Автор: Калайда Екатерина Витальевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа №65 имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича
Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Программа курса внеурочной деятельности
Тема: Клуб любителей истории
Раздел: полное образование
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 65
имени героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 26 августа 2021 года протокол №1
Председатель _____Ж.К. Нагимулина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности учащихся
Ученического объединения Клуб любителей истории
Уровень образования (класс) основное общее образование (10-11 классы)
Количество часов
_______________
68
часов
Учитель
___________
Калайда Екатерина Витальевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
ФГОС СОО ; Основной образовательной программы МБОУ СОШ №65
; на
основе авторской программы Малиновской М.В. Преподавание основ
музейного дела в школе. Методическое пособие. М. «Перспектива», 2016 г.
1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Клуб любителей истории»
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в
части:
1.
Гражданского воспитания:
гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего
человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически
дееспособным;
активной
гражданской
позиции,
гражданской
ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
культуры
межнационального
общения;
приверженности
идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного
участия в принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том
числе
в
различных
формах
самоорганизации,
самоуправления,
общественно значимой деятельности;
ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из
семей мигрантов;
опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах
возрастных
компетенций
с
учетом
региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и
отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами;
идентификацим себя в качестве субъекта социальных преобразований;
компетентностей в сфере организаторской деятельности;
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации
совместной деятельности, самореализации в группе и организации,
ценности «другого» как равноправного партнера;
2
компетенций
анализа,
проектирования,
организации
деятельности,
рефлексии
изменений,
способов
взаимовыгодного
сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала.
2.
Патриотического
воспитания
и
формирования
российской
идентичности:
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации
себя
в
качестве
гражданина
России,
субъективной
значимости
использования русского языка и языков народов России, осознания и
ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
идентичности
с
российской
многонациональной
культурой,
сопричастности
истории
народов
и
государств,
находившихся
на
территории
современной
России;
интериоризации
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества.
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в
духовных
и
культурных
традициях
многонационального
народа
Российской Федерации;
патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России,
любови к
родному краю, родному дому;
ориентации обучающихся в современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире, осознанной выработки
собственной позиции по отношению к ним на основе знания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
3.
Духовного
и
нравственного
воспитания
детей
на
основе
российских традиционных ценностей:
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3
развитого морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора,
знания
основных
норм
морали,
нравственных,
духовных
идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве;
нравственных
чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного отношения к собственным поступкам, умения справедливо
оценивать свои поступки, поступки других людей;
способности к нравственному самосовершенствованию;
представлений об основах светской этики,
знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности;
понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества;
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию;
осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия
ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к
членам своей семьи
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению,
культуре,
языку,
вере,
гражданской позиции;
социально-коммуникативных
умений
и
навыков,
готовности
и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания: идентификациия себя как полноправного субъекта
общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу,
готовности к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовности к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовности и способности к ведению переговоров;
навыков
культурного
поведения,
социально-общественных
качеств,
уважения
к
взрослым,
ответственного
отношения
к
выполнению
поручений;
дружеских чувств, коллективных взаимоотношений.
4.
Приобщения детей к культурному наследию (эстетического
воспитания):
эстетического
сознания
через
освоение
художественного
наследия
народов
России
и
мира,
творческой
деятельности
эстетического
характера;
способности
понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные этнокультурные традиции;
4
основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения;
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
способности
к
эмоционально-ценностному
освоению
мира,
самовыражению
и
ориентации
в
художественном
и
нравственном
пространстве культуры;
уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе
в понимании красоты человека;
потребности в общении с художественными произведениями;
активного
отношения
к
традициям
художественной
культуры
как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь
её.
5.
Популяризации
научных
знаний
среди
детей
(ценности
научного познания.
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
мировоззренческих
представлений,
соответствующих
современному
уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира;
представлений
об
основных
закономерностях
развития
общества,
взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета в
познании этих закономерностей;
навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
и первоначальных умений исследовательской деятельности.
6.
Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
осознания ценности жизни
осознания
ценности
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознания последствий и неприятия вредных привычек;
знаний,
установок,
личностных
ориентиров
и
норм
поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического
здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
7.
Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
5
готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
уважительного отношения к труду;
опыта участия в социально значимом труде;
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного
выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом
личностных интересов и способностей, общественных интересов и
потребностей;
8.
Экологического воспитания:
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических
чувств, опирающихся на исторические и природные корни, проявление
заботы об окружающей среде в целом;
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом,
в
том
числе
экотуризмом,
к
осуществлению
природоохранной
деятельности;
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни
на Земле, основе ее существования;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня
экологической
культуры,
осознания
глобального
характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов
предмета;
экологического
мышления,
умения
руководствоваться
им
в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Программа внеурочной деятельности «Клуб любителей истории»
предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в
процессе обеспечения деятельности школьного музейного уголка.
Личностными результатами изучения курса является:
-
активизация
гражданской
позиции
по
изучению,
сбережению
и
популяризации истории Каширского края, сотрудничеству со школьным
музеем.
- формирование потребности в самовыражении и самореализации через
общественно значимую деятельность;
6
- укрепление нравственного потенциала и потребности приумножать лучшие
достижения прошлого в своей жизни;
- укрепление любви к Родине, чувства гордости и ответственности за свою
страну;
- формирование более осознанного отношения к истории, культурным и
историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины;
- укрепление уважения к личности и её достоинству, доброжелательное
отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего
поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда;
- формирование осознанного отношения к ценностям семьи, ее истории,
реликвиям, традициям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
-умение
организовывать
и
планировать
учебное
сотрудничество
и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие
цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы.
Познавательные УУД:
- расширение кругозора и познавательных интересов в области музееведения;
- усвоение основ музейного дела, элементарной музейной терминологии;
- реализация отдельных навыков проектно-исследовательской деятельности;
- формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
-
развитие
наблюдательности,
зрительной
памяти,
воображения,
ассоциативного мышления;
-формирование
отдельных
навыков
оформления
документов,
художественного компьютерного оформления экспозиций.
Коммуникативные УУД:
-
умение
работать
в
группе
—
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
В результате изучения курса
Обучаемый научится:
-проводить поиск информации в документах, письмах и др., материальных
7
памятниках;
-описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в
прошлые времена, памятники культуры, рассказывать о событиях истории;
-объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства
памятников
культуры:
архитектурных
сооружений,
предметов
быта,
произведений искусства;
-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявлять
в них общее и различия;
-сравнивать предлагаемые историками версии и оценки, выявлять сходства и
различия;
-излагать суждения о причинно – следственных связях исторических
событий
и
личностей.
Обучаемый получит возможность научиться:
-давать характеристику исторического развития родного края;
-составлять планы местности и родословные схемы;
-высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия
родного края;
-проводить тематические экскурсии в качестве экскурсовода, подбирать
материал для экскурсий.
Данная
рабочая
программа
адресована
учащимся
10-11
класса
общеобразовательной школы и рассчитана на 2021-2023 учебный год.
Программа рассчитана на учащихся, которые интересуются историей своей
малой Родины, которым необходимо глубже и основательно изучить
историю родного края в годы войны. Такая кружковая работа актуальна,
потому что каждый должен знать историю своей малой родины, своего
народа, своей семьи. Знание жизни предков важно для того, чтобы дети не
теряли свои корни, гордились своими предками, земляками. Данная работа
воспитывает в учениках чувство любви к Родине, уважение к народу, его
истории и культуре.
Музей выступает важным фактором формирования
общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению
школьных традиций.
Курс рассчитан на 68 учебных часов внеклассной работы. Форма
организации – внеурочная деятельность. Периодичность занятий - 1раз в
неделю.
Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-
поисковая деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-
исследования, проектная деятельность, встречи с интересными людьми,
читательские, научные конференции, практические занятия.
Цель курса: создание условий для гражданского и патриотического
воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования
социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их
вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи курса:
8
-Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;
-Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов,
связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
-Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их
научная проверка, систематизация и методическая обработка;
-Оформление и экспонирование материалов;
-Организация и проведение экскурсий;
-Организация научно-исследовательской работы;
-Формирование у учащихся знаний по истории прошлого и настоящего
родного края;
-Формирование уважительное отношения к истории страны, малой
родины, к памятникам прошлого;
-Формирование музейную культуру, обучать музейному языку,
музейной терминологии.
2. Содержание деятельности клуба.
Введение (2 часа)
Введение. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в деятельности
школьного музея. Организация работы школьного музея. Планирование
деятельности.
Раздел 1. Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с
архивами
(8 часов)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-
вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы
формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного
музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-
влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных
предметов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Раздел 2. Учёт и описание музейных предметов (8 часов)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета
музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и
коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные
картотеки. Сбор и описание музейных экспонатов.
Раздел 3. Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка
экскурсий. Подготовка экскурсоводов (14 часов)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета
музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и
9
коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные
картотеки. Сбор и описание музейных экспонатов.
Раздел 4. Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная
работа, её особенности (16 часов)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и
архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций:
тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.
Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных
предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и
сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам.
Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Раздел 5. Военная слава земляков (18 часов)
Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой
Отечественной войны. Работа над проектами: «Мой герой», «Моя история».
Организация посильной помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла,
проживающим на территории микрорайона. Практическое занятие:
составление хронологии боевых действий на территории Краснодарского
края. Тыл в годы войны. Работа на сайтах Министерства обороны
«Мемориал» и «Подвиг народа». Подготовка и проведение экскурсий,
приуроченных ко Дню Победы.
Заключительное занятие 2 часа
3. Тематическое планирование.
№
п/п
Название разделов
Форма
деятельности
Основные направления
воспитательной деятельности
Введение (2 часа)
1
Введение. Цели, задачи
музейного дела. Формы участия
в деятельности школьного музея.
Организация работы школьного
музея. Планирование
деятельности.
беседа
1.Гражданское воспитание
2.
Патриотического воспитания и
формирования
российской
идентичности:
3.Духовное и нравственное воспитание
10
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному
наследию (эстетическое воспитание)
5.Популяризация
научных
знаний
среди
детей
(ценности
научного
познания)
Раздел 1. Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами (8 часаов)
2.
Структура и состав собрания
школьного музея: основной и
научно-вспомогательные фонды,
музейные коллекции. Основные
принципы формирования фондов
и коллекций. Организация учёта
фондов школьного музея.
Обеспечение сохранности
музейных предметов:
температурно-влажностный и
световой режимы хранения.
Реставрация музейных
предметов. Что нельзя хранить в
школьном музее.
беседа, лекция,
практические
занятия,
подготовка и
обсуждение
сообщений
1.Гражданское воспитание
2.Патриотического
воспитания
и
формирования
российской
идентичности:
3.Духовное и нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей
8.Экологическое воспитание
Раздел 2. Учёт и описание музейных предметов (8 часов)
3.
Задачи учета и научного
описания музейных предметов.
Система учета музейных фондов:
главная инвентарная книга,
инвентарные книги и
коллекционные описи, паспорта
музейных предметов и
вспомогательные картотеки.
Сбор и описание музейных
экспонатов.
беседа, лекция,
практические
занятия
1.Гражданское воспитание
2.
Патриотического
воспитания и формирования
российской идентичности:
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к
культурному наследию
(эстетическое воспитание)
5.Популяризация научных
знаний среди детей (ценности
научного познания)
Раздел 3. Экскурсионная работа в школьном музее.
Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов (14 часов)
4.
Экскурсия как форма
популяризации историко-
культурного и природного
наследия музейными средствами.
Виды экскурсий: обзорная,
тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с
использованием опубликованных
источников, научной и
популярной литературы,
беседа, лекция,
подготовка и
обсуждение
сообщений,
экскурсия,
практическое
занятие
1.Гражданское воспитание
2.
Патриотического
воспитания и формирования
российской идентичности:
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к
культурному наследию
11
материалов музейного собрания.
Мастерство экскурсовода: речь,
внешний вид, свободное
владение материалом, этика,
приемы привлечения внимания
участников экскурсии.
Практикум по разработке текстов
экскурсий по выбранной теме.
Репетиции экскурсий,
проведение экскурсий
(эстетическое воспитание)
5.Популяризация научных
знаний среди детей (ценности
научного познания)
Раздел 4. Экспозиции школьного музея, их виды.
Экспозиционная работа, её особенности (16 часов)
5
Концепция экспозиции
школьного музея. Тематико-
экспозиционный план и
архитектурно - художественное
решение экспозиций. Виды
экспозиций: тематическая,
систематическая,
монографическая, ансамблевая
экспозиция. Экспозиционное
оборудование. Основные приёмы
экспонирования музейных
предметов. Обеспечение
сохранности музейных
предметов в экспозиционном
использовании.
Музейные выставки:
стационарные, передвижные,
фондовые.
Назначение текстов в
экспозиции. Виды
озаглавливающих и
сопроводительных текстов.
Правила составления этикеток к
экспонатам. Приёмы размещения
текстов в экспозиции.
беседа, лекция,
подготовка и
обсуждение
сообщений,
практическое
занятие
1.Гражданское воспитание
2.
Патриотического
воспитания и формирования
российской идентичности:
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к
культурному наследию
(эстетическое воспитание)
5.Популяризация научных
знаний среди детей (ценности
научного познания)
Раздел 5. Военная слава земляков (18 часов)
6
Сбор информации о родном крае,
ветеранах и тружениках тыла
Великой Отечественной войны.
Работа над проектами: «Мой
герой» «Моя история».
Организация посильной помощи
ветеранам ВОВ, труженикам
тыла, проживающим на
территории микрорайона.
Практическое занятие:
составление хронологии боевых
действий на территории
Краснодаррского края. Тыл в
Беседа, лекция,
встречи с
интересными
людьми,
практические
занятия
1.Гражданское воспитание
2.
Патриотического
воспитания и формирования
российской идентичности:
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
4.Приобщение детей к
культурному наследию
(эстетическое воспитание)
5.Популяризация научных
знаний среди детей (ценности
12
годы войны. Работа на сайтах
Министерства обороны
«Мемориал» и «Подвиг народа».
Подготовка и проведение
экскурсий, приуроченных ко
Дню Победы.
научного познания)
Заключительные занятия - 2 часа
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей истории и
обществознания МБОУ СОШ № 65
от «26» августа 2021 года № 1
___________ Калайда Е.В.
подпись руководителя МО Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
___________ О.А. Коваленко
«26» августа 2021 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ № 65 г. Краснодара
_____________ К.Р. Онищенко
«26» августа 2021 года
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 65
имени героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича
13
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности учащихся
Ученического объединения Клуб любителей истории
Уровень образования (класс) основное общее образование 11Г класс__
Количество часов
_______________
34
часа
Учитель
___________
Калайда Екатерина Витальевна
Планирование составлено на основе рабочей программы
Калайда Екатерины Витальевны,
утвержденной
протоколом педагогического
совета МБОУ СОШ № 65 от 26.08.2021, протокол № 1
Планирование составлено на основе:
ФГОС ООО ; Основной образовательной программы МБОУ СОШ №65
; на
основе авторской программы Малиновской М.В.
Преподавание основ
музейного дела в школе. Методическое пособие. М. «Перспектива», 2016
В соответствии с
ФГОС СОО
№
урока
Тема занятия
Кол-во
часов
Даты
проведения
Материально-
техническое
оснащение
Универсальные учебные действия (УУД),
проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия
план
факт
Введение (2 часа)
14
1
Введение. Цели,
задачи музейного
дела. Формы участия
в деятельности
школьного музея.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
2
Организация работы
школьного музея.
Планирование
деятельности.
1
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
Раздел 1. Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами (4 часа)
3/1
Структура и состав
собрания школьного
музея: основной и
научно-
вспомогательные
фонды, музейные
коллекции.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
4/2
Основные принципы
формирования
фондов и коллекций.
1
5/3
Организация учёта
фондов школьного
музея. Обеспечение
сохранности
музейных предметов:
температурно-
влажностный и
световой режимы
хранения.
1
6/4
Реставрация
музейных предметов.
Что нельзя хранить в
школьном музее.
1
Раздел 2. Учёт и описание музейных предметов
15
7/1
Задачи учета и
научного описания
музейных предметов.
Система учета
музейных фондов:
главная инвентарная
книга, инвентарные
книги и
коллекционные
описи, паспорта
музейных предметов
и вспомогательные
картотеки.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки: Использовать понятия, определяющие
специфику исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
8/2
Сбор и описание
музейных экспонатов.
1
9/3
Сбор и описание
музейных экспонатов.
1
Раздел 3. Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов (7 часов)
10/1
Экскурсия как форма
популяризации
историко-
культурного и
природного наследия
музейными
средствами. Виды
экскурсий: обзорная,
тематическая,
учебная.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
11/2
Приёмы подготовки
экскурсии с
использованием
опубликованных
источников, научной
и популярной
литературы,
материалов
музейного собрания.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
16
12/3
Сбор материалов для
подготовки экскурсии
по теме «Оборона
Каширы в ноябре
1941 г.»
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
13/4
Мастерство
экскурсовода: речь,
внешний вид,
свободное владение
материалом, этика,
приемы привлечения
внимания участников
экскурсии.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
14/5
Практическое
занятие: репетиция
экскурсии
«Краснодарский край
1942-1943гг.»
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
15/6
Практическое
занятие: проведение
экскурсии
«Краснодарский край
1942-1943гг г.»
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
16/7
Анализ проведенной
экскурсии.
1
Раздел 4. Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности (8 часов)
17/1
Концепция
экспозиции
школьного музея.
Тематико-
экспозиционный план
и архитектурно -
художественное
решение экспозиций.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
17
18/2
Виды экспозиций:
тематическая,
систематическая,
монографическая,
ансамблевая
экспозиция.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
19/3
Экспозиционное
оборудование.
Основные приёмы
экспонирования
музейных предметов.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
20/4
Обеспечение
сохранности
музейных предметов
в экспозиционном
использовании.
Музейные выставки:
стационарные,
передвижные,
фондовые.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
21/5
Назначение текстов в
экспозиции. Виды
озаглавливающих и
сопроводительных
текстов.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
22/6
Правила составления
этикеток к
экспонатам. Приёмы
размещения текстов в
экспозиции.
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
23/7
Практическое
занятие: проверка
состояния экспозиций
школьного музея
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
18
24/8
Практическое
занятие: оформление
новых экспозиций
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
Раздел 5. Военная слава земляков (9 часов)
25/1
Сбор информации о
родном крае,
ветеранах и
тружениках тыла
Великой
Отечественной
войны. Работа над
проектом «Мой
герой».
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
26/2
Практическое
занятие: работа над
проектом «мой
герой», привлечение
учащихся школы.
Работа на сайтах
Министерства
обороны «Мемориал»
и «Подвиг народа»
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип, виды). Применять элементы методологических
знаний об историческом процессе
27/3
Организация
посильной помощи
ветеранам ВОВ,
труженикам тыла,
проживающим на
территории
микрорайона
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
28/4
Практическое
занятие: составление
хронологии боевых
действий на
территории
Краснодарского края
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
19
29/5
Тыл в годы войны
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
30/6
Сбор информации
для проведения
экскурсий,
приуроченных к Дню
Победы
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
31/7
Подготовка
экскурсий,
приуроченных к Дню
Победы
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
32/8
Проведение
экскурсий,
приуроченных к Дню
Победы
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Осваивать приёмы историографического обзора источников
периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
33/9
Анализ проведенных
экскурсий.
Подведение итогов по
проекту «Мой герой»
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
20
34
Заключительное занятие (1 час)
34
Заключительное
занятие. Анализ
работы кружка за год
1
ММ проектор, экран,
ЭОРы, карты,
электронные пособия,
хрестоматия, таблицы,
аудио и видео
материалы
Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей
истории для участия
в беседе. Использовать понятия, определяющие специфику
исторической науки:
факт, исторический источник. Рассматривать историю
России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса. Осваивать приёмы историографического обзора
источников периода (тип,
виды). Применять элементы методологических знаний об
историческом процессе
21