Автор: Попова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №8"
Населённый пункт: Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности у младших школьников
Раздел: начальное образование
Функциональная грамотность младших школьников
Попова И.С.
учитель начальных классов
МБОУ «Школа-интернат №8»
г.Саяногорск
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в
мире и действующий в соответствии с общественными ценностями,
ожиданиями
и
интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек
самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий
определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная
грамотность -
сюда
входят
способности
свободно
использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из
текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении
при помощи текстов и других сообщений.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
Коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми
видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую
устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки
устной и письменной форм речи;
Информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в
учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета
и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных
источников,
перерабатывать
и
систематизировать
информацию
и
представлять ее разными способами;
Деятельностная грамотность - это проявление организационных умений
(регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно
формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости
изменять
ее,
словесно
аргументируя
эти
изменения,
осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Читательская грамотность - это способность ребенка использовать тексты
для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков.
Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и
извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между
строк».
Математическая
грамотность
-
способность
ребенка
использовать
математические знания в разных контекстах, на основе математических
данных
описывать,
объяснять,
предсказывать
явления.
Формировать
математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные
решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую
действительность.
Естественнонаучная грамотность
-
способность ребёнка формировать
мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны
навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести
исследование,
объяснить
явления
природы
и
технологии,
найти
доказательства.
Глобальные компетенции
-
это
способность ребёнка работать в одиночку
или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь
управлять
своим
поведением,
эмоционально
воспринимать
новую
информацию
и
быть
открытым
к
ней.
Глобальные
компетенции
подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии
и
способности
сотрудничать.
Осознание
глобальных
проблем
и
межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с
представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства
как отдельного явления.
Креативное
мышление.
Под
креативным
мышлением
понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать
и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные
решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически
взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.
Финансовая
грамотность.
Финансовая
грамотность
для
школьников
подразумевает,
что
ребёнок понимает
финансовые
понятия
и
может
принимать
решения
для
улучшения
собственного
и
общественного
финансового благополучия. Задания на проверку финансовой грамотности
для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями,
банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира
финансов.
Компьютерная грамотность. PISA (Международная программа по оценке
образовательных
достижений
учащихся)
пока
не
относит
этот
вид
грамотности к важнейшим, однако ситуация с дистанционным обучением во
время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может
понадобиться
даже
в
начальной
школе.
Развивать
компьютерную
грамотность детей можно, используя вместе с учениками цифровые
образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами, ребёнку
нужно
овладеть
базовыми
навыками
работы
в
интернете:
поиск
необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами
учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний,
умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков
мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка
мыслить с помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация,
отрицание, ограничение.
Перед учителем начальной школы стоят основные задачи:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к
учению; формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных
и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к
себе и окружающим.
Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в
абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности,
развить
память
и
внимание,
развить
фантазию
и
воображение,
пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность
контролировать свои движения, а также мелкую моторику. Очень важно
развить коммуникативные способности, способность общаться, умение
контролировать эмоции, управлять своим поведением. При формировании
функциональной
грамотности
важно
помнить,
что
концепция
функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных
международных оценочных исследований – «Международная программа
оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)» (рассматривается в
мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности
школьного
образования),
которая
оценивает
способности
подростков
использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников,
достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной
школы необходимо соблюдать следующие условия:
обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых
функций
обучения
любому
предмету
в
начальной
школе
–
формирование
у
школьников
умений
самостоятельной
учебной
деятельности,
учащиеся должны стать активными участниками изучения нового
материала;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой
работы;
применять такие образовательные технологии, как:
проблемно-диалогическая
технология
освоения
новых
знаний,
позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и
другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять
деятельность учения;
технология
формирования
типа
правильной
читательской
деятельности,
создающая
условия
для
развития
важнейших
коммуникативных умений;
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для
формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов,
памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин,
конкурсов,
спектаклей,
мини-исследований,
предусматривающих
обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача
которых состоит в организации условий, провоцирующих детское
действие;
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит
определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками
(ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений,
например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т.
д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять
и выполнить принятое им решение;
информационные и коммуникационные технологии, использование
которых
позволяет
формировать
основу
таких
важнейших
интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и
синтез;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Функциональная грамотность в России
По уровню функциональной грамотности российские дети находятся
на среднем уровне среди стран ОЭСР (Организация экономического
сотрудничества и развития). Тестирование PISA по функциональной
грамотности проводится каждые три года, и в последний раз, в 2018
году, результаты школьников из РФ снизились – особенно это
коснулось читательской грамотности. Эксперты связывают это с
тем, что страна достигла «зоны комфорта» по этому показателю. При
этом среди приоритетов национального развития РФ до 2024 года –
вхождение в число 10 ведущих стран по качеству общего образования,
поэтому формирование функциональной грамотности особенно важно.