Автор: Сахабутдинова Юлдуз Фанисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №14"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Занятие на сплочение класса
Тема: Сплочение класса
Раздел: среднее образование
Занятие на сплочение классного коллектива
«Мы разные, но вместе мы едины»
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно
приходится
прибегать
к
помощь
другого
человека.
В
сплоченном
коллективе
взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая
цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Цель:
Сплочение классного коллектива;
Создание благоприятного психологического климата;
Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных
навыков.
Задачи:
Осознание себя командой
Формирование благоприятного психологического климата в группе;
Осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
Развитие умения работать в команде;
Сплочение группы.
Форма: тренинг, диалог-практикум
Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, салфетки по количеству
участников группы, лист ватмана с кругом, разделенным на 16 частей, альбомные листы
по количеству участников тренинга, два ватмана, акварельные краски.
Структура тренинга:
1.
Орг. момент
2.
Вступление
3.
Цель задачи
4.
Разминка
5.
Основная часть
6.
Рефлексия
7.
Итог занятия
Состав участников: 28 человек
- Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях
друг с другом. Сначала вспомним о правилах тренинговой работы. Участники
высказывают свои правила. Правила тренинга фиксируются на доске.
В тренинге есть одно важное условие: Задание засчитывается, если его выполнили
все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а что бы сделали все.
Вначале вспомним притчу:
«В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и
предложил сыновьям сломать его. Каждый попытался ,но никому не удалось справиться.
Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник и предложил сыновьям
сломать прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал:»Когда меня не будет,
держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать
как эти прутья».
Упражнение «Ты мне нравишься».
Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между
людьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это-проблема. В
этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.
Материалы: цветок, заранее заготовленный.
- Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять
участие в одной очень интересной игре. Каждый из вас может выразить свои добрые
мысли и чувства, которые он испытывает к одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как
протекает эта игра.
Постарайтесь выбрать не самого популярного ученика. Я выбрала самого озорного.
Примером комплимента может служить фраза «Никита,
ты мне
нравишься за
жизнерадостность, улыбку и доброту».
Вы видите ,что я сейчас сделала. Я выбрала ученика ,который должен быть
следующим. После того, как мы передали кому-то цветок, мы говорим этому ученику
фразу, начинающуюся с одних и тех же слов «Коля ! Ты мне нравишься, потому что….».
После этого Коля должен подумать и решить ,кому передать цветок дальше. И так далее.
При этом вы можете говорить о том ,чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем
нравиться, за что вы хотите его поблагодарить. При этом продолжается наша играв все
дальше
и
дальше.
Постарайтесь
хорошо
запомнить
что
вам
скажут.
Внимательно проследите ,чтобы в ходе игры все дети получили цветок. Объясните
детям ,что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в
классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли
очень важно постоянно повторять и подчеркивать.
Анализ упражнения :
-Легко ли тебе говорить приятные вещи другим людям?
-Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
-Достаточно ли дружен наш класс?
-Почему каждый ребенок достоин любви?
-Что удивило тебя в этой игре?
Упражнение «Разминка (Звери)»
Инструкция: Все встают в круг. Ведущий каждому на ухо говорит, какой он будет
зверь (например, кошка, бычок). Все «звери» берутся крепко за руки (согнутые в локтях).
Ведущий будет громко произносить название какого-то зверя. Задача названного зверя –
присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Игра начинается. Но всего
несколько зверей ведущий называет по-разному, а остальным он дает одно и то же
название (например, бурундук). Сначала называются разные звери. Все играющие
концентрируются на задаче удержать названного «зверя». Затем ведущий называет
бурундука и все «бурундуки» резко приседают. Это упражнение дает сильную
эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.
Упражнение - «Рисунок на спине»
Необходимо выстроиться друг напротив друга в две шеренги с одинаковым
количеством человек в каждой. Учащиеся первой шеренги отворачиваются от психолога,
второй шеренге психолог показывает картинку и прячет её, затем эта же картинка
рисуется пальцем на спине отвернувшихся ребят. Затем, стоящие в первой шеренге
учащиеся рисую на листе бумаги то, что они почувствовали, затем психолог достает
картинку и учащиеся сравнивают свой рисунок с оригиналом. Затем учащиеся меняются
местами и выполняется аналогичное задание, но уже с другим рисунком. В конце
упражнения проводим рефлексию (Что помогало понимать и передавать ощущения? Что
чувствовали первые и вторые члены шеренги во время упражнения? Что мешало
выполнять упражнение?)
Упражнение «Атомы и молекулы»
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и
представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны
соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно
устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и
начнете
беспорядочное
движение
в
пространстве.
По
моему
сигналу
(сигнал
оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову.
Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в
пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись,
некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные
атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит
хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
Упражнение - «Салфетка»
Каждому участнику тренинга дается салфетка. Салфетку предлагается сложить в два
раза. Затем психолог просит ребят выполнить следующие действия: оторвать правый
верхний угол, затем нижний левый угол салфетки, затем ребята разворачивают салфетку.
В классе нужно попробовать найти одинаковые салфетки. Их нет. Детей необходимо
подвести к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но все мы должны жить в мире и
согласии, не унижая честь и достоинство окружающих нас людей.
Упражнение – «Мой идеальный класс»
Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса.
В коллективе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат, доброжелательные
отношения между одноклассниками. Вы знаете, что в школу необходимо ходить, чтобы
получать знания, а также вы здесь много общаетесь. Это главные причины. Может так
получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками,
некоторым не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна
обладать группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю вам
подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет хорошо и
комфортно. Обратите внимание на доску, к ней у нас прикреплен ватман. На ватмане
нарисован круг, разделенный на 16 частей. Сейчас мы с вами подпишем каждый радиус с
внешней стороны круга качествами, которые мы определили, как необходимые для
успешного сотрудничества, взаимодействия в классе. В числе названных могут быть
следующие качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение
слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода
высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. (Каждый радиус окружности психолог
делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается то количество баллов, которыми
оценивается каждая черта). Далее психолог называет качество, и группа решает, на
сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в
результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе
трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее
каждому. Проводим рефлексию. Всем с учащимися решаем: как улучшить атмосферу
класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в
улучшение климата группы. Психолог должен подвести учащихся к тому, что оставаясь
самим собой, каждый должен работать над своими недостатками. «Мы не можем
изменить группу, не изменяя себя».
Упражнение – «Несуществующее животное»
Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде предлагается совместными
усилиями нарисовать рисунок «Несуществующего животного», рисунок нужно рисовать с
помощью акварельных красок и пальцев. Каждый участник должен внести свой вклад в
рисунок. После этого команды дают название своим несуществующим животным,
обсуждают вместе, где это животное может жить, чем питается, какие у него есть
особенности. Затем происходит презентация рисунков. Рефлексия (Что чувствовали во
время выполнения упражнения? Возникли ли какие-нибудь сложности? Что понравилось
в выполнении данного упражнения?).
Упражнение «Нарисуй дом»
Данное упражнение проводится в группах, разбиваются путем жеребьевки. Каждой
группе соответствует цвет.
Смысл упражнения: демонстрация возможности адекватного обмена информацией
без использования слов, развития экспрессии и навыков невербального общения, развития
сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими , и решать
поставленные задачи. Необычные условия, в которые попадают участники ,включают
заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого
человека, контактировать друг с другом ради достижения поставленной цели.
- Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание. На ваших
столах в каждой группе лежит ватман и фломастеры. Ваша задача- нарисовать дом мечты.
В процессе работы разговарить нельзя. Понять вы должны друг друга с помощью жестов.
Каждому члену команды дается задание. Например 1-нарисовать крышу ,2-окнана2
этаже,3-
2этаж
и
т.д..
Каждый
рисует
свою
часть,
лишнее
рисовать
нельзя.
После выполнения провести обсуждение в кругу. Каждая группа рассказывает, что
помогало или мешало выполнению задания.
Упражнение – «Пожелания».
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен
написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому
они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Рефлексия занятия-тренинга.
– Кому, что понравилось, что не понравилось в работе тренинга?
– Какие выводы сделали для себя? (Высказывания каждого участник).
Ритуал прощания «Подсолнух».
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы
дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.