Автор: Герасимова Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: г. Руза, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование нейрографики на занятиях с детьми дошкольного возраста»
Раздел: дополнительное образование
Герасимова Наталья Викторовна
«Использование нейрографики на занятиях с детьми дошкольного возраста»
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр детского творчества города Рузы»
Нейрографика – вид изобразительной работы, часть арт – терапии
над человеческим
подсознанием и хороший вариант работы с детьми . Нейрографика – техника рисования без
границ.
Принципы этого
метода
позволяют
устранять ненужные установки на
уровне
бессознательного. Для детей и нейрографика применяется как освобождение от лишнего груза
мыслей и эмоций.
Правила рисования:
1. Правило спонтанности.
Рисунок рождается при передаче эмоции от неприятных воспоминаний, навязчивых мыслей и
страхов, на лист бумаги. Лучше изображать существующую проблему с закрытыми глазами
быстрыми движениями в течение 3-5 сек. Таким образом, происходит «выброс» негатива наружу.
Первый принцип – создание эмоционального отпечатка на листе бумаги.
2. Отсутствие критериев оценки.
Для нейрорисования не требуется наличие художественного таланта, а значит – отсутствуют
негативные оценки и критика. Задача - вызвать у ребенка восторг от процесса, что и является
лучшим результатом. Любой рисунок прекрасен, а в результате доработки станет еще лучше,
таким образом, культивируем уверенность
3. Рисунок не имеет границ.
Мир воображения безграничен. У рисунка нет конкретного образа и размера. Рисование «без
границ» освобождает от скованности, побуждает к движению вперед. Третий принцип – рисунок в
процессе доработки занимает весь лист.
4. Правило избавления от острых углов.
Эмоционально изображенный рисунок при плохом настроении и конфликтной ситуации имеет
острые углы и оборванные линии. Спонтанный «счастливый» рисунок передает нейронный код
гармонии. На таком рисунке будет больше закругленных форм и волн. Важным правилом
нейрографики является правило последующего «скругления» углов, если они появились при
рисовании.
Ребенок рисует спокойно, без определенных правил, и делает это так, как ему подсказывает
настроение. На этом этапе доработка рисунка означает начало работы над существующей
проблемой.
5. Завершение рисунка – линии поля.
Нейрографические линии, которые проводятся ребенком через лист к его краям, передают
ощущения.
Принцип пятый – изображение бесконечно, рисунок можно рисовать много раз.
6. Правило рисунка без образов.
При доработке рисунка изображение не анализируется, не ищется сходство с конкретными
образами. Ребенок, дорабатывая рисунок самостоятельно, прорабатывает «выброс». В этом случае
нейроны мозга и нейронные связи откликаются на рисунок и подсознательно воспринимаются.
При этом происходят положительные изменения в восприятии ребенком мира и существующей
проблемы, которую он «выбросил» на бумагу. Принцип шестой – рисовать настроение в линиях, а
не картину. Если принципы рисования соблюдаются на занятиях, то это учит человека, большого
иди маленького, слышать и познавать себя.
Кроме правил и принципов, существуют еще и нейрографические алгоритмы, которые
позволяют решать проблемы эмоционального состояния, задачи по достижению целей,
моделировать реальность. Рассмотрим базовые:
алгоритм снятия ограничений:
• борется с внутренними противоречиями;
• снимает ограничения;
• трансформирует отрицательное в положительное.
Таким образом, позволяет избавиться от беспокойства, обрести чувство свободы, безопасности и
уверенности в себе, снизит уровень тревожности ребенка, повысит его самооценку.
алгоритм коммуникации:
нацелен на устранение конфликтов в общении детей друг с другом и взрослыми.
Алгоритм задается через темы, вытекающие из конфликтоной ситуации и проблемного общения.
Тема для проработки проблем коммуникации выбирается в зависимости от степени важности для
ребенка.
алгоритм линии времени:
работает по накопительному принципу. Все результаты, достигнутые в процессе занятий
нейрографикой, аккумулируются с течением времени. Рисунки сравниваются, отслеживается
динамика изменений в поведении ребенка и восприятии им окружающего мира.
Использование перечисленных алгоритмов является обязательным при работе с подсознанием
детей посредством рисунка.
Соблюдение этих правил и принципов уже является целительным для человека, так как не
предписывает соблюдать установки и действовать в соответствии с убеждениями, расширяется
сознание и репертуар действий в разных ситуациях.
Частые страхи («я сделаю все неправильно»), тревожность («у меня ничего не получится»),
заниженная самооценка у детей и у взрослых сигнализируют о проблемах с психологическим
здоровьем. При отсутствии своевременной поддержки психоэмоционального здоровья наступают
проблемы со здоровьем физическим.
Нейрографика как средство невербального общения, благодаря своим принципам превращает
для человека рисование в творческий процесс, направленный на развитие личностных качеств и
уверенности в себе, взрослого возвращает в состояние детскости, что тоже в большинстве случаев,
является целительным фактором.
Применение техники нейрографики в сочетании с другими традиционными методами и
приемами
развивают
личность,
формируют
ее
творческий
потенциал,
художественные
способности.
Рисование в технике нейрографики способствует нравственно-эстетическому развитию детей.
Ребенок ставит перед собой задачи и пытается самостоятельно их решать. При этом желание и
труд ребенка необходимо стимулировать и поддерживать.
Так же все дети индивидуальны. При помощи методов нейрографики можно локализовать
отдельные цели, как в групповых, так и в индивидуальных занятиях. Эта нейрографическая
практика дает ресурсное состояние. Она гармонизирует, возвращает смысл жизни. Дает приток
свежих сил переосмыслить то состояние, в котором находитесь.
При доработке рисунка не анализируют изображение, не ищут сходства с конкретными образами.
Ребенок, дорабатывая рисунок самостоятельно, прорабатывает «выброс». В этом случае нейроны
мозга и нейронные связи откликаются на рисунок и подсознательно воспринимаются.
При этом происходят положительные изменения в восприятии ребенком мира и существующей
проблемы, которую он «выбросил» на бумагу. Нейрографика, принципы рисования для детей
которой соблюдаются на занятиях, учит слышать и познавать себя.
В подсознании у каждого ребенка заложено индивидуальное восприятие мира!