Автор: Светлана Константиновна Гацолаева
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №41
Населённый пункт: г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Сообщающиеся сосуды
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по физике «Сообщающиеся сосуды»
Ф.И.О. учителя: Гацолаева Светлана Константиновна
Предмет: физика
Класс: 7
Учебно-методическое обеспечение: Учебник: «Физика 7 класс» (А.И. Пёрышкин), сборник задач по физике.
Цель:
изучить свойства сообщающихся сосудов.
Задачи:
- обучающие: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере
однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
-развивающие: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в
быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
-воспитательные: воспитывать культуру логического мышления и речи; формировать познавательный интерес к предмету;
расширять кругозор обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научатся приводить примеры сообщающихся сосудов в быту.
Метапредметные результаты:
познавательные – проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты;
регулятивные – самостоятельно планировать пути достижения целей; принимать познавательную цель и сохранять ее при
выполнении учебных действий;
коммуникативные – устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно, сотрудничать; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты: проявление интеллектуальных способностей; развитие настойчивости в достижении поставленной
цели.
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Метод обучения: фронтальный, парный, групповой.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ, иллюстрации, бланки, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока
Этапы урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируемые
способы
деятельности
.
Ⅰ
Организацион
ный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе
атмосферы психологического комфорта.
Настраиваются на учебную
деятельность. Концентрация
внимания на работе на уроке.
Формировать
навыки
самоорганизац
ии
. Мотивация
ⅠⅠ
деятельности
Запускает механизм развития знаний учащихся в режиме технологии
развития критического мышления
«Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке
усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные
перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не
потонет ли она, если спустить ее в воду? — думал он перед испытанием своего
усовершенствования, а как думаете, вы?»
-Чтобы дать точный ответ на эти вопросы, нам придется вспомнить кое-что из
изученного по физике и узнать нечто новое.
Фронтальный опрос
-« Как-то Слонёнок, Мартышка, Попугай и Удав, выдували мыльные пузыри. Пузыри
получались шарообразными. Мартышка долго возилась и сделала себе трубочку с
Класс выслушивает мнения ребят
Отвечают на вопросы
По закону Паскаля: Давление,
производимое на жидкость или газ,
Уметь
оценивать
достижения
других людей.
квадратной дырочкой. Но пузырь не получился кубиком! Почему?
-По какой формуле можно найти давление? (формулы записываем на доске.)
-По какой формуле рассчитывают силу давления?
-А как определить давление жидкости на любой глубине в ней?
-От чего же зависит давление в жидкости или газе?
передаётся в каждую точку среды без
изменения.
p =F/S p=ρgh
F=РS F=mg
p =ρgh
От плотности жидкости или газа,
от высоты столба жидкости или газа.
.Актуализа
ⅠⅠⅠ
ция знаний
и жизненного
опыта
учащихся.
Постановка
учебной за-
дачи
-
Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой, если открыть перегородку?
- Что общего у сосудов, изображённых на рисунке? Чем они отличаются друг от
друга?
Вопрос запуска постановки учебной задачи:
- Достаточно ли у вас знаний о сообщающихся сосудах?
Отвечают на вопросы.
Строят предположения.
Осознают важность решения
поставленной учебной задачи.
Развивать
навыки
целепологания.
Формулирует учебную задачу:
- Изучить сообщающиеся сосуды.
.
ⅠⅤ
Сообщение
темы.
Постановка
цели и задач
урока
Сообщает тему урока.
Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач
урока.
- Внимательно прочитайте тему урока.
- Что от вас ожидается сегодня на уроке?
- Чему нужно научиться?
- Какие цели и задачи урока вы бы предложили?
Записывают в тетрадь тему урока.
Участвуют в формировании целей и
задач урока:
- усвоить знания о сообщающихся
сосудах;
- найти примеры применения
сообщающихся сосудов;
- научиться решать задания на
сообщающиеся сосуды.
Формировать
умения
принимать и
сохранять
учебную
задачу
. Создание
Ⅴ
ситуации
затруднения.
Изучение
нового
материала.
Организует обсуждение проблемного вопроса:
- Почему водонапорная башня должна быть выше всех домов, которые
снабжаются из этой башни?
Предлагает при изучении сообщающихся сосудов всю рассматриваемую
информацию визуализировать, т.е. делать рисунки, эскизы, чертежи.
Принимают участие в обсуждении.
Предлагают идеи.
Строят гипотезы.
Заполняют таблицу
Информация
Визуализаци
я
информации
учеником
Определение.
Сосуды,
соединенные между
собой ниже уровня
жидкости,
называются
сообщающимися.
Утверждение.
В сообщающихся
сосудах
однородная
жидкость
устанавливается
на одном уровне
независимо от
формы сосуда,
если внешнее
давление для всех
сосудов
Выражать свои
мысли в
соответствии с
задачей.
Организовывает обсуждение проблемного вопроса и помогает сделать
вывод.
Проблемный вопрос. Что будет с разностью высот сообщающихся сосудов,
если в один сосуд налить жидкость одной плотности, а во второй – другой?
Задает вопрос: Как суда преодолевают большие препятствия на реках
( пороги, плотины)?
Объясняет принцип действия шлюзов.
одинаковое.
Обоснование.
Жидкость
покоится, не
перемещаясь из
одного сосуда в
другой. Значит,
давления в обоих
сосудах на любом
уровне
одинаковы.
Жидкость в обоих
сосудах одна и та
же, то есть имеет
одинаковую
плотность.
Следовательно,
должны быть
одинаковы и ее
высоты
Принимают участи в обсуждении.
Совместно с учителем приходят к
выводу, что при равенстве
давлений высота столба
жидкости с большей плотностью
будет меньше высоты столба
жидкости с меньшей
плотностью.
Отвечают на вопрос.
Слушают объяснения учителя.
.Закреплен
ⅤⅠ
ие изученного
материала
Проводит беседу по вопросам:
- Как распределяется жидкость в сообщающихся сосудах?
Отвечают на вопросы.
- В сообщающихся сосудах
однородная жидкость
устанавливается на одном уровне
независимо от формы сосуда, если
Уметь
осуществлять
самопроверку
и
самоконтроль
- Как влияет плотность жидкости на положение уровня жидкости в
сообщающихся сосудах?
- Какое практическое значение имеют сообщающиеся сосуды?
внешнее давление для всех сосудов
одинаковое.
- Если в один из сообщающихся
сосудов налить жидкость одной
плотности , а в другой - другой, то
при равновесии уровни этих
жидкостей не будут одинаковыми.
При равенстве давлений высота
столба жидкости с большей
плотностью будет меньше высоты
столба жидкости с меньшей
плотностью.
- Закон сообщающихся сосудов
используют в разных технических
устройствах: водопроводах с
водонапорной башней; водомерных
стеклах; гидравлическом прессе;
фонтанах; шлюзах; сифонах под
раковиной; «водяных затворах» в
системе канализации.
Действие артезианских колодцев и
гейзеров основано на законе
сообщающихся сосудов.
Сообщающиеся сосуды
использовали и жрецы Древней
Греции при демонстрации своих
«чудес».
.Решение
ⅤⅠⅠ
заданий
Организует самостоятельную работу.
Решите задания встречающиеся в КИМах ОГЭ
Самостоятельно решают задания
Развивать
умение
самостоятельн
о принимать
решения.
.
ⅤⅠⅠⅠ
Подведение
итогов
урока.
Рефлексия
Вновь рассмотрите рисунок с лодкой. Что вы ответите рыбаку?
Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к
размышлению над вопросами:
- Какая информация требует дополнительного осмысления?
- Доволен ли я своей работой на уроке?
- Достиг ли я поставленных целей и задач урока?
Отсек в лодке и русло реки
представляют собой сообщающиеся
сосуды. Вода, вливающаяся в отсек,
не дойдет до края борта, а будет
находиться на таком же уровне, как
и в реке. Лодку не зальет. И она
будет плавать.
Подводят итоги своей работы на
уроке.
Проводят самооценку, рефлексию
Отслеживать
цель учебной
деятельности
Х.Домашнее
Ⅰ
задание
§ 41, упр.17(2), зд.§ 41
Помогает учащимся выбрать задание из учебника. Обращает внимание на
возможности и способности учащихся.
Выбирают задания, которые будут
выполнять дома. Записывают
домашнее задание
Формировать
навыки
самоорганизац
ии