Автор: Исмагилов Артур Наилевич
Должность: Тренер отделения футбола
Учебное заведение: МАУ «СШОР «ФСО “Тасма”»
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Публикация
Тема: Средства и методы технико-тактической подготовки футбоистов
Раздел: дополнительное образование
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ
Актуальность.
Всесторонняя информация о тактической подготовленности
футболистов, поступающая к тренеру с помощью средств и методов этапного, текущего и
оперативного контроля, может быть реализована в целях соответствующих видов
управления только в том случае, когда тренер профессионально владеет педагогическим
мастерством.
Это предполагает умение грамотно использовать широкий арсенал специальных
упражнений, направленных на преимущественное развитие тех или иных компонентов
специальной
подготовленности
игроков;
рационально
комплексировать
различные
упражнения и режимы их практической реализации в соответствии с конкретными целями
и задачами подготовки футболистов в разных структурных образованиях тренировочного
процесса.
Основная проблема заключается в том, что, с одной стороны, возникает
необходимость повышения международных результатов и дальнейшего развития футбола,
а с другой – невозможность решить эту задачу без повышения эффективности подготовки
футболистов, которая должна базироваться на совершенствовании системы спортивного
резерва по футболу в целом.
Цель исследования:
совершенствование технико-тактической подготовленности
футболистов 13-14 лет с помощью комплекса специальных упражнений.
Объект исследования:
процесс технико-тактической подготовки футболистов 13-
14 лет.
Предмет исследования:
средства и методы технико-тактической подготовки
футболистов 13-14 лет.
Результаты исследования и их обсуждение.
В целях выявления эффективности
комплексов упражнений, направленных на развитие технико-тактических способностей
футболистов 13-14 лет был проведен основной педагогический эксперимент в условиях
тренировочного процесса на базе МАУ «СШОР “Тасма”» г. Казани. Были сформированы
две группы: экспериментальная и контрольная. В каждой группе по одиннадцать
футболистов. Группы были поделены случайным способом.
Для оценки тактической способности футболистов были проведены специальные
тесты. В список тестов вошли следующие контрольные упражнения: удар на дальность
(м), удар на точность (кол-во), жонглирование (кол-во), ведение мяча(с). Результаты
представлены в таблице №1.
Таблица1 - Исходные показатели уровня технико-тактической подготовленности
экспериментальной и контрольной групп до педагогического эксперимента
№
Тесты
Контрольная
группа
𝑋
± m
Экспериментальная
группа
𝑋
± m
1
Удар на дальность (м)
55,5 ± 0,85
55,5 ± 0,85
2
Удар на точность (кол-во)
4 ± 0,29
4 ± 0,28
3
Жонглирование (кол-во)
38 ± 0,6
37 ± 0,7
4
Ведение мяча (с)
6,8 ± 0,07
6,8 ± 0,07
Повышение тактической подготовленности футболистов может быть обеспечено за
счёт правильного подбора средств и методов, а также на основе рационального
распределения нагрузок различной направленности.
№
Средства
Методы
1
Выполнение упражнений с
максимальной скоростью в ответ на зрительный сигнал.
Повторный метод
2
Единоборства, борьба за мяч, отбор мяча
Игровой метод
3
Подвижные игры, спортивные игры
Игровой метод
4
Взятие ворот в тройках
Повторный
После определения исходных показателей, мной были разработаны комплексы
упражнений,
направленные
на
повышение
уровня
технико-тактической
подготовленности. В тренировочный процесс было предложено изменение основных
средств, объема и интенсивности упражнений, направленных на совершенствование
технико-тактической подготовленности игроков.
После трех месяцев эксперимента, мной было проведено повторное контрольное
тестирование,
которое
позволило
определить
показатели
технико-тактической
подготовленности экспериментальной и контрольной группы после педагогического
эксперимента. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Конечные показатели уровня технико-тактической подготовленности
экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента
№
Тесты
Контрольная
группа
𝑋
± m
Экспериментальная
группа
𝑋
± m
1
Удар на дальность (м)
56,8 ± 0,8
59,2 ± 0,67
2
Удар на точность (кол-во)
5 ± 0,28
6 ± 0,2
3
Жонглирование (кол-во)
40 ± 0,45
45 ± 0,8
4
Ведение мяча (с)
6,4 ± 0,06
6,2 ± 0,05
Выводы:
1. В результате педагогического эксперимента, на основе подобранных мной
тестовых заданий, были выявлены показатели технико-тактической подготовленности
экспериментальной и контрольной группы.
2. Проведен педагогический эксперимент, направленный на развитие технико-
тактической подготовленности на основе разработанных комплексов упражнений. Анализ
полученных данных свидетельствует, что у контрольной группы: удар на дальность
прирост составил 3%, удар на точность – 25%, жонглирование - 5%, ведение мяча вокруг
стоек – 5%. У экспериментальной группы: удар на дальность прирост составил 6%, удар
на точность – 50%, жонглирование - 21%, ведение мяча вокруг стоек – 9%.
3. Из всего выше сказанного и анализа приведённых данных можно сделать вывод,
что предложенный комплекс упражнений способствовал повышению уровня технико-
тактической
подготовленности
футболистов.
Во
всех
тестах
у
футболистов
экспериментальной
группы
наблюдаются
достоверно
лучшие
результаты,
чем
в
контрольной.