Автор: Косова Анна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ "Детский дом "Ровесник"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пути и средства формирования креативности младших школьников в условиях дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Пути и средства формирования креативности младших школьников в
условиях дополнительного образования
1.
Сущность дополнительного образования, его значение в развитии
креативности младших школьников
2.
В формирующем эксперименте осуществлялась проверка выдвинутой
нами гипотезы о том, что формирование креативности младших школьников
в
условиях
дополнительного
образования
будет
эффективным,
если
учитывается
значение
дополнительного
образования
в
развитии
креативности
младших
школьников;
осуществляется
использование
комплекса творческих заданий на занятиях в условиях дополнительного
образования;
применяется метод творческих проектов
в формировании
креативности младших школьников.
Для
того
чтобы
определить
пути
и
средства
формирования
креативности
младших
школьников
в
условиях
дополнительного
образования,
необходимо
рассмотреть
сущность
дополнительного
образования, его значение в развитии креативности детей.
В нашей стране дополнительное образование детей и подростков
реализуется
в
различных
образовательных
учреждениях.
Учреждения
дополнительного образования – образовательные учреждения, в функции
которых входит предоставление образования, являющегося дополнительным
к основному общему образованию. К ним относятся Дворцы творчества
детей и юношества, клубы, станции, студии, музыкальные, художественные
школы.
Дополнительное
образование
позволяет
полнее
использовать
потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и
применения получаемых в школе знаний. Учреждения дополнительного
образования обладают большими возможностями для воспитания и развития
детей. Именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный
выбор
ребенком
видов
и
форм
деятельности,
на
развитие
у
них
познавательной мотивации и творческих способностей [3].
В условиях образовательного учреждения дополнительное образование
дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.
Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия
по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с
собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по
обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей
увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою
творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные
качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются
невостребованными основным образованием.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования
детей являются:
создание условий для свободного выбора каждым ребенком
образовательной области (направления и вида деятельности),
профиля программы и времени ее освоения, педагога;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые
разные интересы, склонности и потребности ребенка;
личностно-деятельностный характер образовательного процесса,
способствующий развитию мотивации личности к познанию и
творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно-ориентированный
подход
к
ребенку,
создание
«ситуации успеха» для каждого;
создание
условий
для
самореализации,
самопознания,
самоопределения личности;
признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права
на пересмотр возможностей в самоопределении;
применение
таких
средств
определения
результативности
продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной
образовательной
программы
(вида
деятельности,
области
знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного
развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя
достоинства личности ребенка [9].
Одним из самых массовых и популярных среди детей является
художественно-эстетическое дополнительное образование, в ходе которого
осуществляется организованный процесс становления в ребенке природных
сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия,
чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания,
образного мышления, формирование духовных потребностей.
На базе
МОУ
«Детский
дом-школа №74»
создано творческое
объединение «Природа и фантазия», работающее в технике флористики.
Флоризм – направление декоративно-прикладного творчества, которое
сближает человека с природой, способствует эстетическому воспитанию,
учит видеть необычное в обычном, формирует креативный подход к
окружающему, осуществляет творческое самовыражение детей.
Программа обучения в творческом объединении знакомит детей с
двумя
видами флористики. Первый –
составление
композиций из
засушенных листьев, цветов, трав, мха, коры, семян растений, и другого
растительного материала. Второй – композиции и декоративные поделки из
соломки. В работе с природным материалом при составлении композиции
используется техника аппликации.
В творческом объединении созданы условия для индивидуальной и
коллективной творческой деятельности
учащихся. На занятиях учащиеся
постигают
специфику
художественно-образного
отображения
действительности
средствами
флористики.
Они
учатся
собирать
и
засушивать растения для плоскостных и объемных композиций, знакомятся с
приемами работы с разными видами материалов (с хрупкими цветами и
листьями, соломкой, семенами растений, тополиным пухом, корой деревьев,
шпоном, яичной скорлупой и др.). Изготовление изделий в технике
флористики
развивает
умение
анализировать
задание,
планировать
последовательность его выполнения, при этом активно задействовано
воображение детей, так как они не только копируют работы мастеров, но и
придумывают свои композиции.
Во флористике гармонично сочетаются
любовь к природе, личное понимание прекрасного, творческая фантазия,
системный труд и вдохновение.
Занятия флористикой, как правило, увлекали детей, создавая огромные
возможности для художественного творчества. Дети проявляли свою
фантазию в работе с разными природными материалами - шишками, корой
различных пород деревьев, тополиным пухом, засушенными листьями и
цветами и т. п. Кроме того, детей очень привлекало участие в различных
конкурсах, выставках. Учащиеся неоднократно становились лауреатами и
дипломантами на районных, городских, областных выставках, конкурсах,
фестивалях. Это стимулировало детей к занятиям творчеством, развивая у
них творческую активность.
В отличие от разнообразных кружков типа «Умелые руки», занятия
флористикой почти не требуют «покупных» материалов, за исключением
обрезков досок, фанеры, клея и лаков. Весь основной материал добывается в
лесу во время обязательных летних походов.
Обучение детей детского дома технике флористики всегда начинается с
походов, экскурсий в лес. Сбор и заготовка природного материала помогает
учащимся
увидеть
красоту
окружающего
мира,
разнообразие
живой
природы. Организуя с детьми походы в лес, на природу, мы старались не
упускать возможности подсказать им, как красиво бывает то, что считается
обыкновенным: луг у реки, старый замшелый пень с трутовиками, холмы,
покрытые желтеющими деревьями, куст цветущего шиповника, камни на
берегу реки.
Мы предлагали учащимся самим выбрать необходимый
природный материал, который они будут использовать в своем творчестве.
Это приучало детей быть особенно внимательными, видеть различные
свойства природных объектов,
которые могут быть не замеченными в
обычных
условиях,
представлять,
как
можно
преобразовать
данный
материал, чтобы получился продукт творчества. Все это способствовало
развитию таких составляющих креативности, как творческое мышление и
воображение.
С первых занятий детей флористикой мы стремились прививать у них
понимание так называемого модульного видения предметов. Флористические
модули (то есть пластические и объемно сходные элементы): овальные —
шишки, круглые — орехи, цилиндрические — обрезки веток, стволов и пр.—
хорошо объединяются внутри своих групп по элементам условности, которая
диктуется выбранным материалом. Работая модулями, ученики привыкают
видеть
стилевое
единство
и
несоответствия,
понимать
условность,
недосказанность и необходимость лаконичности. Модульное мышление –
важное условие для занятий флористикой, и ребенок, воспитанный на
понимании пластических соответствий объемов, без труда определяет,
нарушена или соблюдена стилевая гармония той или иной вещи, сам может
создать большое количество стилевых соответствий. В процессе такой
работы осуществляется развитие способности усовершенствовать объект,
добавляя детали, умения находить пути решения творческой задачи.
От объемных модулей мы переходили к обучению понимания
цветовых, тоновых соотношений и далее – к более тонкой цветопластической
гармонии.
Такие
сложные
понятия
воспринимались
детьми
легко
и
естественно, потому что использовался живой показ с игрой и работой.
Помимо этого на занятиях творческого объединения постоянно
проводятся беседы с учащимися о природе, ее гармонии и красоте, о видах и
жанрах
изобразительного
искусства.
Это
развивает
эстетические
представления, оценки, идеалы, творческие потребности, вкусы, формирует
умение видеть, чувствовать, понимать и творить красоту.
Формированию креативности детей способствовала сама атмосфера
творчества, игры, фантазии, характерная для занятий в объединении. Для
развития детского творчества важно предоставить им широкие возможности
использования продуктов их творчества в играх, в оформлении игровой
комнаты, вестибюля, зала. Мы стремились к тому, чтобы продукты детского
художественного творчества «жили» в школе, чтобы, входя в помещение,
дети и взрослые буквально погружались в атмосферу детского творчества.
Особое значение мы придавали изменению обстановки в процессе
занятий, размещение детей по-разному, в зависимости от темы занятий,
формы их организации (за столами, вытянутыми в два параллельных ряда,
или составленными по два и образующими квадрат, в таком случае дети
сидят лицом друг к другу и т.д.). Это препятствуют образованию ненужных
стереотипов,
формализации
обстановки,
неизбежному
появлению
однообразия и скуки. Разнообразие обстановки создает эффект новизны,
способствует выработке у детей вариативного подхода к организации
свободной деятельности.
Таким образом, дополнительное образование создает условия для
развития креативности учащихся, чему способствует многообразие видов
деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и
потребности ребенка, свободный выбор каждым ребенком направления и
вида деятельности. Особая роль в решении данной задачи принадлежит
художественно-творческому направлению.
2. Использование комплекса творческих заданий на занятиях
в условиях дополнительного образования
Одной из задач формирующего эксперимента стало использование
комплекса творческих заданий на занятиях в условиях дополнительного
образования. Занятия флористикой предоставляет для этого большие
возможности,
поскольку
по
своей
сути
они
являются
творческими
заданиями.
С целью развития креативности учащихся мы стремились использовать
в формирующем эксперименте разнообразные формы связи обучения
техники флористики с игрой: игровые ситуации, игровые приемы.
На занятиях мы постоянно проводили так называемые «сеансы
фантазии» — игры с рассматриванием того или иного сложного корня,
засушенного листа, еловой шишки и т.п. Дети должны были определить, на
что похож данный предмет. Во время прогулок, рассматривания природного
материала
нами
постоянно
использовался
метод
сравнения,
который
особенно способствует развитию ассоциативного мышления, необходимого
в творчестве. Мы обращались к детям с вопросами: «С чем можно
сравнить?», «На что похоже?». Ответы детей показывали, как постепенно
они учились всматриваться в окружающий мир, наблюдать, анализировать.
Так, рассматривая капельки росы, дети замечали, что они похожи «на
маленькие солнышки», «на слезы природы», «на жемчужинки»; мох дети
сравнивали с махровым зеленым полотенцем, с пушистым ковром, с мехом.
Ученики замечали сходство дерева с человеком, облаков с плывущими по
синему морю белоснежными кораблями, со сказочными животными и т.д.
Все это помогало в дальнейшем при создании творческой композиции.
Детей привлекало творческое задание «Ярмарка идей», помогающее
увидеть
связь между внешним видом предмета и его функциональным
назначением. При этом дети делились на подгруппы. Каждая подгруппа
получала по одному предмету: еловая шишка, ветка, корень, кора и др.
После обсуждения в подгруппе необходимо было назвать как можно больше
разных способов использования этих предметов с объяснением. Идеи,
предлагаемые детьми по использованию данных предметов, были самыми
разнообразными – от вазы для цветов до вешалки.
Такие задания были интересны для учащихся, вызывали у них
положительные эмоции, стремление найти наиболее оригинальные пути их
решения, наглядно демонстрировали самим ученикам возможности их
творческого воображения.
Предлагая учащимся различный природный материал для поделок, мы
сопровождали его загадками. Главная особенность загадки состоит в том, что
она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос,
поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти
решение
задачи,
т.е.
совершить
сложную
мыслительную
операцию.
Поэтому загадка способствует развитию творческого мышления детей.
Учитывая то, что разгадывание загадки осуществляется при наличии
интереса не только к содержанию задачи, содержащейся в ней, но и к
процессу
ее
решения,
мы
стремились
учить
школьников
проявлять
самостоятельность в процессе поиска решения задачи, производить при этом
разнообразные
мыслительные
операции:
анализировать,
сравнивать,
группировать. Подбирая загадки, мы исходили из того, что они должны быть
достаточно трудными, но посильными для учащихся данного возраста.
Слишком простые, давно знакомые детям или недоступные, непонятные
загадки не вызывают интереса, не создают радости интеллектуальной
победы, поддерживающей познавательную активность. При этом мы не
стремились к тому, чтобы дети сразу же отгадали загадку, не устраивали
своеобразный конкурс на лучшего отгадчика – гораздо полезнее научить
детей быть наблюдательным к миру природы, помочь им увидеть его
богатство и красоту.
Важную роль в отгадывании загадок играло обучение
учащихся приемам отгадывания. Чтобы отгадать загадку, они должны были
произвести следующие операции:
выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта,
т.е. произвести анализ;
сопоставить
и
объединить
эти
признаки,
чтобы
выявить
возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
на основе соотнесенных признаков и выявления связей сделать
вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Таким образом, отгадывание загадок требовало от учащихся умения
мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу. Только в этом
случае отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на
четком анализе материала загадки.
Знакомя учащихся с природным материалом, мы предлагали им
загадки:
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава (мох).
Яичко в чашечке
С дерева свалилось,
Но не разбилось (желудь).
Чем больше колец,
Тем старше жилец (дерево).
С целью развития воображения детей мы использовали упражнение
«Групповая картина», которое воспринималось ими с большим интересом.
Методика его проведения такова. Все усаживаются в круг. Один из учащихся
держит
в
руках
черный
лист
бумаги
и
пытается
вообразить
себе
нарисованную картину. Он начинает ее детально описывать, а все остальные
пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается
следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины,
дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше.
Учитель предупреждает участников, что это должна быть именно картина, а
не развивающийся сюжет. Описание же должно быть достаточно подробным
для
того,
чтобы
можно
было
однозначно
установить
по
нему
пространственное расположение деталей. Окончание работы объявляется
участником, считающим, что картина уже готова.
Развивая воображение детей, мы предлагали им задания: рассмотреть
цветок, и придумать о нем устный рассказ от первого лица: какой у него
характер,
какое
настроение,
почему?
Дети
придумывали
интересные
рассказы:
Я роза, красивая, но колючая. Я очень гордая и не люблю, когда
меня беспокоят. Мне нравится, когда меня хвалят.
Я маленькая скромная незабудка. У меня синие глаза, потому что
я смотрю на небо.
Я пушистый одуванчик. Я очень добрый и мягкий. Всем дарю
свои пушинки.
Предлагая детям проявить творчество в работе, мы побуждали их
самостоятельно отобрать наиболее выразительные средства. Например, при
работе с причудливыми корнями учащимся предлагалось творческое задание
по мотивам сказок. Они должны были на выбор создать следующее:
самого доброго (злого) персонажа сказки;
самого хитрого персонажа;
любимого героя;
передать наиболее понравившийся эпизод сказки и т.п.
Учитывая то, что эти задания были достаточно сложными для детей,
тем, кто затруднялся в их выполнении, мы предлагали еще раз внимательно
осмотреть предметы, проанализировать их формы и пропорции, подумать
над тем, какими деталями и с помощью каких материалов их можно
дополнить, и только после этого выбрать материал для работы.
На занятиях нами использовались такие приемы, как «Закончи работу».
Детям предлагалась незавершенная композиция, они должны на ее основе
придумать и изобразить свой сюжет, придумать ему название. Учащихся
привлекали задания на свободную тему, когда они создавали то, что им
хотелось изобразить, используя любые техники по желанию. На занятиях
детям
предлагалось
отобразить
свое
настроение,
из
предложенного
материала создать фантастический образа и объяснить, что он обозначает.
Дети создавали свои композиции из природных материалов, выполняли
аппликации
из
материала,
предложенного
педагогом,
но
без
предварительного показа – каждый по своему замыслу.
Одно из занятий было посвящено изготовлению вазочки для цветов, в
ходе которого мы стремились подводить детей к самостоятельному созданию
художественных изделий. Работа проводилась в технике аппликации с
добавлением засушенных листьев и цветов. Перед началом создания изделий
детям было предложено рассмотреть миниатюрные вазочки разной формы,
иллюстрации с изображением цветочных аранжировок-миниатюр. Мы
предложили детям подумать, зачем людям понадобилось такое многообразие
форм и размеров вазочек. Школьники ответили, что для каждого букета
цветов нужны разные вазы: маленькие цветочки лучше смотрятся в
миниатюрной вазочке, цветы с длинными стеблями – в высокой и узкой вазе,
большие пышные букеты – в широкой и устойчивой вазе.
Внимание
детей
было обращено на то, что выразительность изделия во многом определяется
материалом и формой вазы. Кричащий, яркий орнамент, как и тяжеловесные
детали украшений, - ненужное излишество для цветочной вазы. Они
отвлекают взгляд, не давая возможности насладиться прелестью цветочной
аранжировки.
Детям было предложено самостоятельно выбрать форму будущей вазы
и подобрать к ней растения, наиболее всего подходящие для такой вазы,
украсить свое изделие композицией из сухоцветов.
Наблюдение за детьми
показало, что их привлекла свобода выбора, как формы вазы, так и цветов
для нее.
После того, как работа была закончена, мы обратили внимание детей
на проявление творчества в изделиях, которое проявилось в форме вазы (шар,
пирамидка и т.д.), в различных деталях, в подборе цветов для вазы.
На занятии «Цветы-фантазия» дети учились правильно располагать
изображение; решать композицию в соответствии с законами симметрии.
Использовались такие материалы, как цветной картон, семена арбуза, дыни,
калины, гороха, яблока, льна, проса и т.д., пластилин, клей ПВА, кисточка.
С целью создания соответствующего настроя на работу детям были
прочитаны сказки «Аленький цветочек» и «Снежная королева». Затем им
было предложено рассказать о цветах, описанных в сказках. Дети вспомнили
мультипликационный фильм «Аленький цветочек», который смотрели
недавно. Мы предложили им обратить внимание на то, как художник
изобразил волшебный цветок, сад, где было много необычных цветов. А
затем было дано задание придумать свои цветы, которые состоят из семян
овощей, фруктов, растений. Дети самостоятельно обдумывали свой цветок.
Наметив центр и выполнив цветок или узор, они располагали разные семена
или готовые элементы цветов, бутонов согласно законам симметрии через
равные расстояния, чередуя их, друг с другом. Одинаковые элементы
приклеивали снизу от центра, затем сверху, слева и справа. В промежутках
наносили клеем точки и засыпали мелкими семенами контрастного цвета.
После окончания работы была устроена выставка цветов.
После этого мы предложили придумать сказку и рассказать ее всем
вместе, начав так: «За горами, за морями есть чудесная страна, а в ней
волшебный сад, где растут удивительные цветы...». Один ученик начинал
сказку, другие продолжали ее.
Наблюдение за детьми показало, что постепенно они стали более
активно участвовать в работе студии, пытались создать что-то новое,
неожиданное. Наибольший интерес у детей вызывали задания, включающие
в себя комбинирование различных образов, в то же время именно эти задания
вызывали у них наибольшее затруднение.
Использование
комплекса
творческих
заданий
активизировало
воображение, творческое мышление учащихся, что способствовало
их
развитию. В результате учащиеся становились более активными, стремились
не только к воспроизводящей деятельности, но и к проявлениям творчества,
выдумки, к поиску нестандартных решений – всего того, что способствует
развитию их креативности.
3. Метод творческих проектов в формировании креативности младших
школьников
Проектная деятельность является важнейшим средством развития
креативности
учащихся,
поэтому
одной
из
задач
формирующего
эксперимента стало использование метода творческих проектов.
Особое значение в формировании креативности учащихся этот метод
имеет, прежде всего, потому, что в ходе его реализации ребенок включаются
в творческую деятельность, которая заставляет его постоянно думать,
создавать новое, ранее не имевшего места в его опыте.
Е.Н. Землянская
отмечает, что при этом необходимо учитывать
возрастные
особенности
младшего
школьника,
заключающиеся
в
преимущественном развитии правого полушария и первой сигнальной
системы, позволяющие относить учащихся данного возраста в своем
подавляющем
большинстве
к
художественному
типу.
В
творческой
деятельности целенаправленное развитие воображения должно сочетаться с
не менее целенаправленным совершенствованием творческого мышления. В
соответствии с этим строится и творческая работа младших школьников.
Метод творческих проектов наиболее полно удовлетворяет данным
требованиям. В основе метода творческих проектов лежит развитие
познавательных
интересов
учащихся,
умения
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться
в
информационном
пространстве, развитие творческого мышления и воображения. Е.С. Полат
определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным
практическим результатом. Чтобы добиться такого результата, необходимо
научить детей самостоятельно
мыслить, находить и решать проблемы,
привлекая
для
этой
цели
знания
из
разных
областей,
способность
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов
решения, умения устанавливать
причинно-следственные связи. Метод
творческих проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в
течение определенного отрезка времени.
Метод творческих проектов предполагает определенную совокупность
приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих
результатов.
В процессе работы над творческим проектом предполагалось развитие
следующих умений, составляющих основу креативности:
мысленного экспериментирования;
самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи,
поиска новых решений;
умение создавать новые образы;
умение
предвидеть
возможные
последствия
принимаемых
решений, устанавливать причинно-следственные связи;
развитие эвристичности мышления, интуиции, озарения.
В ходе формирующего эксперимента учащимся было предложено
создать коллективную творческую работу, которая могла бы украсить класс.
Актуальность работы над данным проектом определяется тем, что она
позволит учащимся не только расширить свои умения, освоить новые
приемы работы с природным материалом, но и проявить и развить свои
творческие способности.
Подготовка к осуществлению проектной деятельности состояла в
мотивации учащихся на творческую работу, в совместном определении цели
и составлении плана деятельности.
На данном этапе осуществлялось
формирование
проектного
замысла.
Учащиеся
должны
были
проанализировать уже имеющийся у них опыт творческой деятельности, а
также существующие аналоги. Но это не означало, что они должны
настраиваться на копирование. Образцы исследуются, изучаются с учетом
новых проектных требований. Используя уже имеющуюся базу, школьникам
легче придумывать, выдвигать собственные идеи. Анализ имеющегося опыта
позволяет
в
процессе
проектной
деятельности
отобрать
наиболее
рациональные идеи и избежать непродуктивных затрат времени. Поэтому
сначала учащиеся посетили выставку работ мастеров-флористов, которая
произвела на них сильное впечатление.
Затем важно было определить цель предстоящей работы. Детям было
предложено подумать над вопросом: «Для чего мы будет выполнять проект?
Что он нам даст?» Ответы учащихся были следующими:
Интересно попробовать сделать работу самим
Интересно работать вместе
Хочется украсить школу
Во время работы мы научимся многому
Научимся все делать сами
Таким образом,
ответы детей
показали, что
они
ожидают от
предстоящей работы возможности реализовать свои способности, интересы,
развить новые умения и навыки, удовлетворить потребность в совместной
творческой деятельности.
На следующем этапе работы над проектом класс был разделен на
группы. Каждая группа выдвигала свои варианты относительно творческого
проекта. После того как в группах пришли к общему мнению, создали макет
будущего изделия, состоялось обсуждение всех выдвинутых проектов, в ходе
которого от каждой группы выступал один из ее членов. В процессе
дискуссии вопросы задавались не только выступающему, но и остальным
разработчикам проекта. Высказывались не только активные учащиеся, но и
те, у кого ранее не отмечалось проявлений инициативы и творчества.
Захваченные общим энтузиазмом, такие дети вдруг обнаружили свои
скрытые возможности, так как была высока их мотивация к выполнению
общей творческой работы.
После обсуждения различных вариантов было принято решение
украсить класс композицией, включающей в себя изделия из соломки, из
тополиного пуха, засушенных трав и цветов, орнаменты, стилизованные под
русское народное творчество, а также мягкие игрушки – изготовленные с
помощью педагога куклы в русских народных костюмах. Прежде чем
начинать работу над проектом, учащиеся пытались ответить на вопросы:
Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?
Где еще впоследствии вы сможете применять такие умения?
Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект?
Какая помощь вам понадобится в работе над проектом?
После того как были получены ответы на все вопросы, началась работа,
которая вызвала живой интерес у школьников. Каждая группа выполняла
свою часть работы: одни дети собирали и засушивали цветы и травы, другие
создавали орнаменты, обрамлявшие композицию, третьи работали над
созданием кукол. Затем все вместе продумывали композицию будущей
работы. Учащиеся в группах предлагали свои варианты, которые затем
обсуждались, в результате чего возникла совместный проект размещения
групповых и индивидуальных работ на холсте. Каждый учащийся стремился
внести в работу что-то свое, предлагая свои идеи, касающиеся процесса
изготовления, материала, используемого в коллективной работе, цвета,
композиции. Совместно придумывали название композиции. Каждый ученик
предлагал свое название: все они записывались на доске, а затем было
выбрано самое удачное, по мнению большинства учащихся – «Там, на
неведомых дорожках».
В результате получилась оригинальная композиция, которая была
помещена на стенде в фойе школы. И хотя не все задумки учащихся были
осуществимыми, использование метода творческих проектов показало
возросшую творческую активность школьников, стремление к поиску
нового, неординарного, что явилось наиболее важным итогом данной
работы.
Работа над композицией продолжалась в течение месяца. После этого
состоялась
презентация
выставки,
на
которую
были
приглашены
представители администрации, учащиеся из параллельных классов. В ходе
презентации были отмечены оригинальность замысла учащихся, наличие
своего подхода к работе, интересные творческие находки.
Наблюдение за учащимися показало, что работа над творческим
проектом способствовала развитию их творческого мышления, воображения,
самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы,
поиска новых решений. Творческая деятельность раскрепощала учащихся,
способствовала развитию у них эмоциональной отзывчивости к прекрасному,
стремлению отражать свои впечатления в творческой работе, умению
соотносить увиденное с собственным опытом.