Автор: Кудряшова Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БУСОВО " Шекснинский центр помощи детям ," Альтаир"
Населённый пункт: поселок Шексна , Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у восптанников центра помощи детям»
Раздел: начальное образование
«Формирование навыков здорового образа жизни у восптанников центра помощи
детям»
Проблема здоровья воспитанников центра помощи детям в настоящее время приобрела
особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья,
снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов
человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из
условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по
правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая
грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди
основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в
вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и
воспитанников центра помощи детя.
Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно
создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор
оздоровительных средств.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном
возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.
Учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от
рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и
укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,
если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно
надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически,
но и личностно, интеллектуально, духовно.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и
психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными
здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.
Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению
здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность
детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций
организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством
всестороннего развития дошкольника.
Созданный в группе спортивный уголок, включает в себя не только спортивный инвентарь, но
и , обручи, бубны, скакалки детские, кегли, флажки, рули (игра «Шоферы»), кольцеброс,
ленточки, веревочки, погремушки, коврики для профилактики плоскостопия, дидактические
игры. У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной
деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего
здоровья.
Цель:
Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления
здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья
воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи:
Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической
культурой и спортом;
Формировать у представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье
окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим
угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;
Обеспечить ребенка необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить
здоровье;
Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;
Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;
Формировать личность ребенка;
Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:
физкультурные занятия;
самостоятельная деятельность детей;
подвижные игры;
утренняя гимнастика;
физкультминутки, упражнения после дневного сна;
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;
беседы; чтение художественной литературы.
Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям
даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно
и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу
за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у
ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются
динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того,
материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и
совместной деятельности детей.
Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых
играх, в повседневной жизни.
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.
Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера,
решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть
много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. В сюжетно-ролевых
играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т.п.
закрепляются навыки здоровьеформирования.
Физкультурные досуги и праздники.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной
активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные
на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в
познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным
действиям и переживаниям.
В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные
технологии:
медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания
детей, физическое развитие;
физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика,
профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;
психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;
учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье;
технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;
технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия,
проблемно-игровые занятия;
коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия
и сказкотерапия;
«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к здоровому
образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус
детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид
двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти
в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и
сонливость.
Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к
неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится обширный комплекс
закаливающих мероприятий: соблюдение температурного режима в течение дня; правильная
организация прогулки и ее длительность; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с
учетом индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная гимнастика после сна;
нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; проведение
утренней гимнастики на свежем воздухе; обширное умывание, которое предполагает
ополаскивание лица, рук до локтей водой комнатной температуры. Частью обширного
умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. Закаливающие процедуры
являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению. Для
поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное проветривание
групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и
сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки –
создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском
коллективе.
Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.
Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей.
Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во
вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное
сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.
Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.
технологии профилактики заболеваний;
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из
поликлиники;
витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с
использованием сухофруктов);
санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;
Принципы организации питания.
Выполнение режима питания;
Гигиена приёма пищи;
Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
Эстетика организации питания (сервировка);
Индивидуальный подход к детям во время питания;
Правильность расстановки мебели;
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами
МБДОУ.
Активное участие педагогов центра в оздоровительных мероприятиях для детей;
Консультации для педагогов;
Практикум для воспитателей центра помощи детям «Приёмы релаксации, снятия напряжения
в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-
педагогических совещаниях;
Результаты работы.
Созданная в центре помощи детямс система по здоровьесбережению позволяет качественно
решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
У большинства воспитанников наметилась тенденция сознательного отношения к своему
здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к
расширению двигательного опыта.
В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей
сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась
умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее,
улучшилась эмоциональная сфера.
У детей школьноого возраста сформированы положительные привычки к здоровому образу
жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.
Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и
укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской
заболеваемости.
У педагогов сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья
детей.