Автор: Виноградов Владимир Михайлович
Должность: учитель по физической культуре
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Ломоносовская школа"
Населённый пункт: Г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение прыжкам через скакалку и проведение соревнований в начальной школе
Раздел: начальное образование
Статья Виноградова Владимира Михайловича
Обучение прыжкам через скакалку и проведение соревнований в начальной
школе
Уважаемые коллеги, хочу предложить вам познакомиться с моим опытом в обучении
школьников прыжкам через скакалку.
В своей работе с младшими школьниками я большое внимание уделяю упражнениям
на внимание и координацию. Упражнения с мячами, гимнастическими палками,
обручами. Но одним из любимых упражнений с предметом являются различные прыжки
через скакалку.
Уже с первого класса мы с ребятами начинаем осваивать элементы прыжков через
скакалку. Причём, ребята изучают движения ног при прыжках через скакалку в
подготовительной части урока во время разминки. Я обращаю внимание ребят на то,
чтобы они прыгали мягко (как зайчики) без удара пятками об пол, держа спину прямо.
Также во время разминки можно осваивать и движения выполняемые руками. Важно,
чтобы ребёнок почувствовал, на сколько важна осанка и круговые движения кистей рук.
Но перед тем как дать ребёнку скакалку в руки, мы с ребятами обязательно
проговариваем правила техники безопасности. Необходимо, чтобы они сразу научились
держать дистанцию друг с другом и были внимательны при выполнении упражнения.
После ознакомления ребят с подводящими упражнениями, я им предлагаю опробовать
сразу несколько вариантов прыжков через скакалку:
1)
С отталкиванием от пола двумя ногами
2)
С отталкиванием от пола попеременно правой и левой ногой
3)
Прыжки, вращая скакалку вперёд
4)
Прыжки, вращая скакалку назад
5)
Прыжки, вращая скакалку вперёд с продвижением вперёд
Каждый ребёнок сам выберет более удобный для него вариант, ведь главное, чтобы у
него появились уверенность в своих силах и удовлетворение, от того, что он смог
научиться этому сложному виду движения. По мере приобретения первого опыта, я
предлагаю ребятам освоить более сложные варианты прыжков через скакалку.
1)
Прыжки, вращая скакалку вперёд (руки крестом)
2)
Прыжки, вращая скакалку назад (руки крестом)
3)
Прыжки, вращая скакалку вперёд (ноги крестом)
4)
Прыжки, вращая скакалку назад (ноги крестом)
5)
Прыжки, вращая скакалку вперёд восьмёркой
6)
Прыжки, вращая скакалку назад восьмёркой
7)
Прыжки, при котором за одно выпрыгивание необходимо выполнить двойное
вращение скакалки
8)
Прыжки, вращая скакалку вперёд (в приседе)
9)
Прыжки, вращая скакалку назад (в приседе)
Конечно, использую и такой вид упражнения как прыжки через длинную скакалку, в
котором двое крутят, а третий или группа ребят прыгают.
При обучении этому виду прыжков руководствуюсь тем же правилом, от простого к
сложному.
Сначала ребёнок учится выполнять прыжки, вставая предварительно между ребятами,
которые будут вращать скакалку. Выполнив, к примеру, 10 прыжков, он спокойно
выходит из зоны вращения скакалки.
Второй вариант более сложен тем, что ребёнку необходимо вбежать в зону вращения
скакалки, выполнить прыжки и выбежать, не задеть её.
Но для освоения этого варианта школьнику необходимо освоить подводящее
упражнение - пробегание через зону вращения скакалки, стараясь её не задеть.
При выполнении командных прыжков через длинную скакалку число участников,
выполняющих прыжки может быть любым, в зависимости от подготовки ребят и от
длины скакалки. Для выполнения командных прыжков советую приобрести необходимое
количество метров верёвки на строительном рынке или в туристском магазине
диаметром в 8-10 мм. Для обучения прыжкам через длинную скакалку я в своей работе
использую две верёвки по пять метров и шесть верёвок по три метра. Короткие
трёхметровые верёвки мне нужны при обучении ребят в мини группах по три-четыре
человека, в которых ребята выполняют прыжки по очереди. Такая организация сохраняет
динамическую плотность урока, и даёт возможность ребёнку чередовать менее
интенсивную работу (вращение скакалки) с более интенсивной (прыжки через длинную
скакалку).
Одним из важных стимулов для ребят в изучении прыжков через скакалку в моей
школе является участие в «празднике скакалки». Мы с коллегами стараемся создать
атмосферу праздника-спектакля, в котором действующие лица и исполнители – дети,
учителя и родители.
Вот так выглядит положение соревнований «праздник скакалки».
1.
Команда состоит из 8 человек.
2.
В состав команды могут войти не более 2
х
взрослых участников.
Результат выступления взрослого участника в личном зачёте учитывается с
коэффициентом 1,3.
(Например, если взрослый показал результат 10 прыжков, в зачётный лист он
получает 13 очков.)
Комментарий: Этим коэффициентом я стимулирую участие взрослого в команде.
Почему? Преследую педагогическую цель. Создаю ситуацию, когда ребята со
взрослым в одной команде на равных выполняют общую задачу.
3.
Команды соревнуются в 5
и
упражнениях:
1) прыжки, вращая скакалку вперёд за 30 секунд;
2)
прыжки, вращая скакалку назад за 30 секунд;
3)
прыжки, вращая скакалку восьмёркой за 30 секунд;
4)
командные прыжки через длинную скакалку за 1 минуту (2 участника команды
вращают скакалку, а 3 человека из команды, прыгают). Результатом в командном
виде является количество прыжков умноженное на 2.
Комментарий: Выполняют прыжки 3 человека в начальных классах, в средней школе
это число прыгающих участников я бы увеличил. Результат команды решили
умножать на два, чтобы повысить значение этого вида состязания.
5) Каждая команда может получить дополнительно 50 баллов
за участие в
конкурсе «Супер-пупер».
Один или несколько представителей команды выполняют упражнения со скакалкой,
включающие оригинальные или сложные элементы. Длительность упражнения до 1
минуты.
Судьи оценивают сложность и артистичность исполнения.
Команда победитель определяется по наибольшей сумме результатов личных и
командных.
Несколько слово том о том, как работает судейская бригада.
1) Судья в зале – ведёт соревнование, разъясняет спорные моменты до выполнения
прыжков, отслеживает время выполнения прыжков.
2) Судья – счётчик (за судейским столиком) - после выполнения всеми участниками
команды одного из видов подсчитывает и набирает на демонстрационное табло
результаты выступления участников команд.
3) Кроме этого, при каждой команде находится свой судья, который подсчитывает
количество прыжков выполненных участниками.
При отсутствии взрослых судей, судьями могут быть старшеклассники.
Чтобы соревнование не затягивалось, командный судья при представлении
участников рассаживает их в порядке записи в протоколе, и далее приглашает
участников на старт в соответствии с номером очерёдности. После выполнения
упражнения судья записывает результат дважды, в протокол и в отрывной столбец.
После выполнения какого-либо вида состязания всеми участниками команды
командный судья отдаёт отрывной столбец судье – счётчику, а судья счётчик сразу же
подсчитывает результаты за первый вид состязания.
Вот так выглядит командный протокол
Командный протокол _____ класса Отрывные столбцы
№
Фамилия,
имя
участника
Вращение
вперёд
Вращение
назад
Вращение 8-
кой
Командное
Класс_____
Командное
Класс_____
8-кой
Класс_____
Назад
Класс_____
Вперёд
1
1
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
4
4
4
4
5
5
5
5
6
6
6
6
7
7
7
7
8
8
8
8
Конкурс «Супер-пупер»
Итого
Итого
Итого
Общее количество баллов,
набранных командой
В перерыве между видами соревнований проводятся показательные выступления
лучших спортсменов школы, что даёт возможность участникам соревнований отдохнуть,
выступающим показать на что они способны, а судьям подвести итоги.
Во время награждения, мы не только вручаем грамоты призёрам и победителям, но ещё
и обращаем внимание на сколько класс улучшил прошлогоднее выступление (благо - эти
соревнования традиционные и протоколы все сохранены). Награждаем чемпионов в
личном зачёте, а также благодарим и награждаем взрослых участников соревнований
(родителей и учителей).
После соревнований протоколы с результатами вывешиваем на информационном
стенде, чтобы ребята смогли сравнить свои результаты с результатами прошлогодними и
с результатами своих друзей в классе или даже в параллели. Посоревноваться это
хорошо, но главное, чтобы ребята получили удовольствие от атмосферы праздника
соревнования, от понимания собственной полезности команде и от общения со своими
товарищами и взрослыми.
Спасибо за внимание.
Учитель НОУ «Ломоносовская школа» города Москвы
Виноградов Владимир Михайлович.