Автор: Лиманова Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 62
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Учебная прграмма
Тема: "Патриот"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62
Программа
«Патриот»
Хабаровск
2013г.
ВВЕДЕНИЕ
«Детство - каждодневное открытие мира. Нужно,
чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием
человека и отечества. Чтобы в детский ум и сердце
входила красота настоящего человека, величие и ни
с
чем несравнимая красота человечества».
В.А. Сухомлинский
Сегодня общество и государство ставят перед нами социальный заказ огромной
важности - воспитать человека с активной жизненной и профессиональной позицией,
гражданина и патриота. На духовно -нравственное становление, воспитание гражданских и
патриотических
ценностей,
подготовку
детей
и
молодежи
к
самостоятельной
жизни
направлена данная программа.
В
системе
дополнительного
образования
России
уже
сложились
определенные
направления и формы патриотического воспитания учащихся. Защите Отечества, военной
службе гражданина России посвящена специальная, 59-я статья Конституции Российской
Федерации.
И
хотя
в
части 3-й
данной
статьи
говориться
о
возможных
случаях
альтернативной гражданской службы, это не меняет главного положения, которое открывает
конституционную статью: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина
Российской Федерации. Вот почему военно-патриотическое воспитание является одним из
приоритетных
в
формировании
у
молодежи
высокого
патриотического
сознания,
готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей
по защите интересов Родины.
Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы
решались в ходе реализаций государственной программы «Патриотическое воспитание
гражданина Российской Федерации на 20013-2016 годы».
Военно-патриотический клуб существует как форма социальной адаптации подростков
из неблагополучных семей, состоящих на учете в ПДН РУВД, привитые в клубе навыки
дисциплины,
коллективизма, лидерские
качества,
позволяют
им
более
успешно
реализовываться в среде сверстников и осмыслено прогнозировать планы на будущее.
Школа
тесно
сотрудничает
с
воинскими
частями,
высшими
военными
учебными
заведениями, суворовскими училищами.
Воспитанники клуба «Патриот» - активные участники и победители городских и
краевых соревнований, смотров-конкурсов.
Цель программы
Воспитание патриота - гражданина, готовности к служению Отечеству, развитие
способности к позитивному его преобразованию.
Задачи
1.
Формирование цельного мировоззрения воспитанников
По
проблемам безопасности
человека в 21 веке.
2.
Формирование основных понятий у обучающихся о здоровье человека, факторах,
формирующих и разрушающих его здоровье.
3.
Воспитание оптимистического, активно
деятельностного
отношения к жизни, умения преодолевать стрессы.
4.
Формирование позитивного образа Российской армии, развитие чувства патриотизма
и любви к Отечеству.
5.
Содействие социальной адаптации детей из «группы риска».
6.
Активизация работы с допризывной молодежью и подготовка её к службе в армии;
7.
Оказание помощи образовательным учреждением округа в изучении ОВС (по курсу
ОБЖ).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Патриот» является составной частью системы военно-патриотического
воспитания ДЮЦ «Восхождение», комитета по управлению Железнодорожным округом г.
Хабаровска.
Программ модифицированная, разработана
на
основе
нормативных
документов
по
военно - патриотическому воспитанию: «Концепции военно-патриотического воспитания
граждан Р.Ф.», «Программы допризывной подготовки учащейся молодежи» (1998 года ХК:
ИППК
ПК
г.Хабаровск);
постановления
правительства
Российской
Федерации
«О
государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации
н а 2006-2010 г.», приказов Министерства образования РФ «О концепции модернизации
российского образования на период до 2010 г., «Об утверждении БУП и примерных
учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего
образования»., типовой программы Министерства РФ «Стрелковый кружок». В программе
реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и
военной
службе»,
уставов Вооруженных
сил Р Ф . Программа
военно-патриотического
клуба
«Вахта
памяти»
является
дополнением к
курсу
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
для 9-11 классов общего образования. В нее включены темы, не
вошедшие
в
тематический
план,
но
имеющие
важное значение д л я изучения, так как
раскрывают
особенности
повседневной
жизнедеютельности
военнослужащих,
организации службы и боевой подготовки воинской части (подразделения).
Современное
развитие
России
показывает,
что
идеи
патриотизма востребованы и
вносят
неоценимый
вклад в
обеспечение национальной
безопасности,
духовно-
нравственного
единства
общества,
сплочения
народа.
Данная
программа
является
актуальной, учитывает ситуацию на рынке труда и его разновидности - воинского труда
как важнейшей составляющей национальной безопасности Российской Федерации.
ВПК
«Патриот»
-
это
молодежное
объединение,
функционирующее в
социально
культурной
сфере,
оказывающее
содействие
в
развитии
духовных,
физических,
интеллектуальных
потребностей
учащихся
молодежи.
Данная
программа
обеспечивает
определенный
уровень готовности к службе в армии и позволяет реализовать интересы
юношей и девушек, способствует формированию у молодежи высокого патриотического
сознания, готовности к выполнению важнейших конституционных обязанностей по защите
отечества.
Способствует
повышению
престижа
военной
службы,
воспитанию
чувства
долга, милосердие, трудолюбие, коллективизм, любовь к Родине, своему народу.
Цель программы
Воспитание патриота - гражданина, готовности к служению Отечеству, развитие
способности к позитивному его преобразованию.
Задачи
8.
Формирование цельного мировоззрения воспитанников
По
проблемам безопасности
человека в 21 веке.
9.
Формирование основных понятий у обучающихся о здоровье человека, факторах,
формирующих и разрушающих его здоровье.
10.
Воспитание оптимистического, активно
деятельностного
отношения к жизни, умения преодолевать стрессы.
11.
Формирование позитивного образа Российской армии, развитие чувства патриотизма
и любви к Отечеству.
12.
Содействие социальной адаптации детей из «группы риска».
13.
Активизация работы с допризывной молодежью и подготовка её к службе в армии;
14.
Оказание помощи образовательным учреждением округа в изучении ОВС (по курсу
ОБЖ).
Отличительные особенности программы
На протяжении последнего десятилетия в РФ работа с допризывной молодежью упала
на недопустимо низкий уровень. Начальная военная подготовка упразднена. Существующие
учебные программы подготовки допризывников разработаны в послевоенные годы и не
удовлетворяют требованиям современной армии.
Более 40% призывников страдают хроническими заболеваниями. В подростковой
среде авторитет Российской Армии низок. Особенно эта ситуация усилилась после начала
вооруженного конфликта в Чечне. Высокий процент потерь федеральных сил напрямую
связан с низким уровнем подготовки солдат срочной службы, вчерашних допризывников.
Низок моральный дух молодых солдат. Нередки случаи неуставных взаимоотношений.
Психологически молодежь не подготовлена к экстремальным ситуациям. Если в советский
период развития России молодежи внушали идеи служения Родине, то теперь у подростков
кардинально изменилась шкала ценностей, а ведь давно известно, что человек без жизненных
идеалов бесполезен для общества. Что же нужно сделать, чтобы значительно улучшить
дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, поднять его на качественно
более высокий уровень?
Прежде всего, надо перестроить сознание призывника, сформировать необходимые
установки
на
предстоящую
службу,
вызвать
интерес,
стремление,
безусловно,
положительное отношение к ней, выработать мотивацию, которая бы проявлялась на всем
ее протяжении.
Как
показывает
опыт
работы
с
подростками
и
юношами,
одной
и з
наиболее
эффективных форм их подготовки к защите Отечества являются военно-патриотические
клубы.
Актуальность
проблемы, решаемой
программой
«Патриот»
(патриотическое
воспитание,
развитие
личности
гражданина
своей
Родины,
поддержка
культурно
-
досуговой сферы, предотвращение преступности и безнадзорности в молодежной среде),
усиливает ее педагогическую целесообразность.
Данная
программа
ориентированна
на
обучение
детей
в возрасте 15-18
лет, срок
реализации программы - 3 года.
Режим занятий: с группами 1 года обучения 4 часа в неделю 2 раза по 2 часа (144
часа в год), 2-го и последующих годов обучения 6 часов в неделю - 2 раза по 3 часа (216
часов в год).
Особенности организации образовательного процесса
Реализация программы осуществляется в соответствии с календарно тематическим
планом и его содержание по огневой, тактической, строевой подготовке. Особый интерес у
подростков
вызывают занятия п о
огневой
подготовке: изучение автомата Калашникова,
выполнение
на
время
нормативов
по
сборке
и
разборке
автоматов,
стрельба
из
пневматической винтовки в положении «стоя» и «с упора» по мишени. Значительное
внимание уделяется расширению кругозора в области военного дела, привитие интереса к
военным
специальностям,
адаптации к будущей
службе
в
рядах
РА.
Организованные
экскурсии
в
воинские
части,
учебные
тренировки
на
полигоне,
преодоление
полосы
препятствий с использованием средств пиротехники отвечают психологическим интересам
подростков, дают возможность ощутить себя взрослыми защитниками Отечества. Усиливает
это ощущение у подростков и наличие единой военной формы.
Мероприятия спортивного характера наполняют досуг детей и способствуют
выполнению нормативов по физической подготовке учащихся.
Учебным
планом
определены
досуговые
мероприятия.
Это
игры
-викторины
по основам военного дела, истории армии. Практикуется просмотр
видеофильмов
военной
тематики,
позитивно
влияющих
на
развитие
эмоциональной
устойчивости
подростков,
способствующих
становлению
положительных нравственных ориентиров.
Соблюдение
символов
и
ритуалов
России,
Хабаровского
края,
обязательное условие при организации торжественных мероприятий.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
1 год обучения
Наименование глав и тем
Всего
Теор.
Практ.
Вводное занятие
Введение в программу. Техника безопасности.
2
2
Анкетирование.
1.
Глава № I. Основы подготовки гражданина в военной
3
службе. Начальная военная подготовка.
1 1
Основы подготовки граждан к военной службе.
1
1.2
Программа начальное военной подготовки в войсках. Цели
и основное содержание программы начальной военной
подготовки.
1.3
Всеобщая воинская обязанность.
1.4
Понятие о воинских уставах, история их создания.
2
2.
Глава № 2. Организация повседневной жизни и службы
3
в воинской части (подразделении).
2.1
Размещение и быт военнослужащих.
1
2.2
Распределение времени и повседневный распорядок.
2.3
Основы безопасности военной службы.
2
2.4
Выезд в воинскую часть.
3.
Глава №3. организация и несение в воинской части
3
(подразделении) дежурств, вахт, специальных нарядов.
3.1
Организация дежурной службы.
1
3.2
Организация караульной службы.
3.3
Особенности несения дежурств, вахт и специальных
нарядов на пограничных заставах и кораблях морских сил
1
3.4
погранвойск.
Действия дневального по роте.
4.
Глава № 4. Боевая подготовка в воинской части
1
(подразделении).
4.1
Виды и формы боевой подготовки.
4.2
Подготовка личного состава.
1
5.
Глава №5. Строевая подготовка.
27
л
Ч
5.1
Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих
1
перед строем и в строю.
4
5.2
Строевые приемы и движение без оружия.
2
4
5.3
Строевые приемы и движение с оружием.
2
2
5.4
Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и
2
возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
5.5
Строи отделения.
4
5.6
Выполнение упражнений №32 и №33.
2
6.
Глава № 6. Огневая подготовка.
25
6.1
Материальная часть стрелкового оружия. Автомат
Калашникова.
5
6.2
Разработка и сборка автомата Калашникова.
2
6.3
Правила стрельбы из автомата Калашникова.
4
6.4
Малокалиберная винтовка.
2
5
6.5
Основы и правила стрельбы.
2
6.6
Назначения, боевые свойства ручных гранат.
2
3
6.7
Стрелковый поединок.
7
Глава № 7. Тактическая подготовка.
8
7.1
Современный бой и его характеристика.
7.2
Основы общевойскового боя.
4
7.3
Ориентирование на местности.
2
7.4
Сооружение укрытий.
2
8.
Глава № 8. Медицинская подготовка.
4
2
8.1
Первая доврачебная помощь в экстремальных ситуациях
2
8.2
ПМП при травмах, несчастных случаях, ранениях.
9.
Глава № 9. Радиационная, химическая и биологическая
4
защита.
2
9.1
Приемы и способы индивидуальной защиты; преодоление
2
участка местности, зараженной РВ (ОВ,БС).
9.2
Защитные сооружения.
9.3
Средства индивидуальной защиты.
9.4
Приборы радиационной, химической разведки и
дозиметрического контроля.
10.
Глава № 10. Прикладная физическая подготовка.
24
10
10.1
10.2
10.3
10.4
Общефизическая подготовка. Отработка
элементов полосы препятствия. Отработка
элементов рукопашного боя. Легкая атлетика.
4
10
11.
11.1
11.2
11.3
Глава Х« 11. Комплексные занятия.
Посещение воинских частей.
Учебно-полевые сборы на базе воинской части №2442.
Посещение музеев воинской славы.
10
12.
12.1
Глава № 12. Контрольные занятия.
Соревнования на личное и командное первенство.
2
30
13.
13.1
Глава № 13. Учебно-воспитательные мероприятия.
Тематические праздники, игры, олимпиады, соревнования,
учебно - тренировочные сборы.
26
26
14.
14.1
Глава № 14. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы по программе. Награждение.
Итоговое анкетирование.
2
2
ИТОГО:
144
34
ПО
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Вводная
тема.
Допризывная подготовка - общегосударственный предмет. Её сущность, цели и
задачи. Историческая необходимость организации и проведения допризывной
подготовки. Её значение в современных условиях. Общее содержание программы
допризывной подготовки. Техника безопасности. Анкетирование.
Глава № 1. Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная
военная подготовка в войсках.
1.1.
Основы подготовки граждан к военной службе. Нормативно-правовые
документы по подготовке граждан к военной службе, их особенности.
1.2.
Программа начальной военной подготовки в войсках
Цели и основное содержание программы начальной военной подготовки.
1.3 Всеобщая воинская обязанность. Конституция и законы о воинской
обязанности.
Обязанности граждан по воинской обязанности.
Военная
служба
- особый
вид
государственной
службы, необходимость
её
прохождения. Ответственность призывников за уклонение от военной службы.
1.4 Понятие о воинских уставах, история их создания.
Глава №2. Организация повседневной жизни и службы в воинской
части (подразделении)
2.1 Размещение и быт военнослужащих.
2.2.Распределение времени и повседневный распорядок.
2.3.Основы безопасности военной службы.
Опасные факторы военной службы, организация обеспечения безопасных условий в
повседневной деятельности.
Глава №3. Организация и несение в воинской части (подразделении) дежурств, вахт,
специальных нарядов.
3.1.
Организация дежурной службы.
Назначение и состав суточного наряда. Обязанности лиц суточного наряда. Подготовка
и развод суточного наряда.
3.2.
Организация караульной службы.
Организация караульной службы. Наряд караулов. Подготовка караулов. Часовой.
Неприкосновенность и обязанности часового.
3.3.
Особенности несения дежурств, вахт и специальных нарядов на
пограничных заставах и кораблях морских сил погранвойск.
3.4 Действия дневального по роте.
Глава №4. Боевая подготовка в воинской части (подразделении).
4.1.
Виды и формы боевой подготовки.
Тактическая подготовка. Специальная подготовка. Общая подготовка. Занятия.
Тренировки. Боевые учения.
4.2.
Подготовка личного состава.
Планирование и учёт боевой подготовки.
Занятия по специальности. Тренировки по специальности. Занятия и тренировки по
общей подготовке. Планирование и учет боевой подготовки.
Глава №5. Строевая подготовка.
5.1.
Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед
построением и в строю.
Строй.
Элементы
строя.
Виды
строя.
Управление
строем.
Обязанности
военнослужащих перед построением и в строю.
5.2.
Строевые приёмы и движение без оружия.
Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении.
5.3.
Строевые приёмы и движение с оружием.
Строевая стойка с оружием. Выполнение приёмов с оружием на месте. Повороты и
движение с оружием.
5.4.
Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение
в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выполнение
воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в
строй. Подход к начальнику и отход от него. 5.5. Строи отделения.
Развернутый строй. Походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю на
месте и в движении. Прохождение торжественным маршем в составе отделения.
Глава № 6. Огневая подготовка.
6.1.
Материальная часть стрелкового оружия. Автомат Калашникова. Назначение,
устройство автомата Калашникова, работа частей и механизмов автомата.
6.2.
Разборка и сборка автомата Калашникова.
6.3.
Правила стрельбы из автомата Калашникова.
6.4.
Малокалиберная винтовка. Основы и правила стрельбы.
6.5.
Назначение, боевые свойства ручных гранат.
6.6.
Стрелковый поединок. Практические занятия, полевые сборы по выполнению
нормативов огневой подготовки.
Глава № 7. Тактическая подготовка.
7.1.
Современный бой. Его характеристика.
7.2.
Основы общевойскового боя.
7.3.
Ориентирование на местности. Виды ориентирования. Практические занятия, полевые
сборы по выполнению нормативов ориентирования на местности.
7.4.
Сооружения укрытий. Виды укрытий.
Глава № 8. Медицинская подготовка.
8.1.
Первая доврачебная помощь в экстремальных ситуациях.
5.1.
ПМП при травмах, несчастных случаях, ранениях.
Глава № 9. Радиационная, химическая и биологическая защита.
9.1.
Приемы и способы индивидуальной защиты, преодоление участка местности,
заряженной РВ (ОВ, БС).
9.2.
Защитные сооружения.
9.3.
Средства индивидуальной защиты. Фильтрующие противогазы.
Назначение и устройство общевойскового противогаза.
Особенности устройства противогазов ГП-5, ГП-7. Пользование
поврежденным противогазом.
Респираторы. Назначение, устройство и правила пользования.
9.4.
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического
контроля.
Глава № 10. Прикладная физическая подготовка.
10.1.
Общефизическая подготовка.
10.2.
Отработка элементов полосы препятствий.
10.3.
Отработка элементов рукопашного боя.
10.4.
Лёгкая атлетика.
Глава № 11. Комплексные занятия.
11.1.
Посещение воинских частей.
11.2.
Учебно-полевые сборы на базе воинской части № 2442.
11.3.
Посещение музеев воинской славы.
Глава № 12. Контрольные занятия.
12.1. Соревнования на личное и командное первенство.
Разрабатываются
преподавателем,
методическим
объединением
района
на
основе имеющихся нормативных документов.
Целью
контрольных
занятий
является
закрепление
и
совершенствование
знаний и навыков, полученных обучаемыми на теоретических и практических
занятиях по основам обороны государства, воинской службы, по прикладной
физической подготовке, гражданской обороне и основам медицинских знаний.
Их задача -развивать смекалку, инициативу и находчивость при выполнении
нормативов, действий и задач в условиях тактической обстановки, повышенных
физических и психологических нагрузок.
Глава № 13. Учебно-воспитательная и организационно-массовая работа.
Тематические праздники, игры, олимпиады, соревнования, учебно -
тренировочные сборы.
Глава № 14. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы по программе
УЧЕБНО - ТЕМА ТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
2 и 3 год обучения.
Наименование глав и тем
Всего
Теор.
Практ.
II
III
II
III
II
III
Вводное занятие
3
3
3
3
Введение в программу. Техника безопасности.
Анкетирование.
Глава № 1. Основы подготовки
4
4
3
2
1
2
гражданина в военной службе. Начальная
военная подготовка.
1.1
Основы подготовки граждан к военной
службе.
1.2 Программа начальное военной подготовки в
войсках. Цели и основное содержание
программы начальной военной подготовки.
1.3 Всеобщая воинская обязанность.
1.4 Понятие о воинских уставах, история их
создания.
Глава Х« 2. Организация повседневной
4
4
3
2
1
2
жизни и службы в воинской части
(подразделении).
2.1 Размещение и быт военнослужащих.
2.2 Распределение времени и повседневный
распорядок.
2.3 Основы безопасности военной службы.
2.4 Выезд в воинскую часть.
Глава № 3. организация и несение в
6
6
3
1
3
5
воинской части (подразделении) дежурств,
вахт, специальных нарядов.
3.1 Организация дежурной службы.
3.2 Организация караульной службы.
3.3 Особенности несения дежурств, вахт и
специальных нарядов на пограничных
3.4 заставах и кораблях морских сил погранвойск.
Действия дневального по роте.
Глава № 4. Боевая подготовка в воинской
2
2
1
-
1
2
части (подразделении).
4.1 Виды и формы боевой подготовки.
4.2 Подготовка личного состава.
Глава №5. Строевая подготовка.
40
40
14
7
26
33
5.1 Строи и управление ими. Обязанности
военнослужащих перед строем и в строю.
5.2 Строевые приемы и движение без оружия.
5.3 Строевые приемы и движение с оружием.
5.4 Выполнение воинского приветствия. Выход
из строя и возвращение в строй. Подход к
начальнику и отход от него.
5.5 Строи отделения.
5.6 Выполнение упражнений №32 и №33.
Глава № 6. Огневая подготовка.
40
40
14
5
26
35
6.1 Материальная часть стрелкового оружия.
Автомат Калашникова.
6.2
Разработка и сборка автомата Калашникова.
6.3
Правила стрельбы из автомата Калашникова.
6.4
Малокалиберная винтовка.
6.5
Основы и правила стрельбы.
6.6
Стрелковый поединок.
6.7
Назначения, боевые свойства ручных гранат.
Глава № 7. Тактическая подготовка.
8
8
4
2
4
6
7.1
Современный бой и его характеристика.
7.2
Основы общевойскового боя.
7.3
Ориентирование на местности.
7.4
Сооружение укрытий.
Глава № 8. Медицинская подготовка.
4
4
2
-
2
4
00
Первая доврачебная помощь в экстремальных
ситуациях
8.2
ПМП при травмах, несчастных случаях,
ранениях.
Глава № 9. Радиационная, химическая и
6
6
3
1
3
5
биологическая защита.
9.1
Приемы и способы индивидуальной защиты;
преодоление участка местности, зараженной
РВ (ОВ,БС). '
9.2
Защитные сооружения.
9.3
Средства индивидуальной защиты.
9.4
Приборы радиационной, химической разведки
и дозиметрического контроля.
Глава № 10. Прикладная физическая
30
30
11
4
19
26
подготовка.
10.1
Общефизическая подготовка.
10.2
Отработка элементов полосы препятствия.
10.3
Отработка элементов рукопашного боя.
10.4
Легкая атлетика.
Глава № 11. Комплексные занятия.
16
16
16
16
11.1
Посещение воинских частей.
11.2
Учебно-полевые сборы на базе воинской
части №2442.
11.3
Посещение музеев воинской славы.
Глава № 12. Контрольные занятия.
2
2
1
1
1
1
12.1
Соревнования на личное и командное
первенство.
13.1
Глава № 13. Учебно-воспитательные
мероприятия.
Тематические праздники, игры, олимпиады,
соревнования, учебно - тренировочные сборы.
46
49
46
49
14.1
Глава № 14. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы по программе.
Награждение. Анкетирование.
2
2
1
1
1
1
ИТОГО:
216
216
63
29
107
138
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Введение в программу. Техника безопасности. Анкетирование.
Глава №
1. Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная
военная подготовка.
1.1. Обязательная подготовка граждан к военной службе
общегосударственный предмет. Ее сущность, дели, задачи и значение в
современных условиях. Общее содержание программы обязательной
подготовки граждан к военной службе.
1.2.
Основы подготовки граждан к военной службе.
1.3.
Оборона государства - важнейшее дело всего народа.
Назначение, состав и принципы строительства Вооруженных Сил Российской
Федерации
на современном этапе. Боевые традиции русской армии.
История
создания ДВО и его боевые традиции. Руководство и управление Вооруженными
Силами Российской Федерации. Принципы комплектования их личным составом.
Ограничение деятельности общественных и иных организаций в Вооруженных
Силах Российской Федерации.
1.4.
Конституция
Российской
Федерации,
Законы
Российской
Федерации
"Об обороне" и "О воинской обязанности и военной службе", об основных
положениях,
обусловливающих
обороноспособность
государства,
и
об
отношении граждан к военной службе,
Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации. Правила
приема, порядок подготовки и поступления в военно-учебные заведения.
Назначение и порядок прохождения военной и альтернативной службы.
Особенности прохождения военной службы по контракту» Порядок заключения
гражданином контракта. Сроки и виды контрактов на прохождение военной
службы.
Значение военной присяги в жизни, учебе и боевой деятельности российского воина.
История российской военной присяги. Содержание и порядок принятия военной присяги.
Глава № 2 Организация повседневной жизни службы в воинской части.
2.1.Воинская
дисциплина,
ее
сущность
и
значение.
Обязанности
военнослужащих
по
соблюдению
воинской
дисциплины.
Поощрения,
применяемые
к
солдатам.
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат за нарушение воинской дисциплины.
2.2.
Понятие о воинских уставах. История их создания. Значение воинских
уставов в жизни
И
деятельности военнослужащих и воинских коллективов..
Составы военнослужащих, воинские звания и знаки различия.
2.3.
Р а з м е щ е н и е ,
ж и з н ь
и
б ы т
в о е н н о с л у ж а щ и х
в о и н с к о й
ч а с т и .
О з н а ком л е н и е
с
в о о р у же н и е м
и
в о е н н о й
т ех н и ко й ,
н а ход я щ и хс я
н а
обеспечении воинской части.
2.4.
С и м в о л и к а
В о о р у ж е н н ы х
С и л
Ро с с и й с ко й
Ф е д е р а ц и и
и
и х
видов,
форма
одежды
во енно служащих.
Отдание
воинской
че сти.
Порядок
и
форма обращения военнослужащих друг с другом.
Глава № 3. Организация и несение в воинской части дежурств, вахт, специальных
нарядов.
3.1.
Назначение и задачи караульной и патрульной служб.
3.2.
Обяз ан н о сти
должн о стн ы х
ли ц
суточ н ого
н аряда,
караула
ч а с т и ,
патруля и их права по отношению к другим военнослужащим.
3.3.
Действия дневального по роте.
3.4.
Особенности несения дежурств на пограничных заставах.
Глава № 4. Боевая подготовка в воинской части (подразделении).
4.1.
Виды и формы боевой подготовки.
4.2.
Подготовка личного состава. Практические занятия.
Глава № 5. Строевая подготовка.
5.1. Строй и его элементы. Обязанности солдата перед построением ив строю. Выполнение
команд "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Разойдись".
5.2Строевая стойка. Повороты на месте.
5.3.
Строевые приемы и движения без оружия (упражнение № 32).
5.4.
Строевые приемы и движения с оружием (упражнение № 33).
5.5.
Выполнение воинского приветствия.
5.6.
Строи,
отделения. Практические занятия.
Глава № 6. Огневая подготовка.
6.1.
Назначение,
боевые
свойства,
общее
устройство
и
принцип
работы
автомата
Калашникова.
6.2.
Разборка и сборка автомата Калашникова. Выполнение нормативов.
6.3.
Явление выстрела. Начальная скорость пули. Отдача оружия и угол вылета. Траектория
полета пули и ее элементы.
6.4.
Общее
устройство
и
принцип
работы
малокалиберной
винтовки
ТОЗ-8,
ТОЗ-12.
Приемы
и
правила
стрельбы.
Выполнение
упражнения
стрельб
из
малокалиберной
винтовки. Изготовка и стрельба лежа. Тренировка в однообразии прицеливания.
6.5.
Меры безопасности при выполнении стрельб. Изготовка к стрельбе лежа с упора.
Производство стрельбы (установка придела, прицеливание, спуск курка). Прекращение
стрельбы.
6.6.
Сведения о взрывчатых веществах. Взрыв и его характеристика. Деление взрывчатых
веществ
по
характеру
их
действия
и
практическому
применению.
Общее
устройство
боеприпасов. Меры безопасности при обращении с боеприпасами. Правила поведения на
войсковых учебных центрах, стрельбищах и тактических полях.
6.7.
Назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат и запалов. Работа частей и
механизмов гранаты при броске. Меры безопасности при обращении с гранатами.
Глава №7. Тактическая подготовка.
7.1.
Современный бой и его характеристика. Основы общевойскового боя.
7.2.
Сущность ориентировки. Определение сторон горизонта по компасу, часам, солнцу и
местных предметам.
7.3.
Магнитный
азимут
и
его
определение.
Определение
азимутов
н а
местные предметы и направления по магнитным азимутам.
Порядок
движения
по
магнитным
азимутам,
обход
препятствий.
Поиск
и
захват
объектов в сочетании с движением по азимутам.
7.4.
Ориентирование на местности без карты.
Глава № 8. Медицинская подготовка.
8.1.
П о н я т и е
о
т р а в м а х
( п о в р е ж д е н и я х ) ;
и х
в и д ы :
м е х а н и ч е с к и е ,
э л е к т р и ч е с к и е ,
х и м и ч е с к и е ,
т е р м и ч е с к и е
и
л у ч е в ы е .
О т к р ы т ы е
повреждения.
Понятие
о
ране.
Классификация
ран.
Главные
о сложнения
р ан :
к р о во п от ер я ,
р ан евая
и н ф ек ц и я ,
ш о к .
Ви д ы
к р о вот еч ен и й
и
и х
характеристика.
Способы
временной
остановки
кровотечения
табельными
и подручными средствами.
Профилактика
осложнений
ран.
Понятие
об
асептике
и
антисептике.
ПМП
п р и
р а н е н и я х .
Ц е л е в а я
к л а с с и ф и к а ц и я
п о в я з о к
( а с е п т и ч е с к а я ,
окклюзионвая,
кровоостанавливающая,
плазмосберегающая,
иммобилизующая, повязка, обеспечивающая редуцированное кровообращение, "лечебная"
и др.). Требования к перевязочному материалу. Его виды. Устройство индивидуального
перевязочного пакета первой помощи. Правила его применения. Систематизация повязок
по виду фиксирующего средства: косыночные, бинтовые, клеевые, л ейкопластырные.
8.2.
Расчетное выполнение нормативов по оказанию ПМП.
Глава № 9. Радиационная, химическая и биологическая защита.
9.1. Приемы и способы индивидуальной защиты.
Назначение,
общее
устройство
специальных
средств
защиты
кожи.
Общевойсковой
защитный
комплект
(ОЗК)
и
Л-1,
Правила
пользования
табельными
и
подручными
средствами защиты кода.
9.2.
Защитные сооружения.
Убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), требования, предъявляемые к ним.
Приспособление
различных
помещений
под
ПРУ.
Быстро
возводимые
защитные
сооружения.
Оборудование
убежища.
Состав
и
обязанности
звеньев
по
обслуживанию
убежищ
и
укрытий.
Размещение и правила поведения укрываемых в убежище. Выполнение практического
норматива по заполнению защитного сооружения. Способы эвакуации из заваленного
убежища. Простейшие укрытия - щели (открытая и перекрытая). Назначение, защитные
свойства» порядок сооружения и особенности использования.
9.3.
Средства индивидуальной защиты.
Фильтрующие
противогазы.
Назначение
и
устройство
общевойскового
противогаза.
Особенности
устройства
противогаза
ГП-5,
ГП-7.
Пользование
поврежденным
противогазом. Респираторы. Назначение, устройство и правила пользования респиратором
Р-2, ПТМ-1, ВМП. Практическое изготовление ВМП.
9.4.
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического
контроля.
Измеритель мощности дозы. Назначение, принцип действия, тактико-технические
характеристики. Уход за приборами. Подготовка прибора к работе. Работа с прибором
(измерение мощности дозы на местности и радиоактивного заражения (загрязнения)
различных поверхностей и воды).
Глава № 10. Прикладная физическая подготовка.
10.1.
Общефизическая подготовка.
Выполнение общефизических упражнений для мышц рук, туловища и ног; упражнения в
парах, с набивным мячом, на перекладине (подтягивание, поднос прямых ног, подъем
переворотом, выход силой), на гимнастической стенке (углом, вис прогнувшись); на
брусьях (сгибание и разгибание рук в упоре и размахивании, угол). Прыжки через коня в
длину. Упражнения в лазанье по шесту, канату с помощью йог и на одних руках. Игры с
элементами борьбы, переноска грузов, поднимание гири 16, 24 кг. (только юноши).
10.2.
Отработка элементов полосы препятствия.
Ознакомление с единой полосой препятствий. Объяснение и показ порядка выполнения
ОКУ (по элементам).
Тренировка в преодолении полосы препятствий по элементам.
10.3.
Отработка элементов рукопашного боя.
Разучивание и тренировка в выполнении подготовительных приемов рукопашного боя
(самостраховка, изготовка к бою, передвижение). Выполнение подготовительных приемов
в комплексе.
Разучивание и тренировка в выполнении приемов: задняя подножка, связывание
противника. Совершенствование приемов самостраховки, изготовки и передвижения.
Разучивание и тренировка приемов защиты от ударов рукой и ногой, освобождение от
захватов противника. Совершенствование выполнения приемов: задняя подножка, связывание
противника.
Разучивание и тренировка в выполнении приемов защиты от ударов ножом сверху, снизу,
сбоку, прямо. Обезоруживание противника. Разучивание я тренировка в выполнении
приемов обезоруживания противника при попытке достать пистолет, угрозе пистолетом в
упор, спереди» сзади. 10.4. Легкая атлетика.
Бег на короткие дистанции. Техника бега на короткие дистанции. Техника низкого старта
из положения лежа. Тренировка в выполнении команд "Внимание", "Марш".
Бег на средние дистанции. Техника бега на средние дистанции. Техника выполнения
высокого старта и тренировка в выполнении команд "На старт", Внимание", "Марш". Бег
на 400 м. Кросс 1 км. Разучивание техники бега по пересеченной местности. Тренировка в
совершении марш-броска.
Разучивание техники бега по пересеченной местности. Тренировка в совершении марш-
броска. Тренировка марш-броска на 3-5 км. Тренировка марш-броска до 6 км. Глава №11.
Комплексные занятия.
11.1.
Посещение воинских частей.
11.2.
Учебно-полевые сборы на базе в/ч.
11.3.
Посещение музеев воинской славы. Глава № 12.
Контрольные занятия.
12.1. Соревнования на личное и командное первенство.
Разрабатываются
преподавателем,
методическим
объединением
района
на
основе
имеющихся нормативных документов.
Целью контрольных занятий является закрепление и совершенствование знаний и
навыков, полученных обучаемыми на теоретических и практических занятиях по основам
обороны государства, воинской службы, по прикладной физической подготовке,
гражданской обороне и основам медицинских знаний. Их задача -развивать смекалку,
инициативу и находчивость при выполнении нормативов, действий и задач в условиях
тактической обстановки, повышенных физических и психологических нагрузок.
Глава № 13. Учебно-воспитательная и организационно-массовая работа.
Тематические праздники, игры, олимпиады, соревнования, учебно -
тренировочные сборы.
Глава № 14. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы по программе. Награждение. Анкетирование.
Ожидаемые результаты Опыт, полученный обучающимися в
процессе реализации программы военно-патриотического клуба «Патриот»,
будет способствовать:
-
приобретению практических навыков и знаний военной подготовки;
-
формированию у молодежи готовности к исполнению гражданского долга по защите
отечества;
-
формированию позитивных навыков и улучшению физической подготовки
учащихся;
-
оказанию помощи в выборе активной жизненной позиции, обретению «точки
опоры», воспитанию лидеров;
-
оздоровлению и организации культурного досуга обучающихся;
-
участию школьников из «группы риска», приобщению их к спорту, отвлечение от
улицы;
-
профессиональному самоопределению воспитанников, увеличению выпускников
клуба, поступивших в высшие военные заведения.
Способы определения результативности Тестирование, анкетирование,
сдача нормативов, участие в соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации программы Участие в форумах,
фестивалях, конкурсах, соревнованиях допризывной молодежи.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Учебно - методическая литература (см. список литературы).
2.
Игра «Символика».
3.
Цикл бесед с тематическими папками: «Воинская обязанность», «Ордена и
медали», «Города герои», «Современное оружие», «Памятники в честь Великой
Отечественной
войны
в
г.
Хабаровске»,
«Локомотивное
депо
в
Великой
Отечественной войне».
4.
Полевые 5-ти дневные сборы (фоторепортажи, план).
5.
Экскурсии в в/ч; музей (фоторепортажи).
6.
Сценарии внеклассных мероприятий: «Вручение приписного свидетельства»,
«Принятие присяги в в/ч», «Встреча с ветеранами ВОВ и локальных воин».
7.
Фотоальбомы
«Поисково-историческое
направление»,
«Ветераны
ВОВ
локомотивного депо».
8.
Контрольные тесты. Анкеты.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ Учебно-методических
пособий и оборудования для обучения граждан начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях и учебных пунктах.
№ п/п
Наименование
Ед. измер
Коли
честв
0
1. Нормативно-правовая и учебная литература
шт.
20
1
Конституция Российской Федерации
шт.
20
2
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной
службе»
шт.
20
3
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник
шт.
20
4
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской
Федерации
шт.
гг
5
Курс стрельб из стрелкового оружия
шт.
1
6
Наставления по стрелковому делу:
Основы стрельбы из стрелкового оружия
7,62 мм модернизированный автомат
Калашникова
шт. шт.
1 1
1
Учебное пособие по основам медицинских знаний
шт.
20
2. Учебно - наглядные пособия
8
1
Плакаты:
Организационная структура Вооруженных Сил
Российской Федерации
компл.
компл.
компл.
2
2 2 2 2
2
Ордена России
Текст Военной присяги
Воинские звания и знаки различия
Военная форма одежды
Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной
службе
Военно-прикладные виды спорта
Военно-учетные специальности Российской оборонной
спортивно-технической организации и
профессиональных образовательных учреждений Военные
образовательные учреждения профессионального
образования Вооруженных Сил Российской Федерации
Мероприятия, проводимые при первоначальной
постановке на воинский учет
Литература и наглядные
пособия по военно-
патриотическому воспитанию Нормативы по прикладной
физической подготовке
компл.
компл.
компл.
комля,
компл.
компл.
компл.
компл.
компл.
2 2
2
2 2
2
Нормативы по радиационной, химической и
биологической защите
компл.
2
9
Плакаты по устройству:
компл.
2
7,62 - мм (или 5,45 - мм) автомата Калашникова
компл.
2
5,6 - мм малокалиберной винтовки
компл.
2
10
Плакаты:
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
компл.
2
Приемы и правила метания ручных гранат
компл.
2
Мины российской армии
Фортификационные сооружения (окопы, траншеи,
компл.
компл.
2 2
щели, ниши, блиндажи, укрытия, минно-взрывные
заграждения)
Индивидуальные средства защиты
компл.
2
Приборы радиационной разведки
компл.
2
Приборы химической разведки
компл.
2
По организации и несению внутренней службы
компл.
2
По строевой подготовке
компл.
2
Оказание первой медицинской помощи
компл.
2
По гражданской обороне
компл.
2
11
Средства индивидуальной защиты
Противогазы
шт.
40
Общезащитный комплект
шт.
3
Респираторы
шт.
10
12
Аптечки индивидуальные (АИ-2)
шт.
10
i.)
Противохимический пакет
шт.
10
14
Носилки санитарные
шт.
1
15
Противопыльные тканевые маски
шт.
40
16
Ватно-марлевые повязки
шт.
40
17
Приборы:
ВПХР
шт.
1
Бытовой дозиметр
шт.
1
18
Макет простейшего укрытия в разрезе
шт.
1
19
Макет убежища в разрезе
шт.
1
20
Компасы
шт.
20
21
Визирные линейки
шт.
20
22
Транспортир
шт.
20
23
Ауди-, видео-, проекционная аппаратура
шт.
1
о л
Видео-, диафильмы и слайды но тематике программы
компл.
1
25
Аптечки индивидуальные
шт.
4
26
Бинты марлевые 10x15
шт.
20
27
Вата гигроскопическая нестерильная, пачки по 50 г.
шт.
20
28
Вата компрессная, пачки по 50 г
шт.
5
29
Воронки стеклянные
шт.
2
30
Грелки
шт.
1
31
Жгуты кровоостанавливающие резиновые
шт.
10
32
Индивидуальные перевязывающие пакеты
шт.
10
33
Косынки перевязочные
шт.
20
34
Клеенки компрессорные
шт.
20
35
Клеенки подкладочные или полиэтиленовые пленки
2
М .
2
36
Ножницы для переъязочното материала прямые
шт.
1
37
Повязки малые стерильные
шт.
10
38
Повязки большие стерильные
шт.
10
39
Поильник эмалированный
шт.
1
40
Шприц-тюбик одноразового пользования (без
наполнителя)
шт.
10
41
Шинный материал (плотные куски картона, рейки, и т.п.)
длиной 1,5 м.
шт.
10
длиной 70-90 см.
шт.
10
Примечание.
Базовые
(показательные)
образовательные
учреждения
по
изучению
основ
военной
службы
оснащаются
необходимой
учебно-материальной
базой
по
отдельному перечню
ЛИТЕРАТУРА
1.
Антошин М.К. Методика. Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных
символов Российской Федерации в школе. - М.: Издательство: Айрис-пресс, 2004.
2.
Бураков A.M. Сборник руководящих документов по пулевой стрельбе. - М.:
ДОСААФ СССР, 1989.
3.
Богданова
Н.Я.
Программа
допризывной
подготовки
юношей
(оборонно-
физкультурная) -М.: Военное издательство, 1991.
4.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. //Учебное пособие для
учащихся 9-11 классов. - М.: АСТ-ЛДТ, 1997.
5.
Военная доктрина Российской Федерации. - М., 2004.
6.
Военно-патриотическое
воспитание
в
школе.
//Сборник
мероприятий
к
празднованию дня Победы, дня Защитника Отечества. В помощь организаторам и
классным руководителям. - Волгоград: Учитель, 2006.
7.
В
помощь
организаторам
оборонно-спортивных
лагерей
и
патриотического
воспитания. - Хабаровск, 2006.
8.
Д и д а к т и ч е с к и е
м ат е р и а л ы
п о
к у р с у
« О с н о в ы
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности» под редакцией: Ю.Л. Воробьева для 10-11 кл. к учебникам
А.Г. Смирнова. - М.-. ACT «Астрель», 2002.
9.
Засядько Ю.П., Шкенев В.А. Поурочные планы ОБЖ (10-11 кл, 9 кл., 8 кл.). -
Волгоград: Учитель - ACT, 2004.
10.Конституция Российской Федерации. -М., 2002. 11.Концепция национальной
безопасности Российской Федерации. -М., 2005.
12.Крючек И.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Библиотека учителя. Методические
рекомендации
по
оборудованию
кабинета
ОБЖ
в
общеобразовательном
учреждении. - М.: Дрофа, 2005.
13.Мазыкина
Н.В.,
Мишин
Б.И.
Сборник
нормативных
правовых
документов
и
материалов по патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе. -М.:
Мнемозина, 2000.
14.
Мишин Б.И. Программно - методические материалы «Основы безопасности
жизнедеятельности» (1-11 классы). - М.: Дрофа, 2000.
15.
Мишин Б.И, Смирнов А.Г. Методические материалы и документы по курсам
«Основы безопасности
жизнедеятельности» //Книга д л я учителей.
-
М.:
Просвещение, 2004.
16.Наставление по стрелковому делу. Автомат Калашникова. -М.:
Военное издательство, 198,7.17.Наставление по физической подготовке. -М.:
Военное издательство,
1987.
18.Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ (последнее издание). 19.Приемы и
способы действий солдата в бою.//Учебное пособие. - М.: Военное издательство,
1988.
20.Скрипник Л.Ю. Методическое пособие. Пожарная безопасность в
школе. - М.: Айрис-пресс, 2004. 21.Секулич М.Н. Снайперская стрельба. - М.: ЗАО
Издательский дом
ГЕЛЕОС, 2003.