Напоминание

Формирование читательского интереса на уроках ОРКиСЭ с использованием притч


Автор: Байдина Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1 г.Черепанова"
Населённый пункт: Новосибирская область г. Черепаново
Наименование материала: выступление на МО учителей ОРКСЭ
Тема: Формирование читательского интереса на уроках ОРКиСЭ с использованием притч
Раздел: начальное образование





Назад




Слайд 1

Формирование читательского интереса на уроках ОРКиСЭ с использованием притч»

Слайд 2

«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем

источником богатой духовной жизни»

«Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного

мозга»

Слайд 3

Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем. Всё

больше детей читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.

Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно

вытесняют печатное слово.

Слайд 4

Перед учителем данного курса встает вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и

сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного на

развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских

традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества,

а также своей сопричастности к ним.

Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету?

Слайд 5

Работа с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч является

неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской

этики».

Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл

символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в этих текстах.

Слайд 6

Притча литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную

премудрость). С точки зрения литературы, притча – это небольшой

аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история,

используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.

Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме.

Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них мудрость веков. Это

игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.

«Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ».

Слайд 7

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед

животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование

богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях,

милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь

нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Слайд 8

Свойства притчи: 1) краткость, 2) не требует доказательств, 3) подсказывает способы разрешения

конфликтной ситуации, 4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не

используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении, 6) предполагает

мыслительную деятельность.

Слайд 9

Функции притч

1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем

рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его

собственному психическому образу.

Слайд

10

Притча

Все преграды, встречающиеся на нашем пути, не случайны. БОГ испытывает нашу верность, с их помощью

обращает наш взор на СЕБЯ ввысь и даёт нам шанс получить духовную награду.

Слайд

11

Функция модели.

Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание

на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

Слайд

12

притча

Беседа по притче:

- Кто главные герои притчи?

-C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

- Что представляет собой каждый волк?

- Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

-В чём нравственный урок притчи?

В притче время точно не определено, территория не названы. Поучительный вывод здесь виден не сразу.

Только поразмыслив, мы понимаем, что в притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с

борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле.

И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом. Можно сказать, что

притча – небольшая по объёму. В притче много слов, которые понятны человеку в любом возрасте.

Таким образом, мы видим, как в данных притчах соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с

краткость языка, необычностью повествования.

Слайд1

3

3. Функция опосредования.

Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым, родителем ребёнком)

при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде

истории. Благодаря ситуативной модели какой либо истории можно в щадящей форме

сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

Слайд

14

притча

Слайд1

5

4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками

в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы

индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

Слайд

16

притча

Слайд1

7

Способы использования притч в учебном процессе

1. Обсуждение основной идеи и смысла истории.

2. Название притчи.

3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

4. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).

5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

6. Выделить ключевые понятия.

7. Инсценировка по рассказу (истории)

8. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать)

9. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов,

структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи,

культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.)

12. Сравнение нескольких притч

Слайд1

8

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие

разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление.

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций

той или иной культуры. Притча – своеобразный посредник в межкультурных отношениях.

Притчи различных традиций объединяет одно – стремление показать с различных точек зрения законы

нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих и вокруг нас в любой момент времени.



В раздел образования