Автор: Бабушкина Анна Анатольевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ Вятский государственный университет
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание положительного отношения к труду у второклассников в процессе "Какие разные профессии"
Раздел: начальное образование
Бабушкина А.А., студентка 3 курса ФГБОУ Вятский
государственный университет
Воспитание положительного отношения к труду у
второклассников в процессе проекта «Какие разные профессии»
В концепции государственной политики в области образования
сказано, что школьное образование считается главным средством передачи и
сохранения культуры будущим поколениям.
Важнейшим социальным требованием к школе считается ориентация
образования не только на усвоение обучающимися знаний, умений и
навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него
созидательных и познавательных способностей, которые необходимы для
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Трудовое воспитание второклассников – составная часть целостного
педагогического процесса, которая в себя включает передачу школьникам
трудовых навыков и умений, развитие у них практического творческого
мышления, трудовой активности и сознания.
Научить детей трудовым приемам еще не означает сближение школы с
жизнью, прежде всего, необходимо задуматься об изменении самого учебно-
воспитательного процесса, используя разнообразные методы и формы
обучения с опорой на конкретный материал, который взят из окружающей
природы и жизни, на опыт и наблюдение детей.
Трудовая
деятельность
является
одним
из
важных
факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным
образом меняет своё представление о себе и об окружающем мире,
радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием
успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет
школьника в классе.
В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки
второклассников. В трудовой деятельности формируются новые виды
мышления; вследствие коллективности труда школьник получает навыки
работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в
обществе.
В воспитании трудолюбия очень важно влияние семьи. Родители
должны помнить, что ребенок - это член общества. Поэтому его значение в
обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он
в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к
этому
труду
будет
подготовлен.
От
этого
будет
зависеть
и
его
благосостояние, и материальный уровень его жизни.
Трудовая деятельность, согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования, является одним
из важных факторов воспитания личности младшего школьника. Именно она
способствует
становлению
таких
нравственно-волевых
качеств,
как
самостоятельность, ответственность, уважение к результатам труда (как
собственного, так и чужого); умение доводить начатое дело до конца;
усидчивость; умение планировать свои действия для достижения цели. Все
эти качества способствуют саморазвитию личности и более успешному
овладению младшими школьниками учебно-познавательной деятельностью.
Во ФГОС НОО [1] определены основные направления и ценностные основы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования. Одним из них является – воспитание
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
К
задачам
воспитания
трудового
сознания
у
второклассников
относятся:
разъяснение ученикам общественной значимости различных
профессий, и их важности;
знакомство
второклассников
с
особенностями
социально-
производственной инфраструктуры города, района;
привитие элементарных трудовых навыков;
формирование
положительной
направленности
к
трудовой
деятельности.
Из выше сказанного можно определить проблему исследования:
каковы педагогические условия применения проекта
«Какие разные
профессии», как средства воспитания положительного отношения к труду у
второклассников.
Цель исследования – разработать проект «Какие разные профессии»
как
средство
воспитания
положительного
отношения
к
труду
у
второклассников.
Объект исследования
– проект
«Какие разные профессии» как
средство воспитания положительного отношения к труду у второклассников.
Предмет исследования
– особенности разработки проекта «Какие
разные профессии» как средство воспитания положительного отношения к
труду у второклассников.
Гипотеза исследования: воспитание положительного отношения к
труду у второклассников будет эффективным, если:
˗
учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности
детей младшего школьного возраста;
˗
проводить работу по воспитанию положительного отношения к
труду в рамках реализации проекта «Какие разные профессии».
Исходя из цели, определены задачи:
˗
провести
психолого-педагогический
анализ
воспитания
положительного отношения к труду у второклассников;
˗
проанализировать
содержание
форм,
методов
и
приемов
для
выявления уровня сформированности положительного отношения к труду у
второклассников;
˗
выявить уровень сформированности положительного отношения к
труду у второклассников;
˗
провести
организацию
опытно-экспериментальной
работы
по
воспитанию положительного отношения к труду у второклассников в
процессе проекта «Какие разные профессии»;
˗
провести
анализ
динамики
уровня
сформированности
положительного отношения к труду у второклассников.
Теоретико-методологической
основой
исследования воспитания
положительного отношения к труду у второклассников принадлежит таким
ученым в области педагогики Г.Н. Година, А.С. Макаренко, Я.А. Рожнев,
И.С. Синицын, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Д.В. Сергеева, Р.С.
Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие педагоги,
а изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги
прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев, В.И.
Казаренков, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С.Т.
Шацкий, Н.А. Щукина и др.
Методы
исследования
–
изучение
и
анализ
педагогической
литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный), тестирование, математическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования – уточнена актуальность
проектной деятельности при воспитании положительного отношения к труду
второклассников,
определены
особенности
трудового
воспитания
второклассников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и
апробации серии мероприятий при реализации проекта «Какие разные
профессии», который направлен на воспитание положительного отношения к
труду второклассников.
База эмпирического исследования - МКОУ гимназия г. Вятские
Поляны. В исследовании принимали участие учащиеся двух вторых классов.
В каждом классе общее количество учеников – 30 человек. В ходе нашей
работы один класс был определен как экспериментальный, а второй класс –
контрольный.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов.
1 этап – констатирующий. На данном этапе проведена первичная
диагностика уровня сформированности положительного отношения к труду у
второклассников. Для выявления уровня сформированности положительного
отношения к труду второклассников было использовано три методики.
1. Методика «Неоконченные предложения». Целью, которой является
определение уровня знаний детей о труде, значении труда, о собственных
возможностях, знаний профессий. Методика включает в себя четыре
неоконченных предложения.
2. Методика по выявлению уровня трудолюбия Г.А. Урунтаевой. Цель:
определение уровня трудолюбия младших школьников, уровня трудовой
мотивации.
3.
Методика «Оценочный лист». Ее цель: выявление особенностей
поведения детей в процессе труда, в коллективе, с товарищами по труду.
Результаты, полученные в констатирующем этапе, представлены в
таблице 1.
Таблица 1 – Результаты диагностики
Контрольный класс
экспериментальный класс
показатель
чел.
%
показатель
чел.
%
Высокий
16
54%
Высокий
7
23%
Средний
7
23%
Средний
15
50%
Низкий
7
23%
Низкий
8
27%
По результатам таблицы 1 можно сделать вывод, что в контрольном
классе
54%
учеников
имеют
высокий
уровень
сформированности
положительного отношения к труду, 23% имеют средний уровень и 23%
имеют низкий уровень.
В экспериментальном классе 23% учеников имеют высокий уровень
сформированности положительного отношения к труду, 50% имеют средний
уровень и 27% имеют низкий уровень.
Результаты представим на рисунке 1.
Высокий
Средний
Низкий
0%
20%
40%
60%
54%
23%
23%
23%
50%
27%
Уровень сформированности положительного
отношения к труду
2в
2г
Рисунок 1 – Результаты констатирующего этапа
По рисунку 1 видно, что больше детей, которые имеют высокий
уровень положительного отношения к труду, в контрольном классе. Детей,
которые имеют средний и низкий уровень положительного отношения к
труду больше в экспериментальном классе.
Анализ результатов показал, что устранить затруднения можно в
процессе реализации проекта «Какие разные профессии». Таким образом,
появились предпосылки для следующего этапа экспериментальной работы во
внеурочной деятельности.
2 этап – формирующий. В ходе которого организована работа по
повышению уровня сформированности положительного отношения к
труду у второклассников. В экспериментальном классе был реализован
проект «Какие разные профессии». Реализация проекта осуществлялась в
рамках внеурочной деятельности.
Для того, что бы сделать процесс формирования положительного
отношения к труду у второклассников во внеурочной деятельности были
использованы разные формы организации деятельности: игра, экскурсия,
беседа, фотовыставка, викторина, конкурсная программа.
3 этап – контрольный. На данном этапе осуществлена повторная
диагностика уровня сформированности положительного отношения к труду у
второклассников и проведен анализ полученных результатов.
На контрольном этапе была осуществлена повторная диагностика
уровня
сформированности
положительного
отношения
к
труду
у
второклассников и проведен анализ полученных результатов.
Таблица 2 – результаты диагностики контрольного этапа
контрольный класс
экспериментальный класс
показатель
чел.
%
показатель
чел.
%
Высокий
16
54%
Высокий
13
43%
Средний
7
23%
Средний
12
40%
Низкий
7
23%
Низкий
5
7%
По результатам таблицы 2 видно, что результаты контрольного класса
не изменились, а результаты экспериментального класса после проведения
опытно-экспериментальной
работы
по
воспитанию
положительного
отношения к труду у второклассников в процессе проекта «Какие разные
профессии» стали значительно лучше.
Сравнительную
характеристику
результатов
экспериментального
класса представим на рисунке 2.
констатирующий этап
контрольный этап
констатирующий этап
контрольный этап
контрольный класс
экспериментальный класс
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
54%
54%
23%
43%
23%
23%
50%
40%
23%
23%
27%
7%
Уровень сформированности положительного отношения к труду
высокий
средний
низкий
Рисунок 2 – Сравнительная характеристика результатов контрольного и
экспериментального классов
В экспериментальном классе количество детей, имеющих высокий
уровень
положительного
отношения
к
труду
увеличилось
на
17%.
Количество детей со средним уровнем снизилось на 10%, а так же снизилось
количество детей, имеющий низкий уровень.
Таким образом, реализация проекта «Какие разные профессии»
доказала свою эффективность.