Автор: Николаенко Татьяна Федоровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: станицы Кугоейской Крыловского района Краснодарского края
Наименование материала: Разработка урока географии в 9 классе
Тема: "Европейский Юг"
Раздел: среднее образование
Тема урока: Европейский Юг
Цели и задачи:
1.
Учебные: сформировать знания о составе Европейского Юга.
Оценить ЭГП Северного Кавказа; расширить представление об особенностях
природных условий и природных ресурсах района.
2.
Развивающие: совершенствовать умение работать по типовому плану с
целью
выявления
особенностей
региона,
умение
составлять
экономико-
географическую
характеристику
территории,
давать
характеристику ЭГП
территории,
называть
и
показывать
на
карте
объекты
номенклатуры,
продолжить
формирование
умения
работать
с
различными
источниками
географической информации,
3. Воспитательные: Развитие
познавательного
интереса,
творческой
активности учащихся,
Оборудование:
экономическая
и
физическая
карты
«Европейский
Юг»,
атлас, контурные карты.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка отсутствующих на уроке.
II. Вводная беседа. (2 мин.)
Учитель.
Сегодня на
уроке мы
приступим к
изучению самого
южного
района европейской части России – Европейского Юга. На этом уроке мы
познакомимся
с
составом
района
особенностями
ЭГП,
природными
условиями и ресурсами региона. (Слайд 2)
III. Изучение нового материала. (20 мин.)
1.
Визитная карточка (рассказ учителя) Слайд 3.
Учитель. Европейский Юг-это самый южный приморский район России.
Он
расположен в
европейской части
на
перешейке
между
морскими
бассейнами:
Черноморско-Азовским
и
Каспийским.
Природные
ландшафты СК многообразны. Здесь есть и горные хребты и степные
равнины,
бурные
горные
реки
и
пересыхающие
озера,
оазисы
субтропической растительности на черноморском побережье и холодные
снежные вершины Кавказских гор, Крымские горы. Самая высокая точка
России -г.Эльбрус (Кабардино-Балкария).
Площадь 355 тыс. км². Население – 21 млн. чел.
2.
Состав Европейского Юга вы изучите по экономической карте района
самостоятельно. Результаты заносятся в заранее заготовленную схему.
(Задание №1). Слайд 4- Слайд №5
Проведем устную проверку записей в тетради. После выполнения работы по
одному выходите к карте, показываете и называете субъекты, а также их
административные центры. Слайд №6
1.Краснодарский край-Краснодар
2. Ставропольский край-Ставрополь
3. Ростовская область-Ростов-на-Дону
4. Республика Дагестан-Махачкала
5. Республика Адыгея-Майкоп
6. Республика Кабардино-Балкария-Нальчик
7. Республика Карачаево-Черкессия-Черкесск
8. Республика Северная Осетия-Алания –Владикавказ
9. Республика Ингушетия – Магас
10. Республика Чечня-Грозный.
11. Республика Крым. – Симферополь
12. г. Севастополь
3.Экономико-географическое положение района (рассказ учителя).
Слайд №7
Особенности ЭГП района.
1. Пограничное. Грузия, Азербайджан, Украина.
2. Поволжский, Центрально-Черноземный.
3.Приморское. Черное, Азовское и Каспийское моря. Благоприятные
условия навигации.
4.ЭГП выгодное. Европейский Юг – единственный в России район,
имеющий выход к бассейнам трѐх южных морей: Азовского, Чѐрного,
Каспийского.
На территории данного региона проживают, кроме русского населения,
адыгейцы, черкесы, кабардинцы, калмыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы,
осетины,
ингуши,
чеченцы,
аварцы,
даргинцы,
лезгины,
лакцы,
казаки,
татары. В настоящее время имеют место межнациональные территориальные
конфликты, возникающие на политической почве. Это связано с историей
заселения территории, уходящей в далѐкое прошлое, со столетней войной,
закончившейся лишь в 1864 году, с массовыми переселениями кавказских
народов, вхождение Республики Крым и г. Севастополя в 2014г.
Задание №2. Оцените природные условия Европейского Юга и сделайте
вывод. Слайд №8
Работа проводится в парах по тексту учебника и картам атласа (подготовка 3-
5 минут, отчет 1-1,5 мин.):
1 пара Рельеф
2 пара Климат
3 пара Воды
4 пара Почвы
5 пара Природные зоны
6 пара Полезные ископаемые.
Учитель: Рекреационные ресурсы (Слайд №21-23)
IV. Закрепление. (2 мин.)
Учитель задает вопросы, ученики устно отвечают.
Ответить на вопросы.
а) Южная крайняя точка России.
б) В состав района входят 2 края, какие ….
в) Крупнейшие города района - ….
г) Главное богатство Предкавказья - черноземы
д) По своим границам на суше Европейский Юг соседствует с 3-мя странами
СНГ
«Да-нетка»
Предположения для «Да-нетки»
1. Европейский Юг занимает пограничное положение между равнинами и
горами (да).
2. Имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение)
(да).
3. Для Юга России характерен однонациональный состав населения (нет).
4.
Европейский
юг
граничит
с
3
государствами:
Грузией,
Арменией,
Азербайджаном (нет).
5. Европейский Юг – единственный российский район, имеющий прямой
выход к Азовскому и Черному морям (да).
6. Краснодарский край один из самых благоприятных для жизни людей из
районов России в природном отношении (да).
Самоконтроль и коррекция учебный действий. Самооценка.
V. Домашнее задание:
1. Изучить §
2. Ответить на вопросы и выполнить задания к параграфу.
3. Подготовить сообщения о народах Европейского Юга.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ (САМООЦЕНКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) УЧАЩИХСЯ.
Вопросы:
1.
О чем мы с вами говорили на уроке? (О составе Европейского Юга, его
границах, административном устройстве, субъектах, их столицах,
выгодах
экономико-географического
положения,
факторах
формирования района)
2.
Почему для нас сегодня этот район особенно ценен? (житница России,
выход в Атлантический океан, Сочи – столица олимпийских игр 2014
года)