный, бе..злобный, д..горает,
п..друга.
Занятие 8
Правописание безударных окончаний имён су-
ществительных
Подберите подходящие по смыслу имена суще-
ствительные. Составьте с ними словосочетания. Выделите
окончания существительных.
подъехать к____________(1-е скл.)
подбежать к____________(3-е скл.)
ехать по____________(1-е скл.)
ходить по____________(2-е скл.)
останавливаться у____________(2-е скл.)
посидеть у_______________(3-е скл.)
8
Правописание парных звонких и глухих согласных в
корне слова
Вставьте пропущенные буквы.
г или к?
Ветеро.. , уберё.. , потоло.. , творо.. , творожо.. .
дилит?
Самолё.. , парохо..,сосе.жа, де..ки, сове.. .
3 или С?
Зама..ка, воло..ки, моро.. , голо.. , скалола.. .
9