Автор: Зигангирова Масхуда Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛИ ФГБОУ ВО КНИТУ с углубленным изучением химии
Населённый пункт: п.Дубровка,Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: граждансо
Раздел: дополнительное образование
Гражданско-патриотическое направление
в работе воспитателей в лицее-интернате для одаренных детей
с углубленным изучением химии Зеленодольского района.
Доклад на республиканском семинаре в лицее «Иннополис»24 марта 2021 год.Выступила
Зигангирова М.А.
Хотелось бы привести цитату Н.Чернышевского:
«Патриот-человек служащий Родине,а Родина-это прежде всего народ».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из
важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора
для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся
любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы лицея по
патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по
созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его
свершениям и достойным страницам прошлого.
Цели и задачи Программы.
Под патриотическим воспитанием в Программе лицея понимается
систематическая и
целенаправленная деятельность педагогического коллектива. Она направлена на
формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов
Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является
краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
Целью программы является:
- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного
патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и
приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных
нравственных ценностей; - создание и развитие в школе единой системы формирования
патриотических чувств; - сохранение, развитие и эффективное использование
потенциала школы патриотической направленности.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности,
обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа лицея включает в себя следующие направления: 1. Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе
Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи: Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять
историческую
память поколений в памяти
подрастающего поколения. 3. Способствовать
формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за
будущее страны. Формы: тематические воспитательские часы, уроки мужества, устный
журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной
войны, воинами– интернационалистами, конкурсы, праздники, посвященные памятным
датам.
Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной
жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию
своих прав и прав другого человека. 2. Развивать ученическое самоуправление. 3.
Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся
систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы:
тематические воспитательские часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины
по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Моя малая Родина.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи: 1. Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я –
гражданин России». 3. Формировать экологическое поведение. Формы: экологическое
движение, выпуск, газет, игры, викторины, тематические воспит. часы.
Я и моя семья.
Цель: Семья - одна из важнейших жизненных ценностей. Задачи: 1. Воспитывать
культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2. Повышать
педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для
участия родителей в воспитательном процессе. Формы: беседы, родительские собрания,
родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия,
игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.
В нашем лицее проводятся мероприятия:
1. воспитательские часы посвященные памятным датам истории;
2. Организуются традиционные встречи:
- ветеранов с обучающимися школы, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г. (Ежегодно)
Слайд
- с воинами-интернационалистами;
Лицеисты участвуют в военно-патриотической игре «Зарница».
3.Проводятся в школе конкурсы, связанные с героическим прошлым России,
важнейшими событиями в жизни народа. (Ежегодно)
- «Я – гражданин России»,
Проводятся уроки мужества, парламенские уроки.
4. Учащихся лицея ежегодно участвуют в смотре строя и песни. Слайд.
Цель данного мероприятия- стремление к укреплению чести и достоинства Родины,
уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам
Родины.
5.Проведение памятных дней:
- День Победы
-День вывода войск из Афганистана
- День защитника Отечества
- День единства народов России
6. Учащиеся лицея ежегодно участвуют в акции:
· «Георгиевская ленточка».Слайд.
Это символ, выражение нашего уважения ветеранам, дань памяти павшим на поле боя,
благодарность людям, отдавшим ВСЕ для фронта, для победы.
7.Посещение музеев боевой Славы России. Слайд
8. Фотовыставка «Мы помним, мы гордимся»ежегодно проходит в лицее.
11.Участие учащихся в акции Бессмертный полк. Ежегодно эта акция проводится в
нашем лицее. В 2020 году эта акция прошла онлайн. Слайд.
Основной целью бессмертного полка как общественного гражданско-патриотического
движения является сохранение памяти о подвиге наших предков в годы ВОВ. Полк-это
миллионы ушедших и их потомки.
12.Конкурс чтецов прошел в лицее с 4 по 9 мая 2020 г. онлайн «Этих дней не смолкнет
Слава! Ребята прочли стихотворения: Мужество, Мальчики уходят на войну, Тот самый
длинный день в году… Жди меня и я вернусь…
В лицее проведены мероприятия: «Строки, обожженные войной…».Алдарова
В сентябре 2020 года воспитатели 7 классов Зигангирова, Мухаметшина провели квест,
посвященный 75-летию Великой Победы. Станция художественная, музыкальная,
спортивная. Ребята исполняли песни военных лет. Слайд.
Цель проекта: вспомнить о подвиге советских воинов в годы ВОВ, познакомить учащихся
с лучшими образцами песен военных лет.
Также в сентябре в лицее прошел военно-спортивный праздник, посвященный 75 летию
Великой Победы. Участие приняли все лицеисты с 7 по 11 класс. Слайд.
В январе 2021 г в 7х классах воспитатели Зигангирова, Мухаметшина провели
мероприятие «Веселые старты»,приуроченные к 77 годовщине снятия блокады
Ленинграда.
В 7а классе проведен воспитательский час «Герои Отечества», в 7б классе
воспитательский час «Гордимся подвигами предков».Зигангирова. Мухаметшина.
В феврале в 9б классе был проведен воспитательский час «Есть такая профессия -Родину
защищать». Слайд. воспитатель Яковенко.
В 9-10 классах проведено мероприятие «Армейский экспресс». В актовом зале лицея-
интерната для одаренных детей была проведена конкурсная программа для мальчиков,
посвященная Дню защитника отечества. Слайд -воспитатели Садыкова, Антипова
В 11 классах проведен воспитательский час «День героев отечества».Зайнуллина
Р.Р.Проведены воспитательские часы: «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине
служить», «Юные герои».Воспитатель Яковенко.
Краеведческий материал «Казань и казанцы в годы ВОВ» разрабатывала вместе со своим
воспитанником Персовым Романом воспитатель Ибатуллина.
На следующем слайде мы видим результаты наших детей,принявших участие в
общероссийских конкурсах.
Савельев Иван является участником 2го Всероссийского конкурса «Слава России»,
1 место во Всероссийском конкурсе «Мой личный вклад в память о победе
( ВОВ),Сталинградская битва.
1 место во Всероссийском конкурсе «Мой личный вклад в память о победе (ВОВ),тема
материала «Вперед,к победе»
1 место во Всероссийском конкурсе «Мой личный вклад в память о победе (ВОВ) Персов
Роман,тема материала «Казань и казанцы в период Великой Отечественной войны»
Подряднова Влада, в 2018 году заняла 2 место во всероссийском конкурсе
«Твори,участвуй,побеждай» в номинации декоративно-прикладное искусство «Букет для
ветерана»
Франов Егор 1 место во всероссийском конкурсе «Патриот России»,2021 год
Сафин Дамир 1 место во всероссийской онлайн олимпиаде «Аты-баты,шли солдаты».
Патриотическое воспитание-основа формирования личности гражданина и патриота,
поэтому очень важно проводить подобные мероприятия в школе.
Заключение.
Актуальность
данной
проблемы
обусловлена
потребностью
общества
в
патриотическом воспитании молодежи, приобретающем особо важное значение по
нескольким причинам:
- возрастает уровень информированности молодого поколения;
- процессы демократизации и появление многопартийной системы создают
определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма
- современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая
выпала на долю старшего поколения.
Однако
недостаточно
рассматривать
патриотизм
только
как
общественно-
историческое явление,
обусловленное определенными социально-политическими и
экономическими
характеристиками
конкретного
общества.
Нельзя
отрицать
и
существование «естественных» основ патриотизма, которые формируются у молодежи в
определенной степени независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют
определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к
родному языку, своему народу, уважение к традициям. Естественно, нельзя отождествлять
это с врожденными свойствами психики, но и не учитывать этот фактор при
характеристике патриотизма невозможно.
Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе
активной деятельности самой личности. Формы этой активности различны в разных
сферах жизнедеятельности личности. Особенно важное значение имеет трудовая
деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом и
осваивается система данного общества.
Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т.е. любовь к
Родине и верность к Отечеству выступают объектами ценностного отношения, иными
словами патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность.Как
предметная ценность патриотизм рассматривается как явление, имеющее доброе,
истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает
нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре.
Важным моментом в определении содержания патриотизма является усиление
взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективистического характера.
Любовь к Родине как высшее моральное чувство обусловливает трансформацию
потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все
формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление быть
нужным, приносить пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и
многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, взаимодействие
людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «я», но и вне
себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, приносить
пользу, сочувствовать. Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком
своего патриотического долга. В современных условиях в содержании данного понятия
неизменным остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина
России.