Автор: Масленникова Светлана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №13"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подготовка учащихся к вокальным конкурсам"
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации по подготовке учащихся ДМШ и ДШИ
к вокальным конкурсам
С.В.Масленникова
МБУДО «ДМШ №13» г.Казани
Тяга
к
творчеству,
эмоциональному
общению
и
самовыражению
-
естественная потребность ребёнка. В настоящее время существует множество
вокальных
конкурсов
различного
статуса
(городских,
региональных,
Всероссийских,
Международных)
позволяющих
реализовать
эту
потребность.
Конкурс,
как
творческое
состязание
юных
музыкантов,
является большим стимулом в развитии и учеников и преподавателей. На
таких состязаниях воспитываются воля, сценическая выдержка, мастерство и
много других качеств, формирующих будущего музыканта. Но следует
помнить, что концертная и конкурсная деятельность требует тщательной и
поэтапной
подготовки.
Нет
чётких
показателей,
с
какого
возраста
необходимо готовить ребёнка к конкурсам. С того момента, когда он сам
будет морально готов показывать свои творения публике, добиваться
результатов.
Вокальный конкурс - это всегда испытание не только для ребёнка, но и для
педагога и родителя. Подготовка пройдёт гораздо проще, если соблюдать ряд
рекомендаций, снижающих напряжение и увеличивающих шансы участника
конкурса на успешное выступление. Как педагог с многолетним стажем и
опытом участия в конкурсах различного уровня моих учеников, позволю
выделить несколько основных этапов подготовки.
Первый этап – выбор конкурса. При выборе конкурса необходимо уделять
внимание тем критериям, которые в положительной мере отразятся на
дальнейшем росте ребёнка. При ознакомлении с положением конкурса
необходимо определиться, устраивают ли вас: город, место проведения
(переезд влечёт за собой определённые материальные затраты), условия
конкурса,
номинации
(свободный
выбор
программы
или
конкурс
тематический). Хорошо, если заранее известен регламент выступления
(сейчас существует множество технических возможностей, позволяющих
корректировать время звучания музыкального сопровождения).
Состав
жюри – одно из основных условий для принятия решения участия в
конкурсе. Члены жюри – команда практикующих педагогов престижных
учебных заведений. Презентуя конкурсную программу профессиональному
жюри, посещая мастер-классы
ученики
и педагоги могут получить
грамотные советы по дальнейшей схеме обучения, рекомендации для
улучшения профессиональных навыков и по получению дальнейшего
образования в профильных учебных заведениях.
Второй этап – выбор участника конкурса. Выбор солиста зависит:
от
уровня
конкурса
–
чем
он
выше,
тем
стабильней
и
профессиональней солист.
В конкурсах и концертах школьного,
районного уровня можно «обкатывать» тех вокалистов, у которых ещё
нет или мало опыта сценических выступлений (делать «прививку»
сценой) или тех, кто пока ещё нестабилен. С каждым выходом на сцену
ребёнок
приобретает
уверенность,
появляется
исполнительская
свобода, растёт артистизм.
от
условий
конкурса
–
тематическая
направленность,
возраст
участников. Есть дети, которым по душе песни патриотической
тематики (песни о войне, о Родине), другим лучше удаются яркие,
заводные композиции. Есть любители петь на своём национальном,
либо английском языке. Не редко встречаются номинации «В стиле
ретро», «Рок», «Музыка кино и телевидения» и другие.
от состава жюри. Хорошо, если заранее известно, кто будет оценивать
конкурсанта. Ведь даже самый уважаемый педагог-народник или
«академист» не сможет объективно оценить эстрадного исполнителя.
Поэтому бессмысленно посылать ученика с определённой вокальной
манерой и стилем исполнения, если он не «вписывается» в понимание
и ощущение жюри.
Третий этап – выбор программы. По моему мнению, правильный выбор
произведения – 99% успеха. Необходимо остановить выбор на тех
произведениях, которые нравятся ученику, так как они будут исполнены с
максимальной отдачей и душевным подъёмом. Но не всегда ученик может
правильно
оценить
выбранную
музыкальную
композицию.
Задача
педагога убедить юное дарование в правильности вашего выбора, ведь вы
действуете
в
его
интересах
и
более
профессионально.
Песня должна соответствовать диапазону, быть технически подвластна
ученику. Необходимо подобрать тональность, в которой не будут
«выпирать» переходные ноты, по возможности даже заменить слово, если
в кульминации самая яркая нота звучит на неудобный гласный звук.
Учитывать удобный темп, построение фразы, чтобы не было проблем с
дыханием и других «подводных камней».
Произведение должно соответствовать тембру, характеру и темпераменту
исполнителя. Ученик с мягким, лирическим тембром голоса не сможет
«гвоздить» песни, исполняемые певцами с яркими, насыщенными
голосами. Всегда нужно учитывать внутреннюю энергетику юного певца,
иначе
вся
работа
не
принесёт
желаемого
результата.
Если по условиям конкурса нужно исполнить несколько песен, то
старайтесь
выбирать
разноплановые,
разнохарактерные
песни.
При выборе «Звёздных хитов» ориентируйтесь на то, сможет ли ученик
привнести что-то своё, исполнить так, как-будто песня написана именно
для него, чтобы не возникло желание сравнивать с оригиналом.
И последнее – желательно угадать, что может понравиться жюри, чем его
удивить. А это одна из самых сложных задач.
Четвёртый этап – работа над песней.
Это самый трудоёмкий и
затратный по
времени
этап.
Каждому солисту желательно
иметь
«резервный» запас произведений,
которые должны быть выучены
«вчерне» - уверенно знать музыкальный и поэтический текст, уметь петь с
сопровождением. Имея такие запасы легче и быстрее можно подобрать
песню для конкретного конкурса. Песни уже «отлежались», сложные и
неудобные места через определённое время становятся простыми и
удобными, так как в процессе обучения повышается вокальное мастерство
и возможности ученика.
Но в большей половине случаев приходится в короткие сроки учить
новый музыкальный материал. У каждого педагога есть свои способы и
секреты
как
ускорить
процесс
разучивания
и
впевания
в
новое
произведение. Важно учитывать, как даётся ребёнку материал, дотошно
подходить к каждой детали воспроизведения.
Проработайте тщательно
сложные места, разберите ритмический рисунок, интервальный состав
мелодии. Совсем не лишнее, если вокалист научится исполнять мелодию
на инструменте, так он визуально точно будет знать движение мелодии
(вверх, вниз, на одном звуке, скачек на какой интервал). Но следует
помнить, что не следует усиленно форсировать события – можно
перегрузить голосовой аппарат, что не лучшим образом скажется на его
звучании. Не нужно заниматься чаще, чем обычно, целесообразнее
увеличить время занятия на 10-15 минут. Обращайте внимание на
тональность
песни,
она
должна
быть
удобной
для
ученика.
Незначительное повышение или понижение тональности часто позволяет
в наилучшем свете показать вокальные возможности, поможет голосу
звучать естественно, без надрыва.
Пятый этап – психологическая подготовка ученика. Конкурс - это
всегда испытание не только для ребёнка, но и для педагога и родителей -
ведь именно самые близкие люди поддерживают юное дарование в
стремлении проявить себя. Детская психика находится в более хрупком
состоянии, нежели у взрослого. Необходимо, чтобы ребёнок понимал, что
главное в выступлении - это искренность и желание поделиться со
зрителями своими чувствами и переживаниями, которыми ты наполняешь
песню.
Подготовка пройдёт гораздо проще, если придерживаться некоторых
рекомендаций, снижающих напряжение и увеличивающих шансы ребёнка
на успешное выступление.
Обязательно «обпеть» конкурсную программу на публике (это может
быть класс, в котором обучается ребёнок, родители, учителя и т.д.).
Чем больше – тем лучше. Как правило, первое исполнение показывает
все слабые, «сырые» места.
Следить
за
психологическим
состоянием
ученика,
знать
его
темперамент (холерик, флегматик и т.д.) и с учётом этого вести
психологическую подготовку.
В дни перед выступлением обязательно контролировать распорядок
дня и систему питания ученика. Главное – не заболеть перед
выступлением!
Общаться с родителями ученика, друзьями. Непосредственно перед
выступлением
снизить
волнение
может
помочь
дыхательная
гимнастика,
ароматерапия,
лёгкий
массаж.
Поговорите
на
интересующую ученика тему, послушайте любимую музыку, да просто
посмотрите в окно;
заведите талисман на удачу – любая мелочь может
поднять настроение и поверить в свои силы.
Шестой этап – готовим сценический образ. Всем известна поговорка
«Встречают по одёжке…». То, как конкурсант выглядит, его сценический
образ оказывается порой основным и решающим при оценке выступления.
Жюри, как и все зрители, сначала видят певца! Есть определённые законы
сцены. Остановлюсь на некоторых из них.
Сценический костюм должен по стилю соответствовать исполняемому
произведению. Неуместно будет короткое платье при исполнении
лирической или патриотической песни.
Нельзя выходить на сцену в повседневной одежде. Даже джинсы и
футболка (если это требует стиль и содержание песни) должны быть
только для выступления!
Следует тщательно подбирать цвет костюма: он должен быть
достаточно ярким, чтобы не слиться со сценой, но не «резать» глаз,
иначе зрители просто устанут смотреть на исполнителя.
Любой костюм должен выгодно подчёркивать фигуру и скрывать её
недостатки.
Сценический грим для девочек ярче повседневного.
Подводка глаз,
помада должны быть яркими, но естественных цветов. При использовании
блеска для губ нарушается дикция - губы утяжеляются, слипаются.
Гримируем не только девочек, но и мальчиков. Немного румян, лёгкая
подводка глаз, помада на тон ярче естественного цвета губ в больших
залах не помешает.
Следуя этим рекомендациям, мы получим качественное, добротное
выступление, за которое не будет стыдно. Никто не застрахован от
неудачи. Но не забывайте, что жизнь складывается не по результатам
конкурсов. Победа на конкурсе или неудача – это всего лишь старт для
начала чего-то нового. Главное – никогда не опускать руки и идти вперёд
к намеченной цели!
Удачи и успехов всем!