Автор: Анна Филаретовна Бурнашева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Балыктахская СОШ им. М. П. Габышева"
Населённый пункт: Мегино-Кангаласский улус, с. Балыктах
Наименование материала: функциональная грамотность
Тема: задания по читательской грамотности
Раздел: полное образование
Бурнашева Анна Филаретовна, МБОУ «Балыктахская СОШ им. М.П. Габышева» МР
«Мегино-Кангаласский улус».
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать;
- уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные
жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно
прикладных знаний.
Читательская грамотность – это коммуникативная грамотность, предполагающая
свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать
чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, также компьютерной;
Информационная грамотность – это умение осуществлять поиск информации в
учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-
дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и
систематизировать информацию и представлять ее разными способами.
Задания по читательской грамотности
Цель: разработка заданий,
направленных на развитие читательской грамотности
обучающихся.
Задания по исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Задания I типа:
находить и извлекать информацию
Задание 1. Найдите и напишите дату, когда комендант Белогорской крепости сообщил
о восстании Пугачёва. (Вечер, начало октября 1773 года)
Задание 2 (опережающее задание). Составьте план VII главы «Приступ»
1. Бессонная ночь Гринёва.
2. Пугачев пришёл.
3. Василиса Егоровна и Маша на валу.
4. Прощание Марьи Ивановны с отцом.
5. Приступ.
а) Мятежники бегут к крепости.
б) За крепостным валом.
в) Гарнизон не тронулся.
6. Казнь коменданта Ивана Кузьмича и его помощника Ивана Игнатьича.
7. Очередь была за мною.
8. Савельич в ногах у Пугачева.
9. Помилование.
10. Присяга жителей крепости самозванцу.
11. Смерть Василисы Егоровны.
Задание 3. Прочитайте, назовите последовательность действий Ивана Кузмича.
А). «Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной».
Б). ««Вот я вас! — закричал Иван Кузмич. — Ребята! стреляй!»
В). «Иван Кузмич прочел его (лист) про себя и разорвал потом в клочки».
Г). «Василиса Егоровна! — сказал комендант. — Здесь не бабье дело; уведи Машу;
видишь: девка ни жива, ни мертва».
Д).
««Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый
человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну,
прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорей».
Укажите место пропуска в последовательности действий Ивана Кузмича.
1)
.
Между А и Б
2).
Между Б и В
3). Между В и Г
4) . Между Ги Д
Ответ: 2
Из главы «Сержант гвардии»:
Задание 1. Найдите в тексте информацию о том, как часто издавался Придворный
календарь, напишите ответ словом. (Ответ: один раз в год).
Задание 2. Где планировал Пётр Гринёв служить? (Ответ: Петербург).
Задание 3. Какую пословицу отец привел, провожая сына на службу? (Ответ: «…и
помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»).
Задания II типа: интегрировать и интерпретировать информацию
Задание 1. Установите соответствие между словами и их значением в контексте главы
7 романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Слова
Их значения в контексте
А) толковать
Б) дядька
В) сбруя
1) В дворянских семьях приставленный для
надзора или ухода за малолетним ребёнком
(обычно мальчиком) слуга.
2) Говорить, рассуждать о чем-либо
3) Это конская упряжь, предметы и
принадлежности для запряжки, седлания и
управления лошадьми.
А
Б
В
2
1
3
Задание 2. Прочитайте фрагмент романа А.А. Пушкина «Капитанская дочка» «Очередь
была за мною». Казнь Гринёва». Укажите два объяснения помилования главного героя.
1)
Пугачёв узнал в Гринёве своего попутчика во время бури.
2)
Гринёв присягает Пугачёву.
3)
Удовлетворяет просьбу Савельича.
4)
За подарок Петра Гринёва, который подарил бунтарю заячий тулуп в знак
благодарности за помощь во время внезапно разыгравшейся сильной бури.
5)
Гринёв признаёт в самозванце государя.
Задание 3. Укажите вид логической связи между 1 и 2 фрагментами текста.
Фрагмент 1:
Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.
Фрагмент 2:
В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако
ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели
к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою
руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую
лютую казнь такому подлому унижению.
1) Второй фрагмент содержит дополнение, уточнение первого.
2) Два фрагмента сопоставлены на основе контраста – антитезы (аргумент –
контраргумент).
3) В первом фрагменте содержится указание на условие совершения события, о
котором говорится во втором фрагменте.
4) В первом фрагменте указана причина, а во втором – следствие.
Ответ: 1
Задание 4. Прокомментируйте значение фразы отца Петра Гринёва («Сержант
гвардии»):
- Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему
научится он, служа в Петербурге? (Развёрнутый ответ предполагает, что ученик раскроет
такие качества характера отца Петра Гринёва как требовательное отношение к себе и
подчинённым, честное отношение к делу, презрение к связям, используемым ради
карьеры.)
Задания III типа: осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Задание 1. Расставьте в последовательности, соответствующей композиции главы 7
романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» эпизод «Приступ»
А). Сцена казни на площади
Б). Ранение в голову Ивана Кузмича
В). Гринёв бросается на помощь капитану
Г). Казнь Ивана Игнатьича
Д). Казнь Ивана Кузмича
Ответ: БВАДГ
Задание 2. Какие фрагменты романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
являются аргументами, подтверждающими тезис о том, что Пугачёв – злодей,
самозванец?
А). «Ну, что? — сказала комендантша. — Каково идет баталья? Где же неприятель?» —
«Неприятель недалече, — отвечал Иван Кузмич. — Бог даст, все будет ладно. Что, Маша,
страшно тебе?»
Б). Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в
руке: это был сам Пугачев.
В). Комендант, раненный в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него
ключей.
Г). Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает
присягу.
Д). «Ты нам не государь, — отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. —
Ты, дядюшка, вор и самозванец!»
Ответ: АВД
Задание
3.
Какие
средства
привлекает
А.
С.
Пушкин
для раскрытия
переживаний Петра Гринёва в сцене казни?
Автор использует приём повествования от первого лица (Гринёва), оно замедленно,
мысли (внутренние реплики), он смутно понимает, что происходит, поэтому картинки
событий меняются, как в кино, а Гринёв остаётся невольным свидетелем и участником.
Это говорит о его растерянности.
Замедленность в поведении Петра (Я не шевелился) контрастна по сравнению с
поведением Савельича, («Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу:
Савельич лежит в ногах у Пугачева. ... шептал Савельич…, стоя за мною и толкая меня. —
Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку», -
тот энергичен, красноречив и эмоционален.