Напоминание

Возможность творческого выбора как условие художественного воспитания младших школьников


Автор: Демченко Елена Николаевна
Должность: кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МБУДО "ДХШ им. П.С. Евстафьева"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: авторская статья
Тема: Возможность творческого выбора как условие художественного воспитания младших школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Демченко Елена Николаевна

кандидат педагогических наук,

преподаватель высшей категории

МБУДО «ДХШ им. П.С. Евстафьева»

г. Благовещенск, Амурская область

Возможность творческого выбора как условие художественного

воспитания младших школьников

Сегодня

школа

должна

помочь

ребенку

не

только

познать

объективные законы природы и общества, но и способствовать его

самовыражению в этом мире, стремлению ощутить свою эстетическую и

нравственную

сопричастность

современности.

Здесь

вполне

уместно

обратиться именно к помощи искусства, так как функции его и цели

образования

во

многом

совпадают.

Это,

прежде

всего,

содействие

нравственному, духовному становлению личности. Формой воспитания этой

цели является, в частности, формирование художественного вкуса ребенка.

Искусство способствует накоплению эмоционального опыта, воспитанию

чувств, вкуса, формирует понятие красоты, представление об эстетическом

идеале (вкусе), наконец, дает образцы нравственного взаимодействия

человека с миром.

Все это невозможно, если ребенок будет заключен в жесткие рамки

одномерных школьных программ, если будет лишен права выбора. Выбора в

широком смысле, предполагающего избирательное отношение к различным

материалам,

техникам,

к

разнообразным

темам.

Он

предполагает

и

избирательное отношение к личности учителя.

Право на оценочное

восприятие своего «собрата» по педагогическому «таинству» имеет не только

учитель, но и ученик. В современной школе редко можно обнаружить

педагога – профессионала, работающего с детьми начальных классов. Но

существует и иная практика, и все чаще и чаще с детьми младшего

школьного возраста работают учителя со специальным художественно-

педагогическим образованием, способные на подобный выбор сами и

позволяющие его своим ученикам.

Отечественная

педагогическая

наука

последних

десятилетий

значительно изменила оценку роли художественной культуры в целом,

изобразительного искусства в частности, в деле нравственного, духовного

воспитания школьников. Возрастает роль и значение школьных дисциплин

гуманитарного в целом и, в частности, эстетического цикла. Сегодня

школьное эстетическое образование уже не рассматривается одномерно,

например, как лишь общеразвивающее или же только предполагающее

дальнейшее профессиональное становление ученика, как это было принято в

отношении всех предметов школьного цикла в прошлом. Лишь объединение

данных двух требований к школьному образованию способно изменить роль

и значение предмета ИЗО в «иерархии» школьных дисциплин. И наоборот,

отказ

от

них

оставит

данный

предмет

на

второстепенных

ролях,

предположительная востребованность знаний которого у ученика в будущем

не велика.

Общение с искусством в меру сил, свойственной конкретному

ученику – индивидууму порождает в нем потребность во все новом, более

тонком осмыслении не только предстоящей жизни, что вполне естественно

для начинающего жизнь. У ребенка появляются новые мотивы силы

поведения.

Но

художественное

восприятие

предполагает

личность,

обладающую определенной культурой, то есть имеющую эстетические и

художественные потребности, владеющую в той или иной мере языком

искусства, могущую свободно и творчески мыслить, владеющую принципом

избирательности.

Свобода творческого выбора зависит от нескольких компонентов:

1. От наличия знаний, умений и навыков по предмету.

2. Наличия квалифицированного педагога – художника как личного

примера, который формирует способность выбора у школьника.

3. От материальной базы школы и семьи.

4. От демографической ситуации. В настоящее время воспитание в

семье одного ребенка стало массовым явлением со всеми вытекающими

отсюда издержками. Это, прежде всего, неизбежное самоформирование

эгоистических наклонностей в ребенке. Все в целом это определяет

возможность перехода ученика к «свободному парению» в творчестве, дает

ему возможность включиться в творческий процесс, не думая о том, что

сможет его отвлечь и для чего это ему необходимо.

Для

младшего

школьного

возраста

следует

избирать

методы

свободного

рисования

при

минимальном,

косвенном

воздействии

на

творческий настрой ребенка, дающий оригинальное и целостное развитие его

художественно-творческого

дарования,

обеспечивая

индивидуальную

направленность художественного воспитания каждого ученика и условия

максимального развития его художественного вкуса.

В качестве критериев наличия художественного вкуса первоначально

мы

определили

несколько

моментов:

позитивное

отношение

к

изобразительному искусству, способность целостного восприятия единства

содержания и формы произведения, умение целостно воспринять и оценить

композицию

как

в

соответствии

с

оценкой

конкретных

средств

композиционного построения, так и в соответствии с общим замыслом

художественного

произведения,

а

так

же

восприятия

и

оценки

пространственно-пластического

решения

композиции,

правильное

восприятие и оценка колористического решения живописного произведения,

развитость восприятия неразрывности взаимосвязей всех частей единого

композиционного целого, достаточный уровень креативности. В зависимости

от уровня сформированности критериев соответственно были определены и

три уровня развития художественного вкуса у младших школьников: низкий,

средний, высокий.

Ниже

приведена

характеристика

упомянутых

критериев,

представлены данные исследований о том, как учащиеся способны оценивать

прекрасное и как художественный вкус отражается в их рисунках.

Чтобы

выяснить

состояние

воспитания

художественного

вкуса

учащихся, мы проводили с ними беседы о восприятии прекрасного в жизни,

природе, искусстве, анализировали их сочинения, рисунки. Большую роль в

формировании художественного вкуса играет и правильно оборудованный

класс

для

занятий

изобразительным

искусством.

При

оборудовании

школьного кабинета этого профиля следует учитывать высокую степень

восприимчивости учащихся к мельчайшим особенностям интерьера (окраска

мебели, стен, оконных проемов). Когда ученики ходят в кабинет на

протяжении довольно длительного времени, у них формируется устойчивая

система ассоциаций и реакций на ставшую привычной среду. Любое

изменение в ней может восприниматься весьма болезненно и даже нарушать

педагогический

процесс.

Следует

учитывать,

что

кабинет

для

изо

деятельности является не только реальным физическим пространством для

работающего в нем, но и пространством символическим, в котором каждый

элемент может иметь свои скрытые символы и функции.

Большое

значение

для

ученика

имеет

ощущение

«контроля»,

происходящего в классе, - по крайней мере хода изобразительной работы и ее

результатов. Если выполнение работы рассчитано не на один урок, рисунки

учащихся следует хранить в специальном месте, куда ограничен доступ

«случайных» зрителей. В таких случаях композиции не должны становиться

предметом преждевременного обсуждения и замечаний. Художественное

оформление

кабинета

репродукциями

должно

быть

минимальным

и

продуманным.

Для низкого уровня характерно следующее: позитивное отношение к

изо

деятельности,

неуверенность

в

целостном

восприятии

единства

содержания и формы произведения, неспособность оценить композицию,

отсутствие восприятия и оценки колорита.

Среднему

уровню

соответствуют

такие

свойства:

позитивное

отношение

к

изобразительному

искусству,

достаточное

соответствие

композиционного

построения

общему

замыслу

художественного

произведения, устойчивое восприятие неразрывности взаимосвязей всех

частей композиции.

Для

высокого

уровня

характерны:

позитивное

отношение

к

изобразительному искусству, способность целостно воспринимать единство

содержания и формы произведения, умение в целом оценить композицию,

восприятие и оценка пространственно-пластического решения композиции,

верная оценка колористического решения живописного произведения,

развитое восприятие неразрывности взаимосвязей всей частей единого

композиционного целого; развитая креативность.

Это подтверждает, что на основе предоставления творческого выбора

в изобразительной деятельности у учащихся происходит значительный рост

художественного

вкуса.

Изменяется

отношение

к

изобразительному

искусству в целом, развивается способность к восприятию единства

содержания и формы произведения, совершенствуется умение оценивать

пространственно – пластическое решение композиции, более точной и емкой

становится оценка композиционного построения в соответствии с общим

замыслом

художественного

произведения,

более

четко

проявляется

креативность.

Таким образом, вследствие осуществления возможности творческого

выбора

в

изобразительной

деятельности

обнаружилась

определенная

динамика улучшения художественного вкуса младших школьников, что

подтвердило верность первого условия гипотезы.

Поскольку целостная организация воспитания художественного вкуса

возможна лишь в условиях предоставления детям свободы творческого

выбора как одного из слагаемых компонентов, в начале работы с

первоклассниками им был предоставлен свободный выбор темы и право ее

конкретизации. Например, рисуя на тему «Осень», ученики сами определяли

для себя тему рисования («Осенний лес», «Золотая поляна» и др.). Это

позволило учащимся подойти к решению предложенной темы более

творчески, свободно и с интересом анализировать поставленные перед ними

задачи.

Свободный выбор более эффективен в случае владения учащимися

азами грамоты в изобразительном искусстве. Поэтому детям с первых уроков

необходимо

раскрывать

основные

законы,

правила,

приемы

композиционного построения любого произведения – от учебной постановки

школьника до произведения искусства мастера. В качестве примера ниже мы

приводим основные слагаемые вариантов грамотного композиционного

построения изображения.

Учащийся не всегда осознает все это, он не в силах осуществить

упомянутые требования, пока специально не обучается.

В композиции одинаково значительна роль и организованного центра,

и

второстепенных

деталей,

планов,

вместе

составляющих

единое

композиционное целое, подобно тому, как каждой детали действительности

присуща своя структура и свое место в едином неразрывном целом

окружающего человека духовном и материальном пространстве. Выражает

воспринимаемое художник с помощью линий, штрихов, пятен, цвета, тона.

Художественный вкус включает в себя и умение наслаждаться не только

содержанием, сюжетом, но и несюжетными элементами красоты - линиями,

структурой, гармонией целостности, композицией пластических форм.

В красках (линиях) и сочетаниях красок (линий) заключена особая

художественная ценность, независимо от того, что ими передается. Исходя из

этого,

можно

утверждать,

что

несюжетная

красота

способствует

возникновению сюжетной красоты. Сам сюжет (изображаемый объект),

входя в данное сочетание красок (линий) придает произведению еще

большую эстетическую значимость. Однако, по-видимому, наиболее важно

то, как упомянутый сюжет или объект наряду с другими предметами

включается

в

целое,

т.е.

как

отдельные

компоненты

размещены

в

композиции. Иначе говоря, как применяется материал для воплощения идеи.

На равновесие в композиции большое влияние оказывает направление

действия,

согласно

которому

устанавливаются

оси

композиционного

решения.

Они

взаимосвязаны

с

идейным

замыслом

произведения.

Размещение предметов по кругу, эллипсу, треугольником или пирамидой,

вглубь, по диагонали во многом зависит от направления движений и поз

изображаемых объектов (преимущественно человеческих фигур). Такое

размещение сопряжено с выражением определенного настроения. Например,

круговая композиция обозначает нечто спокойное, интимное, композиция

треугольником - движение вверх, диагональные композиции - динамичное

действие вглубь или наоборот. В последнем случае возникают вопросы о

восприятии и передаче пространства в картине и, в итоге, вопросы о

соответствующих критериях художественного вкуса.

Форма и среда как в окружающем художника мире, так и в его

композициях взаимно обусловлены. Ученик изображает пространственное

взаимоотношение

предметов

на

плоскости,

используя

другие

дополнительные аспекты, изображения – перспективное сокращение форм.

Линии, краски, их интенсивность, прозрачность и т.п., с одной стороны,

разбивают, дифференцируют плоскость, с другой стороны - ими выражается

третье

измерение

пространства

(глубина)

и

от

них

зависящая

стереометрическая форма тел. Итак, плоскость листа бумаги, вместе с тем,

должна быть организована таким образом, чтобы передавать трехмерное

пространство. Ученику приходится сочетать образ пространства с образом

стереометрической формы, т.е. в пространстве должны быть переданы

протяженность и строение глубины. Решение этой задачи осуществляется

различными путями.

Исходя

из

выше

упомянутых

требований

при

формировании

художественного вкуса учащихся, необходимо: 1. Научить учащегося

моделировать в своем сознании образно-пластическое композиционное

решение, формальная структура которого основана на передаче трехмерного

изображения на двухмерной основе (плоскости). Иначе говоря, должен

создаваться в сознании рисующего своеобразный пластический образ при

восприятии плоскости, котрая по определенному плану в сознании, потом с

помощью

рисовального

материала

подразделяется

на

соответственно

взаимосвязанные части. 2. Все признаки глубины должны четко и ярко

указывать, какой быть стереометрической форме объекта, которая таится в

аспектах третьего измерения. Должны быть четкими контуры фигур,

внутреннее моделирование их тел, соответственно выраженной должна быть

перспектива, т.е. перспективное уменьшение предметов и расстояний,

отклонение идущих вглубь линий, многообразное пересечение лучей света и

форм и т.д.

Почти все различия и изменения в стилях живописи, графики,

скульптуры и архитектуры можно объяснить с учетом того, как решается

проблема

пространства.

Поэтому

восприятие,

оценка

проблемы

пространства, правильное понимание соотношения объекта и зрителя

является важным элементом критерия художественного вкуса.

Говоря о равновесии и размещении предметов, мы отмечали, что

существуют различные способы компоновки, а именно: вокруг, параллельно,

по диагонали и т.п. Иначе говоря, направление движения зависит от

построения композиции, т.е. изображенные фигуры могут двигаться по

кругу, параллельно плоскости картины, вглубь или по направлению к

зрителю и т.п., например, движение по диагонали убедительно передано на

картине В. Сурикова "Боярыня Морозова".

Как видно, переживание ощущения красоты движения, ощущения

движения или готовности к нему также следует рассматривать как компонент

критерия художественного вкуса.

Каждый из компонентов, в свою очередь, приобретает значение, когда

он

не

встречает

препятствий

в

развитии

и

формировании

своего

естественного

способа

распределения

и

соединения

соответственно

определенной

закономерности.

При

этом

соотношения

отдельных

компонентов в композиционном плане должны быть так налажены, чтобы

они не стесняли, а взаимно усиливали друг друга. Если их тенденции

противоположны,

то

они

так

согласовываются,

чтобы

чувствовалось

единство противоположностей и тем самым акт восприятия получал

определенное напряжение. Это может найти свое проявление, например, в

живописи, в сочетаниях красок и линий, распределении света и теней, тепло

холодности, сюжетном замысле картины.

Обобщая

вопросы

различной

композиционной

взаимосвязи

предметов, необходимо подчеркнуть, что решение их возможно при условии

определенных соотношений компонентов, образующих единую совокупность

и

строение

произведения.

Согласованность

деталей,

основанная

на

проявлении уравновешенности, контраста, ритма, динамики, равномерного

перехода

одного

элемента

в

другой,

составляет

важный

критерий

художественного вкуса в композиции.

Иногда

при

воспроизведении

какого-либо

сюжета

сознательно

нарушаются общеизвестные правила компоновки. Например, в картине В.И.

Сурикова "Меньшиков в Березове" главное действующее лицо, Меньшиков,

изображен сидящим, крупным в низенькой, маленькой комнате. Кажется,

чуть приподнимись он со стула, головой тут же уткнется в потолок.

Художник сделал это сознательно, чтобы ярче раскрыть внутреннюю силу

данной исторической личности, показать тяжесть непереносимого изгнания.

Одним из средств выразительности в рисунке является контур.

Особенно «обнажено» его звучание в графике. Весьма выразительно оно и в

живописных произведениях, в которых художник с помощью контура

выделяет сущностное, обобщает форму или усиливает эффект контражура.

При

изображении

на

влажной

бумаге

(техника

акварели)

контуры

распространяются, сливаясь с фоном, превращаясь в окружающую форму

среду, органично вливаясь в общую форму построения картины.

Основная роль в живописи, естественно, принадлежит цвету, как

изначально выразительному началу в этом виде искусства. Различная окраска

животных, природы, предметов по-разному воздействует на людей: одни

цвета раздражают, другие успокаивают, поднимают настроение, веселят,

повышают

работоспособность

и

т.д.

Современная

наука

исследует

особенности их эстетического воздействия, их применимость не только в

произведениях искусства, но и в других сферах, как, например, в

проектировании производственных, жилых интерьеров, в дизайнерских

проектах, в окрашивании машин, станков и т.п.

В природе цвета мы воспринимаем не изолированно. Изолированно

существующего и чистого цвета в окружающем нас мире нет. Все краски его

находятся в многомерном и неразрывном единстве. С одной стороны,

наблюдаем всеобщее воздействие всех цветовых начал друг на друга в форме

бесконечно повторяющейся рефлексии. Это сближает цвета, единит их в

одно целое (зелень летней лужайки будет слегка окрашиваться в голубоватые

тона «соседствующего» с ней неба, а небо вбирает рефлексы летней зелени).

В этом работает первая часть «всеобщего» закона в живописи – закона

единства и борьбы тепло холодности.

Выразительность колорита зависит не только от его яркости, теплоты

и холодности, но и от освещенности изображаемых предметов. С этим мы

встречаемся и в природе, наблюдая восход, закат солнца, ряд других явлений.

Различная освещенность предметов вызывает определенное настроение,

переживания. Поэтому и художник, стремясь в своем произведении передать

то или иное состояние, пользуется определенными эффектами освещенности.

Иными словами, он передает не только естественные отношения света и

теней, но подчас, специально освещая или помещая в тени, выделяет

положительных и отрицательных героев (например, Н.Н. Ге в "Тайной

вечере"). Велика роль светотени и в монохроматической живописи.

Правильно использованная освещенность и градация нюансов придают

произведениям большую художественную выразительность.

Однако красочность и яркость колорита бывают обманчивы и не

всегда

правдиво

отражают

задуманное

автором

в

картине.

Такое

несоответствие возникает при случайном восприятии художественного

произведения в непродуманном и не соответствующем живописному

настрою картины освещении интерьера.

Таким образом, восприятие и оценка выразительности произведения

зависят от целого ряда обстоятельств. Это и правильное, яркое (зрительское)

раскрытие содержания, это и восприятие самого рисунка (контура, линии),

окраски, колорита, освещенность композиции в целом.

Свободное определение темы ребенком предполагает внимательное

его отношение к теоретическим и практическим занятиям под руководством

педагога, во время которых изучаются, анализируются такие изначальные,

многомерные понятия, как композиция художественного произведения, ее

составляющие (цветовой, ритмический настрой, в целом смысловая и

формальная взаимопредопределенность).

Свобода выбора включает в себя наличие всего жизненного опыта

ученика во множестве его проявлений. Поэтому научить свободному выбору

учащегося едва ли представляется возможным. Скорее всего роль учителя в

этом вопросе сводится к пробуждению в ученике стремления к свободному

выбору, в создании тех материальных и духовных условий, когда этот выбор

рождается в сознании и душе ребенка. Свободный творческий выбор

учащегося есть и результат мастерства учителя, обладающего глубокой

профессиональной

подготовкой,

примером

своего

художественного

творчества,

убеждающего

учеников.

Такой

учитель,

свободно

ориентирующийся во всех вопросах своей профессии, способен заметить

ростки подобного и в своих учениках.



В раздел образования