Напоминание

«Формирование навыков здорового образа жизни у восптанников центра помощи детям»


Автор: Кудряшова Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БУСОВО " Шекснинский центр помощи детям ," Альтаир"
Населённый пункт: поселок Шексна , Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у восптанников центра помощи детям»
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование навыков здорового образа жизни у восптанников центра помощи

детям»

Проблема здоровья воспитанников центра помощи детям в настоящее время приобрела

особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья,

снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов

человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из

условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по

правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая

грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди

основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в

вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и

воспитанников центра помощи детя.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно

создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор

оздоровительных средств.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в

свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном

возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.

Учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от

рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и

укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье;

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,

если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно

надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически,

но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и

психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными

здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.

Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению

здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность

детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций

организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством

всестороннего развития дошкольника.

Созданный в группе спортивный уголок, включает в себя не только спортивный инвентарь, но

и , обручи, бубны, скакалки детские, кегли, флажки, рули (игра «Шоферы»), кольцеброс,

ленточки, веревочки, погремушки, коврики для профилактики плоскостопия, дидактические

игры. У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной

деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего

здоровья.

Цель:

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления

здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья

воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи:

Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической

культурой и спортом;

Формировать у представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье

окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим

угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;

Обеспечить ребенка необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить

здоровье;

Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;

Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

Формировать личность ребенка;

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

физкультурные занятия;

самостоятельная деятельность детей;

подвижные игры;

утренняя гимнастика;

физкультминутки, упражнения после дневного сна;

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;

беседы; чтение художественной литературы.

Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям

даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно

и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу

за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у

ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются

динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того,

материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и

совместной деятельности детей.

Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых

играх, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера,

решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть

много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. В сюжетно-ролевых

играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т.п.

закрепляются навыки здоровьеформирования.

Физкультурные досуги и праздники.

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной

активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные

на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в

познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным

действиям и переживаниям.

В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные

технологии:

медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания

детей, физическое развитие;

физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика,

профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;

психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;

учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье;

технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;

технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия,

проблемно-игровые занятия;

коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия

и сказкотерапия;

«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к здоровому

образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус

детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид

двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти

в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и

сонливость.

Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к

неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится обширный комплекс

закаливающих мероприятий: соблюдение температурного режима в течение дня; правильная

организация прогулки и ее длительность; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с

учетом индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная гимнастика после сна;

нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; проведение

утренней гимнастики на свежем воздухе; обширное умывание, которое предполагает

ополаскивание лица, рук до локтей водой комнатной температуры. Частью обширного

умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. Закаливающие процедуры

являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению. Для

поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное проветривание

групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и

сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки –

создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском

коллективе.

Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.

Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей.

Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во

вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное

сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.

технологии профилактики заболеваний;

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из

поликлиники;

витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с

использованием сухофруктов);

санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;

Принципы организации питания.

Выполнение режима питания;

Гигиена приёма пищи;

Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

Эстетика организации питания (сервировка);

Индивидуальный подход к детям во время питания;

Правильность расстановки мебели;

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами

МБДОУ.

Активное участие педагогов центра в оздоровительных мероприятиях для детей;

Консультации для педагогов;

Практикум для воспитателей центра помощи детям «Приёмы релаксации, снятия напряжения

в течение рабочего дня»;

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-

педагогических совещаниях;

Результаты работы.

Созданная в центре помощи детямс система по здоровьесбережению позволяет качественно

решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

У большинства воспитанников наметилась тенденция сознательного отношения к своему

здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к

расширению двигательного опыта.

В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей

сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась

умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее,

улучшилась эмоциональная сфера.

У детей школьноого возраста сформированы положительные привычки к здоровому образу

жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и

укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской

заболеваемости.

У педагогов сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья

детей.



В раздел образования