Напоминание

Проблема дезадаптации студентов первых курсов СПО


Автор: Сёмина Нелли Александровна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Трубчевский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Трубчевск Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблема дезадаптации студентов первых курсов СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблема дезадаптации студентов первых курсов СПО

Н.А. Сёмина

ГБПОУ «Трубчевский

политехнический техникум»

В

связи

с

социально-экономическими

изменениями

в

современном

обществе

особое

внимание

необходимо

уделять

повышению

качества

профессиональной

подготовки

специалистов

различных

отраслей

экономики, которые могли бы быстро приспосабливаться к изменяющимся

условиям социальной среды и труда. Адаптация студентов представляет

собой

отношение к будущей профессии, освоение способов и приемов

самостоятельной работы к новому виду учебного коллектива, обычаям,

традициям, новым видам деятельности.

Процесс социальной адаптации студентов является достаточно сложным

и многогранным явлением.

Средой адаптации

для студентов выступает образовательная система.

Поэтому в учебных заведениях особое внимание должно быть направлено

на педагогическую поддержку, способствующую выявлению трудностей и

разрешению

индивидуальных

проблем,

определению

возможностей

и

путей дальнейшего профессионального роста.

Острый период адаптации в учебном заведении приходиться на первый

год

обучения.

Продолжительность

этого

периода

связана

с

индивидуальными особенностями студентов.

Процесс социальной адаптации начинается с осознания студентов того

обстоятельства, что прежние модели поведения не содействует достижения

успеха, следовательно, они вынуждены менять модель поведения с учетом

требований новой социальной среды. Однако не все студенты обучаются

успешному применению адаптационных стратегий. Некоторый процент

обучающихся в учебном заведении остаются дезадаптированными. Это

проявляется

в

их

неуспеваемости

или

различных

психических,

соматических

и

психосоматических

болезнях,

а

так

же

это

может

выражаться в девиантном поведении.

Дезадаптация личности предполагает любые затруднения, нарушения,

отклонения, возникающие у человека в новых условиях.

В качестве причин дезадаптации студентов отмечаются следующие

Повышение требований учебного учреждения к обучающемуся.

Сформированные в процессе обучения в школе стереотипы, которые

приводят

студентов

не

к

изучению

и

осмыслению

материала,

а

к

конспектированию и заучиванию.

Возникновение

у

студентов

вопросов

о

правильности

их

самоопределения,

проблемы

поиска

своего

«Я»,

что

приравнивается

к

поиску смысла жизни, неуверенность в правильности выбора профессии,

несформированное

отношение

к

будущей

профессии,

вынужденность

выбора будущей профессии.

Трудности

во

взаимодействии

с

новым

незнакомым

учебным

коллективом, отсутствие знаний норм и правил поведения.

П р о бл е мы

в з а и мод е й с т в и я

с туд е н т а

п е р во го

ку р с а

с

преподавателями.

Ощущение студентом неограниченной свободы.

Неправильное распределение личного времени.

Плохая саморегуляция поведения.

Конфликтные отношения в семье.

Появление травмирующих переживаний в личной жизни.

Анализ посвященных профилактике дезадаптации в процессе обучения

в учебном заведении

позволяет выявить, что различные авторы (Л.И.

Боронина, Я.В. Дидковская, С.И. Минеева, Т.А Голубева, Н.М. Заяц, Е.Ю.

Орехова, В.Н. Соловьев и др.) аналогичные проблемы определяют и в

педагогической практике:

-отсутствие систематической работы, направленной на своевременное

предупреждение дезадаптации студентов;

-отсутствие отработанной в учебных заведениях системы профилактики

дезадаптации.

С

целью

профилактики

дезадаптации

студентов

в

педагогическом

процессе рекомендуются:

-

психолого-педагогическая

диагностика

признаков

и

предпосылок

дезадаптации;

- выявление уровней и определение форм дезадаптации студентов;

- создание в учебном заведении

педагогической среды, учитывающей

индивидуально-типологические особенности студентов;

-реализация коррекционной помощи для студентов с различными уровнями

адаптации, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время;

-использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;

-подготовка творческой группы из числа студентов старших курсов

частности

совет

самоуправления)

для

поведения

адаптационных

мероприятий;

-посещение

администрацией

и

предметно-цикловыми

комиссиями

учебных занятий с целью определения результативности адаптационного

периода;

-организация

общих и групповых мероприятий

для студентов первого

курса;

-разработка

и

реализация

общих

и

индивидуальных

программ

профилактики дезадаптации адаптации студентов-первокурсников;

-мониторинг

эффективности

программ

профилактики

дезадаптации

с

помощью определенной системы критериев;

-оценка эффективности деятельности по реализации программы и анализ

достигнутых результатов.

Адаптация

студентов

определяется

как

двуединый

проце сс

взаимодействия студента с образовательной системой учебного заведения,

поэтому

проблемы,

возникающие

в

адаптационный

период

могут

разрешаться только благодаря совместным концентрированным усилиям

преподавателей

и

студентов.

Эти

действия

направлены

на

усвоение

нормативно-правовых, ценностных установок. С помощью познания этих

установок

студент

приобретает

смысл

нахождения

себя

в

среде,

наполненный

принятыми

социальными

нормами,

т радициям,

требованиями.

Студент,

нашедший

собственный

смысл

использует

его,

применяет

в

своей

будущей

профессиональной

деятельно сти

идентифицирует себя с социальной средой.



В раздел образования