Напоминание

"Серебряный век" русской поэзии


Автор: Мартиновская Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Красноармейск Московской области
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Серебряный век" русской поэзии
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Красноармейск

Московской области

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Мартиновская Елена Викторовна

Технологическая карта урока литературы в 11 классе.

Тема: «Серебряный век» русской поэзии.

Цели урока:

*обучающие:

- закрепить знания о модернистских литературных течениях в поэзии начала XX века, знать их особенности;

- уметь видеть разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века;

- уметь различать особенности творческой манеры поэтов символистов, акмеистов, футуристов;

* развивающие:

- развивать речь, навык выразительного чтения стихов, развитие навыков анализа поэтического текста;

· воспитательные:

- воспитывать интерес к поэтическому слову.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: план анализа, шаблон обратной связи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организацион

ный момент

Этап

мотивации

Учитель здоровается с обучающимися.

- Посмотрите, пожалуйста, на эти картины (слайд

1) Если бы мы попытались сравнить период

развития русской литературы с живописью, какому

периоду соответствовали бы эти картины, и почему

это не одна, а несколько таких очень разных

картин?

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока

«Серебряный век» русской поэзии. Мы

Цели обучающихся:

1. Настроиться на продуктивную

работу на уроке.

2. Осознать цели и задачи урока.

3. Развитие умения выдвигать и

проверять гипотезы.

Методы и формы:

словесный метод

(беседа); анализ имеющейся у

обучающихся информации,

обобщение ранее известных

сведений по теме урока.

Учащиеся выдвигают гипотезы,

обосновывают их. Предполагают,

1.Личностные: внутренняя мотивация.

2.Познавательные: обучающиеся

узнают, чем будут заниматься на уроке.

3.Регулятивные: обобщать, делать

выводы, формулировать цели и задачи,

развитие исследовательской

компетенции учащихся.

4.Коммуникативные: активизация ранее

полученных знаний

постараемся увидеть особенности поэтического

творчества разных литературных направлений на

основе анализа стихотворений поэтов.

Совместно с учениками обозначаем круг вопросов,

которые будут затронуты.

- В конце урока вам предстоит продумать и

записать ответы (приложение 1) на листе обратной

связи.

что можно сравнить с Серебряным

веком в русской литературе, так как

именно для этого периода

характерно появление новых стилей,

форм.

Этап

актуализации

Цель учителя:

активизировать мыслительную

деятельность учащихся, развивать аналитические

способности.

Прием «Лови ошибку».

Учащимся предлагается найти ошибки в

предложенных тезисах.

1.Цель течения футуристов состояла в постижении

мира через символы (ошибка)

2.Характерная черта символистов – двоемирие

(верно)

3.Стихи акмеистов передают тот смысл, который

заложил в них поэт (верно)

4.Акмеисты провозгласили отказ от мистики

(верно)

5.Для символистов характерно отрицание старых

норм и традиций (ошибка)

6.Для футуристов характерны эксперименты с

формой, обилие неологизмов (ошибка)

7.Символисты считали музыку главным видом

искусства (верно)

8.Бунтарство и эпатаж характерны для акмеистов

(ошибка)

9.У футуристов встречаем поэмы, написанные

вверх ногами, разным шрифтом, наискосок

(верно)

10. Образцом акмеистов являются произведения

великих классиков (ошибка)

Цель обучающихся:

вспомнить, что

они знают по данной теме,

зафиксировать свои,

индивидуальные затруднения.

Работа в парах (раздаточный

материал)

1.Личностные: высказать свою точку

зрения, уважительно отнестись к мнению

другого, даже если оно не совпадает с

твоим.

2.Познавательные: обучающиеся

активизируют знания, полученные

самостоятельно.

3.Регулятивные: умение формулировать

аргументированный ответ

4.Коммуникативные: умение находить и

применять знания, полученные ранее.

Изучение

материала

Цель учителя:

организовать работу в группах,

помогать в сложных ситуациях.

- Как вы думаете, какая форма работы на уроке

будет наиболее рациональной и почему? (Более

рациональной будет работа в группах,).

Учитель предлагает разбиться на 3 группы. Каждой

группе предлагается стихотворение для анализа.

- Предлагаю вам проанализировать стихотворение,

определить

тему,

идею,

образы,

средства

художественной

выразительности.

Докажите

принадлежность

стихотворения

именно

этому

направлению, найдя в нем не менее 4 признаков,

характерных для данного стиля.

Цель

обучающихся: проанализировать

стихотворения по предложенному

плану, найти в стихотворении

И. Анненского признаки

символизма, в стихотворении

Н. Гумилёва - признаки акмеизма, в

стихотворении В. Маяковского –

признаки футуризма. Зафиксировать

эти признаки в таблице.

1 группа анализирует стихотворение

И. Анненского «Смычок и струны»

2 группа: Анализирует

стихотворение Н. Гумилёва

«Волшебная скрипка»

3 группа:

Анализирует

стихотворение В. Маяковского

«Скрипка и немножко нервно»

Во время работы, обучающиеся

заполняют таблицу, (приложение 1),

готовят устные высказывания по

теме исследования, выразительное

чтение стихотворений.

1.Личностные: умение

работать

в

группе, выслушивать мнение другого,

даже если оно не совпадает с твоим.

2.Познавательные:новые сведения по

изученному материалу

3.Регулятивные: филологический анализ

поэтических текстов и литературных

явлений (направлений, течений)

4.Коммуникативные: обучающиеся

работают в группе, распределяя

обязанности, совместно заполняют

таблицу, готовят выразительное чтение

стихотворения, устное высказывание.

Подведение

итогов работы

в группах.

Цель

учителя:

организовать

выступления

обучающихся, следить за регламентом, помогать в

сложных ситуациях.

По итогам обсуждения

делается вывод. Оформляется в виде таблицы

(слайд 2)

Цель

обучающихся:

сообщить

о

результатах своей работы.

Обучающиеся выразительно читают

стихотворение, выступают с

устными сообщениями по

результатам анализа стихотворений,

называют признаки, характерные для

данного стиля.

1.Личностные: выслушивать

мнение

других,

уважительно

относиться

к

чужому мнению

2.Познавательные: новые сведения по

изученному материалу.

3.Регулятивные: анализировать

материал,

систематизировать

по

заданным критериям

4.Коммуникативные: составление

высказывания по заданной теме,

Подведение

итогов урока

Рефлексия

деятельности

Цель

учителя:

подвести

итог

урока,

выяснить

степень

усвоения

материала

обучающимися.

Выставление оценок.

Заполнить предложенный в начале урока шаблон

обратной связи.

Цель

обучающихся:

провести

самоанализ работы на уроке.

1.Личностные: уметь объективно

оценить свой труд.

2.Регулятивные: уметь анализировать

собственную работу на уроке, отмечать

достоинства и недостатки, выявлять

причины неудач

3.Коммуникативные: формулирование в

письменном виде результатов своей

работы.

Домашнее

задание

Цель учителя:

дать задание на дом, донести

особенности его выполнения.

Проанализировать одно из стихотворений

К.Бальмонта по предложенной схеме.

Индивидуальное: символизм в живописи.

Цель обучающихся:

понять правила и

условия

выполнения

домашнего

задания.

Приложение 1

Шаблон обратной связи

Имя_________________ Дата_____________

3

три вещи,

которые я не знал(а) раньше ___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

2

__________________________

Две вещи,

которые оказались _____________________________________________

для меня неожиданными

1

_______________________

Вещь,

которую я хотел(а)

бы начать делать после изученного на уроке

Приложение 2.

Найди ошибку.

1.

Цель течения футуристов состояла в постижении мира через символы.

2.

Характерная черта символистов – двоемирие.

3.

Стихи акмеистов передают тот смысл, который заложил в них поэт.

4.

Акмеисты провозгласили отказ от мистики.

5.

Для символистов характерно отрицание старых норм и традиций.

6.

Для футуристов характерны эксперименты с формой, обилие неологизмов.

7.

Символисты считали музыку главным видом искусства.

8.

Бунтарство и эпатаж характерны для акмеистов.

9.

У футуристов встречаем поэмы, написанные вверх ногами, разным шрифтом, наискосок.

10. Образцом акмеистов являются произведения великих классиков.

Приложение 3.

План анализа стихотворения.

Название

стихотворения, автор

Тема

Композиция

Образы

Языковые

выразительные

средства

Признаки

направления

(перечислить)

1

2

3

4

5



В раздел образования