Напоминание

Рабочая программа за курс 5-9 классы по географии


Автор: Светлана Валихановна Тортомашева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Кызласовская СОШ
Населённый пункт: Аскизкий район,с. Кызлас
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа за курс 5-9 классы по географии
Раздел: среднее образование





Назад




Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитание уважения к Отечеству, к своему краю.

Формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию

на

основе

мотивации

к

обучению.

Формирование целостного мировоззрения.

Формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения

к

другому человеку, его мнению.

Формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов

деятельности.

Формирование основ экологической культуры.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать

версии

решения

проблемы,

осознавать

конечный

результат,

выбирать

из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять

(индивидуально

или

в

группе)

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта).

Анализировать,

сравнивать,

классифицировать

и

обобщать

факты

и

явления.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для

указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на

основе отрицания).

Строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных связей.

Составлять

тезисы,

различные

виды

планов

(простых,

сложных).

Преобразовывать

информацию

из

одного

вида

в

другой

(таблицу

в

текст).

Уметь

определять

возможные

источники

необходимых

сведений,

производить

поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Самостоятельно

обнаруживать

и

формулировать

учебную

проблему,

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом).

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических

знаниях и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей

страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в

пространстве и во времени.

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для

определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том

числе её экологических параметров.

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как

одного из языков международного общения.

Овладение

основными

навыками

нахождения,

использования

и

презентации

географической

информации.

Формирование

умений

и

навыков

использования

разнообразных

географических

знаний

в

повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания

уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных

стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Формирование

умений

и

навыков

безопасного

и

экологически

целесообразного

поведения в окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

5 класс ( 34 часа):

Введение в географию. География как наука. Предмет географии. (1час)

Раздел 1.Наука география (1час)

Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы.

Источники географических знаний.

Раздел 2. Земля и её изображение (5ч)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план

местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас.

Ориентирование на местности.

Раздел 3 История географических открытий (12ч)

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания

финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические

открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность

Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли.

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные

экспедиции. Открытие Антарктиды.

Раздел 4 Путешествие по планете Земля (9ч).

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане.

Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и

человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Раздел 5 Природа Земли (2ч)

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера,

атмосфера, гидросфера и биосфера.

Повторение (1ч)

6 класс ( 68 часов):

Тема 1. Земля как планета (7 часов)

Введение. Земля и Вселенная. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние

космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг

своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и

солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат.

Распределение света и тепла на поверхности Земли. Времена года. Пояса освещённости.

Тема 2. Географическая карта (8 часов)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности. Стороны горизонта.

Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб карты. Виды

условных знаков: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная

высота. Изображение рельефа на карте: изолинии, послойная окраска. Понятие о географической

карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты.

Географическая широта. Географическая долгота. Градусная сеть на глобусе и карте. Понятие о

плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт,

в

практической деятельности человека.

Тема 3. Литосфера (11 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора –

верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных

недр.

Виды

горных

пород,

слагающие

земную

кору:

магматические,

осадочные

и

метаморфические.

Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние

процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и

вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы,

изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность

подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.

Природные памятники литосферы.

Тема 4. Атмосфера (13 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха.

Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты

солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз.

Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения,

предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и

высоты местности над уровнем моря. Опасные явления в атмосфере. Адаптация человека к

климатическим условиям.

Тема 5. Гидросфера (13 часов)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан

и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные.

Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение

, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн,

водораздел. Пороги и водопады.

Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды:

многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Тема 6. Биосфера (5 часов)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и

растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных

зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира.

Тема 7. Население (5 часов)

Человечество - единый биологический вид. Раса и районы распространения основных рас.

Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек часть биосферы.

Воздействие человека на биосферу. Ноосфера.

Тема 8. Почва и геосфера ( 6 часов)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы.

Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми

элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон

географической

зональности,

высотная

поясность.

Природные

зоны

земного

шара.

Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием

деятельности человека.

7 класс (68 часов):

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (7 часов)

Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые.

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной

коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит.

Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними

формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования.

Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата(4 часа)

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и

климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта

климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение,

рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о

континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды

движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция

вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды

морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы

отдельных океанов Земли.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм(2 часа)

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и

антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и

зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков.

Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и

широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Тема 5.Человек – хозяин планеты (4 часов)

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная

деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества.

Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга».

Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность

населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий.

Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часа)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние

на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического

строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые:

золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара.

Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных

зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север,

Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки

под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк,

самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и

уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты.

Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы

Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного

и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый

природный мир островов.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты.

История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы

материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные

станции.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия,

изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство

рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка –

самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный

растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.

Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и

рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые.

Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и

меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира.

Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-

Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и

изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного

наследия.

Тема 6. Евразия – музей природы (11 часов)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное

геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство

полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек,

крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы

Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность

размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-

Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный

регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее

влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (3 часа)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной

деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры

происхождения культурных растений.

8 класс (68 часов):

Тема 1. Географическое положение (4 часа)

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды.

Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности

топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые

источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Тема 2. Россия на карте мира (5 часов)

Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница.

Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы.

Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов

России. Декретное и летнее время.

Тема 3. История изучения территории России (5 часов)

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и

Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции.

Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в.

Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути.

Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф.(6 часов)

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта.

Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и

складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы

современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на

формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых

России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние

рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Тема 5. Климат России (8 часов)

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения

тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода.

Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение

атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы

прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека.

Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Тема 6. Гидрография России (9 часов)

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России.

Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их

распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение.

Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и

хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение.

Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов.

Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Тема 7. Почвы России (3 часа)

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства,

структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного

использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа)

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных.

Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые

ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.

Тема 9. Природные зоны России (6 часов)

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны

Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и

широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная

поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Тема 10. Крупные природные районы России (15 часов)

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая

Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя

платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-

ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины:

железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный

бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных

масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и

степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы —

последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения

региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика.

Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата

региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в

природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной

поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты

Кавказа.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала

между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья.

Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и

высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства.

Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и

особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве

осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо

выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и

ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения

природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская

платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и

нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд,

каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский

(Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные

транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы

рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта

до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории,

«оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом.

Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей

природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны:

тундра и светлохвойная тайга.

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и

рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические

озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического

происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья.

Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории.

Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья.

Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и

наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ

природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская

тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока. Общая

характеристика Республики Хакасия.

Заключение. Природа и человек (4 часа).

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные

условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на

природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных

ландшафтов, создание природоохранных территорий.

9 класс (68 часов):

Введение (1час)

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный

комплекс.

Тема 1. Россия на карте (5 часов)

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как

отражение территориальных изменений.

Направления роста территории России в XIV-XIXвв. Изменения территории России в XX в. СССР

и его распад.

Содружество Независимых Государств. Экономико- географическое положение. Факторы ЭГП

России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое Число

стран- соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое

положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико- географического

положения страны. Административно- территориальное деление России и его эволюция. Россия-

федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в

составе РФ. Федеральные округа. Экономическое районирование. Принципы районирования:

однородность

и

многоуровневость.

Специализация

хозяйства

-

основа

экономического

районирования.

Отрасли

специализации.

Вспомогательные

обсуживающие

отрасли.

Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Тема 2. Природа и человек ( 4 часов )

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям-

биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития

цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных

условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на

хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России основные черты их

размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы.

Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные

районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на

территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского

хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые и «грязные» отрасли. Экологические

проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Тема 3. Население России (9 часов )

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения.

Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России.

Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления

внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение.

Формы сельского расселения. Зональные типы сельского

расселения. Городская форма

расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.

Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения.

Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок

труда.

Тема 4. Отрасли хозяйства России (19 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы.

Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики.

Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный,

трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический

комплекс.

Нефтяная,

газовая

и

угольная

промышленность.

Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика.

Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС.

Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства:

концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли.

Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной

металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное,

сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.

Военно- промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная

химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка,

целлюлозно- бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и

животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского

хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды

транспорта: железнодорожный,

автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинство и недостатки различных

видов транспорта. Транспортная сеть и её элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и её география.

Тема 5. Природно- хозяйственная характеристика России (27 часов)

Европейский

Север,

его

географическое

положение,

ресурсы,

население

и

специфика

хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной экономической зоны.

Русский север- самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы-

основа хозяйства района. Мурманск- морские ворота страны.

Европейский Северо- Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика

хозяйственной специализации. Северо- Запад - транзитный район между Россией и Европой.

Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор

развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая

отрасль промышленности района. Санкт- Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральная Россия,

его географическое положение, ресурсы, население и специфика

хозяйственной специализации. Исторический, культурный и административный центр страны.

Выгодность экономико- географического положения. Высококвалифицированные трудовые

ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроение страны.

Европейский

Юг,

его

географическое

положение,

ресурсы,

население

и

специфика

хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее

урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся

роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье,

его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной

специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского

хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами.

«Автомобильный цех» страны.

Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие

отрасли.

Урал,

его

географическое

положение,

ресурсы,

население

и

специфика

хозяйственной

специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый

промышленный район. Уральская металлургическая база: центр тяжелого машиностроения.

Западная

Сибирь,

его

географическое

положение,

ресурсы,

население

и

специфика

хозяйственной специализации. Главное богатство- огромные запасы нефти, газа и каменного угля.

Ведущая роль топливно – энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная

Сибирь,

его

географическое

положение,

ресурсы,

население

и

специфика

хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района.

Огромные водные ресурсы

Байкала и крупных рек. Ангара- Енисейская каскадная ГЭС-

крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоёмких

отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной

специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное

приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны.

Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

География Хакасии

Родной край на карте России: особенности географического положения Республики Хакасия.

Природные условия и ресурсы родного края. Население Республики Хакасия. География

промышленности Республики Хакасия. География сельского хозяйства Республики Хакасия.

География нематериальной сферы Республики Хакасия. Социально экономическое районирование

Республики Хакасия.

Заключение (3 часа)

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до XX

в.

Россия в XX-XXI

вв.

Перспективы развития.



В раздел образования