Напоминание

"Корекция девиантного и дезадаптивного поведения"


Автор: Евгенова Алёна Евгеньвна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СКШИ
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: коррекционный курс
Тема: "Корекция девиантного и дезадаптивного поведения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Пояснительная записка

Становление

и

развитие

человека

в

подростковом

периоде

является

одной

из

центральных

психолого-педагогических

проблем.

Большинство

детей

в

этом

возрасте

представляют собой группу риска. Это социально и педагогически запущенные дети,

испытывающие трудности самореализации в обществе, имеющие проблемы в учебной

деятельности,

а

также

дети,

подверженные

негативному

влиянию.

Таким

детям

свойственно

демонстративное,

вызывающее

поведение,

а

также

жестокость

и

агрессивность по отношению к окружающим.

Проблема психолого-педагогического сопровождения и взаимодействия с детьми,

имеющими

проблему

поведенческого

характера,

на

сегодняшний

день

изучена

недостаточно. Это обуславливает актуальность данной программы.

Занятия

по

коррекции

поведения

имеют

важное

коррекционно-развивающее

значение, оказывают существенное воздействие эмоциональную сферу и способствуют

формированию

положительных

навыков

поведения

учащихся

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Данная программа была разработана на основе следующих документов:

1.

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

2.

Приказ №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)»;

3.

Приказ №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного

стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья;

4.

Примерная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1 )-одобрена решением федерального учебно-методического объединения по

общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г.№ 4/15);

5.

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля

2015 года №26 »Об утверждении Сан Пин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

и

воспитания

в

организациях,

осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья».

6.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

МОУ

СКШИ г.Нерюнгри (утверждена 30 апреля 2015г.);

7.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ

педагогов МОУ СКШИ от 30.09.2017 г.

8.

Учебный план МОУ СКШИ на текущий учебный год.

Настоящая программа разработана и составлена на основе авторскоой программы

Н. А. Сакович «Игры в тигры», которая зарекомендовала себя как эффективный метод

психологической работы с агрессивными подростками.

Цель

программы:

снижение

агрессивности

подростков

через

развитие

коммуникативных

навыков,

социальной

компетентности,

рефлексии

и

позитивных

способов действия в различных конфликтных ситуациях

Задачи программы:

1.

способствовать развитию умений работать в группе;

2.

развивать

коммуникативные

умения,

закреплять

навыки

бесконфликтного

общения;

3.

содействовать

снижению

вербальной

и

физической

агрессивности,

научить

безопасным способам ее выражения;

4.

мотивировать

подростков

к

анализу

собственных

поступков,

научить

безопасным способам выражения агрессии.

Общая характеристика предмета

Данная программа реализуется на протяжении двух лет с подростками, склонными

к дезадаптивному или девиантному поведению.

Программа направлена на обеспечение личностного развития ребенка с особыми

образовательными

потребностями,

формирование

у

него

психологиче ских

новообразований,

составляющих

сущностную

характеристику

возраста,

развитие

психосоциальной и эмоциональной компетенции.

Методические принципы программы:

принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного подростка -

этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ребёнке, прежде всего лучшее и

опираться на это лучшее в своей работе с ним;

принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер - требует

соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в

которой находится трудный воспитанник;

принцип

индивидуализации

воспитательно-коррекционного

воздействия

на

трудновоспитуемых

подростков

-

этот

принцип

предполагает

определение

индивидуального подхода в социальном развитии каждого ребёнка, специальных задач,

которые

соответствовали

бы

его

индивидуальным

особенностям,

предоставление

возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;

принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся - предполагает

включение

подростка

в

ситуации,

которые

требуют

от

него

волевого

усилия

для

преодоления

негативного

воздействия

окружающей

среды,

выработку

социального

иммунитета, рефлексивной позиции.

Формы организации учебного процесса, технологии

Программа

предусматривает

проведение

традиционных

уроков,

комплексных

занятий (познавательные, практические), обобщающих занятий. Часть занятий , которые

не

предусматривает

работу

в

тетрадях,

повышенную

двигательную

активность,

проводятся в игровой форме. В занятия включаются психологические игры и упражнения;

релаксационные

техники;

психогимнастика;

организация

практических

действий;

разыгрывание ситуаций; графические задания. Работа ведется в парах, в группе, дети

выполняют индивидуальные задания.

Место коррекционного курса в учебном плане

Курс

занятий

по

«Коррекции

девиантного

поведения»

является

коррекционно-

направленными

предполагает

исправление

присущих

обучающимся

нповеденческих

недостатков, недостатков развития эмоционально-волевой сферы. Программа рассчитана

на 2 года обучения:

для 6 класса – 1 час в две недели (18 часов);

для 7 класса – 1 час в две недели (18 часов);

Продолжительность занятий 30-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных

и индивидуальных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты

снижение агрессивности через развитие у подростков конструктивных способов

разрешения различных жизненных ситуаций;

развитие

сотрудничества,

взаимопомощи

и

групповой

сплоченности,

востребованности себя как личности в социуме;

обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения

во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

развить

способности

адаптивного

и

положительного

поведения,

которые

позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.

Содержание коррекционного курса

Структура программы курса занятий по коррекции поведения включает в себя

следующие разделы:

развитие сплоченности;

развитие коммуникативных навыков;

развитие навыков самоконтроля и эмпатии.

Содержание предмета

«Коррекция девиантного поведения» 6 А

п/п

Тема

Краткое содержание темы

Кол-во

часов

Формы

контроля

1.

Обследование

детей

диагностическим

инструментарием

1 ч

Входящая и

исходящая

диагностика

2.

Развитие

сплоченности

членов группы

Повышение внутригруппового

доверия и сплоченности членов

группы, создание

доброжелательной атмосферы в

группе, развитие

коммуникативных навыков и

рефлексии, интеграция

негативного опыта жизни

подростка, содействие снижению

агрессивности и развитие

навыков бесконфликтного

общения.

3.

Развитие

коммуникативных

навыков

Развитие коммуникативных

навыков, групповой

сплоченности, рефлексии,

творческого мышления;

содействие снижению

агрессивности, закрепление

безопасных способов выражения

агрессивности и закрепление

навыков бесконфликтного

общения. интеграция Я-образа

подростка, развитие творческого

воображения. Развитие эмпатии.

4.

Развитие навыков

самоконтроля и

эмпатии

Психологические основы

понятия «стресс». Обобщение

знаний и опыта, связанных с

темой самопомощи в ситуациях

эмоционального дискомфорта.

Выявление основных

стрессогенных сфер в

подростковом возрасте.

Осознание личной

ответственности в ситуациях,

связанных с принятием решений.

Определение факторов,

влияющих на поведение в

конфликтной ситуации.

Определить каким образом на

поведение людей влияют

желания, потребности, ценности.

Содержание предмета

«Коррекция девиантного поведения» 7 А

п/п

Тема

Краткое содержание темы

Кол-во

часов

Формы

контроля

1.

Обследование

детей

диагностическим

инструментарием

1 ч

Входящая и

исходящая

диагностика

2.

Развитие

сплоченности

членов группы

Повышение внутригруппового

доверия и сплоченности членов

группы, создание

доброжелательной атмосферы в

группе, развитие

коммуникативных навыков и

рефлексии, интеграция

негативного опыта жизни

подростка, содействие снижению

агрессивности и развитие

навыков бесконфликтного

общения.

3.

Развитие

коммуникативных

навыков

Развитие коммуникативных

навыков, групповой

сплоченности, рефлексии,

творческого мышления;

содействие снижению

агрессивности, закрепление

безопасных способов выражения

агрессивности и закрепление

навыков бесконфликтного

общения. интеграция Я-образа

подростка, развитие творческого

воображения. Развитие эмпатии.

4.

Развитие навыков

самоконтроля и

эмпатии

Психологические основы

понятия «стресс». Обобщение

знаний и опыта, связанных с

темой самопомощи в ситуациях

эмоционального дискомфорта.

Выявление основных

стрессогенных сфер в

подростковом возрасте.

Осознание личной

ответственности в ситуациях,

связанных с принятием решений.

Определение факторов,

влияющих на поведение в

конфликтной ситуации.

Определить каким образом на

поведение людей влияют

желания, потребности, ценности.

Список литературы:

1.

Зарецкий

В.К.,

Смирнова

Н.С.

и

др.

Три

главные

проблемы

подростка

с

девиантным поведением. – М.: Форум, 2011.

2.

Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. – М: Речь, 2007.

3.

Ковальчук

М.А.,

Тарханова

И.Ю.

Девиантное

поведение.

Профилактика,

коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2010.

4.

Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.

М., 1984.

5.

Лизинский

В.М.

Практическое

воспитание

в

школе.

Часть

1.

М.:

Центр

«Педагогический поиск», 2002.

6.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.

М.: ТЦ Сфера, 2004.

7.

Павленок

П.Д.,

Руднева

М.Я.

Социальная

работа

с

лицами

и

группами

девиантного поведения. – М.: Инфра-М, 2011.

8.

Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм

поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Флинта, 2008.

9.

Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Трудные дети – трудные взрослые. – М.: КноРус,

2011.

10.

Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. –

М.: Владос, 2006.

11.

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический

проект, 2007.

12.

Russell Jesse, Cohn R. Девиантное поведение. – М.: Bookvika publishing, 2012.



В раздел образования