Напоминание

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе


Автор: Криволапова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 1 имени В.И. Басманова"
Населённый пункт: Бузулук
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского

языка в начальной школе

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог

точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по

которой сразу определяют уровень образованности человека.

Необходимость изучения

орфографии продиктована временем.

Орфографическая грамотность всегда высоко ценилась

обществом, поэтому проблема обучения грамотному письму продолжает оставаться

актуальной на всех этапах развития отечественной школы.

Для каждого школьника важно

овладеть языком, совершенствовать речевые умения, потому что успех в речевом развитии

определяет результативность в усвоении других школьных предметов. Точная, грамотная и

выразительная речь, грамотное письмо, владение разными видами чтения воспринимаются

как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют

общественную и профессиональную активность человека. Л.В. Щерба писал: « Писать

безграмотно - это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно

недопустимо в правильно организованном обществе». Основы правописания, а также всех

лингвистических знаний, умений и навыков закладываются в начальных классах. От этих

основ во многом зависит весь ход дальнейшего образования ребёнка. В начальной школе, на

самых ранних ступенях развития и обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-

первых возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических

знаний по языку. Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования

орфографических навыков. Очень важно в этот момент показать ученикам, что звучащее

слово не всегда совпадает с написанием, причем нужно двигаться не столько от буквы к

звуку, сколько, наоборот – от звука к букве. Здесь же следует начать формировать

представление о слабых и сильных позициях звуков.

Формирование орфографической

грамотности у обучающихся является одной из главных задач обучения русскому языку в

школе.

Как показывает практика, усвоение теоретического материала курса русского языка

вызывает у учеников некоторые затруднения. Одна из причин в том, что материал

представлен в большом объёме. Причём его нужно не, только усвоить, но и применить на

практике.

Объём

этот

определён

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На основании него составлены

примерные образовательные школьные учебники русского языка. При изучении материала

ученики должны научиться находить орфограммы, выделять их опознавательные признаки, в

соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило и контролировать

орфографическую сторону письма. Очень часто бывает так, что обучающиеся заучивают

правило, не понимая его. В результате, они не могут применить это правило на практике.

Поэтому и ученые, и учителя, в том числе и я ищем новые, более эффективные подходы в

организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

Начиная с первого класса, обучающиеся начинают овладевать умениями и навыками в

области орфографии. М.Р.Львов говорит о том, что «умение» – это вид опыта личности, этап

овладения новым способом деятельности [11]. Он считает, что умение формируется на

основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как

я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно

важно для правописания.

Формирования орфографического навыка на первом этапе происходит ещё в период

обучения грамоте, когда школьники понимают и усваивают, что речь делится на слова, слова

– на слоги и звуки. Особенно важно – выделение слогов и звуков. Ученики постепенно

привыкают, что написание некоторых слов не расходится с произношением. Так

обучающиеся овладевают первым навыком правописания – фонетическое письмо.

На втором этапе формирования орфографического навыка ученики также в 1 классе

овладевают

некоторыми

графическими

условностями

русского

правописания:

обозначением мягкости согласных звуков на письме буквой И, йотированными гласными и

мягким знаком;

умением писать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами

(моль, конь);

правописанием слов с йотированными гласными в начале слова или после

гласной;

правописанием традиционных сочетаний шипящих с гласными (жи – ши, ча – ща,

чу –щу);

правилом употребления заглавной буквы.

На третьем этапе начинается работа над правописанием многих орфограмм. Это и

парные согласные, и непроизносимые согласные, и безударные гласные и другие, хотя

частей слова дети в первом классе ещё не знают. Они ориентируются на сильные и слабые

позиции в звуковом составе слова. Так постепенно формируется понятие, что не все слова

пишутся, так как произносятся. Заканчивается данный этап во 2 – 3 классе, когда

обучающиеся знакомятся с составом слова и правописанием разных частей слова.

Четвёртый этап – морфолого-синтаксический. Здесь обучение орфографии связано с

усвоением учениками синтаксической роли того или иного слова. Когда школьники

познакомятся с составом слова, тогда изучение орфограмм будет основываться на

морфологическом принципе правописания. Этот этап продолжается до окончания начальной

школы. Дети не только усваивают новые орфограммы, но и закрепляют ранее изученные

правила правописания, доводя их до автоматизма. Выбор методов и приёмов обучения

орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой

значимой части слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании. Разные типы орфограмм

встречаются в пределах одной и той же морфемы и соответственно применяются при этом

различные правила.

Таким образом, формирование орфографической зоркости и интеллектуального

развития обучающихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и

требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит

продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых

будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект обучающихся, их

устная и письменная речь, орфографическая зоркость. Особое значение имеет выработка

орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических

знаний, применении орфографических правил, предполагающих активную мыслительную

деятельность. В лингвистике различают 5 основных разделов орфографии: 1) передача

буквами фонемного состава слов (морфем); 2) слитные, раздельные и дефисные написания;

3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов со строки на строку;

5) правила сокращения слов. Приложение 1

Сформировать орфографический навык у школьников непросто.

Для того, чтобы

решить орфографическую задачу ученик должен пройти 6 ступеней:

1)

найти орфограмму;

2)

определить ее тип;

3)

наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;

4)

определить последовательность «шагов» решения задачи;

5)

выполнить действия;

6)

написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Если соотнести названные операции со структурой орфографического действия, то

первые два шага окажутся ни чем иным, как постановкой орфографической задачи, а

последующие четыре – ее решением. Поэтому ребенка нужно научить: а) ставить

орфографические задачи (находить орфограммы); б) устанавливать тип орфограммы и

относить ее к определенному правилу (выбирать правило); в) применять правило (правильно

выполнять алгоритм решения орфографической задачи); г) осуществлять орфографический

самоконтроль.

Цель моей работы - это развитие орфографической зоркости на уроках русского

языка, формирование лингвистической, коммуникативной, информационной компетенции

обучающихся

.

С учетом возрастных особенностей я предлагаю на уроках русского языка

использовать занимательный материал, дидактические, ролевые игры. В ходе проведения

игры и занимательных упражнений привлекается интерес ребенка к урокам русского языка в

целом, развивается чувство языка, формируется умение применять орфографические правила

в игровых и проблемных ситуациях, например: составление ребуса с применением

орфографического правила, отгадывание ребусов и кроссвордов.

Также

применяю на уроках

следующие формы игр такие, как соревнование, брейн – ринг, деловая игра, мозговой штурм,

викторина. Так, при закреплении и проверке знаний я использую игру «Иду в гости». Её

можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. При включении детей

в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает,

изучаемый материал становится доступным, работоспособность повышается. Например,

игра «Ловкий вратарь»

проводится в форме диктанта. Один ряд записывает слова с

сочетанием жи-ши, другой – ча-ща; третий – чк-чн. Приведу ещё несколько примеров игр,

котторые можно использовать в работе и в среднем звене.

Игра «Молния»: слова с определёнными орфограммами отпечатаны на отдельных

карточках. Демонстрирую их быстро - 2-3 секунды, ученики записывают их или

проговаривают запомнившиеся слова.

Игра «Обгонялки»: за определённое время обучающиеся подбирают как можно

больше слов с изученной орфограммой, за каждый правильный ответ - один балл.

Игра «Поиграем с друзьями»: даю задание разделиться на две группы. С суффиксами

ЧИК, ЩИК составляют слова, обозначающие профессию, род деятельности. Одна

команда с суффиксом Чик, а другая – с ЩИК. Побеждает группа, которая не только

больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных перед

этими суффиксами.

Игра « Угадай-ка»: необходимо угадать, о какой орфограмме идёт речь, записать

несколько слов на эту орфограмму. Например, орфограмма находится в корне с

чередующейся гласной. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на СТ, Щ.

Игра «Не подведи свою команду» даёт представление о том, как дети усвоили

изученные орфограммы. Ученики 1 группы называют слово, например, пол – яблока,

ученики 2 группы называют эту орфограмму, а дети 3 группы объясняют написание

этого слова.

Провожу задание «Четвёртое лишнее» или « Третье лишнее». Обучающиеся

выбирают «лишнее» слово с точки зрения орфографии и объясняют, почему они

назвали именно это слово «лишним». Например,

*реч…нка, девч…нка, печ…нка

*р…стение, р…сток, выр…щенный, прор…стёт

Для повышения интереса обучающихся начальных классов к представляемому рабочему

материалу задания рационально разделить по двум игровым блокам – темам: I блок –

«Слова-ловушки», II блок – «В Королевстве Орфографии». «Слова-ловушки» предполагают

работу поискового характера, дети выступают в роли «сыщиков», работа построена в виде

путешествия по «опасным местам». Второй блок предполагает работу с заданиями в виде

тестов, ребусов, шарад, кроссвордов, чайвордов, головоломок, олимпиадных заданий.

Ученикам нравятся «Пятиминутки - путешествие в Королевстве Орфографии». Работа

строится следующим образом: для каждого дня в неделе выделяется определенная

орфограмма, над которой ведется работа – предлагаются задания на карточках. В последний

учебный день в неделе обучающимся предлагается творческое задание – класс разбивается

на

группы по 4 человека, каждая группа придумывает самостоятельно задание на

определенную орфограмму, которое будет использоваться учителем как задание на

следующей неделе.

Данное закрепление по дням недели позволяет детям настроиться на определенную

работу и более результативно включиться в нее. У ребенка сформируется своего рода

«якорь» - ассоциация, высвобождающая из памяти знания определенных орфограмм.

Например:

1-й день – словарные слова – «переход через границу»

2-й день – безударная гласная в корне слова – «найди украшение, пропавшее у одной

придворной дамы».

3-й день – парная согласная в корне слова – «посмеемся с шутами».

4-й день – непроизносимая согласная – «битва с гвардейцами».

5-й день – 1 группа – правописание «не» с глаголом, 2 группа – удвоенная согласная,

3 группа – разделительный «ъ», 4 группа – непроизносимая согласная, 5 группа – безударная

гласная в корне слова.

Дети сами придумывают игровые задания, связанные с приключениями в

королевстве.

При этом учителем назначается ученик, готовый защитить придуманное

задание: дать ему название, определить зашифрованных героев королевства и придумать

действия с ними, учитывая правила орфограммы. Выбор учеников определяется, исходя из

уровня знаний обучающихся.

Участвуя в игре, ученики совместно решают задачи, учатся общаться, учитывают мнение

товарищей. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, овладевают различными

ролями в коллективе. Каждая игра имеет близкий результат ( окончание игры), стимулирует

учеников к достижению цели и осознанию пути достижения цели.

В русском письме главным разделом, который определяет собой ведущий принцип

орфографии на уровне начального общего образования, является первый: передача буквами

фонемного состава слов (морфем). Именно к этому разделу орфографии относится

большинство правил, изучаемых в младших классах: правописание безударных гласных,

парных согласных, непроизносимых согласных и другие орфограммы.

Характеристики важнейших орфограмм, изучаемые в начальной школе

п/п

№ п/п Название

орфограммы

Принцип орфографии

Опознавательные признак (общие и

частные)

1

Безударные гласные в

корне (проверяемые и

непроверяемые)

Морфологический

(фонематический)

а) отсутствие ударения,

б) гласные а, о, и, е,

в) место в слове

2

Звонкие и глухие

согласные в корне слова

(проверяемые и

непроверяемые)

Морфологический

(фонематический)

а) парные согласные

б - п, г - к, в - ф, д - т, з - с, ж – ш,

б) место в слове:

(в корне, в абсолютном конце слова)

3

Непроизносимые

согласные в корне слова

Морфологический

(фонематический)

а) «опасные» сочетания звуков или букв

сти, здн, сн, зн и др.

б) место в слове

4

Разделительный ь

Правило графики

а) наличие звука [j] после мягкого

согласного [налʹjу],

б) наличие гласных букв я, е, ю, ё или

звуков [э], [а], [о], [у]

5

Разделительный ъ

Правило графики и

морфологияческий

а) наличие звука [j] после согласного

[падʹjом]

б) наличие гласных букв я, е, ю, ё или

звуков [э], [а], [у], [о] после [j]

в) место орфограммы: на стыке

приставки, оканчивающейся на

согласный, и корня

6

Раздельное написание

предлогов, слитное

написание приставок

Дифференцирующий

и морфологический

а) наличие звукосочетания, которое

может оказаться предлогом или

приставкой,

б) часть речи: глагол не может иметь

предлога

7

Заглавная буква в именах

собственных

Дифференцирующий

а) место в слове: начальная буква,

б) значение слова: название или имя

8

Заглавная буква в начале

предложения

Дифференцирующий

а) место в слове: первая буква.

б) место в предложении: первое слово

9

Буквы а,у, и после

ширящих (сочетания жи-

ши, ча-ща, чу-щу)

Морфологический

наличие в слове сочетаний

10

Мягкий знак на конце

имён существительных

после шипящих

Дифференцирующий

а) наличие на конце слова всегда мягких

шипящих ч и щ и всегда твёрдых

согласных ж и ш,

б) часть речи: имя существительное,

в) род: мужской или женский

11

Правописание безударных

окончаний имён

существительных

Морфологический

(фонематический)

а) вместо орфограммы: окончание,

б) наличие в окончании безударного е/и,

в) часть речи: имя существительное

12

Правописание окончаний

имён прилагательных –

ого/-его Р.п.

Морфологический

а) наличие такого сочетания,

б) их место: на конце слова,

в) часть речи: имя прилагательное

13

Правописание безударных

линых окончаний глаголов

I и II спряжения

настоящего и будущего

времени

Морфологический

(фонематический)

а) часть речи: глагол,

б) место орфограммы: окончание слова,

в) наличие знакомых окончаний: – ут/-

ют, -ат/-ят, -ишь/-ешь,

г) время глагола: настоящее или будущее

Заниматься выработкой орфографических навыков необходимо постоянно: при изучении

всех разделов языкознания (морфологии, словообразования, синтаксиса и т.д.) и на всех

этапах обучения (объяснения нового материала, закрепления, повторения). Подсчитано, что

ученики знакомятся в школе с 71 орфограммой, а в 50 формулировках орфографических

правил содержится указание на принадлежность слова к определённой части речи. Таким

образом, для того чтобы научиться грамотно писать, надо « опознавать» и отличать части

речи. Непременным условием овладения нормами современной русской орфографии

является умение членить слово на морфемы. Не случайно многие учёные - языковеды

считают « золотым правилом» русской орфографии морфемный принцип написания слов.

Ученики должны уметь выполнять морфемный разбор слова и видеть, в какой морфеме

находится орфограмма.

Основной единицей правописания в современной методике служит орфограмма, то

есть написание, требующее проверки.

Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и

другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух. При таком понимании

наполняется

конкретным

содержанием

и

понятие

«орфографическая

зоркость».

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах,

где письменный знак не определяется произношением. А поскольку большую часть

орфограмм составляют орфограммы слабых позиций (то есть не определяется при

произношении), то с точки зрения фонематической концепции русского правописания

орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически оценивать каждый

звук слова, то есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит,

какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при

том же звучании. Например, при изучении темы «Парные согласные» опираюсь на

развивающее обучение Л.В. Занкова, дидактическая система которого помогает научить

детей самостоятельно добывать знания, а тем самым овладеть универсальными учебными

действиями.

Один из примеров такого задания:

Прочитай слова, подчеркни пропущенную

букву:

1. Ло(ж,ш)ка 4. Подру(ж,ш)ка

2. Ска(з,с)ка 5. Мя(г,к)кий

3. Яго(д,т)ка 6. Оре(ж,ш)ки

В умении обнаружить звук, находящихся в слабой позиции, прежде всего и состоит

орфографическая зоркость.Одна из важнейших задач современной школы – формирование

функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в

начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –

письму и чтению, говорению и слушанию. В начальной школе базовыми гуманитарными

предметами для формирования читательской грамотности являются уроки литературного

чтения и русского языка, на которых можно решать не только узко предметные задачи, но и

общие для всех предметов задачи развития школьника, а значит формировать не только

читательскую грамотность, но и глобальные компетенции.

Специальное обучение, направленное на развитие орфографической грамотности,

требует использования специальных приемов и видов работы: письмо с пропусками

орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое и

цифровое обозначение орфограмм; применение дидактических средств в виде таблиц,

опорных карточек орфограмм, тренажеров, различного рода алгоритмов.

Для повышения орфографической грамотности в своей практике использую

следующие способы и приемы: диагностические письменные проверочные работы,

дидактические задания, сочетающиеся с заданиями увлекательного характера, применение

таблиц, плакатов, приемы формирования орфографической грамотности при изучении

безударной

гласной

(орфографическое

проговаривание,

комментированное

письмо,

перфокарты, письмо с пропусками). Важное место на уроке занимают словарные работы.

Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом на доске. В

записанном тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах орфограммы, устно

объясняют их у доски. Не менее интересна работа с тренажерами, которая помогает

повторить изученные орфограммы, дает возможность ученикам передохнуть от письма на

уроке. И конечно, первое правило успешной работы – это отработанный алгоритм

объяснения и закрепления темы. Второе правило – диагностика успешности обучения.

Проводятся опросы при помощи системы карточек. Группа карточек охватывает вопросы по

целой теме и включает задания, тесты. Ученик должен подготовить ответ на уровне,

выбранном им. Успех работы по формированию орфографической грамотности заключается

в регулярном ее проведении и требовательности учителя к качеству ее выполнения, а также в

разнообразии видов и форм и заинтересованности учеников.

Становление и развитие

орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет

осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством

стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные

упражнения, их можно разделить на четыре группы.

1. «Рифмовки-запоминалки»

служат для запоминания правописания тех или иных

сочетаний, например, сочетание «жи – ши».

Чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши, и моржи,

машины, шины, камыши – запомни слоги жи и ши.

2. «Рифмовки-тренажёры» можно использовать при изучении темы «Большая буква в

именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек,

дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».

Кошка Маринка, котёнок ….,

щенок Дружок, цыплёнок….,

корова Бурёнка, коза ….,

поросёнок Хрюша, и бычок ….

Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.

3. Рифмовки-контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Дети записывают в

тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик

зачёркивает неправильное сочетание. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны

рифмовки.

Чаща, чяйка, каланча, чящя, ча чя,

роща, чаща и свечя, щя чящя ча,

пищя, чайник, чяшки, чай, ща чя ча чя.

Как напишешь? Отвечай!

4. «Рифмовки-орфографические пятиминутки»

развивают орфографическую зоркость.

Читаю рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм. Дети находят и выделяют

орфограммы, объясняя правильность написания.

Булочка, чашка, чайник, чаек, кошка Пушинка, конёк Воронок,

девочка Ира и мальчик Илья. Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

Или:

Шубка, шапка и мороз, мальчик Коля, кот Барбос.

Анна, лестница, весна, класс, машина, тишина.

Ну, а вы, друзья мои, сколько правил здесь нашли?

Рифмованные упражнения на уроках литературного чтения и русского языка

выполняются преимущественно в устной форме. После чтения ученики ясно проговаривают

трудные в орфографическом отношении слова. Именно орфографическое проговаривание

помогло моим ученикам изжить такие типичные для начального обучения ошибки, как

пропуск, замена, перестановка букв.

«Запоминалки» и «рифмовки» не подменяют правила учебника и читаются задолго

до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к

серьёзному изучению языковых явлений.

Несколько лет назад я познакомилась с технологией В.Н. Зайцева, изучила её и стала

применять на уроках русского языка. Одним из приемов этой технологии «Игровой

словарик». Игровые словарики позволяют сократить время на каждое упражнение в 5-10

раз. Приведу в качестве примера начало страницы такого словарика по одной из орфограмм.

«Проверяемые безударные гласные».

о т_лковать

е в_снушки

ё з_лёный

о б_льшой

В каждом слове пропущена и вынесена на поля контрольная буква. Возможны разные

способы игры со словарём: индивидуально и в парах, в режиме соревнования групп и

«соревнования с самим собой». При игре поле вынесенных букв закрыто, а слова с

пропущенными буквами открыты. Ученик называет пропущенную букву, а затем проверяет

правильность ответа, открывая букву на поле. Проверка 30 слов занимает всего 1-2 минуты

времени, что позволяет сделать тренировку ежедневной. Если в течение недели повторять

выбранную страничку 5-6 раз, то количество ошибок уменьшается в 2-3 раза. После

упражнений с игровыми словариками каждый ученик выписывает в свою рабочую тетрадь те

слова, в которых устойчиво сохраняются ошибки. Затем, при работе дома, он составляет

небольшой рассказ, в котором содержатся выписанные слова или используются новые слова

с трудной орфограммой.

Ещё один вид занимательной работы - орфографическая разминка «Фотограф». Для

формирования навыков грамотного письма существенную роль имеют способности человека

«фотографировать» прочитанные слова. Только в случае сомнения правописания того или

иного слова, мы прибегаем к помощи грамматики. Поэтому так важно иметь и хорошую

зрительную память, и орфографическую зоркость. Для улучшения указанных выше

способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом

способствует проведение ежедневных зрительных диктантов. Диктанты начинала писать на

самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 5-6 букв. Все

орфограммы выделяла другим цветом, например, зелёным. Таким образом, «фотография»

получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных»

букв и повторить в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере

знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к

выводу, что зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается

целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости. Над каждым набором

текстов необходимо работать 3-4 урока, до тех пор пока знания не перейдут в устойчивую

форму на уровне условного рефлекса, то есть пока не исчезнут ошибки.

Традиционными приемами на моих уроках стали упражнения, направленные на

развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса и мышления. Например,

при изучении темы «Однокоренные слова» детям нравится «находить лишнее слово»,

объяснять его лексическое значение, подбирать группу родственных ему слов.

Рис, рисунок, рисовать, рисую.

Гусь, гусята, гусеница, гусыня.

Или при помощи слов- помощников с орфограммой «удвоенные согласные» составить

небольшой рассказ, например, на тему

Наш класс

Я учусь во втором ____________.

У нас дружный ____________.

Мы проводим интересные _____________.

_________ ухаживают за растениями.

В__________ наш _________ ходит в __________.

Со своими друзьями я люблю играть в ___________ и __________.

Слова-помощники: (Юннаты, хоккей, бассейн, теннис, класс, утренник, классе, суббота,

коллектив).

Один из распространённых видов работы на уроке - «Орфографическая зарядка»,

которая делится на несколько этапов и занимает 5-6 минут урока.

а)

Подготовительно-ознакомительный

этап:

чтение

слов

и

словосочетаний,

написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически,

установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.

Алгоритм объяснения орфограммы:

Какую букву надо проверить при письме и почему?

Как проверить эту букву?

Можно ли эту букву проверить?

б) Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами.

Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется

кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют

зрительные,

слухоартикуляционные

ощущения.

Этот

этап

способствует

активному

запоминанию трудных орфограмм.

Груш..(мн.ч.), ч..гунок, лос.., Ж(ж)учка, задач.., К(к)оля Щ(щ)..кин, сн..пы, б..лет.

Алгоритм объяснения орфограммы:

Назовите пропущенные буквы.

Объясните орфограммы.

в) Закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения

орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы, но

может быть использовано и для выделения орфограмм на слух; также могут быть

использованы карточки для индивидуальной работы со слабыми детьми, но уже с

выделенными орфограммами.

Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.

Алгоритм объяснения орфограммы:

Найдите «опасные места».

Объясните их правописание.

г) Контрольно-диагностический этап: на этом этапе дети самостоятельно проверяют

свои знания. Один ученик работает у доски, я проверяю его работу, остальные сверяют свои

записи и исправляют орфографические ошибки. Затем по шкале «грамотности» каждый

ученик сам определяет набранный им балл и ставит себе предварительную оценку. Если

допущенных ошибок много, то для систематизации и обобщения знаний по определённой

орфографической теме обучающиеся составляют упражнения дома самостоятельно или

подбирают материал из литературных текстов. Дети выполняют эти домашние задания с

желанием,

без принуждения.

В последующие дни ученик выполняет упражнение,

составленное его товарищем, а своё передаёт другому ученику. Такая самостоятельная

работа с элементами творчества активизирует мыслительную деятельность младших

школьников, вырабатывает у них навыки сознательного применения теории на практике.

1. Запись слов под диктовку: Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу,

слоны, смешить, грибной.

2. Исправление ошибок в словах: Ночька, бирёза, белеет, лёт, ужынать, трова,

кричят, гарох.

Для формирования орфографической грамотности на уроках применяю орфографическое

чтение. Известный русский учёный - методист Д. И. Тихомиров большое значение в

овладении грамотным письмом придавал слоговому чтению, « так как чтение по слогам есть

чтение орфографическое». Орфографическое чтение - это побуквенное проговаривание

слова: слово читается так, как пишется. При таком чтении запоминание орфографического

облика

слова

осуществляется

тремя

видами

памяти:

зрительной,

слуховой

и

речедвигательной. Ребёнок видит слово, слышит его и произносит его в том облике, как оно

пишется.

Для формирования орфографической зоркости на уроках использую ИКТ. Это позволяет

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при

котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует

осознанному усвоению знаний обучающимися. При активном использовании ИКТ уже в

начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются

компетенции в области коммуникации: умение сопоставлять факты, выражать свои мысли на

бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь,

открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Внедрение ИКТ осуществляю

по следующим направлениям: создание презентаций к уроку; работа с ресурсами Интернета;

использование готовых обучающих программ,

электронные уроки и тесты, например,

мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые содержат

теоретический, практический и тестовый материал по всем темам. Каждый такой урок имеет

красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев

подаётся

блоками,

что

даёт

возможность

овладевать

ученикам

образовательными

компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими

правилами. На уроках и самостоятельно обучающиеся активно используют электронные

репетиторы. Такие электронные образовательные издания позволяют эффективно решать

проблему более полного погружения в специфику тестовых заданий, формируют умение

ориентироваться в учебном материале, умение быстро действовать и выбирать нужный

ответ.

Для формирования орфографической грамотности регулярно на уроках использую

электронные сопровождения в виде презентаций. Презентации отражают основные понятия,

схемы, таблицы, алгоритм применения орфографического правила. Презентации на уроке

важны, так как наглядность представленного материала красочна, поэтому изучаемые

орфограммы легко запоминаются учениками. Презентация – мощное средство наглядности,

развитие познавательного интереса.

А также использую цифровые образовательные ресурсы («1 С: Репетитор», «Программа

– тренажёр по русскому языку « Фраза»). Программа «1 С : Репетитор» содержит

теоретический материал по орфографии, тестовые задания по всем орфограммам. При

правильном ответе на задание появляется окно со словами одобрения, при неверном ответе

выделяется ошибка и предлагается подумать ещё. При завершении работы указывается

процент правильных ответов. Применение тренажёра « 1 С: Репетитор» решаются

следующие

задачи:

формируются

умения

работать

с

информацией,

развиваются

коммуникативные способности. Использование ИКТ экономит время на уроке, позволяет

усилить мотивацию обучающихся, обеспечивает многоаспектное развитие школьника,

подготовку учеников к жизни в условиях информационного общества.

Для формирования орфографической грамотности предлагаю применять технологию

проблемного обучения.

На

уроках целенаправленно создаю

проблемные

ситуации.

Предлагаю ученикам задания, когда они сталкиваются с проблемой. Например, провожу

объяснительный диктант, в который включаю слова с проверяемой и непроверяемой гласной

в корне, в конце диктанта называю слово с чередующейся гласной. Обучающиеся не смогли

объяснить

в

диктанте

правописание

последнего

слова,

сформулировать

правило,

классифицировать орфограмму. Ученики столкнулись с фактом недостаточности знаний.

Осознание этого стимулирует поиск новых знаний. Проблемное обучение развивает

мыслительные действия, вызывает интерес к орфографии, пробуждает творческие силы и,

конечно, влияет на результативность. Эта работа является пропедевтической при переходе в

среднее звено, где ученики как раз более углубленно знакомятся с этой орфограммой.

На мой взгляд, примениние технологии проблемного обучения на начальной ступени

образования помогает обучающимся в дальнейшем овладеть приёмами решения проблем в

учебных ситуациях, в преодолении трудностей, то есть у учеников формируется умение

противостоять неуверенности и неопределённости, умение выбрать оптимальный вариант

решения проблемного вопроса.

Этот вывод я могу с уверенностью сделать, исходя из своих многолетних наблюдений и

наблюдений своих коллег. Систематичная последовательная непрерывная работа по

развитию орфографической зоркости , начиная с 1 класса, в дальнейшем приведёт к высоким

результатам в среднем и старшем звене. Приведу пример таких характерных

орфографических заданий из ВПР , например, для обучающихся 7 классов.

1.

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные

буквы и знаки препинания.

Текст

Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она

хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский

Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. Средней

Росси.. Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части и лес..степь

к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие

блю(д/т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г/х)ка

(2)

холмит..ся.

Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(н,нн)ые

(3)

с духовной жизн..ю людей. Они

хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси..

.(4)

Не счесть талантов

взр..щё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов

вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми соками родной

земли.

3.

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в

которых выделенные слова являются предлогами.

4.

1) (В)течени.. получаса лил дождь

5.

2) Режиссёр заинтересован (в)продолжени.. сериала.

6.

) Мы поехали (на)встречу с друзьями.

7.

) (Не)смотря на нездоровье, он работал

Хочу также отметить, что учебный материал ЕГЭ по русскому языку в 11 классе с

задания № 9 по № 15

составляет раздел орфография. Выпускникам предстоит работа с

такими орфограммами, как правописание корней, приставок, суффиксов, окончания

глаголов, частицы не и ни, удвоенных согланых, слитное и раздельное написание слов.

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится

непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) выбелить (стены), равнина, выточить (на станке)

2) поролон, шоссе, стипендия

3) директива, проспект, табурет

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная

чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) содержимое, водоросли, сочетаемость

2) поднимая (тяжести), запирать (дверь), почитать (старших)

3) перескочить, запросить (документы), теребить (платок)

4) загорелись (глаза), приращение, разжимать5) возвращает (долги), озарение, косые (лучи

солнца)

№11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) владел..ц, ре..ть

2) засе..нный, протал..нка

3) кузнеч..к, горшоч..к

4) продл..вать, потч..вать

15. Укажите цифру(-ы), на месте которых пишется НН.

При посещении охотничьего замка туристам понравились стари(1)ые гобелены в

центральном зале, а также великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на

которых изображе(4)ы были прежние владельцы

.

На уроках русского языка для формирования орфографической зоркости реализую

следующие принципы: принцип научности (от простого к сложному); системности и

поэтапности

действий;

продуктивного

сотрудничества;

принцип

учёта

возрастных

особенностей учащихся; психологического комфорта; принцип креативности ( ориентация на

творчество) и другие принципы. Применяю следующие методы: объяснение, беседу, метод

опорного конспекта, информационный метод, метод проблемного обучения, «портретной

орфографии», метод проектов, исследования и другие методы.

Метод слово учителя чаще всего применяется на этапе актуализация знаний и подведения

учеников к теме урока. С помощью беседы педагог подводит обучающихся к открытию

нового, опираясь на имеющиеся знания. Метод наблюдения и анализа предполагает, что

обучающиеся самостоятельно, опираясь на изученные правила, на сходство и обобщение,

делают вывод. Формулируют сами орфографические и грамматические правила.

При

изучении материала методом наблюдения над языком и широкое применение получает

приём сопоставления. Например, в слове столы гласный звук корня безударный, может быть

передан и буквой А, и буквой О (сто/а/лы). Для того чтобы выяснить правильное написание

этого слова, нужно подобрать родственные слова, где сомнительная гласная будет

находиться под ударением. Метод самостоятельной работы может быть использован при

изучении любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с

учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарём.

Осознанность и автоматизм в процессе формирования орфографического умения достигается

путём работы над правилом и упражнениями, обеспечивающими привитие навыка

грамотного письма. Эта работа тесно связана с активной аналитико-синтетической

деятельностью учащихся. Ученик не только должен знать правило, он должен его понять,

чтобы суметь применить в выполнении упражнений. Роль учителя заключается в том, чтобы

проследить правильность применения изучаемого правила. При выполнении разнообразных

упражнений алгоритм применения правила автоматизируется и сокращается. Ученик

вспоминает уже не всё правило, а только основные его признак.

В обучении не забываю использовать личностно-ориентированный подход, учитываю

особенности

характера,

интересы,

способности

обучающихся,

создаю

условия

для

познавательной активности учеников. Личностно – ориентированный подход необходим, так

как создаёт эмоциональное благополучие обучающихся на уроке, влияет на успешность

учебной деятельности.

Использую различные методики для словарно-орфографической работы. При изучении

новых словарных слов применяю методику «Лингвистический портрет слова».

1.

Находим слово в словаре или зрительно воспринимаем слово, записанное на доске.

2.

Определяем лексическое значение слова. Подбираем синонимы, антонимы к слову.

3.

Рассматриваем, в каких фразеологических оборотах встречается слово. Объясняем

значение оборотов.

4.

Выполняем

транскрипцию

слова,

ставим

ударение,

анализируем

звуковой

и

буквенный состав слова.

5.

Записываем слово в словарик.

6.

Определяем этимологическое происхождение слова.

7.

Отмечаем, как слово представлено в фольклоре ( пословицы, поговорки, считалки,

загадки).

8.

Закрепляем написание слова в ходе урока.

Систематически провожу словарные диктанты, в которые включаю изученные слова. С

орфографическим чтением связана методика Тоцкого « Орфография без правил», которая

помогает как можно лучше запомнить правописание словарных слов, не допускать ошибок в

их написании. Название методики ни в коем случае не связано с отменой орфографических

правил. Принцип методики гласит: « Произнесённое несколько раз слово по буквам будет

правильно написано». На каждый урок готовлю карточку, на которой написано словарное

слово. На время карточку поворачиваю к ученикам. Обучающие должны прочитать слово,

запомнить и орфографически произнести. Такая методика обостряет внимание учеников,

усиливает интерес к слову, помогает отработать технику чтения и, конечно, дети запоминают

написание словарного слова.

На уроках по изучению орфограмм формирую навыки работы со справочной литературой,

прежде всего с орфографическим, этимологическим, толковым и другими словарями.

Ученики, работая с этимологическим словарём, знакомятся со значением, историей и

происхождением слова. Часто этимологическая справка становится незаменимым средством

предупреждения

орфографических

ошибок,

например,

слов

с

непроверяемыми

орфограммами.

Со 2 класса завожу со своими учениками специальные общие тетради, в которых

ведётся работа по составлению схем, таблиц, алгоритмов, моделей, опорных конспектов,

которые помогают обучающимся запомнить орфографические правила, правописание

трудных слов, слов – исключений. К этим тетрадям ученики могут постоянно обращаться

при подготовке к урокам.

Анализ такой работы показал, что познавательная мотивация увеличивается,

облегчается овладение сложным материалом.

Одним из приемов повышения грамотности считаю развития орфографической

зоркости при системной работе над ошибками. На своих уроках провожу работу над

ошибками не только после проведённого диктанта, но и после каждой домашней работы

учеников, чтобы ещё раз закрепить правописание слов, в которых были допущены ошибки.

Работа над ошибками может быть самостоятельной, а может групповой. Провожу работу над

ошибками, предлагая ученикам интересные задания «По следам ошибок», «Найди и

исправь».

Цель этой работы – объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки; закрепить

навыки правильного написания слов; дать установку на самостоятельную работу учащихся

над

ошибками.

Приемы

самостоятельной

работы

над

ошибками

выбираю

самые

разнообразные.

Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки,

от

подготовленности класса от умения учащихся работать самостоятельно. Основные из этих

приемов:

1) самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных мной особым

знаком на полях (у большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее

зачеркиваю, у более сильных обучающихся подчеркиваю все слово с ошибочным

написанием, а на поле выношу специальные символы для показа орфографической или

грамматической ошибки: I, V).

2) самостоятельное объяснение ошибок, подбор проверочных слов, выбор слов из

«Орфографического словаря», подбор слов с данной орфограммой, выписывание слов и

словосочетаний с определенными орфограммами из текста диктанта и составление с ними

предложения.

Такие приемы работы над ошибками активизируют мыслительную деятельность

учеников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.

В своей работе использую разные виды контроля над знаниями, умениями и навыками

обучающихся. Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Результаты

тестовой проверки фиксируют достижения учеников на определённом этапе обучения,

поэтому могут носить характер тематический ( проверка изученной темы) , промежуточный (

проверка фрагментов урока), итоговый (например, тест «Правописание безударных

окончаний имён существительных»).

Как особый вид контроля над знаниями, умениями и навыками обучающихся использую

разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, графические,

выборочные

(по

орфограммам),

предупредительные,

распределительные,

картинные,

творческие, диктанты по памяти и т.д.). Например, диктант «Проверю себя» - вид

обобщающего

диктанта,

отличающийся

высоким

уровнем

самоконтроля

учеников:

разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарём, справочником. Вопросы и другие

способы самопроверки разрешаются (если вопросы задаются не ради показной активности),

исправления тоже.

Диктант «Проверю себя» способствует выработке орфографической зоркости,

критического отношения к собственному тексту. Такой диктант вызывает интерес у

обучающихся. После написания диктанта ученики получают задание сгруппировать слова по

каким- то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.

Педагогические технологии, которые я применяю на уроках русского языка для

развития орфографической зоркости как способа формирования грамотности обучающихся,

способствуют

тому,

что

у

учеников

сформировались

орфографические

навыки.

Обучающиеся видят орфограммы, классифицируют их, корректируют их во время проверки,

взаимопроверки,

самопроверки,

выполняют

тесты,

справляются

с

разными

видами

диктантов. Использование данных технологий оказывается чрезвычайно эффективным для

формирования различных компетенций. В области учебных компетенций обучащиеся умеют

решать учебные и самообразовательные задачи, связывают воедино и используют отдельные

части знаний. В области коммуникативных компетенций умеют выслушивать и принимать

во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде. В области

информационных компетенций учащиеся самостоятельно находят, обращаясь к различным

источникам, анализируют и отбирают необходимую информацию, умеют преобразовать,

сохранить и передать её.

Используемые технологии, методы, приёмы позволяют добиться стабильных

результатов. Но главное, чтобы учитель при этом проявлял своё педагогическое мастерство,

а обучающиеся не потеряли бы интерес к предмету и любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты формирования универсальных учебных действий после

внедрения данных приёмов работы в учебный процесс:

В области личностных учебных действий обучающиеся получат возможность

научиться: осознавать роль языка и речи в жизни людей; положительно относиться к

изучению русского языка; формулировать собственное мнение и позицию.

В области познавательных общих учебных действий ученики получат возможность

научиться: формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

выполнять задания с использованием памяток, схем; проводить сравнение, классификации,

выбирая наиболее эффективный способ решения

или правильный ответ; строить

объяснение в устной форме по предложенному плану.

В области коммуникативных учебных действий: оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку

зрения; сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе; договариваться и приходить

к общему решению в совместной деятельности.

В области регулятивных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу;

выполнять учебные действия в устной и письменной речи; контролировать свою

деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Формирование орфографической грамотности – важная и неотъемлемая часть работы

по

обучению

обучающихся

орфографии.

Поэтому

в

работе

по

формированию

орфографической зоркости необходимо:

- использовать систему как специальных (направленных на развитие способности

обнаруживать в словах орфограммы) упражнений, так и неспециальных (направленных на

создание условий для развития орфографической грамотности);

- осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников;

- применять разнообразные формы и средства воздействия;

- осуществлять взаимосвязь и взаимодействие слова и практической деятельности;

- вести работу над формированием орфографической грамотности по следующим

направлениям:

а) развитие фонематического слуха;

б) развитие умения осуществлять морфемный анализ слов;

в) формирование и совершенствование морфологических умений;

г) совершенствование синтаксических умений;

д) развитие умения осуществлять самоконтроль.

Методические материалы из представленного опыта работы по теме «Формирование

орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в

начальной школе»

будут полезны для использования педагогами образовательных

организаций на ступенях начального обучения в качестве пособия при подготовке

практической части урока, а также в качестве методического пособия для студентов

педагогических учебных заведений и молодых учителей для ликвидации профессиональных

дефицитов.

Литература:

1.

Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М.

«Просвещение», 1987. – 326с.

2.

Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная

школа. –1988. - №4. – С.75

3.

Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости. // Русская словесность. –

2000 – №1 – С. 62-68.

4.

Белоус Е. Н. Развитие фонематического слуха как фактора орфографического

навыка // Начальная школа. – 2010. – №10 – С. 30 – 34.

5.

Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. – 2004

– №3. – С. 35 – 38.

6.

Богоявленский

Д.Н.

Психологические

принципы

усвоения

орфографии,

обучение орфографии // Нач. школа. – 2003. – №4. – С.39-43.

7.

Бочкарева Т.Д. Предупреждение орфографических ошибок //Начальная

школа. - 2001. - №3. – С.34

8.

Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности

учащихся // Начальная школа. – 2002. – №1. – С.90-93.

9.

Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Задачи педагогической деятельности учителя,

реализующего ФГОС начального общего образования // Начальная школа плюс До и После –

2011. – №3. – С. 3–5

10.

Галунчикова Е.Н. Развитие орфографических навыков обучающихся. //

Управление начальной школой. – 2010. – №7 – С. 88 – 50

11.

Кленникова Е. Д. Орфографические минутки // Начальная школа. – 2010. – №9

– С. 14 – 15.

8.

Козина А.Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников //

Молодой ученый. – 2014. –№18. – С. 584-586

9.

Концепция и программы для начальных классов. В 2-х книгах. Книга 2 /

Н.А. Федосова, Л.Ф. Климанова , В.Г. Горецкий / под ред. З.Д. Назаровой. М:

Просвещение. - 2010 г. – 251с.

10.

Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе? //

Начальная школа. – 1992. - №9-10. – 99с.

11.

Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных

классах. М., 2000. – 31с.

12.

Разумовская М.М. Важнейшие проблемы обучения орфографии на

современном этапе. М., 1994. – 341с.

13.

Разумовская М.М. Основные направления в обучении орфографии:

Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. М.:

«Просвещение»,1999. – 310с.

14.

Савельева Л.В. Значение умения различать орфограммы в овладении

младшими школьниками орфографической грамотностью // Начальная школа. – 2003.

- №12. – с.92

15.

Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению

орфографии в начальных классах. // Начальная школа. - 2006.- №17. – с.183

16.

Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка //

Начальная школа. Спб.: Издательство «Литера», 2008. – 59с.

17.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования – 2011. – №1. – С. 4 –25.

18.

Фролова

Л.А.

Методические

условия

организации

орфографической

деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2014. – №3

19.

Эргашева

Л.А.

Игры

и

игровые

моменты

в

работе

над

словами

с

непроверяемыми написаниями // Начальная школа плюс До и После – 2002, - № 2.

20.

Яковенко

М.П.

Использование

средств

наглядности

и

занимательного

материала на уроках русского языка. // Начальная школа – 1997, - № 3.

21.

Яценко

Н.А.

Обучение

грамоте

важный

этап

формирования

орфографической зоркости // Начальная школа плюс До и После – 2003, - № 11.



В раздел образования