Автор: Сёмина Нелли Александровна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Трубчевский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Трубчевск Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблема дезадаптации студентов первых курсов СПО
Раздел: среднее профессиональное
Проблема дезадаптации студентов первых курсов СПО
Н.А. Сёмина
ГБПОУ «Трубчевский
политехнический техникум»
В
связи
с
социально-экономическими
изменениями
в
современном
обществе
особое
внимание
необходимо
уделять
повышению
качества
профессиональной
подготовки
специалистов
различных
отраслей
экономики, которые могли бы быстро приспосабливаться к изменяющимся
условиям социальной среды и труда. Адаптация студентов представляет
собой
отношение к будущей профессии, освоение способов и приемов
самостоятельной работы к новому виду учебного коллектива, обычаям,
традициям, новым видам деятельности.
Процесс социальной адаптации студентов является достаточно сложным
и многогранным явлением.
Средой адаптации
для студентов выступает образовательная система.
Поэтому в учебных заведениях особое внимание должно быть направлено
на педагогическую поддержку, способствующую выявлению трудностей и
разрешению
индивидуальных
проблем,
определению
возможностей
и
путей дальнейшего профессионального роста.
Острый период адаптации в учебном заведении приходиться на первый
год
обучения.
Продолжительность
этого
периода
связана
с
индивидуальными особенностями студентов.
Процесс социальной адаптации начинается с осознания студентов того
обстоятельства, что прежние модели поведения не содействует достижения
успеха, следовательно, они вынуждены менять модель поведения с учетом
требований новой социальной среды. Однако не все студенты обучаются
успешному применению адаптационных стратегий. Некоторый процент
обучающихся в учебном заведении остаются дезадаптированными. Это
проявляется
в
их
неуспеваемости
или
различных
психических,
соматических
и
психосоматических
болезнях,
а
так
же
это
может
выражаться в девиантном поведении.
Дезадаптация личности предполагает любые затруднения, нарушения,
отклонения, возникающие у человека в новых условиях.
В качестве причин дезадаптации студентов отмечаются следующие
Повышение требований учебного учреждения к обучающемуся.
Сформированные в процессе обучения в школе стереотипы, которые
приводят
студентов
не
к
изучению
и
осмыслению
материала,
а
к
конспектированию и заучиванию.
Возникновение
у
студентов
вопросов
о
правильности
их
самоопределения,
проблемы
поиска
своего
«Я»,
что
приравнивается
к
поиску смысла жизни, неуверенность в правильности выбора профессии,
несформированное
отношение
к
будущей
профессии,
вынужденность
выбора будущей профессии.
Трудности
во
взаимодействии
с
новым
незнакомым
учебным
коллективом, отсутствие знаний норм и правил поведения.
П р о бл е мы
в з а и мод е й с т в и я
с туд е н т а
п е р во го
ку р с а
с
преподавателями.
Ощущение студентом неограниченной свободы.
Неправильное распределение личного времени.
Плохая саморегуляция поведения.
Конфликтные отношения в семье.
Появление травмирующих переживаний в личной жизни.
Анализ посвященных профилактике дезадаптации в процессе обучения
в учебном заведении
позволяет выявить, что различные авторы (Л.И.
Боронина, Я.В. Дидковская, С.И. Минеева, Т.А Голубева, Н.М. Заяц, Е.Ю.
Орехова, В.Н. Соловьев и др.) аналогичные проблемы определяют и в
педагогической практике:
-отсутствие систематической работы, направленной на своевременное
предупреждение дезадаптации студентов;
-отсутствие отработанной в учебных заведениях системы профилактики
дезадаптации.
С
целью
профилактики
дезадаптации
студентов
в
педагогическом
процессе рекомендуются:
-
психолого-педагогическая
диагностика
признаков
и
предпосылок
дезадаптации;
- выявление уровней и определение форм дезадаптации студентов;
- создание в учебном заведении
педагогической среды, учитывающей
индивидуально-типологические особенности студентов;
-реализация коррекционной помощи для студентов с различными уровнями
адаптации, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время;
-использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;
-подготовка творческой группы из числа студентов старших курсов
(в
частности
совет
самоуправления)
для
поведения
адаптационных
мероприятий;
-посещение
администрацией
и
предметно-цикловыми
комиссиями
учебных занятий с целью определения результативности адаптационного
периода;
-организация
общих и групповых мероприятий
для студентов первого
курса;
-разработка
и
реализация
общих
и
индивидуальных
программ
профилактики дезадаптации адаптации студентов-первокурсников;
-мониторинг
эффективности
программ
профилактики
дезадаптации
с
помощью определенной системы критериев;
-оценка эффективности деятельности по реализации программы и анализ
достигнутых результатов.
Адаптация
студентов
определяется
как
двуединый
проце сс
взаимодействия студента с образовательной системой учебного заведения,
поэтому
проблемы,
возникающие
в
адаптационный
период
могут
разрешаться только благодаря совместным концентрированным усилиям
преподавателей
и
студентов.
Эти
действия
направлены
на
усвоение
нормативно-правовых, ценностных установок. С помощью познания этих
установок
студент
приобретает
смысл
нахождения
себя
в
среде,
наполненный
принятыми
социальными
нормами,
т радициям,
требованиями.
Студент,
нашедший
собственный
смысл
использует
его,
применяет
в
своей
будущей
профессиональной
деятельно сти
идентифицирует себя с социальной средой.