Автор: Крысанова Елена Александровна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1985
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие грамматической компетенции у младших школьников с ОНР
Раздел: начальное образование
Известно,
что
человек
только
тогда
становится
полноценным
гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его
членами. Когда
происходит
усвоение
накопленного
предыдущими
поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и
всей нации , когда устанавливаются межличностные контакты.
Всё это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении
ребёнка как личности невозможно переоценить. Речь способствует
формированию
интеллекта,
увеличивает
познавательную
активность,
значительно расширяет кругозор маленького человека .
Одним из показателей полноценного речевого развития является
грамматическая
правильность
речи,
высокий
уровень
владения
словообразовательными навыками. Для детей, имеющих такой сложный
дефект, как общее недоразвитие речи, формирование грамматического
строя, а именно словообразования, считается особенно важным, так как
от того, насколько правильно и своевременно будут сформированы
навыки словообразования, зависит успешность обучения ребёнка в
школе, его социальная адаптация в обществе.
Об
актуальности
развития
словообразовательных
процессов
говорит тот факт, что этот процесс тесно связан с развитием
морфологической
системы
языка,
а
также
с
функционированием
механизмов, обеспечивающих усвоение лексики и синтаксиса речи. Этот
процесс
основывается
также
на
способности
обобщать
и
дифференцировать языковые единицы.
Развитие
процессов
словообразования
способствует
совершенствованию фонематического слуха, недостаточное овладение
словообразовательными навыками приводит к большому количеству
орфографических и специфических ошибок, которые носят стойкий и
постоянный характер.
Работа
по
формированию
словообразования
-
необходимая
составляющая
профилактической
работы
по
предупреждению
специфических ошибок устной и письменной речи.
Учитывая
важность
и
актуальность
проблемы
формирования
словообразовательных процессов у школьников младшего возраста с
ОНР, мы начинали свою работу с определения начальных уровней
развития
словообразовательных
процессов,
используя
следующие
критерии оценки:
1. Принятие словообразовательной задачи.
2. Умение на слух выделять и узнавать словообразовательные
аффиксы.
3. Умение образовывать производные слова от производящей основы.
4. Умение делать правильный выбор производящей основы.
5. Умение находить словообразовательный аффикс, соответствующий
заданной модели слова.
6.
Соблюдение формальных условий организации звуковой, слоговой
структуры слова.
7.
Принятие игровых правил, эмоциональность в игре.
8.
Умение действовать по словесному указанию взрослого.
9.
Умение планировать свою деятельность.
Данные исследования продемонстрировали преобладание низкого
уровня
сформированности
словообразовательных
процессов
по
отношению к другим уровням. Соотношение было таким: высокий
уровень – 10 %, средний уровень – 36 %, низкий уровень – 54 %.
Наличие
низкого
начального
уровня
сформированности
словообразовательных навыков мы объясняем следующими факторами:
1. Дети не всегда принимали словообразовательные задачи.
2.
Дети не адаптированы к выполнению словообразовательных задач,
даже при наличии внутреннего желания у них нет достаточного
лексического объёма знаний, навыков, необходимых для создания
новых моделей слова.
3.
У
детей
не
сформирован
навык
выделения
и
узнавания
словообразовательных
аффиксов,
умение
соотносить
словообразовательный аффикс с заданной моделью слова.
4.
Дети
испытывают
существенные
трудности
словообразования,
проявляющиеся в наличии большого количества ненормативных
словообразований, у них наблюдается значительное количество
неправильных
(окказиональных)
форм
словообразования,
проявляющиеся в заменах, наложении суффиксов.
5.
Младшие школьники с ОНР не всегда умеют образовывать
производные слова от производящей основы, не всегда делают
правильный выбор производящей основы, что проявляется в
заменах семантически близкими словами, словообразовательными
неологизмами, однокоренными словами и словами, сходными по
артикуляции.
6.
У
детей
не
сформирована
система
даже
продуктивных
словообразовательных
моделей
(наличие
окказиональных
словообразований
производных
слов
даже
с
продуктивными
суффиксами).
7.
У младших школьников с ОНР не сформирована система
словообразовательных моделей, нарушен процесс комбинирования
морфем.
В целом, можно сказать, что у учащихся с ОНР наблюдается
существенное снижение возможностей в усвоении словообразовательных
морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Такое
отставание существенно тормозит становление не только лексической
системы языка, но и всего словообразовательного уровня языковой
способности и, как следствие, речевого развития в целом.
Причина
этого
в
ограниченности
объёма
словаря,
в
несформированности
семантических
полей,
отсутствии
опыта
формирования словообразовательных моделей, низкой готовности к
проведению
словообразовательных
операций,
снижении
речевой
мотивации,
недостаточной
сформированности
речемыслительной
деятельности.
Для
преодоления
низкого
уровня
сформированности
словообразовательных моделей нами была разработана система занятий с
использованием дидактических игр. Также мы внедряли нетрадиционные
формы и методы, а именно, использование специальных упражнений,
наглядно демонстрирующих словообразовательные отношения на основе
материализованных опор, стимулирование детей к словообразовательной
деятельности, создание ситуаций, побуждающих к творческим процессам.
В ходе формирования словообразовательных процессов создавалась
ситуация успеха в игровой деятельности. Это служило базой для
развития интереса и стремления к созданию новых моделей слов.
При
формировании
словообразовательных
умений
активно
использовался такой приём, как образец речи педагога, когда особенно
подчёркнуто произносились затрудняющие детей слова. Если ошибка
была устойчива и ребёнок не «слышал правильной формы», педагог
использовал сопряжённую и отражённую речь.
Был подобран комплекс дидактических игр для формирования
словообразовательных
моделей
существительных,
глаголов,
прилагательных, родственных слов. Он включал в себя следующие
дидактические игры : «Покажи, что я назову», «Назови ласково», «Делает
– сделал», «Чем отличаются слова?», «Покажи картинку», «Угадай, кто
хозяин?», «Чьи хвосты?», «Назови правильно лист», «Что общего? Чем
отличаются?», «Добавь слово», «Рассеянный ученик» и т. д.
Используя
дидактические
игры
для
формирования
новых
словообразовательных моделей, мы убедились, что дидактические игры
являются
эффективным
средством
развития
и
совершенствования
словообразовательных
процессов
при
систематическом
и
целенаправленном их применении.
Дидактические игры, направленные на совершенствование навыков
словообразования, должны стать неотъемлемой частью повседневной
жизни ребёнка, стимулировать его познавательную активность, речевую
и мыслительную деятельность. Следовательно, необходимо постоянное
обновление дидактических игр, находящихся в «обиходе» ребёнка, чтобы
не падал, а, наоборот, возрастал интерес ребёнка к обучающим играм.
Дидактические игры способствовали заметному повышению уровня
овладения словообразовательными операциями, дети научились:
1. Составлять производные слова по знакомым словообразовательным
моделям
2.
Понимать обобщающее значение словообразовательных морфем.
3.
Сравнивать между собой словообразовательные модели, выделять в
них похожие и различительные компоненты (на слух и графически)
4.
Подбирать словообразующий аффикс с учётом модели слова.
5.
Образовывать производные слова с учётом производящей основы.
Наряду с использованием дидактических игр
для
развития навыков
словообразования
можно
успешно
применять
современные
здоровьесберегающие
технологии,
такие
как:
су-ждок
терапия,
логоритмика, кинезиология, пальчиковые игры. Проведение
различных
двигательных упражнений сочетается с проговариванием , закреплением
различных словообразовательных моделей.
Словообразовательный
уровень
существительных,
глаголов,
прилагательных
заметно
возрос.
Дети
научились
образовывать
существительные,
прилагательные,
глаголы
по
данным
словообразовательным моделям, подбирать родственные слова. При
образовании производных слов дети использовали как продуктивные,
так и непродуктивные аффиксы.
Развитие
словообразовательных
навыков
посредством
дидактических
игр
способствует
обогащению
словарного
запаса
дошкольников за счёт производных слов, овладению грамматической
системой
языка,
созданию
предпосылок
для
орфографически –
правильного письма.
Подобранная нами серия дидактических игр эффективно помогла в
формировании словообразовательных навыков у дошкольников старшего
возраста
с ОНР ,
в
результате
проведённого
исследования
преобладающим
уровнем
сформированности
словообразовательных
процессов стал - высокий уровень ( он составил 47%).
Дошкольники с ОНР стали более раскрепощёнными и свободными в
выборе
структурных
единиц
речевой
коммуникации, у
них
сформировались чуткость и интерес к слову, к изменениям, вносимым
различными
аффиксами,
развиты
навыки
анализа
и
синтеза
морфологического состава слова.
Владение
высоким
уровнем
сформированности
навыков
словообразования
делает жизнь ребёнка более интересной, яркой и многогранной, так как
способствует развитию полноценной речевой коммуникации.
Высокий уровень овладения словообразовательными операциями
подготавливает благодатную почву для успешного обучения в школе,
делает процесс обучения ребёнка более осмысленным и доступным,
препятствует появлению специфических ошибок при письме .
Формирование словообразовательных моделей
на основе лексических тем у дошкольников 5-6 лет с ОНР.
№ Лексическая
тема
Словообразовательные
модели
Дидактические игры,
мелкая моторика
1
Помещение
детского
сада
1. Глаголы совершенного и
несовершенного вида.
2. Глаголы с приставками –В-,
-НА-, -ВЫ-.
3. Существительные с уменьш.-
«Чем отличаются
слова?»,
«Добавь слово»,
Мелкая моторика:
игры «Гномик»,
ласкательными суффиксами.
«Танечка».
2
Фрукты
1. Относительные прилагатель-
ные с суффиксами –Н-, -ОВ-.
2. Приставочные глаголы с при-
ставками –С-, -ПО-, -ОБ-.
3. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
4. Родственные слова (яблоко,
сад).
«Какое варенье?»,
Какой компот, пи-
рог?»,
«Помоги Незнайке»,
«Подумай и назови»,
«Повар».
3
Овощи
1. Относительные прилагатель-
ные (морковный, капустный…)
2. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами
3. Приставочные глаголы с при-
ставками –ВЫ-, -ПЕРЕ-, -ЗА-
«Какой сок?»,
«Скажи правильно?»,
«Угадай»,
«Ласково неласково».
Мелкая моторика:
игра «Огород».
4
Осень
1. Качественные прилагатель-
ные с суффиксами –ЛИВ-, -Н-,-
ИВ-(дождливый).
2. Относительные прилагатель-
ные (кленовый, берёзовый…)
3. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
4. Родственные слова (гриб,
ягода, лист, лес).
«С какой ветки лист?,
«Деревья»,
«Волшебник»,
«Подумай и назови».
Мелкая моторика:
игры «Рябинушка»,
«Лесник».
5
Одежда
1. Притяжательные
прилагательные с суффиксом –
ИН-.
2. Относительные прилагатель-
ные с суффиксами –ОВ-, -ЕВ-.
3. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
4. Родственные слова (шляпа)
«Угадай, кто хозяин?,
«Помоги Незнайке»,
«Мастера- умельцы»,
«Лото».
6
Обувь
1. Относительные прилагатель-
ные с суффиксом –ОВ-
2. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами
-ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ОЧК-, -К-.
3. Возвратные и невозвратные
глаголы.
4. Родственные слова (обувь,
сапог).
«Подбери слова –
родственники»,
«Назови общую часть»
«Мастера – умельцы».
7
Игрушки
1. Относительные прилагатель-
«Волшебник»,
ные с суффиксами –ЯН-, -ОВ-, -
Н-.
2. Приставочные глаголы с при-
ставками –У-, -ОБ-, -ПОД-.
3. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
4. Родственные слова (машина,
кукла, игра).
«Что из чего сделано?,
«Большой –
маленький»,
«Подбери слова –
родственники».
Мелкая моторика:
игры «Гномик»,
«Барабанщик»,
«Мышка»,«Колобок».
8
Посуда
1. Существительные с суффик-
сом –НИЦ-.
2. Относительные прилагатель-
ные с суффиксом –Н-.
3. Приставочные глаголы с при-
ставками –ПРИ-, -ЗА-, -ПОД-.
4. Родственные слова (соль, пе-
рец, салат).
«Ждём гостей»,
«Дюймовочка»,
«Мастера – умельцы»,
«Найди общую часть».
Мелкая моторика:
игра «Хозяюшка».
9
Продукты
питания
1. Относительные прилагатель-
ные с суффиксами –ОВ-, -ЕВ-, -
Н-.
2. Существительные с суффик-
сом –НИЦ-.
3. Приставочные глаголы
(испечь, запечь).
4. Родственные слова (соль, са-
хар, сыр, мука, чай, хлеб, кофе)
«Какой пирог?»,
«Ждём гостей»,
«Закончи предложе-
ние»,
«Похожие слова»,
«Повар»,
«Что для чего?».
10
Профессии
1. Приставочные глаголы.
2. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
«Закончи предложе-
ние»,
«Исправь ошибки»,
«Волшебник».
Мелкая моторика:
игра «Дрессировщик».
11
Зима
1. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
2. Качественныеприлагатель-
ные с суффиксом –Н-
(морозный).
3. Приставочные глаголы (сле-
пить, вылепить).
4. Родственные слова (зима,
снег,мороз, лёд, лыжи, холод)
«Назови лишнее слово
«Закончи предложе-
ние»,
«Помоги Незнайке».
Мелкая моторика:
игры «Зима»,
«Снег».
12
Зимующие
птицы
1. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами
-ЫШК-, -ИЧК-.
«Назови правильно»,
«Добавь слово»,
«Подбери слова –
2. Приставочные глаголы с при-
ставками –В-, -ВЫ-, -ПРИ-, -
ОТ-, -С-, -У-, -ЗА-.
3. Родственные слова (зима,
снег,мороз, лёд, лыжи, холод).
родственники».
13
Части тела
и лица
1. Существительные с
суффиксами –ИК-, -К-, -ИЩ-.
2. Приставочные глаголы с при-
ставками –ПО-, -ПОД-.
3. Родственные слова (рука,
зуб, нос).
«Два брата»,
«Поймай мяч»,
«Волшебник»,
«Назови лишнее слово
«Карлики –
великаны».
14
Дикие
животные
1. Притяжательные
прилагательные с суффиксом –
Й-.
2. Существительные с
суффиксами –ОНОК-, -ЁНОК-.
3. Родственные слова (лес, лист,
гриб, дерево).
«Чьи хвосты?»,
«Медвежьи шахматы»,
«Ералаш»,
«Назови общую часть»
«У кого какая шуба?»
Мелкая моторика:
игра: «Бельчонок».
15
Новый
год
1. Качественные
прилагательные с суффиксом –
ИВ-.
2. Относительные прилагатель-
ные с суффиксом –Н- (бумаж-
ный, хрустальный…).
3. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
«Исправь ошибку»,
«Подбери словечко»,
«Дюймовочка»,
«Назови ласково».
16
Домашние
животные
1. Притяжательные
прилагательные с суффиксом -
Й-.
2. Существительные с
суффиксами –ОНОК-, -ЁНОК-.
3. Приставочные глаголы.
4. Родственные слова (корова,
конь, кот).
«Ералаш»,
«Чей дом?»,
«Чья голова?,
«Рассеянный ученик»,
«Найди общую часть
слов – родственников»
«Кто у кого?».
17
Семья
1.Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами
-ОЧК-, - ЕЧК-.
2. Притяжательные
прилагательные с суффиксом –
ИН-.
3. Родственные слова (семья,
друг, гость).
«Угадай, кто хозяин?»,
«Назови ласково»,
«Найди лишнее
слово».
Мелкая моторика:
игры: «Мамочка моя»,
«Дедушка»,
«Барабанщик»,
«Ленивый мальчик».
18
Домашние
птицы
1. Существительные с уменьш.-
ласкательным суффиксом
-ЁНОК-.
2. Притяжательные
прилагательные с суффиксом –
ИН-.
3. Родственные слова (птица,
курица, петух).
«Кто у кого?»,
«Скажи правильно»,
«Чьи хвосты?»,
«Назови общую часть»
19
Инструменты
1. Относительные прилагатель-
ные с суффиксом –Н-, -ЯН-.
2. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
3. Притяжательные
прилагательные.
«Закончи
предложение»,
«Не ошибись»,
«Что из чего сделано?
«Большой –
маленький».
20
Весна
1. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами
-ИК-, -ОЧК-, -ЧК-, -К-.
2. Относительные прилагатель-
ные с суффиксом –Н- (весенний
солнечный…).
3. Приставочные глаголы.
4. Родственные слова (весна,
луч).
«Скажи правильно»,
«Добавь слово»,
«Чем отличаются
слова?»,
«Найди начало слова»
«Найди лишнее слово
Мелкая моторика:
«Мамочка моя»,
«Одуванчик»
21
Перелётные
птицы
1. Приставочные глаголы с при-
ставками –У-, -С-, -ПОЛ-, -ОТ-.-
ПЕРЕ-, -ДО-.
2. Прилагательные с суффиксом
-ЕНЬК-.
3. Притяжательные
прилагательные с суффиксом –
Й-.
4. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
5. Родственные слова (птица,
ворона, гнездо, кукушка)
«Чья голова, чей
хвост?,
«Помоги Незнайке»,
«Закончи предложе-
ние»,
«Что общего?»,
«Назови ласково».
22
Наш
город
1. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
2. Приставочные глаголы с при-
ставками –В-, -ВЫ-, -ОТ-,
-ПОД-, -ПЕРЕ-.
3. Относительные прилагатель-
ные с суффиксом –СК- (городс-
«Волшебник»,
«Добавь подходящее
словечко»,
«Помоги Незнайке»,
«Назови слова».
кой).
4. Родственные слова (город,
улица, почта, школа, дом).
23
Транспорт
1. Приставочные глаголы с при-
ставками –ПОД-, -ОБ-, -ПЕРЕ-,
-В-, -ВЫ-, -С-, -У-.
2. Относительные прилагатель-
ные с суффиксом –Н-
(железный).
3. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
4. Родственные слова (машина,
корабль, велосипед).
«Скажи правильно»,
«Не ошибись»,
«Большой –малень-
кий», «Закончи пред-
ложение».
24
Мебель
1. Существительные с уменьш.-
ласкательным суффиксом –ИК-
2. Существительные с суффик-
сом –ИЩ-
3. Относительные прилагатель-
ные с суффиксами –ЯН-, -ОВ-,
-Н-.
4. Родственные слова (мебель,
стол).
«Два брата»,
«Два медведя»,
«Скажи правильно»,
«Найди общую часть
в словах».
25
Деревья
1. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами
-ОНЬК-, -ОК-, -ЧЕК-.
2. Относительные прилагатель-
ные с суффиксами –ОВ-, -ЕВ-.
3. Родственные слова (лес, лист,
дуб, берёза, гриб,, дерево).
4. Приставочные глаголы (поса-
дил, пересадил).
«Назови ласково»,
«С какой ветки
детка?»,
«Найди лишнее слово
«Деревья».
Мелкая моторика:
игры: «Рябинушка»,
«Лесник», «В лесу».
26
Насекомые
1. Приставочные глаголы.
2. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
3. Притяжательные
прилагательные (комариный).
4. Родственные слова (пчела,
муравей).
«Исправь ощибку»,
«Закончи
предложение»,
«Скажи правильно».
27
Цветы
1. Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
2. Относительные прилагатель-
«Дюймовочка»,
«Волшебник»,
«Закончи
ные (солнечный).
3. Родственные слова (цветок,
роза).
4. Глаголы с префиксами.
предложение»
«Помоги Незнайке».
Мелкая моторика:
игры: «Одуванчик»,
«Летний дождь».
28
Лето
1.Существительные с уменьш.-
ласкательными суффиксами.
2. Относительные прилагатель-
ные (летний).
3. Родственные слова (отдых,
море, ягода, жара).
«Найди общую часть»,
«Назови родственные
слова», «Большой – ма
ленький.
Мелкая моторика:
«Одуванчик»,
«Летний дождь».
29
Ягоды
1. Существительные с уменьш.-
ласкательным суффиксом –К-.
2. Качественные прилагатель-
ные с суффиксом –Н- (красный)
3. Относительные прилагатель-
ные с суффиксами –ОВ-, -ЕВ-,
-Н-.
4. Родственные слова (лес,
ягода)
«Повар»,
«Ждём гостей»,
«Комарик и слон»,
«Найди общую часть
слова».
Мелкая моторика:
игра: «Лесник».