Напоминание

"Учимся сочувствию"


Автор: Константинова Валентина Алексеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАОУ "Ишимская школа - интернат"
Населённый пункт: город Ишим, Тюменская область
Наименование материала: конспект занятия с использованием тренинговых технологий
Тема: "Учимся сочувствию"
Раздел: среднее образование





Назад




МАОУ «Ишимская школа – интернат»

Методическая разработка занятия с использованием тренинговых

технологий на тему «Учимся сочувствию»

для учащихся с ОВЗ пубертатного периода развития

Выполнила

педагог – психолог

Константинова В. А.

Ишим, 2022 г.

Занятие с использованием тренинговых технологий на тему «Учимся

сочувствию» для учащихся 5 – 6 классов

Задачи:

1)

формировать и развивать умение слушать другого человека;

2)

обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки;

3)

воспитывать способность к сочувствию, толерантности.

Оборудование и материалы: толковый словарь, плакатики с речевым

материалом, рефлексивный кубик, картинки с различными эмоциями,

карточки с ситуациями.

Ход занятия

1.

Организационный момент: настрой на активную работу, уважение к

мнению товарищей.

2.

Разминка. Упражнение «Быть внимательным»

Перед проведением упражнения проводится инструктаж по технике

безопасности.

Процедура проведения. Участники становятся в круг как можно плотнее

друг к другу. Один из участников выходит в центр круга. Он пытается

максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой,

покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону,

поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все

желающие. Затем начинается обсуждение.

Вопрос к обсуждению:

- Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям

в кругу?

Участникам необходимо оценить степень своего доверия по 5-балльной

системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с

низкой степенью доверия можно спросить, почему они не сумели

расслабиться, что им мешало.

3.

Основная часть

3.1.

Словарная

работа:

выяснение

значения

слов

«чувство»,

«сочувствие». «толерантность». Работа с Толковым словарём.

(Приложение №1).

3.2.Упражнение «Точный пересказ»

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает

кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Сосед,

сидящий слева, должен пересказать эту историю наиболее точно, а также

попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории должен

в свою очередь оценить точность пересказа. Упражнение можно проводить

по кругу.

3.3.Упражнение «Глаза в глаза»

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В течение трёх

минут смотрят друг другу в глаза, не используя слов, пытаясь понять мысли

и чувства партнёра, как бы общаясь глазами. Затем участники по желанию

делятся своими ощущениями с группой.

Вопросы для обсуждения:

– Удалось ли понять друг друга без слов?

– Какие эмоции, чувства

испытываете вы при длительном контакте

глазами? (Картинки эмоций – в помощь)

– ..., спроси у товарища, возникло ли у него ли ощущение понимания,

доверия, духовной близости?

3.4.Упражнение «Как вы выражаете свои чувства»

Процедура проведения. Каждому участнику даётся карточка с записанными

на ней ситуациями. Участникам предлагается описать на бланке, как бы они

выразили свои чувства, возникающие в ответ на эту ситуацию. Каждое

чувство должно быть выражено двумя способами: с помощью слов и с

помощью действия. Участники заполняют карточки и обсуждают свои

ответы в микрогруппах. Вариант: можно

после заполнения карточек

устроить общее обсуждение.

3.5.Ситуации для исследования выражения чувств:

1. Если вам становится скучно во время дискуссии, как вы обычно

выражаете свои чувства?

2. Когда вас раздражает человек, с которым вы хотели бы иметь лучшие

отношения, как вы обычно выражаете свои чувства?

3. Когда другой человек говорит или делает что-то, что очень обижает вас,

как вы обычно выражаете свои чувства?

4. К вам в класс пришёл новенький. Как вы встретите его? Нужно разыграть

данную ситуацию.

5. Ваш близкий друг надолго уезжает из города. Вы чувствуете, что

остаётесь в одиночестве. Как вы в подобной ситуации выразите свои

чувства?

3.6.Обсуждение

– Что вы узнали о способах, с помощью которых вы обычно выражаете свои

чувства?

- …, спроси у товарища, почему нужно учиться сочувствию?

- …, спроси у товарища, для чего нужна толерантность?

- Запишите на доске (групповое обсуждение) как можно больше правил

конструктивного выражения чувств.

Сопряжённое чтение правил конструктивного выражения эмоций и чувств.

(Приложение № 2). Объяснение того, что учащимся не понятно.

4.Рефлексия занятия

1.

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его

переживания?

2.

Рефлексивный кубик: выбери своё настроение и расскажи о нём.

5.

Подведение итогов: чему научились, что запомнили.

- …, спроси у товарища, что нового он узнал, чему научился.

- …, задай вопрос товарищу о том, что он запомнил.

6.

Оценка речи учащихся.

Используемая литература

1. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Макарчук А.В. Искусство жить с

непохожими людьми: психотехника толерантности - М.: Московия, 2009. –

312 с.

2. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры

и упражнения. - М.: Генезис, 2002. – 336 с.

Примечание. Педагог помогает учащимся грамотно построить предложения,

осуществляет беглую коррекцию речи учащихся; контролирует осанку детей.

Приложение №1

СОЧУ́

ВСТВИЕ

- это

1) отзывчивое, участливое отношение к чужому горю, переживаниям; сострадание.

2)благожелательное отношение к кому-либо, чему-либо; поддержка, одобрение.

Толерантность

– это бережное отношение к окружающим;

понимание, что люди могут быть любыми;

принятие людей такими, какие они есть;

внимательное отношение к людям, умение не обидеть грубостью другого

человека.

Чувство

это способность

выражать

и

воспринимать

окружающий

мир. Это особое

эмоциональное состояние,

которое

может

побудить

человека к определённым действиям. Отношение к поступкам или

действиям выражаются чувствами и различными эмоциями.

Приложение №2

Правила конструктивного выражения эмоций и чувств

1.

Говорить дружелюбно, с уважением к другому человеку.

2.

Нужно говорить о своих чувствах, при этом никого не обвиняя.

3.

В спорной ситуации совместно с собеседником выбрать наилучшее решение

проблемы. Терпеливо выслушивать собеседника.



В раздел образования