Автор: Матвеева Минира Хасановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО «Грановская НОШ»
Населённый пункт: д. Грановщина
Наименование материала: Урок окружающего мира 1 класс
Тема: "Что общего у разных растений?"
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира
1 класс по учебнику «Окружающий мир», А.Плешаков УМК «Школа России»
Подготовила: учитель начальных классов
Матвеева Минира Хасановна,
МОУ ИРМО «Грановская НОШ»,
Иркутская область,
Иркутский район,
д.Грановщина
Тема: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?
Цели деятельности
учителя
Формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); познакомить с
разнообразием плодов и семян, соцветий растений; развивать первоначальные умения практического
исследования природных объектов
Тип урока
Решение частных задач
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить у растений их части,
показывать и называть их; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; различать
цветки и соцветия; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная
компетентность): регулятивные – овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, находить средства её осуществления; познавательные – использовать различные способы поиска,
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями
сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать
собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и найти выход из спорной ситуации; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование
уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Формы и методы
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая
обучения
Образовательные
ресурсы
Презентация, корзина с плодами; листы картона, карточки, ножницы, клей. Яблоки, семена гороха, арбуза, мака.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные
учебные действия
I. Организационный
момент
II. Актуализация
знаний
III.
Самоопределение к
деятельности
Чтобы обо всём узнать,
Надо нам во всё вникать-
Это мы запомним впрок,
Начинается урок!
Все ли мы готовы к уроку?! Подарите друг другу
улыбку.
- Посмотрите на экран. Кто ещё пришёл к нам на
урок?
СЛАЙД 1
- Муравьишка Вопросик просит вас напомнить ему о
чём мы говорили на прошлом уроке?
- Покажите и назовите в своих тетрадях растения,
которые растут у вас на подоконнике.
- Назовите растения, которые украшают наши парки,
сады. Покажите какую мозаику вы собрали дома. Из
каких цветов?
- Скажите, для чего люди выращивают их, ухаживают
за ними?
СЛАЙД 2 - Мудрая Черепаха готова вам сегодня
загадать новую загадку:
ДЫШИТ, РАСТЁТ, А ХОДИТЬ НЕ МОЖЕТ.
СЛАЙД 3
- В мире много разнообразных растений и все они
разные: по высоте, цвету, форме, среде обитания.
Любопытный Муравьишка знает, что дерево и цветок
Проверяют готовность к
уроку. Эмоциональный
настрой.
Ответы учашихся
Воспроизведение ЗУН,
нужных для «открытия»
нового знания и выхода на
задание, вызывающее
познавательное затруднение.
Личностные: понимать
значение знаний для человека и
принимают его; иметь желание
учиться; сориентированы на
участие в делах школьника.
Познавательные: осознанное и
произвольное речевое
высказывание в устной форме о
разнообразии растений,
применении их человеком в
жизни.
Личностные:формирование
целостного, социально
ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве
и разнообразии природы.
Личностные: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками.
Предметные: отвечать на
вопросы и оценивать свои
знания, получат возможность
научиться понимать учебную
задачу урока и стремиться ее
III. Изучение нового
материала и
первичное осмысле -
ние
IV.Физминутка
- это растение, но хочет понять: есть ли что-то общее
между ними? КАРТИНКА- НА ДОСКУ
- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на
уроке.
- Откройте учебник на с.22. -Алиса, прочитай тему
урока.
-Мы узнаем из каких частей состоит растение,
научимся находить, показывать и называть эти части.
- Может быть вы уже знаете какие-то части растений?
Поработайте в группе с рисунком, обсудите и
расскажите всем.
- Покажите у доски.
-А теперь давайте проверим себя. Отгадайте загадку:
ЧТО ЗА ОВОЩ ИНТЕРЕСНЫЙ?
ГОВОРЯТ, ЧТО ОН ПОЛЕЗНЫЙ.
МЕЖДУ ЛИСТЬЯМИ УКРЫЛСЯ,
НА ЗЕМЛЕ ОН РАЗВАЛИЛСЯ,
ПОВЕРНУЛСЯ НА БОЧОК –
ЭТО ДЛИННЫЙ (кабачок)
- Рассмотрите в учебнике рисунок кабачка, из каких
частей он состоит.
- Найдите у него листья. К чему крепятся листья?
Какого цвета стебель?
-Проведите пальчиком вдоль всего стебля сверху
вниз. Закончилась зелёная часть. Ведём ниже. Какого
цвета эта часть. Как называется? Корень-подземная
часть растения. Поднимемся от корня вверх, какие
части мы ещё не назвали?
МЫ ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ
НА ВЕТКАХ МЫ СИДЕЛИ. (ПРИСЕЛИ)
НА ВЕТКАХ МЫ СИДЕЛИ,
ДУНУЛ ВЕТЕР – ПОЛЕТЕЛИ.
(МАШУТ РУКАМИ)
МЫ ЛЕТЕЛИ, МЫ ЛЕТЕЛИ, ЗАКРУЖИЛИСЬ
Рассматривают
иллюстрации, выполняют
задания, отвечают на
вопросы.
выполнять.
Регулятивные: овладевать
способностью принимать и
сохранять цели и задачи
учебной деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные: использовать
различные способы поиска,
сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
информации.
Личностные: проявлять
интерес к новому учебному
материалу.
Познавательные: осуществлять
поиск нужной информации в
учебнике о частях
растений; анализировать
растение, выделять и называть
его части.
Регулятивные: действовать с
учетом данных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимать оценку учителя.
V. Самостоятельная
работа с проверкой
по эталону
VI. Включение в
систему знаний и
повторение
(КРУЖАТСЯ)
И НА ЗЕМЛЮ ТИХО СЕЛИ. (САДЯТСЯ)
- Рассмотрите рисунок. Это растение? Почему?
-Какая часть растения изображена?
- Возьмите конвертик и, работая группой, соберите
растение, наклейте.
- Проверьте себя. СЛАЙД 4
-Какое растение у вас получилось?
- Посмотрите, с каким красивым букетом к нам
пришла Мудрая Черепаха. У этих растений цветы не
простые, они собраны в группы, их называют
соцветия.
- И Муравьишка принёс нам корзинку с сюрпризами.
Если отгадаете загадки, узнаете, что же он принёс.
1. САМО С КУЛАЧОК,
КРАСНЫЙ БОЧОК.
ПОТРОГАЕШЬ – ГЛАДКО,
А ОТКУСИШЬ СЛАДКО. Яблоко
2. ЭТОТ ПЛОД ЗАМЁРЗ, ПОХОЖЕ,
ВЕСЬ ПОКРЫТ ГУСИНОЙ КОЖЕЙ.
В ЛИСТЬЯХ СПРЯТАЛСЯ, ХИТРЕЦ,
В ПУПЫРЫШКАХ… огурец
3. ОНИ ГРОЗДЬЯМИ ВИСЯТ
И НА СОЛНЫШКО ГЛЯДЯТ,
ЦВЕТОМ СЛОВНО СВЕТОФОР
КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ ... помидор
4.НА ЖАРКОМ СОЛНЫШКЕ ПОДСОХ
И РВЕТСЯ ИЗ СТРУЧКОВ … горох
- К какой же части растений относится всё то, что
принёс Муравьишка?
- А что бывает в плодах у растений?
(разрезать яблоко и показать)
- А для чего растению нужны семена? СЛАЙД 5
- Давайте вспомним тему нашего урока. Проверим,
Отгадывание загадок
Коммуникативные: умение
работать в группе, принимать
другое мнение и
существование различных точек
зрения.
Познавательные: осуществлять
поиск нужной информации.
Регулятивные: прогнозировать
V. Итоги урока.
Рефлексия
справились с целью- научиться различать и называть
части растений.
(по одному от группы выходит и берёт нужную
картинку)
ОН СЪЕДОБЕН У МОРКОВИ
И БЫВАЕТ В КАЖДОМ СЛОВЕ.
У ПЕТРУШКИ АРОМАТНЫЙ,
У ДЕРЕВЬЕВ ОН ОГРОМНЫЙ.
КОЛЬ В СМЕКАЛКЕ ТЫ ПРОВОРЕН,
ТЫ УЗНАЕШЬ – ЭТО (корень)
БЕЛЫЙ Я В ТВОЕЙ ТЕТРАДКЕ,
А ЗЕЛЁНЫЙ Я НА ГРЯДКЕ.
НА ДУБАХ И НА БЕРЁЗКЕ,
А У КАКТУСА Я ОСТРЫЙ,
У КАПУСТЫ ШЕЛКОВИСТЫЙ,
ЧАСТЬ РАСТЕНЬЯ – ТОНКИЙ (листик)
Я РАСТУ БЫВАЕТ ВВЫСЬ,
ПРЯМО К СОЛНЫШКУ ТЯНУСЬ.
У ДЕРЕВЬЕВ ОЧЕНЬ КРЕПКИЙ,
МОЖНО ДАЖЕ ДЕЛАТЬ МЕБЕЛЬ.
ТРАВЯНИСТЫЙ Я У РЕПКИ,
ЧАСТЬ РАСТЕНЬЯ, ДЛИННЫЙ (стебель)
КРАСНЫЙ, МЯГКИЙ У ТОМАТА,
У АРБУЗА ПОЛОСАТЫЙ.
СЕМЕНА ВО МНЕ ЖИВУТ,
ВЫХОДА НА ВОЛЮ ЖДУТ.
ЗРЕЮ Я ИЗ ГОДА В ГОД.
ЧАСТЬ РАСТЕНЬЯ – СОЧНЫЙ (плод)
КТО НА СОЛНЫШКЕ ЦВЕТЕТ?
КТО ПЧЕЛЕ ПОДАРИТ МЕД? (цветок)
- Расположите по порядку части растений.
- Какая часть растений находится под землёй?
- Что образуется на месте цветка, когда он отцветает?
-Оцените свою работу на уроке, и украсьте дерево
достижений.
- МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК.
результаты уровня усвоения
изучаемого материала.
Предметные:осуществлять
самопроверку; отвечать на
вопросы и оценивать свои
знания.