Автор: Шаломова Жанна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Тунгалинская СОШ
Населённый пункт: поселок Тунгала
Наименование материала: Памятка учителю
Тема: "Работа над ошибками в начальной школе"
Раздел: начальное образование
ОРФОГРАММЫ
№1 Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно
предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
№2 Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
№3 Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у|чи|тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
№4 Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и
нельзя переносить на новую строку.
№5 Мягкий знак
ь
, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2
слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
№6 Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
№7 Сочетания
чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2
слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
№8 Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
Передай ритм слова с помощью стука.
№9 Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. В
корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму.
Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады – сад
волна – волны
червивый – червь.
1
№10 Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Запиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь
ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
№11 Проверяемые согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь
согласную.
Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так
же, как и перед гласными.
№12 Большая буква в имени собственном.
Выпиши
слово
правильно.
Запиши
ещё
два
слова
с
этой
орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов,
морей, клички животных пишутся с большой буквы.
№13 Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой.
Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных
перед гласными буквами е,ё,и,ю,я.
№14 Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё
два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
№15 Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в
учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни
знак.
Например: Слава нашей Родине! Славу труду!
№16 Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части
речи. Выпиши слова парами с вопросами.
Сделай так: Седые туманы плывут к облакам. (
Пов., невоскл., прост.,
распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
№17 Состав слова.
Выпиши слово. Разбери по составу.
Например: Поездка. Запиши 1 – 2 однокоренных слова.
2
№18 Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов.
Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь
орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка, звездный.
Честь – честный.
№19 Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2
слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули.
Отнёс, отбежал, отлетел.
№20 Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова
однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со
словом.
№21 Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе
с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Обозначь орфограмму – пробел.
Делай так: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с
предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
№22 Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём, объезд.
Запомни!
Разделительный твёрдый знак пишется только после
приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными
буквами е,ё,ю,я.
3