Напоминание

Сплочение класса


Автор: Сахабутдинова Юлдуз Фанисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №14"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Занятие на сплочение класса
Тема: Сплочение класса
Раздел: среднее образование





Назад




Занятие на сплочение классного коллектива

«Мы разные, но вместе мы едины»

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно

приходится

прибегать

к

помощь

другого

человека.

В

сплоченном

коллективе

взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая

цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Цель:

Сплочение классного коллектива;

Создание благоприятного психологического климата;

Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных

навыков.

Задачи:

Осознание себя командой

Формирование благоприятного психологического климата в группе;

Осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

Развитие умения работать в команде;

Сплочение группы.

Форма: тренинг, диалог-практикум

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, салфетки по количеству

участников группы, лист ватмана с кругом, разделенным на 16 частей, альбомные листы

по количеству участников тренинга, два ватмана, акварельные краски.

Структура тренинга:

1.

Орг. момент

2.

Вступление

3.

Цель задачи

4.

Разминка

5.

Основная часть

6.

Рефлексия

7.

Итог занятия

Состав участников: 28 человек

- Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях

друг с другом. Сначала вспомним о правилах тренинговой работы. Участники

высказывают свои правила. Правила тренинга фиксируются на доске.

В тренинге есть одно важное условие: Задание засчитывается, если его выполнили

все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а что бы сделали все.

Вначале вспомним притчу:

«В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и

предложил сыновьям сломать его. Каждый попытался ,но никому не удалось справиться.

Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник и предложил сыновьям

сломать прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал:»Когда меня не будет,

держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать

как эти прутья».

Упражнение «Ты мне нравишься».

Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между

людьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это-проблема. В

этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.

Материалы: цветок, заранее заготовленный.

- Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять

участие в одной очень интересной игре. Каждый из вас может выразить свои добрые

мысли и чувства, которые он испытывает к одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как

протекает эта игра.

Постарайтесь выбрать не самого популярного ученика. Я выбрала самого озорного.

Примером комплимента может служить фраза «Никита,

ты мне

нравишься за

жизнерадостность, улыбку и доброту».

Вы видите ,что я сейчас сделала. Я выбрала ученика ,который должен быть

следующим. После того, как мы передали кому-то цветок, мы говорим этому ученику

фразу, начинающуюся с одних и тех же слов «Коля ! Ты мне нравишься, потому что….».

После этого Коля должен подумать и решить ,кому передать цветок дальше. И так далее.

При этом вы можете говорить о том ,чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем

нравиться, за что вы хотите его поблагодарить. При этом продолжается наша играв все

дальше

и

дальше.

Постарайтесь

хорошо

запомнить

что

вам

скажут.

Внимательно проследите ,чтобы в ходе игры все дети получили цветок. Объясните

детям ,что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в

классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли

очень важно постоянно повторять и подчеркивать.

Анализ упражнения :

-Легко ли тебе говорить приятные вещи другим людям?

-Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

-Достаточно ли дружен наш класс?

-Почему каждый ребенок достоин любви?

-Что удивило тебя в этой игре?

Упражнение «Разминка (Звери)»

Инструкция: Все встают в круг. Ведущий каждому на ухо говорит, какой он будет

зверь (например, кошка, бычок). Все «звери» берутся крепко за руки (согнутые в локтях).

Ведущий будет громко произносить название какого-то зверя. Задача названного зверя –

присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Игра начинается. Но всего

несколько зверей ведущий называет по-разному, а остальным он дает одно и то же

название (например, бурундук). Сначала называются разные звери. Все играющие

концентрируются на задаче удержать названного «зверя». Затем ведущий называет

бурундука и все «бурундуки» резко приседают. Это упражнение дает сильную

эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

Упражнение - «Рисунок на спине»

Необходимо выстроиться друг напротив друга в две шеренги с одинаковым

количеством человек в каждой. Учащиеся первой шеренги отворачиваются от психолога,

второй шеренге психолог показывает картинку и прячет её, затем эта же картинка

рисуется пальцем на спине отвернувшихся ребят. Затем, стоящие в первой шеренге

учащиеся рисую на листе бумаги то, что они почувствовали, затем психолог достает

картинку и учащиеся сравнивают свой рисунок с оригиналом. Затем учащиеся меняются

местами и выполняется аналогичное задание, но уже с другим рисунком. В конце

упражнения проводим рефлексию (Что помогало понимать и передавать ощущения? Что

чувствовали первые и вторые члены шеренги во время упражнения? Что мешало

выполнять упражнение?)

Упражнение «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и

представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны

соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно

устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и

начнете

беспорядочное

движение

в

пространстве.

По

моему

сигналу

(сигнал

оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову.

Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в

пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись,

некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные

атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит

хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

Упражнение - «Салфетка»

Каждому участнику тренинга дается салфетка. Салфетку предлагается сложить в два

раза. Затем психолог просит ребят выполнить следующие действия: оторвать правый

верхний угол, затем нижний левый угол салфетки, затем ребята разворачивают салфетку.

В классе нужно попробовать найти одинаковые салфетки. Их нет. Детей необходимо

подвести к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но все мы должны жить в мире и

согласии, не унижая честь и достоинство окружающих нас людей.

Упражнение – «Мой идеальный класс»

Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса.

В коллективе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат, доброжелательные

отношения между одноклассниками. Вы знаете, что в школу необходимо ходить, чтобы

получать знания, а также вы здесь много общаетесь. Это главные причины. Может так

получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками,

некоторым не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна

обладать группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю вам

подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет хорошо и

комфортно. Обратите внимание на доску, к ней у нас прикреплен ватман. На ватмане

нарисован круг, разделенный на 16 частей. Сейчас мы с вами подпишем каждый радиус с

внешней стороны круга качествами, которые мы определили, как необходимые для

успешного сотрудничества, взаимодействия в классе. В числе названных могут быть

следующие качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение

слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода

высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. (Каждый радиус окружности психолог

делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается то количество баллов, которыми

оценивается каждая черта). Далее психолог называет качество, и группа решает, на

сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в

результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе

трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее

каждому. Проводим рефлексию. Всем с учащимися решаем: как улучшить атмосферу

класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в

улучшение климата группы. Психолог должен подвести учащихся к тому, что оставаясь

самим собой, каждый должен работать над своими недостатками. «Мы не можем

изменить группу, не изменяя себя».

Упражнение – «Несуществующее животное»

Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде предлагается совместными

усилиями нарисовать рисунок «Несуществующего животного», рисунок нужно рисовать с

помощью акварельных красок и пальцев. Каждый участник должен внести свой вклад в

рисунок. После этого команды дают название своим несуществующим животным,

обсуждают вместе, где это животное может жить, чем питается, какие у него есть

особенности. Затем происходит презентация рисунков. Рефлексия (Что чувствовали во

время выполнения упражнения? Возникли ли какие-нибудь сложности? Что понравилось

в выполнении данного упражнения?).

Упражнение «Нарисуй дом»

Данное упражнение проводится в группах, разбиваются путем жеребьевки. Каждой

группе соответствует цвет.

Смысл упражнения: демонстрация возможности адекватного обмена информацией

без использования слов, развития экспрессии и навыков невербального общения, развития

сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими , и решать

поставленные задачи. Необычные условия, в которые попадают участники ,включают

заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого

человека, контактировать друг с другом ради достижения поставленной цели.

- Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание. На ваших

столах в каждой группе лежит ватман и фломастеры. Ваша задача- нарисовать дом мечты.

В процессе работы разговарить нельзя. Понять вы должны друг друга с помощью жестов.

Каждому члену команды дается задание. Например 1-нарисовать крышу ,2-окнана2

этаже,3-

2этаж

и

т.д..

Каждый

рисует

свою

часть,

лишнее

рисовать

нельзя.

После выполнения провести обсуждение в кругу. Каждая группа рассказывает, что

помогало или мешало выполнению задания.

Упражнение – «Пожелания».

Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен

написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому

они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Рефлексия занятия-тренинга.

– Кому, что понравилось, что не понравилось в работе тренинга?

– Какие выводы сделали для себя? (Высказывания каждого участник).

Ритуал прощания «Подсолнух».

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы

дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.



В раздел образования