Напоминание

Воспитание положительного отношения к труду у второклассников в процессе "Какие разные профессии"


Автор: Бабушкина Анна Анатольевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ Вятский государственный университет
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание положительного отношения к труду у второклассников в процессе "Какие разные профессии"
Раздел: начальное образование





Назад




Бабушкина А.А., студентка 3 курса ФГБОУ Вятский

государственный университет

Воспитание положительного отношения к труду у

второклассников в процессе проекта «Какие разные профессии»

В концепции государственной политики в области образования

сказано, что школьное образование считается главным средством передачи и

сохранения культуры будущим поколениям.

Важнейшим социальным требованием к школе считается ориентация

образования не только на усвоение обучающимися знаний, умений и

навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него

созидательных и познавательных способностей, которые необходимы для

успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Трудовое воспитание второклассников – составная часть целостного

педагогического процесса, которая в себя включает передачу школьникам

трудовых навыков и умений, развитие у них практического творческого

мышления, трудовой активности и сознания.

Научить детей трудовым приемам еще не означает сближение школы с

жизнью, прежде всего, необходимо задуматься об изменении самого учебно-

воспитательного процесса, используя разнообразные методы и формы

обучения с опорой на конкретный материал, который взят из окружающей

природы и жизни, на опыт и наблюдение детей.

Трудовая

деятельность

является

одним

из

важных

факторов

воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным

образом меняет своё представление о себе и об окружающем мире,

радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием

успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет

школьника в классе.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки

второклассников. В трудовой деятельности формируются новые виды

мышления; вследствие коллективности труда школьник получает навыки

работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в

обществе.

В воспитании трудолюбия очень важно влияние семьи. Родители

должны помнить, что ребенок - это член общества. Поэтому его значение в

обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он

в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к

этому

труду

будет

подготовлен.

От

этого

будет

зависеть

и

его

благосостояние, и материальный уровень его жизни.

Трудовая деятельность, согласно Федеральному государственному

образовательному стандарту начального общего образования, является одним

из важных факторов воспитания личности младшего школьника. Именно она

способствует

становлению

таких

нравственно-волевых

качеств,

как

самостоятельность, ответственность, уважение к результатам труда (как

собственного, так и чужого); умение доводить начатое дело до конца;

усидчивость; умение планировать свои действия для достижения цели. Все

эти качества способствуют саморазвитию личности и более успешному

овладению младшими школьниками учебно-познавательной деятельностью.

Во ФГОС НОО [1] определены основные направления и ценностные основы

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования. Одним из них является – воспитание

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

К

задачам

воспитания

трудового

сознания

у

второклассников

относятся:

разъяснение ученикам общественной значимости различных

профессий, и их важности;

знакомство

второклассников

с

особенностями

социально-

производственной инфраструктуры города, района;

привитие элементарных трудовых навыков;

формирование

положительной

направленности

к

трудовой

деятельности.

Из выше сказанного можно определить проблему исследования:

каковы педагогические условия применения проекта

«Какие разные

профессии», как средства воспитания положительного отношения к труду у

второклассников.

Цель исследования – разработать проект «Какие разные профессии»

как

средство

воспитания

положительного

отношения

к

труду

у

второклассников.

Объект исследования

– проект

«Какие разные профессии» как

средство воспитания положительного отношения к труду у второклассников.

Предмет исследования

– особенности разработки проекта «Какие

разные профессии» как средство воспитания положительного отношения к

труду у второклассников.

Гипотеза исследования: воспитание положительного отношения к

труду у второклассников будет эффективным, если:

˗

учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности

детей младшего школьного возраста;

˗

проводить работу по воспитанию положительного отношения к

труду в рамках реализации проекта «Какие разные профессии».

Исходя из цели, определены задачи:

˗

провести

психолого-педагогический

анализ

воспитания

положительного отношения к труду у второклассников;

˗

проанализировать

содержание

форм,

методов

и

приемов

для

выявления уровня сформированности положительного отношения к труду у

второклассников;

˗

выявить уровень сформированности положительного отношения к

труду у второклассников;

˗

провести

организацию

опытно-экспериментальной

работы

по

воспитанию положительного отношения к труду у второклассников в

процессе проекта «Какие разные профессии»;

˗

провести

анализ

динамики

уровня

сформированности

положительного отношения к труду у второклассников.

Теоретико-методологической

основой

исследования воспитания

положительного отношения к труду у второклассников принадлежит таким

ученым в области педагогики Г.Н. Година, А.С. Макаренко, Я.А. Рожнев,

И.С. Синицын, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Д.В. Сергеева, Р.С.

Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие педагоги,

а изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги

прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев, В.И.

Казаренков, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С.Т.

Шацкий, Н.А. Щукина и др.

Методы

исследования

изучение

и

анализ

педагогической

литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,

контрольный), тестирование, математическая обработка полученных данных.

Теоретическая значимость исследования – уточнена актуальность

проектной деятельности при воспитании положительного отношения к труду

второклассников,

определены

особенности

трудового

воспитания

второклассников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и

апробации серии мероприятий при реализации проекта «Какие разные

профессии», который направлен на воспитание положительного отношения к

труду второклассников.

База эмпирического исследования - МКОУ гимназия г. Вятские

Поляны. В исследовании принимали участие учащиеся двух вторых классов.

В каждом классе общее количество учеников – 30 человек. В ходе нашей

работы один класс был определен как экспериментальный, а второй класс –

контрольный.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов.

1 этап – констатирующий. На данном этапе проведена первичная

диагностика уровня сформированности положительного отношения к труду у

второклассников. Для выявления уровня сформированности положительного

отношения к труду второклассников было использовано три методики.

1. Методика «Неоконченные предложения». Целью, которой является

определение уровня знаний детей о труде, значении труда, о собственных

возможностях, знаний профессий. Методика включает в себя четыре

неоконченных предложения.

2. Методика по выявлению уровня трудолюбия Г.А. Урунтаевой. Цель:

определение уровня трудолюбия младших школьников, уровня трудовой

мотивации.

3.

Методика «Оценочный лист». Ее цель: выявление особенностей

поведения детей в процессе труда, в коллективе, с товарищами по труду.

Результаты, полученные в констатирующем этапе, представлены в

таблице 1.

Таблица 1 – Результаты диагностики

Контрольный класс

экспериментальный класс

показатель

чел.

%

показатель

чел.

%

Высокий

16

54%

Высокий

7

23%

Средний

7

23%

Средний

15

50%

Низкий

7

23%

Низкий

8

27%

По результатам таблицы 1 можно сделать вывод, что в контрольном

классе

54%

учеников

имеют

высокий

уровень

сформированности

положительного отношения к труду, 23% имеют средний уровень и 23%

имеют низкий уровень.

В экспериментальном классе 23% учеников имеют высокий уровень

сформированности положительного отношения к труду, 50% имеют средний

уровень и 27% имеют низкий уровень.

Результаты представим на рисунке 1.

Высокий

Средний

Низкий

0%

20%

40%

60%

54%

23%

23%

23%

50%

27%

Уровень сформированности положительного

отношения к труду

Рисунок 1 – Результаты констатирующего этапа

По рисунку 1 видно, что больше детей, которые имеют высокий

уровень положительного отношения к труду, в контрольном классе. Детей,

которые имеют средний и низкий уровень положительного отношения к

труду больше в экспериментальном классе.

Анализ результатов показал, что устранить затруднения можно в

процессе реализации проекта «Какие разные профессии». Таким образом,

появились предпосылки для следующего этапа экспериментальной работы во

внеурочной деятельности.

2 этап – формирующий. В ходе которого организована работа по

повышению уровня сформированности положительного отношения к

труду у второклассников. В экспериментальном классе был реализован

проект «Какие разные профессии». Реализация проекта осуществлялась в

рамках внеурочной деятельности.

Для того, что бы сделать процесс формирования положительного

отношения к труду у второклассников во внеурочной деятельности были

использованы разные формы организации деятельности: игра, экскурсия,

беседа, фотовыставка, викторина, конкурсная программа.

3 этап – контрольный. На данном этапе осуществлена повторная

диагностика уровня сформированности положительного отношения к труду у

второклассников и проведен анализ полученных результатов.

На контрольном этапе была осуществлена повторная диагностика

уровня

сформированности

положительного

отношения

к

труду

у

второклассников и проведен анализ полученных результатов.

Таблица 2 – результаты диагностики контрольного этапа

контрольный класс

экспериментальный класс

показатель

чел.

%

показатель

чел.

%

Высокий

16

54%

Высокий

13

43%

Средний

7

23%

Средний

12

40%

Низкий

7

23%

Низкий

5

7%

По результатам таблицы 2 видно, что результаты контрольного класса

не изменились, а результаты экспериментального класса после проведения

опытно-экспериментальной

работы

по

воспитанию

положительного

отношения к труду у второклассников в процессе проекта «Какие разные

профессии» стали значительно лучше.

Сравнительную

характеристику

результатов

экспериментального

класса представим на рисунке 2.

констатирующий этап

контрольный этап

констатирующий этап

контрольный этап

контрольный класс

экспериментальный класс

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

54%

54%

23%

43%

23%

23%

50%

40%

23%

23%

27%

7%

Уровень сформированности положительного отношения к труду

высокий

средний

низкий

Рисунок 2 – Сравнительная характеристика результатов контрольного и

экспериментального классов

В экспериментальном классе количество детей, имеющих высокий

уровень

положительного

отношения

к

труду

увеличилось

на

17%.

Количество детей со средним уровнем снизилось на 10%, а так же снизилось

количество детей, имеющий низкий уровень.

Таким образом, реализация проекта «Какие разные профессии»

доказала свою эффективность.



В раздел образования