Напоминание

Умение детей контролировать самочувствие в походе.


Автор: Гребенникова Маргарита Валентиновна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МАОУ «Гимназия» № 39
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Туризм для детей.
Тема: Умение детей контролировать самочувствие в походе.
Раздел: среднее образование





Назад




г. Петропавловск-Камчатский

МАОУ «Гимназия» № 39

учитель физкультуры

Гребенникова Маргарита Валентиновна

Статья

Туризм для детей. Умение детей контролировать самочувствие в походе.

В настоящее время развитие образовательного детского туризма приобретает особую

актуальность.

Очень важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную

возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей

страны и других государств, пробудить у детей чувство национального самосознания, воспитать

уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов. Велика роль путешествий

и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать

подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития

наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как

средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также

отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности,

самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни. Кроме того, детский оздоровительный

туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих

формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое

государственное значение в воспитании подрастающего поколения. Поэтому можно с уверенностью

сказать, что детский туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством

жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций,

нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Организация

детского

туризма

в

нашем

образовательном

учреждении

несет

в

себе

оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе

элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, расширяет

кругозор и

обогащает духовную жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать

трудности, дети учатся коллективизму не на словах, а на деле. Туристические прогулки имеют

оздоровительный эффект. Нагрузка, в виде циклических упражнений способствует развитию у детей

таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Связано это с

укреплением сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышением работы мышц, нормализацией

массы тела. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая,

физическая, эстетическая. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно,

можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их

физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического

здоровья. Этот вид деятельности хорошо воспринимается педагогами, родителями, общедоступен и

понятен детям, даёт возможность заниматься детским туризмом в любое время года, он не требует

больших финансовых средств.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить,

развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить

одежду.

В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие

знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас

усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому

употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль

туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств

детей.

Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни младших школьников. В

туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не

на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную

дисциплину, настойчивость, ответственность.

Контакты,

которые

устанавливаются

в

походе,

способствуют

пониманию

и

установлению

сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи

развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор

маршрута и другие вопросы, связанные с организацией походов.

Цели детского туризма:

- Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям

туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

- Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций,

занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом

для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни.

Туризм создаёт для этого уникальные возможности.

- Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышает интерес к нему,

стимулирует подготовку к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность

конечного результата, что и делает его интересным.

В начальной школе используем разные виды деятельности:

прогулки;

экскурсии;

походы;

путешествия;

туристические соревнования.

Важно отметить вклад детского туризма в социальное развитие страны, поскольку он дает

возможность детям глубже познать историческую и культурную стороны не только своей страны, но и

иностранных государств, воспитывает чувство национального самосознания, а также уважение к

обычаям других национальностей и народов. Роль путешествий велика, ведь это, прежде всего развитие

личности. Любые путешествия способствуют повышению своего интеллектуального развития.

Таким образом, мы можем сформулировать определение, которое поможет лучше и глубже понять

данный вид туризма. Детский туризм – это вид туризма, направленный на формирование ценностных

ориентаций, развитие личности, нравственного оздоровления. И принимая во внимание то, что в

современном мире, где обстановка является крайне нестабильной, очень важно не упустить

нравственные ориентиры. Следовательно, перед государственной системой стоят задачи прививать и

укреплять позиции детского туризма, а также стремление развивать его во всех формах и видах.

В детском туризме выполняется ряд функций, которые можно разделить:

Оздоровительная функция – одна из самых главных, на мой взгляд, которая благотворно влияет на

поддержание

и

восстановление

физического,

психологического,

умственного,

эмоционального

состояния организма.

Спортивная функция – представляет собой процедуры, направленные на укрепление здоровья детей.

Познавательная или просветительская функция – носит образовательный характер. Это получение и

пополнение знаний, знакомство с природой, историей, культурой, как своей страны, так и других стран

и народов. Она может быть представлена в виде показа экскурсий по музеям или участие в каких-либо

активных формах досуга.

Воспитательная функция – формирует в ребенке моральные, нравственные и эстетические качества,

направлена на социализацию личности.

Развлекательная функция – дает возможность деткам развлечься, удовлетворить потребности в смене

обстановки и впечатлений, путем ознакомления новых мест или посещением культурно-массовых

мероприятий.

Социально-экономическая функция – помогает рационально использовать свободное время, также

обеспечивает занятость населения, способствует стабилизации и развитию экономики.

Рассмотрим поподробнее оздоровительную функцию на проблеме определения самочувствия детей во

время туристического похода и умение определять его по внешним признакам организма.

Школьников обучают методам измерения ЧСС. Учитель должен рассказать: пульс отражает

частоту сердечных сокращений, сокращенно ЧСС. Это то, как часто сокращается сердце. Об этом мы

судим по току крови: сердце толкнуло кровь, она потекла быстрее, эти толчки мы и подсчитываем.

Пульс можно найти тремя способами. Первый – приложить руки к груди в области сердца, так пульс

хорошо слышен после нагрузки. Второй – приложить кончики пальцев к запястью. Проще провести

всеми пятью пальцами одной руки по большому пальцу другой руки пока все пальцы полностью не

спустятся с большого пальца. Третий – приложить пальцы к виску или шее. Лучше всего научиться

измерять пульс на руке, ведь и руки не всегда бывают чистые, и зимой на нас надето слишком много

одежды, чтобы измерить пульс на груди или шее.

Кроме этого от учеников требуют ведение дневников здоровья, где дети самостоятельно

оценивают свое самочувствие после физических нагрузок.

Самонаблюдение отражаем в своем

дневнике самоконтроля: в этом дневнике будет шесть показателей. Эти показатели желательно

регистрировать в одни и те же часы, одним и тем же методом, в схожих условиях. Например, утром

сразу после сна, или перед началом занятия, или по окончанию его. При этом нужно следить за

самочувствием и контролировать показатели пульса в процессе занятия и особенно самой его части.

Можно так же регистрировать динамику функциональных сдвигов и ход восстановления организма

после нагрузок.

В дневнике самоконтроля наряду с результатами самонаблюдений необходимо вносить и данные

врачебных осмотров. Самонаблюдения, проводимые систематически в течение длительного периода,

дают

четкую

картину

функционального

состояния

организма.

Так,

с

их

помощью

можно

проанализировать изменение целого ряда регистрируемых показателей на протяжении годичного цикла

тренировки.

Самоконтроль должен быть систематическим и длительным. Наблюдения, проводимые без системы,

время от времени не принесут вам никакой пользы. При этом, приступая к самоконтролю, нужно

заранее наметить объем исследуемых показателей. В первые месяцы занятий следует проводить

подробный самоконтроль, а в дальнейшем он может быть упрощен.

Во время занятий циклическими упражнениями мы иногда отмечаем появление различных болевых

ощущений, которые чаще всего являются признаками перенапряжения или скрытого заболевания.

Боли в мышцах возникают довольно часто в период отдыха после первых занятий, при

возобновлении тренировок после длительного перерыва, а так же при выполнении новых упражнений,

требующих функционирования мышц ранее не участвовавших в работе, и форсированном увеличении

физических нагрузок. Эти боли являются следствием несоответствия выполняемой нагрузки состоянию

мышц. Чтобы этого не случилось необходимо дозы мышечных усилий увеличивать постепенно. Боли в

мышцах держатся, как правило, несколько дней, вызывая у вас некоторый дискомфорт. Для

восстановления и скорейшего восстановления мышц следует попариться в бане или погреться в ванне с

теплой водой и сделать самомассаж. При самомассаже можно использовать обезболивающие и

противовоспалительные мази и кремы, стимулирующие кровообращение, обменные процессы в

мышцах, повышающие эластичность сумочно-связочного аппарата.

Таким образом, мы видим, что все функции играют огромную роль и дают огромный потенциал

для формирования и развития личности ребенка. Все перечисленные функции позволяют более

грамотно сконструировать отдых для каждого ребенка.

Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только

имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с

родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей

мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно

сложных сведений и представлений об истории родного края, его достопримечательностях идет легко и

непринужденно. Совместная

творческая

работа

детей

и

родителей

после

походов

(изготовление рисунков, аппликаций, поделок), способствует укреплению внутрисемейных отношений.

Список литературы:

Чичкина С. Детский отдых в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2009. №6

Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132 – ФЗ (ред. От 03.07.2019) «Об основах туристской

деятельности» // Собрание законодательства РФ – 1996. – ст.1



В раздел образования