Автор: Попова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1" Искитимского района
Населённый пункт: р.п. Линево
Наименование материала: классный час
Тема: неделя науки
Раздел: начальное образование
Общешкольное мероприятие "День науки"
Сегодня современная школа нацелена на реальное продвижение ребенка в
обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма
самообразования, самореализации и создании устойчивой мотивации к
учению. Чтобы способствовать развитию творческой личности обучающихся
в нашей гимназии, мы ежегодно проводим мероприятия, посвященные Дню
науки (включают: научно – исследовательскую конференцию, день открытых
дверей, день науки и творчества). Работа в этом направлении включает в себя
требования к развитию творческих возможностей детей: от занятия
искусством до выполнения научных работ и исследовательских проектов,
ориентирует на создание условий для достижения повышенного уровня
образованности детей. Мероприятия такого плана дают возможность
заинтересовать широкий круг учеников и популяризовать научные знания.
Это является одной из форм внеклассной работы.
Цели и задачи:
активное включение учащихся в процесс самообразования и
саморазвития;
развитее творческих способностей учащихся и выявление наиболее
одаренных в разных областях науки;
расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной
науки;
повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков
самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки;
организация научно-исследовательской деятельности учащихся для
усовершенствования процесса обучения .
Место проведение актовый зал.
Оборудование:
проектор
музыкальный центр
листы бумаги
ручки
Оформление сцены – название мероприятия “День науки”; названия наук.
Ход мероприятия
Здравствуйте, дорогие друзья! Друзья науки и творчества!
Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня в нашей гимназии
проходит открытие недели науки
1 Отчего сегодня в школе
Очень суетливо вдруг?
Потому что мы сегодня отмечаем день наук!
2Без наук мы никуда,
Ни туда и ни сюда.
Презентация
2 слайд
8 февраля 1724 года Петр I подписал указ об образовании Российской
академии наук, которая первоначально называлась Академией наук
и художеств. В наше время она называется Российская академия наук.
3 слайд
В этом здании работали до конца XVIII века учреждения Российской
Академии наук, основанной указом Петра I
8 февраля 1724 года .
4 слайд
Москва. Новое здание Президиума Российской Академии наук
5 слайд
Выступление 3 «А» Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в
деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово)
в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти
плавания оказали влияние на формирование представлений юного
Ломоносова о красоте природы, закалили его характер. Грамоте и чтению
Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже
умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает
бежать в Москву. Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в
Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там
жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему
удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших
студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает
технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу.
Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так
и современники. Для тех времен биография Михаила Ломоносова была
весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с
лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на
сочинение стихотворений. В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на
родину. В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в
Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
6 слайд
Выступление 3 «Б» Иван Петрович Павлов — выдающийся ученый,
гордость отечественной науки, «первый физиолог мира», как назвали его
коллеги. Ему присудили первую в истории Нобелевскую премию по
медицине, избрали почетным членом 130 академий и научных обществ. Ни
один из русских ученых того времени не получил такой известности за
рубежом. Его даже называли «романтической, почти -легендарной
личностью».
Среди необычайно одухотворенных портретов кисти замечательного
русского художника Михаила Нестерова есть и написанный в 1935 г. портрет
академика И.П. Павлова. Ученый изображен в интерьере, на фоне осеннего
пейзажа за окном. Умудренный годами и опытом, он сосредоточенно
смотрит в бесконечность. Зритель не может встретиться с глазами великого
человека, но его руки, нервно сжатые в кулаки, выдают интенсивность и силу
мысли, способной преобразовать мир.
Эта сила возникла не сама по себе, а явилась результатом неустанного
труда ученого на протяжении всей жизни. Павлов как-то признался, что если
бы он не был ученым, то стал бы крестьянином.
Известно, что от сотрудников своей лаборатории Иван Петрович требовал
такого же самоотверженного труда, каким отличался сам. Первые вопросы
новому сотруднику, желавшему попасть в его лабораторию, были такими:
«Сколько времени можете работать? Что может отвлечь? Семья? Жилищные
трудности?» Эти вопросы можно истолковать как заботу о человеке, но
гораздо больше здесь заботы о деле — своем и своего молодого коллеги.
7 слайд
Выступление 4 «А» Иван Петрович Павлов — выдающийся ученый,
гордость отечественной науки, «первый физиолог мира», как назвали его
коллеги. Ему присудили первую в истории Нобелевскую премию по
медицине, избрали почетным членом 130 академий и научных обществ. Ни
один из русских ученых того времени не получил такой известности за
рубежом. Его даже называли «романтической, почти -легендарной
личностью».
Среди необычайно одухотворенных портретов кисти замечательного
русского художника Михаила Нестерова есть и написанный в 1935 г. портрет
академика И.П. Павлова. Ученый изображен в интерьере, на фоне осеннего
пейзажа за окном. Умудренный годами и опытом, он сосредоточенно
смотрит в бесконечность. Зритель не может встретиться с глазами великого
человека, но его руки, нервно сжатые в кулаки, выдают интенсивность и силу
мысли, способной преобразовать мир.
Эта сила возникла не сама по себе, а явилась результатом неустанного
труда ученого на протяжении всей жизни. Павлов как-то признался, что если
бы он не был ученым, то стал бы крестьянином.
Известно, что от сотрудников своей лаборатории Иван Петрович требовал
такого же самоотверженного труда, каким отличался сам. Первые вопросы
новому сотруднику, желавшему попасть в его лабораторию, были такими:
«Сколько времени можете работать? Что может отвлечь? Семья? Жилищные
трудности?» Эти вопросы можно истолковать как заботу о человеке, но
гораздо больше здесь заботы о деле — своем и своего молодого коллеги.
8 слайд
Выступление 4 «Б» Представитель древнего польского дворянского рода,
Константин Циолковский родился в маленьком рязанском селе, работал
простым школьным учителем и всю жизнь прожил в самых скромных
условиях. При этом он создал великие труды по философии, социологии,
аэродинамике и космонавтике, стал основоположником различных научных
теорий, писал научно-фантастические произведения, переработал
«Евангелие» и активно оспаривал теории Альберта Эйнштейна.
«В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решил отдаться воздухоплаванию и
теоретически разработать металлический управляемый аэростат», - запишет
Константин Эдуардович в своей автобиографии. Слова «дирижабль» в то
время и вовсе не существовало, а аэростаты имели небольшие объемы, купол
их изготавливали из прорезиненной ткани, которая быстро изнашивалась и
выпускала взрывоопасный водород.
Циолковский первым предложил совершенно новую и оригинальную идею
аэростата с тонкой металлической оболочкой с гофрированными
боковинами, которая позволила бы сохранять постоянную подъёмную силу
при различной высоте полёта и температуре атмосферного воздуха. Кроме
того, такая оболочка была крайне прочной. Вместо водорода ученый
предложил использовать нагретый воздух. Аэростат Циолковского должен
был быть огромным даже по современным меркам: объёмом до 500 000
кубических метров, что более чем в два раза превышало объём знаменитых
немецких дирижаблей конца 1920-х годов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин
II».
9 слайд
Выступление Ведущий
Сергей Павлович Королев (1907-1966) – советский ученый, инженер-
конструктор, академик. Одна из незаурядных фигур ХХ столетия в области
космонавтики. Биография Королева Сергея Павловича была очень яркой,
полной невероятных открытий и изобретений. Сергей Королев родился 30
декабря 1906 (12 января 1907) года в Житомире, в интеллигентном
семействе. Когда Сереже было 3 года, отец ушел из семьи, и мальчик
воспитывался бабушкой и дедушкой по материнской линии. В 1917 году он
вновь переехал к матери в Одессу, которая к тому моменту повторно вышла
замуж за Г. М. Баланина, заменившего Сергею отца.
В южном городе он был зачислен в местную гимназию, но проучился там
недолго: в связи со сменой власти в стране гимназия была закрыта, и мальчик
перешел в трудовую школу. Сергей очень хорошо учился, ему легко давались
точные науки. Уже в школьные годы он проявлял повышенный интерес к
авиатехнике, которая в то время еще была новинкой. В 1924 году Сергей стал
студентом Киевского политехнического института, выбрав в качестве
профилирующего направления авиатехнику. Всего за пару лет он освоил все
важнейшие технические дисциплины, и сразу переехал в Москву, чтобы
продолжить обучение в Высшем техническом училище им. Н. Баумана.
В
1931 году Королеву удалось создать новую общественную организацию под
названием Группа изучения реактивного движения – ГИРД. По сути, это
была лаборатория по проектированию ракетных летательных аппаратов. Уже
спустя два года организация принесла свои плоды – был удачно проведен
первый запуск ракеты ГИРД. В 1936 году Королев получил назначение на
должность главного конструктора. Страна остро нуждалась в развитии
ракетостроения, и он все силы направил на разработку ракетных летательных
аппаратов. Талантливому конструктору это удалось: он обосновал
концепцию ракетного истребителя-перехватчика, способного за считанные
минуты достигать больших высот и атаковать самолеты. Но ему не суждено
было довести свои исследования до логического завершения. В краткой
биографии Королева имело место ложное обвинение, по которому его
арестовали и отправили на Колыму отбывать тюремный срок. В связи с
арестом Сергея Павловича все разработки были остановлены. О дальнейшем
проектировании боевого ракетного самолета без его участия не могло быть и
речи. В результате инженера перевели в тюрьму в Казани, где он продолжил
свою работу, а спустя время его амнистировали.
Космонавтика
Плодотворные военные разработки послужили отличной базой для
успешного освоения космических просторов. В 1957 году произошло
событие мирового масштаба – впервые был запущен искусственный спутник,
а в 1961 году в открытый космос полетел человек – космонавт Юрий
Гагарин.
В реализации этих смелых проектов самое активное участие принимал
Королев – главный советский конструктор космических кораблей. Под его
руководством были запущены спутники, научные космические станции и
системы. Для детей и подростков во всем Советском Союзе он стал
настоящим кумиром.
10 слайд
Сибирское отделение Российской академии наук
Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН) — крупнейшее
региональное отделение РАН, которое обеспечивает научно-методическое
руководство над деятельностью ряда организаций Российская академия наук,
расположенных в Сибири
Во время войны сотни учёных эвакуировались в Сибирь, и в 1943 году был
создан Западно-Сибирский филиал АН СССР. Первоначально в ЗСФ
допускалась работа учёных в различных городах . Но с 1948 большинство
учёных работает в Новосибирске.
Ведущий:
Чтобы стать геологом, врачом иль космонавтом
С детских лет науки нужно изучать нам.
А какие науки вы знаете?.....