Напоминание

задания по читательской грамотности


Автор: Анна Филаретовна Бурнашева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Балыктахская СОШ им. М. П. Габышева"
Населённый пункт: Мегино-Кангаласский улус, с. Балыктах
Наименование материала: функциональная грамотность
Тема: задания по читательской грамотности
Раздел: полное образование





Назад




Бурнашева Анна Филаретовна, МБОУ «Балыктахская СОШ им. М.П. Габышева» МР

«Мегино-Кангаласский улус».

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с

внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать;

- уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные

жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно

прикладных знаний.

Читательская грамотность – это коммуникативная грамотность, предполагающая

свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать

чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и

письменной речи, также компьютерной;

Информационная грамотность – это умение осуществлять поиск информации в

учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-

дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и

систематизировать информацию и представлять ее разными способами.

Задания по читательской грамотности

Цель: разработка заданий,

направленных на развитие читательской грамотности

обучающихся.

Задания по исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Задания I типа:

находить и извлекать информацию

Задание 1. Найдите и напишите дату, когда комендант Белогорской крепости сообщил

о восстании Пугачёва. (Вечер, начало октября 1773 года)

Задание 2 (опережающее задание). Составьте план VII главы «Приступ»

1. Бессонная ночь Гринёва.

2. Пугачев пришёл.

3. Василиса Егоровна и Маша на валу.

4. Прощание Марьи Ивановны с отцом.

5. Приступ.

а) Мятежники бегут к крепости.

б) За крепостным валом.

в) Гарнизон не тронулся.

6. Казнь коменданта Ивана Кузьмича и его помощника Ивана Игнатьича.

7. Очередь была за мною.

8. Савельич в ногах у Пугачева.

9. Помилование.

10. Присяга жителей крепости самозванцу.

11. Смерть Василисы Егоровны.

Задание 3. Прочитайте, назовите последовательность действий Ивана Кузмича.

А). «Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной».

Б). ««Вот я вас! — закричал Иван Кузмич. — Ребята! стреляй!»

В). «Иван Кузмич прочел его (лист) про себя и разорвал потом в клочки».

Г). «Василиса Егоровна! — сказал комендант. — Здесь не бабье дело; уведи Машу;

видишь: девка ни жива, ни мертва».

Д).

««Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый

человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну,

прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорей».

Укажите место пропуска в последовательности действий Ивана Кузмича.

1)

.

Между А и Б

2).

Между Б и В

3). Между В и Г

4) . Между Ги Д

Ответ: 2

Из главы «Сержант гвардии»:

Задание 1. Найдите в тексте информацию о том, как часто издавался Придворный

календарь, напишите ответ словом. (Ответ: один раз в год).

Задание 2. Где планировал Пётр Гринёв служить? (Ответ: Петербург).

Задание 3. Какую пословицу отец привел, провожая сына на службу? (Ответ: «…и

помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»).

Задания II типа: интегрировать и интерпретировать информацию

Задание 1. Установите соответствие между словами и их значением в контексте главы

7 романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слова

Их значения в контексте

А) толковать

Б) дядька

В) сбруя

1) В дворянских семьях приставленный для

надзора или ухода за малолетним ребёнком

(обычно мальчиком) слуга.

2) Говорить, рассуждать о чем-либо

3) Это конская упряжь, предметы и

принадлежности для запряжки, седлания и

управления лошадьми.

А

Б

В

2

1

3

Задание 2. Прочитайте фрагмент романа А.А. Пушкина «Капитанская дочка» «Очередь

была за мною». Казнь Гринёва». Укажите два объяснения помилования главного героя.

1)

Пугачёв узнал в Гринёве своего попутчика во время бури.

2)

Гринёв присягает Пугачёву.

3)

Удовлетворяет просьбу Савельича.

4)

За подарок Петра Гринёва, который подарил бунтарю заячий тулуп в знак

благодарности за помощь во время внезапно разыгравшейся сильной бури.

5)

Гринёв признаёт в самозванце государя.

Задание 3. Укажите вид логической связи между 1 и 2 фрагментами текста.

Фрагмент 1:

Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.

Фрагмент 2:

В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако

ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели

к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою

руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую

лютую казнь такому подлому унижению.

1) Второй фрагмент содержит дополнение, уточнение первого.

2) Два фрагмента сопоставлены на основе контраста – антитезы (аргумент –

контраргумент).

3) В первом фрагменте содержится указание на условие совершения события, о

котором говорится во втором фрагменте.

4) В первом фрагменте указана причина, а во втором – следствие.

Ответ: 1

Задание 4. Прокомментируйте значение фразы отца Петра Гринёва («Сержант

гвардии»):

- Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему

научится он, служа в Петербурге? (Развёрнутый ответ предполагает, что ученик раскроет

такие качества характера отца Петра Гринёва как требовательное отношение к себе и

подчинённым, честное отношение к делу, презрение к связям, используемым ради

карьеры.)

Задания III типа: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Задание 1. Расставьте в последовательности, соответствующей композиции главы 7

романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» эпизод «Приступ»

А). Сцена казни на площади

Б). Ранение в голову Ивана Кузмича

В). Гринёв бросается на помощь капитану

Г). Казнь Ивана Игнатьича

Д). Казнь Ивана Кузмича

Ответ: БВАДГ

Задание 2. Какие фрагменты романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

являются аргументами, подтверждающими тезис о том, что Пугачёв – злодей,

самозванец?

А). «Ну, что? — сказала комендантша. — Каково идет баталья? Где же неприятель?» —

«Неприятель недалече, — отвечал Иван Кузмич. — Бог даст, все будет ладно. Что, Маша,

страшно тебе?»

Б). Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в

руке: это был сам Пугачев.

В). Комендант, раненный в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него

ключей.

Г). Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает

присягу.

Д). «Ты нам не государь, — отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. —

Ты, дядюшка, вор и самозванец!»

Ответ: АВД

Задание

3.

Какие

средства

привлекает

А.

С.

Пушкин

для раскрытия

переживаний Петра Гринёва в сцене казни?

Автор использует приём повествования от первого лица (Гринёва), оно замедленно,

мысли (внутренние реплики), он смутно понимает, что происходит, поэтому картинки

событий меняются, как в кино, а Гринёв остаётся невольным свидетелем и участником.

Это говорит о его растерянности.

Замедленность в поведении Петра (Я не шевелился) контрастна по сравнению с

поведением Савельича, («Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу:

Савельич лежит в ногах у Пугачева. ... шептал Савельич…, стоя за мною и толкая меня. —

Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку», -

тот энергичен, красноречив и эмоционален.



В раздел образования