Автор: Косова Лия Павловна
Должность: учитель профессионально-трудового обучения
Учебное заведение: ГОУ ТО"ТОЦО"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала:
Тема: Рабочая программа по учебному предмету «Углубленная трудовая подготовка» (швейное дело) 10 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
Раздел: среднее образование
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
Утверждено
приказом от 31.08.2021 г. №01-20/145
Рабочая программа
по учебному предмету
«Углубленная трудовая подготовка»
(швейное дело)
10 класса
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(легкой умственной отсталостью)
на 2021-22 учебный год
Количество часов в неделю:18
Количество часов за год:
612
Составил:
учитель Косова Лия Павловна
Рассмотрена на
заседании ШМО
учителей профессионально-трудового
обучения
протокол № 1 от _28.
08.2021_____г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР:
________________ /Бакулина Е.А./
2021
Пояснительная записка
Рабочая
программа
предусматривает
подготовку
учащихся
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
для
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) к самостоятельному
выполнению заданий по пошиву белья и легкого платья.
Рабочая
программа
предусматривает
подготовку
учащихся
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
для
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) к самостоятельному
выполнению заданий по пошиву белья и легкого платья.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Нормативно-правовую базу разработки Рабочей программы с 10 класса
составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденный приказом Минобразования России от 05.06.2017 №1089 (ред. от
07.06.2017);
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01. 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
"Гигтенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с СанПин 1.2.3685-
21. "Санитарные правила и нормы » (Зарегистрировано в Минюсте России
29.01.2021 №62296);
Учебный план, утвержденный приказом Минобразования России от 10 апреля
2002 г.
№ 29/2065-п
«Об
утверждении
учебных
планов
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.05.2020 г. №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Адаптированная
общеобразовательная
программа
отделения
№1
для
обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью интеллектуальными
нарушениями (5-10 классы) от 30.08.2018 г. приказ № 298/02-03 по ГОУ ТО
«ТОЦО»;
учебный план
ГОУ ТО «ТОЦО» для обучающихся, соответствующих
варианту обучения;
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
УМК
Технология. Швейное дело. 9 класс: учеб. для спец .(коррекц.)
образоват.
учреждений VIII вида/
Г.Б Картушина, Г.Г.Мозговая. – 6-е изд. – М.:
Просвещение, 2012.
Планируемые результаты изучения предмета «Швейное дело» в 10 классе.
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной
цели современного образования — введения обучающихся с умственной
отсталостью в культуру, овладение ими социально - культурным опытом.
Личностные результаты:
- овладение навыками адаптации в развивающемся окружающем мире;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в социальных
ситуациях;
- наличие мотивации к творческому труду;
- формирование эстетических потребностей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному
анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того,
выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления,
благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их
социальной
адаптации
и
обеспечивает
им
в
определенной
степени
самостоятельность в быту.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают
освоение
обучающимися
знания
и
умения,
специфически
для
каждой
образовательной области, готовность их применения.
К концу 10 класса учащиеся должны знать:
-строение и основные свойства хлопчатобумажных, льняных, синтетических и
искусственных тканей, их применение;
-виды переплетений, основные механизмы швейной машины; название деталей и
контурных срезов изделия;
-последовательность пошива изделия с прямыми, закругленными срезами;
-пооперационное разделение труда;
-последовательность
соединения
основных
деталей
изделий,
эстетические
требования к одежде.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать хлопчатобумажные, льняные, синтетические и искусственные
ткани:
-работать на универсальной швейной машине:
-выполнять все машинные швы:
-составлять план пошива изделия, описывать фасоны изделия, анализировать
качество выполненного изделия:
-выполнять межоперационный контроль:
Программа 10 класса определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный
уровень
освоения
предметных
результатов
не
является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный
уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный
уровень:
должны
знать.
Достаточный уровень: должны знать.
- правила организации рабочего места;
-виды трудовых работ;
-название и свойство материалов,
-название технологических операций;
-название инструментов, их устройство;
- правила техники безопасности;
-выполнять изделия по инструкции,
чередующие показом;
-владеть
элементарными
технологическими приёмами.
-
правила
рациональной
организации
труда,
включающие
в
себя
упорядоченность
действий
и
самодисциплину;
-уметь
находить
необходимую
для
выполнения
работы
информацию
в
материалах учебника, рабочей тетради;
- составлять план работы над изделием с
опорой
на
предметно-операционные,
графические
планы
и
действовать
в
соответствии
с
ними
в
процессе
изготовления изделия;
-
осуществлять
текущий
контроль
выполнения практических действий и
корректировку
хода
практической
работы;
- оценивать своё изделие и устанавливать
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми
действиями
и
их
результатами.
Критерии и нормы оценки, умений и навыков, обучающихся по швейному
делу.
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при
оценочном суждении следующие моменты:
Качество
изготовленного
школьником
объекта
работы
и
правильность
применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном
объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной
терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала
допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно,
применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала
имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись
дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки,
свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при
применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью
соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются
замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям.
Работа выполнена самостоятельно.
Оценка
«3» ставится
ученику,
если
качество
выполненной
работы
не
соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью
учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
1.
Контроль приобретенных учащимися знаний и умений осуществляется в форме
проведения самостоятельных работ и анализа их качества в конце каждой
четверти после проведения практического повторения в 10 классе.
2.
За учебную четверть и за год знания и умения, обучающиеся оцениваются одной
оценкой.
3.
По итогам обучения выпускники 10 класса проходят государственную итоговую
аттестацию (ГИА) в виде экзамена, в ходе которого выполняют практическое
задание по пошиву экзаменационного изделия, отвечают на теоретические
вопросы билетов изделия. По итогам экзамена обучающимся выставляются
оценки:
- за выполненную практическую работу;
- за ответы на теоретические вопросы билетов;
- итоговая оценка выставляется с учетом годовой оценки по предмету.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него
уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной
и социальной частей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил
поведения в классе, в коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в обществе;
-положительное отношение к окружающей действительности, способность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Регулятивные базовые учебные действия:
-входить и выходить в мастерскую со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами)
-организовывать рабочее место;
-принимать
цели
и
произвольно
включаться
в
деятельность,
следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку
деятельности,
оценивать
ее
с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь выполнять работы с нитями, тканью, клеем;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных,
электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель - класс):
- по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Педагогические технологии и методы:
Формы организации образовательного процесса:
- Урок,
- Практическая работа,
- Самостоятельная работа,
- Фронтальная работа.
Основные технологии:
- Личностно-ориентированное,
- Деятельностный подход,
- Уровневая дифференциация,
- Информационно-коммуникативные,
- Здоровьесберегающие,
- Игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог).
Работа с книгой.
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку,
наглядному изображению.
- Самостоятельная работа
- Работа по карточкам.
- Работа по плакатам.
- Составление плана работ, планирование последовательности операций по
технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- Демонстрация натуральных объектов;
-ИТК
-Дифференцирование, разноуровневое обучение;
-Наглядные пособия, раздаточный материал;
-Создание увлекательных ситуаций;
-Занимательные упражнения;
-Экскурсии;
-Декады трудового обучения;
-Участие в конкурсах;
-Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Сетка часов
Предмет
Количество
часов
в неделю
Количество
часов
по
четвертям
Количество
часов
за год
I
II
III
IV
Профессионально-трудовое
обучение
18
144 126 180 162
612
Содержание учебного предмета.
10 класс
I четверть 144 часа
Вводное занятие. Задачи обучения в 10 классе. Ознакомление с планом работы
на четверть. Закрепление рабочих мест. Правила Т.Б. при работе в швейной
мастерской.
Безопасность труда и пожарная безопасность на рабочих местах.
Требования безопасной работы в мастерской и на производстве. Санитарно-
гигиенические требования при работе в мастерской. Основные правила
электробезопасности.
Правила работы с электроутюгом.
Экскурсия:
№1
Посещение швейного предприятия с целью ознакомления с организацией
производства.
Макраме.
Изделия:
Кашпо. Браслеты «Шамбола». Подвеска для ключей.
Теоретические сведения. Вводное занятие. История возникновения макраме.
Приспособления и материал для макраме.
Материалы для плетения. Нити – шелковая крученая, суровая, ковровая, х.б,
льняная, синтетическая; шнуры – шторный, синтетический, шелковый,
крученый, кордовый, льняной; сутаж, тесьма,кордовая леска, пеньковая
веревка, сезаль.
Приспособления для плетения: Полумягкая подушка,Струбцины, Валик.
Приспособления и инструменты: швейные булавки, ножницы, сантиметровая
лента, клей, крючок и иголка с большим ушком. Расчет длины нити. Название
нитей: Основа.Рабочая нить.
Умения.Крепление нитей на основу «Замочком налицо». Расширенное
крепление
нити «Замочком
налицо».
Крепление
нитей
«
Замочком
наизнанку».
Расширенное крепление нити «замочком наизнанку».
Практическая работа: Отработка способов навешивания нитей.
Изделие: Браслет.
Плетёные косички.
Плоская косичка из 1 нити,из 3 нитей, плосая косичка из 4 нитей, плосая
косичка из 5 ,7 нитей, плосая косичка из 6 нитей. Круглая косичка.
Практическая работа: Отработка навыков плетения косичек. Плетение
браслетов.
Основы узелкового плетения:
Основные узлы:
Плоский узел: одинарный плоский узел (правый и левый). Двойной плоский
узел. Тесьма из двойных плоских узлов.Спиральная цепочка. Квадратный
узел. Цепочка из квадратного узла.
Практическая работа Декоративное кашпо из основных узлов.
Репсовый узел. Бриды: с наклоном вправо, с наклоном влево, горизонтальная
брида.
Удлинение узелковой основы и плетущих нитей при плетении поверхностей
из брид.
Умение: Выполнение образцов этих узлов, цепочки из основных узлов.
Удлинение плетущих нитей и узелковой основы.
Прием окончания работы.
Кисти и бахрома. Простая кисть,несколько кисточек в одну, кисть « снопик»,
кисть « одуванчик», кисть по спирали.
Практическая работа. Браслеты «Шамбола». Подвеска для ключей.
Вышивка гладью.
Изделие: Отделка на изделии.
Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного
изделия. Виды вышивки ( гладь). Инструменты и приспособления для
вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.
Умение. Вышивка гладью. Перевод рисунка на ткань
Практическая работа. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на
ткань. Выполнение гладьевых стежков.
ГОТОВЫЕ ВЫКРОЙКИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАПРАВЛЕНИЯХ
МОДЫ. РАБОТА С ЖУРНАЛОМ МОД.
Теоретические сведения. Направление моды. Журналы мод. Особенности
приложения журналов мод. Дополнительные сведения к раскрою.
Практическая работа. Снятие мерок для плечевых и поясных изделий.
Таблица размеров. Определение своего размера по таблице журнала мод.
Работа с журналом мод. Определение номера модели в журнале мод.
Описание фасона. Нахождение в приложении эскиза модели и данных. Расход
ткани для данной модели. Определение контура линий выкройки. Анализ
уменьшенного чертежа. Выбор фасона. Перевод выкройки на свой размер.
Маркировка выкройки.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТКАНЕЙ.
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Натуральные
волокна. Волокна тканей растительного происхождения. Волокна тканей
животного
происхождения.
Химические
волокна:
синтетические
и
искусственные Их получение. Ассортимент тканей. Учет особенностей.
Правила ВТО всех видов тканей: хлопчатобумажных, льняных и шелковых,
шерстяных.
Особенности
ВТО
синтетических
тканей,
искусственных.
Технические свойства синтетических, искусственных тканей. Их определение.
Практическая работа.
Составление коллекции образцов х/б, льняных,
шерстяных, синтетических, искусственных тканей.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ПЛЕЧЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ. МОДЕЛИРОВАНИЕ
ИЗДЕЛИЙ.
Изделие: Блузка с воротником и рукавом.
Теоретические сведения. Фасоны блузки. Снятие мерок. Выбор фасона с
учетом фигуры. Моделирование воротников, рукавов. Ткани их основные
свойства. Использование прокладочных материалов. Правила раскроя изделия.
Детали блузки. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой изделия. Проверка и
порядок подготовки деталей кроя к обработке.
Маркировка деталей. Припуски на швы. Анализ деталей.
Умения. Составление плана пошива. Ориентировка в задании по образцу.
Практическая работа. Технология пошива блузки. Технология обработки
вытачки, рельефов в блузке. Технология обработки отдельных узлов и деталей
блузки. Обработка застежки, складок, подборта. Выполнение их на образце.
Влажно-тепловая обработка деталей и узлов в изделии (вытачек, застежки,
складок,
подборта).
Сметывание
деталей
изделия.
Примерка
блузки.
Исправление дефектов после примерки. Пошив блузки. Обработка срезов.
Обработка отдельных узлов и деталей. Современные технологии по обработке
воротника. Виды обработки горловины. Соединение воротника с горловиной
путем вкладывания воротника между полочкой и подбортом. Выполнение на
образцах рукавов или пройм. Правила соединения. Правила ВТО рукавов и
пройм. Обработка петель. Анализ качества.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
Виды работы.
Пошив блузки с воротником и рукавом по выбору.
Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением
труда.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№1. Обработка отложного воротника.
II ЧЕТВЕРТЬ(144часа)
Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы на четверть. Проверка оборудования. Правила
Т.Б. при работе в швейной мастерской.
Предварительное ознакомление с
квалификационными экзаменами
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ.
Теоретические сведения.
Силуэт в одежде.
Комплект в одежде. Основные условные линии фигуры. Дефекты фигуры.
Основные законы взаимодействия одежды с внешним обликом человека.
Практическая работа: Снятие мерок. Мерки изделия. Определение вида
фигуры по осанке. Моделирование фасона. Моделирование одежды с учетом
телосложения и возраста.
ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ В ПОЯСНЫХ ИЗДЕЛИЯХ. СОВРЕМЕННЫЕ
СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ
Теоретические сведения. Нанесение фасонных линий на основу выкройки.
Гармония цвета.
Учет рекомендаций по выбору фасона. Виды застежек в поясных изделиях.
Особенности обработки застежки в изделиях. Применение тесьмы молния.
Практическая работа. Обработка застежки в поясных изделиях. Анализ
качества застежки в сравнении с образцами.
ОБРАБОТКА
ВЕРХНЕГО
СРЕЗА
ПОЯСНОГО
ИЗДЕЛИЯ
СОВРЕМЕННЫМИ СПОСОБАМИ.
Изделие: Юбка.
Теоретические сведения
Способы обработки верхнего среза поясного
изделия. Способы обработки верхнего среза поясного изделия притачным
поясом.
Технология обработки верхнего среза подкройной обтачкой.
Ориентировка в задании по образцу и рисунку.
Выполнение на образце обработки верхнего среза подкройной обтачкой, косой
обтачкой.
Умения. Ориентировка в задании по образцу.
Практическая работа. Способы застегивания пояса. Зависимость размера
петли от диаметра пуговицы.
Выполнение на образце петли. Виды обработки срезов швов. Ручные стежки.
Обработка срезов швов на машине «зиг-заг», оверлок, шов вподгибку.
Обработка срезов тесьмой, окантовочным швом.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ПОЯСНЫХ ИЗДЕЛИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Изделие: Юбка.
Теоретические сведения. Фасоны юбок. Изучение инструкции по описанию
фасона. Ткани, применяемые для пошива юбок.
Мерки. Снятие мерок. Выбор фасона и ткани для юбок. Моделирование
фасона.
Перевод выкройки из журнала мод. Название деталей и контурных срезов.
Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка выкройки на ткани.
Умения. Ориентировка в задании по образцу.
Практическая работа. Раскрой юбки. Подготовка деталей кроя к пошиву.
Пооперационный пошив изделия. Составление плана пошива юбки. Правила
обработки вытачек. Обработка вытачек на образце. ВТО вытачек на юбке.
Соединение деталей. Примерка. Исправление дефектов после примерки.
Пошив: ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА ВТО швов.
Пошив: Обработка застежки в юбке. Обработка верхнего среза юбки
притачным поясом. Обработка верхнего среза юбки. Способы обработки
нижнего среза юбки.
Выполнение образцов обработки нижнего среза юбки. Анализ качества.
Современные способы обработки петель на краеобметочной машине.
Разметка петель.
Подбор ниток для обработки петель. Выполнение воздушных петель.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
Виды работы.
Пошив юбки по выбору. Выполнение заказов базового
предприятия с пооперационным разделением труда.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№2. Обработка верхнего среза притачным
способом.
III ЧЕТВЕРТЬ (180часов).
Вводное занятие.
Устройство и работа промышленной универсальной швейной машины.
Теоретические
сведения.
Профессия
швеи
ее
роль,
важность
и
необходимость в обществе. Ознакомление с планом работы на четверть.
Правила Т.Б. при работе в швейной мастерской.
Классификация швейных машин. Универсальные швейные машины.
Виды выполняемых работ на универсальной швейной машине.
Детали и основные механизмы универсальной швейной машины.
Приспособления к
универсальной швейной машине. Заправка нитей.
Регулировка строчки. Простейшие приемы натяжения верхней и нижней
нитей.
Тренировочные упражнения по регулировке нитей. Виды строчек.
Специализированные швейные машины, виды характеристики и назначение.
Швейные автоматы и полуавтоматы. Работа на швейной машине.
Устройство краеобметочной швейной машины. Электропривод, заземление
машины. Правила безопасности.
Упражнения. Тренировочные упражнения на швейной машине. Пуск и ее
остановка, регулировка, заправка.
Практическая работа. Подбор нитей и игл для работы. Машинная игла
Установка машинной иглы.
Машинная закрепка. Уход за швейной машиной. Законодательство по охране
труда. Электробезопасность в швейных цехах. Безопасность труда при ВТО
изделия на рабочих местах, при выполнении машинной операции.
Экскурсия № 2
Ознакомление с организацией производств, с массовым
пошивом одежды, с плановым заданием.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА БРЮК. МОДЕЛИРОВАНИЕ БРЮК.
Изделие: Брюки.
Теоретические сведения. Фасоны брюк. Ткани для пошива. Прокладочный
материал. Мерки. Снятие мерок.
Перевод выкройки брюк из журнала мод. Моделирование фасона брюк.
Детали и контурные срезы брюк. Правила раскроя. Подготовка ткани к
раскрою.
Раскладка выкройки на ткани раскрой брюк. Подготовка кроя брюк к
пошиву.
Умения. Ориентировка в задании по образцу. Составление плана пошива в
процессе беседы.
Раскрой изделия. Обработка отдельных узлов и деталей изделия.
Пошив: сметывание деталей изделия. Примерка. Устранение дефектов.
Пооперационный пошив изделия. Обработка срезов.
Практическая работа. Технология пошива брюк. Швы, применяемые при
пошиве брюк.
Использование современной технологии. Обработка отдельных узлов и
деталей.
Обработка застежки в брюках.
Обработка верхнего среза, подкройной обтачкой, косой обтачкой, корсажной
лентой.
Способы обработки нижнего среза брюк: машинной строчкой, эластичной
тесьмой, термообработкой. Соединение деталей брюк. Проведение примерки.
Исправление дефектов. Пооперационный пошив брюк.
Обработка шаговых и боковых срезов. ВТО срезов. Обработка застежки.
Обработка верхнего среза по выбору и фасону. Петли. Правила обработки
петель.
Пришивание пуговиц. ВТО изделия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
Виды работы. Пошив брюк. Выполнение заказов базового предприятия с
пооперационным разделением труда.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3. Пошив: Обработка кармана.
IY ЧЕТВЕРТЬ( 162 часа).
Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы на четверть. Правила Т.Б. при работе в
швейной мастерской.
Сообщение и ориентировка учащихся на предстоящие квалификационные
экзамены. Правила поведения в мастерской.
СВЕДЕНИЯ О ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Теоретические сведения.
Кодекс законов о труде. Основные права и
обязанности рабочих и служащих.
Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового
договора.
Отстранение от работы. Трудовая дисциплина и охрана труда. Рабочее время
и время отдыха. Заработанная плата. Труд молодежи.
Умения.
Тренировочные
упражнения
по
вопросам
трудового
законодательства.
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ
ПО
ИЗГОТОВЛЕНИЮ
ИЗДЕЛИЙ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРОМЫШЛЕННОЙ
ТЕХНОЛОГИИ
Изделие: по выбору. Определение и выбор изделия. Изготовление эскиза.
Выбор фасона отделки и ткани. Работа с журналом мод. Расчет расхода ткани
для данного изделия.
Способы и приемы раскладки выкройки на ткани. Раскладка выкройки на
ткани.
Раскрой изделия. Подготовка кроя изделия к пошиву.
Разметка всех контурных линий и точек соединения деталей.
Составление плана пошива.
Умения. Ориентировка в задании по техническим условиям.
Практическая
работа.
Использование
современной
промышленной
технологии при пошиве. Примерка. Исправление дефектов после примерки.
Пооперационный пошив изделия.
Обработка отдельных узлов и деталей изделия. Обработка вытачек. Обработка
застежки. Обработка воротника. Обработка рукавов. Обработка нижнего
среза. Фурнитура.
Разметка петель. Правила выполнения петель. Практическая работа по
обработке петель. Разметка для пришивания пуговиц. Пришивание пуговиц.
Подбор ниток. ВТО изделия. Контроль над пошивом изделия. Контроль
отдельных узлов. Складывание по стандарту. Анализ качества.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
Виды работы. Повторение и закрепление материала по выбору. Подготовка к
квалификационным экзаменам.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№4. Обработка манжеты.