Напоминание

"Литературное чтение" 1 класс


Автор: Зайцева Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО №22 - Лицей искусств
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Литературное чтение" 1 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Программа

разработана

на

основе

положений

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

программы

для

общеобразовательных школ УМК «Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков)

«Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (М.: «Просвещение», 2012); основной

образовательной программы начального общего образования МБОУ «Центр образования № 22 –

Лицей искусств».

Планируемые результаты освоения учащимися предмета

Реализация

программы

обеспечивает

достижение

выпускниками

начальной

школы

следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требовани-

ями ФГОС НОО

Личностные результаты:

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,

становление

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентации

многонационального российского общества;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и

чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной

литературы;

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов,

выработка

умения

терпимо

относиться к

людям иной национальной

принадлежности;

овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах общения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими

собственными поступками, осмысливать поступки героев;

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и

духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее

эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины

успеха/неуспеха учебной деятельности

и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных

задач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,

энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и

познавательными задачами;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

осознанного

построения

речевого

высказывания

в

соответствии

с

задачами

коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных

связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и

право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий;

формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,

определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и

поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и

сотрудничества.

Предметные результаты:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о

Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представле-

ний,

понятий

о

добре

и

зле,

дружбе,

честности;

выработка

потребности в систематическом чтении;

достижение

необходимого

для

продолжения

образования

уровня

читательской

компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,

элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных

текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных

текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку

поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными

источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя

самостоятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать

причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст

на

части,

озаглавливать

их,

составлять

простой

план,

находить

средства

выразительности, пересказывать произведение;

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-

познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне

овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по

аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика

героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);

развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на

основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций,

личного опыта.

Содержание предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных

текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по

содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание

цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-

познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них

коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению

целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение

скорости

чтения.

Соблюдение

орфоэпических

и

интонационных

норм

чтения.

Чтение

предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых осо-

бенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие

поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самосто-

ятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения,

определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по

объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо-

рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с различными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-

популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение

ориентироваться

в

нравственном

содержании

художественных

произведений,

осознавать

сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование

содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и

самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз-

ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,

слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привле-

чение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее

представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная,

справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюс

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели

книги), её справочно-иллюстративный материал.

Типы

книг

(изданий):

книга-произведение,

книга-сборник,

собрание

сочинений,

периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и

тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и

другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие

выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с

содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание

мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм.

Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных

народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (сино-

нимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение (по вопросам

учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ

по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных

средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и

события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление

поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,

характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе

анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и

краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой

части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли

фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных

предложений

из

текста,

в

виде

вопросов,

в

виде

самостоятельно

сформулированного

высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя

произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),

описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное

описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по

общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие

наблюдательности

при

чтении

поэтических

текстов.

Развитие

умения

предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание

заглавия

произведения,

адекватное

соотношение

с

его

содержанием.

Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).

Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-

следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение

микротем.

Ключевые

или

опорные

слова.

Построение

алгоритма

деятельности

по

воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать

вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы-

слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по

обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение

проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой

на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство

с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),

целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на

авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование

грамматически

правильной

речи,

эмоциональной

выразительности

и

содержательности.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или

прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного

искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана

собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы,

антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных

линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места

действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка

(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),

рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство

с

культурно-историческим

наследием

России,

с

общечеловеческими

ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры,

народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран).

Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и

других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы,

произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и

зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней

Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая,

научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,

природе,

детях,

братьях

наших

меньших,

добре,

дружбе,

честности,

юмористические

произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств

художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмыс-

ление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,

искусство слова, автор (рассказчик),

сюжет (последовательность событий), тема. Герой

произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее

представление

об

особенностях

построения

разных

видов

рассказывания:

повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя,

диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение

особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,

потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика,

построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ,

стихотворение,

басня:

общее

представление

о

жанре,

наблюдение

за

особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:

чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с

различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление

причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения,

создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),

репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного

опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение

людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с

художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему

эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Дата

Содержание урока

Примечание

Добукварный период (19ч)

1.

«Азбука» — первая учебная книга.

2.

Речь устная и письменная. Предложение. Осознание цели и ситуации

устного общения.

3.

Слово и предложение. Адекватное восприятие звучащей речи.

4.

Составление предложений по схемам. Рассказывание сказок с опорой

на картинки. Инсценирование.

5.

Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица.

Деление слов на слоги.

6.

Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Домашние и дикие

животные. Овладение умениями начать, поддержать, закончить

разговор, привлечь внимание и т. д.

7.

Ударение. Ударный слог. Определение места ударения.

8.

Звуки в окружающем мире и в речи. Осознание единства звукового

состава слова и его значения.

9.

Звуки в словах. Различение гласных и согласных звуков. Установление

числа и последовательности звуков в слове.

10.

Слог-слияние. Образование слогов. Различение гласных ударных и

безударных.

11.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

Практическое освоение частичного звукового анализа слов.

Сопоставление слов, различающимися одним или несколькими

звуками.

12.

Азбука к мудрости ступенька. Различие звука и буквы.

13.

Гласный звук [а], буквы А, а. Обозначение твердости

предшествующего согласного звука.

14.

Русская народная сказка. Лиса и волк. Пересказ с опорой на картинки.

15.

Гласный звук [о], буквы О, о.

16.

Гласный звук [и], буквы И, и. Обозначение мягкости

предшествующего согласного звука.

17.

Повторение изученных букв. Лиса и Журавль. Пересказ сказки по

сюжетным картинкам.

18.

Гласный звук [ы], буква ы.

19.

Гласный звук [у], буквы У, у.

Букварный период (51ч)

20.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Различение твердых и мягких

согласных звуков. Постановка вопросов по содержанию текста

сказки.

21.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Различение звонких и глухих

согласных звуков.

22.

Повторение изученных букв. Составление слов из слогов. Подбор

родственных слов. Наблюдение над значением слов.

23.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Формирование навыка слогового

чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

24.

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т.

25.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,

соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Различие между

словами, обозначающими один и несколько предметов.

26.

Согласные звуки [л],[л’], буквы Л, л.

27.

Составление рассказов на тему «Мой день рождения». Подбор к

тексту соответствующего заглавия.

28.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

29.

Согласные звуки [в],[в’], буквы В, в.

30.

Повторение изученных букв.

31.

Буквы Е, е. Функция буквы е. Обозначение двух звуков в некоторых

позициях. Звукобуквенный анализ слов.

32.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

33.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Кем стать? Осознанное чтение

слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Слова с

противоположным значением.

34.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Парные согласные.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

35.

Моя любимая сказка. Составление диалогов по указанной теме.

Практическое овладение диалогической формой речи.

36.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с

буквами б и п.

37.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с

буквами б и п.

38.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с

буквами б и п.

39.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

40.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с

буквами д и т.

41.

Буквы Я, я. Функция буквы я. Обозначение двух звуков в некоторых

позициях. Звукобуквенный анализ слов.

42.

Значение слова. Многозначные слова.

43.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с

буквами г и к.

44.

Связь слов в предложении. Оценим свои достижения.

45.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча, чу.

46.

Слова с несколькими значениями. Составление рассказов на тему

«Мой любимый урок».

47.

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Сочетание чк.

48.

Изменение смысла слова с помощью буквы ь. Слова с ь в конце и

середине.

49.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Подробный

пересказ текста.

50.

Русский народный фольклор. Сказки. Шутки. Скороговорки.

51.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сочетания жи, ши.

52.

Сопоставление звуков [ж] и [ш].

53.

Буквы Ё, ё. Функция буквы ё. Обозначение двух звуков в некоторых

позициях.

54.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками

препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на

материале небольших текстов и стихотворений.

55.

Звук [j’], буквы Й, й.

56.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Выяснение значения слова с

помощью словаря.

57.

Слова с противоположным значением.

58.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по

материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Игра в слова.

59.

Буквы Ю, ю. Функция буквы ю. Обозначение двух звуков в некоторых

позициях. Звукобуквенный анализ слов.

60.

Повторение изученных букв. Звукобуквенный анализ слов.

61.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

62.

Обучение чтению по ролям.

63.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

64.

Экскурсия в школьную библиотеку. К. Чуковский. Мойдодыр.

65.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания ча - ща,

чу - щу.

66.

Ю. Тувим. Овощи. Загадки.

67.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Повторяем правила дорожного

движения.

68.

Произведения нравственного содержания. Л. Толстой. Два товарища.

69.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Звукобуквенный анализ

слов.

70.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Послебукварный период (11ч)

71.

Как хорошо уметь читать! Знакомство с орфоэпическим чтением (при

переходе к чтению целыми словами).

72.

Одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

73.

История славянской азбуки. История первого русского букваря.

74.

А. С. Пушкин — гордость нашей Родины. Сказки А. С. Пушкина.

75.

Произведения Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского для детей.

76.

Стихи К. И. Чуковского и С. Я. Маршака.

77.

Рассказы В. В. Бианки и М. М. Пришвина о природе.

78.

Стихи А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Б. В. Заходера.

79.

Стихи В. Д. Берестова. Повторение изученного материала. Наши

достижения. Планируемые результаты изучения.

80.

Творческий проект «Живая азбука».

Проект

81.

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги:

содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,

иллюстрации. Знакомство с учебником по литературному чтению.

Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Жили - были буквы (9ч)

82.

Знакомство с названием раздела «Жили – были буквы».

Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме.

Названия и авторы книг. Детские писатели. Восприятие на слух

звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных

текстов).

83.

Стихотворения детских писателей. В. Данько. Загадочные буквы.

Тема стихотворения. Заголовок.

84.

Литературная сказка. И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква «а».

Главная мысль произведения. Характер героя произведения.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному

правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в

соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное

увеличение скорости чтения.

85.

С. Черный. Живая азбука. Установка на нормальный для читающего

темп чтения, позволяющий ему осознать текст.

86.

Ф. Кривин. Почему «а» поется, а «б» нет. Характер героев (буквы).

87.

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е.

Григорьевой. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм

чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков

препинания. Заучивание наизусть.

88.

Творческая работа: волшебные превращения. Рифма. Практическое

освоение умения отличать текст от набора предложений. Конкурс

чтецов.

89.

Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Звукопись как

приём характеристики героя.

90.

Проектная деятельность «Создаём город букв», «Буквы — герои

сказок».

Проект

Сказки, загадки, небылицы (9ч)

91.

Знакомство с названием раздела «Сказки, загадки, небылицы».

Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки

авторские и народные. Восстановление последовательности событий

сказки по рисункам.

92.

Сказка «Теремок» в пересказе Е. Чарушина. Действующие лица.

Сравнение народной и литературной сказок.

93.

Русская народная сказка. Рукавичка. Инсценирование. Выразительные

средства языка.

94.

Особенности фольклорного текста. Загадки. Тема загадок. Сочинение

загадок.

95.

Песенки. Русские народные песенки. Потешки. Герои потешки.

Выразительное чтение диалогов. Небылицы. Сочинение небылиц.

Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок.

Настроение. Выразительное чтение песенок. Заглавие произведения.

96.

Литературные (авторские) сказки. А.С. Пушкин и его сказки.

97.

Рассказывание сказки «Гуси – лебеди» на основе картинного плана.

98.

Поучительные сказки К. Ушинского и Л.Н. Толстого. Герои сказки.

Главная мысль произведения. Оценка планируемых достижений.

Апрель, апрель. Звенит капель! (6ч)

99.

Знакомство с названием раздела «Апрель, апрель. Звенит капель!»

Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме.

Осознание диалога как вида речи.

100.

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова.

Настроение. Развитие воображения. Средства художественной

выразительности: сравнение.

101.

Лирические стихотворения С. Маршака, И. Токмаковой. Средства

художественной выразительности: олицетворение. Заучивание

стихотворений наизусть.

102.

Литературная загадка. Запоминание загадок. Сочинение загадок. И.

Токмакова. Е. Трутнева. Загадки в стихах.

103.

Проект «Составляем сборник загадок».

Проект

104.

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста.

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся,

их выразительное чтение наизусть.

И в шутку и всерьез (6ч)

105.

Знакомство с названием раздела «И в шутку и всерьез».

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Выставка книг по теме. Авторы детских юмористических

произведений.

106.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. Авторское

отношение к изображаемому. Звукопись как средство

выразительности.

107.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайц. Волк. Н. Артюхова.

Саша – дразнилка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор

другого заголовка.

108.

Весёлые стихи для детей О. Дриза, О. Григорьева, И. Токмаковой.

109.

К. Чуковский. Телефон. Чтение по ролям. Заучивание отрывка

наизусть.

110.

М. Пляцковский. Помощник. Выявление значения слова с помощью

словаря. Слова, близкие по значению. Сравнение произведений на одну

тему: сходство и различия. Оценка достижений.

Я и мои друзья (7ч)

111.

Знакомство с названием раздела «Я и мои друзья». Прогнозирование

содержания раздела. Выставка книг по теме. Особенности

диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и

самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не

перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку

зрения по обсуждаемому произведению.

112.

Рассказы и стихи о детях. Ю. Ермолаев. Лучший друг. Е. Благинина.

Подружка. Нравственно-этические представления. Сравнение

произведений по содержанию.

113.

В. Орлов. Кто первый? С. Михалков. Бараны. План произведения.

114.

Стихотворения С. Михалкова, Р. Сефа. Соотнесение содержания

произведения с пословицами.

115.

Стихотворения В. Берестова, И. Пивоваровой, Ю. Энтина.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

116.

Я. Аким. Моя родня. Тема произведений. Главная мысль. Из

старинных книг. Оценка достижений.

117.

Проект «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.

Проект

О братьях наших меньших (8ч)

118.

Знакомство с названием раздела «О братьях наших меньших».

Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы

учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг

по теме.

119.

Стихотворения о животных. С. Михалков. Трезор. Р. Сеф. Кто любит

собак…

120.

В. Осеева. Плохо. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ

произведения с опорой на рисунок. Художественный и научно-

популярный тексты (общее представление). Сравнение

художественного и научно-популярного текстов.

121.

И. Токмакова. Купите собаку. Выразительное чтение стихотворения.

122.

Стихотворения о животных В. Берестова, М. Пляцковского, Г.

Сапгира. Энциклопедии. Выявление авторского отношения к герою на

основе анализа текста.

123.

Сказки - несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

124.

Из старинных книг. Оценка достижений.

125.

Урок – рекомендация. Что читать летом. Выбор книг на основе

рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в детской

библиотеке.

Повторение (7ч)

126.

Повторение и систематизация изученного материала.

127.

Повторение и обобщение изученного

128.

Повторение и обобщение изученного

129.

Систематизация и обобщение изученного материала.

130.

Систематизация и обобщение изученного материала.

131.

Систематизация и обобщение изученного материала.

132.

Систематизация и обобщение изученного материала.



В раздел образования