Напоминание

Тема "Тип членистоногие. Класс паукообразные"


Автор: Татьяна Михайловна Смирнова
Должность: МКОУ Судайская средняя общеобразовательная школа
Учебное заведение: МКОУ Судайская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Костромская область, Чухломский район, с. Судай
Наименование материала: Рабочий лист к уроку
Тема: Тема "Тип членистоногие. Класс паукообразные"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочий лист к уроку

Тема: Тип членистоногие. Класс паукообразные

Учебная дисциплина: биология

Разработала: Смирнова Татьяна Михайловна

Учитель биологии МКОУ Судайская средняя школа

2021 г.

Рабочий лист

Задание№1. Прочитайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд:

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась

она в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам,

равной солнцу. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с

богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость:

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и рвать паутину.

А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,

Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою…

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло

латинское название пауков, которых по-латыни

называют арахнидами.

А наука о пауках – арахнология.

Заглянем в энтомологический словарь. Откуда произошло слово «паук»?

«Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родословного греческому

«онкос» - крючок, латинскому «анкус» - имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати» - сгибает.

Стало быть, паук – криворучка и кривоножка».

Задание№2. Когда вы должны найти незнакомый вам предмет, о чем вы спрашиваете? Как

выглядит? Опишите особенности внешнего строения паука, заполните таблицу:

Тип Членистоногие класс Паукообразные

Признаки

Основные признаки

Строение тела

Конечности

Глаза

усики

Покровы тела

Брюшко

Задание№3. Используя рисунки и текст параграфа 36 ответьте на вопросы:

Пищеварение - внеполосное

Кровеносная система - не замкнута

Что такое внеполосное пищеварение

?

Составьте

схему строения пищеварительной системы паука.

Отличается ли кровеносная система

паукообразных от ракообразных

?

Дыхание у одних легочные мешки, у других –

трахеи, у третьих – лёгкие и трахеи

Выделительная система

Отличается ли дыхательная система

?

Отличается ли выделительная система

?

Задание №4. Выбери правильный ответ:

1. Наука о паукообразных: А) Энтомология; Б) Зоология; В) Ихтиология; Г) Арахнология

2. Тело пауков состоит из: А) Головы и туловища; В) Головогруди и брюшка; С) Головы, груди и брюшка;

3. Когтевидные челюсти называются: А) Ризоиды; Б) Ногти; В) Хелицеры; Г Усики

4. Пауки дышат: А) Жабрами; Б) Хелицерами В) Легкими и трахеями ; Г) Легкими и жабрами

5. Зрение у пауков: А) Фасеточное ; Б) Простое; В) Ночное; Г) Дневное; Д) Отсутствует

6.Паукообразныеэто: А) только хищники Б) только паразиты В) хищники, паразиты, растительноядные

Задание№5. Прочитайте материал. Что нового узнали о размножении паукообразных?

Половая система. Пауки раздельнополые. Часто выражен половой диморфизм – у большинства видов

пауков самка крупнее самца. Размножение только половое. В брюшке находятся половые железы. У

паукообразных появилось внутреннее оплодотворение: самцы вводят семенную жидкость в половые

отверстия самок и оплодотворение происходит внутри материнского организма.

Развитие прямое.

Самка

откладывает

яйца

в кокон из паутины. Яйца зимуют в коконе под

камнями, а весной из них выходят молодые

паучки. У некоторых видов паучата выходят из

кокона осенью и путешествуют на паутинках.

Так происходит их расселение. Для некоторых

видов характерна забота о потомстве, часто

самка некоторое время носит выводок на своём

теле.

Для

скорпионов

характерно живорождение.

Пауки используют паутину не только для изготовления ловчих сетей, но для построения гнезда и

кокона для откладывания яиц.

Задание№6. Решение биологических задач.

- Наблюдение за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия и стремительно

направляется к мухе, запутавшейся в паутине, только в том случае, если муха средней величины. Если же

муха попадается маленькая, то паук часто не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о

величине своей жертвы?

-Осенью довольно часто можно встретить в природе крупные сети паука – крестовика. Почему такие

сети с их хозяевами легко обнаруживаются в конце лета и в начале осени, а не весной?

Задание№5.Прочитайте о значении паукообразных выпишите (+) и (-) значение пауков.

Интересные

факты.

Прочитайте,

выпишите

1

факт,

который Вас поразил. « Самые-самые… »

1.крупный тропический паук-птицеед из Южной Америки,

поймана самка с размахом лап 26 см и длиной тела 10см, весил

этот экземпляр 122г.

2.крупный паук нашей страны – ядовитый тарантул из южных

степей.

Длина

тела

до

3.5

см.

3.крупным скорпионом является императорский скорпион из

Гвинеи с длиной тела 18 см.

4.мельчайшим пауком является Пату с Самоа, размеры его тела можно сравнить с типографской точкой.

5.распространенные пауки в мире – крабовые.

6. Европейский жужжащий паук издает звуки, слышимые человеческим ухом, а мурлыкающий паук —

звуки, напоминающие кошачье мурлыкание.

7.быстрые длинноногие сольпуги из Африки. Они развивают скорость до 16 км/ч.

8.ядовитые бразильские бродячие пауки. Когда их тревожат они кусают несколько раз подряд, что

приводит к смерти. К ядовитым паукам относят: черную вдову и среднеазиатский каракурт.

немногие виды приспособились к жизни в воде. Например: водяной скорпион, паук-серебрянка.



В раздел образования