Напоминание

интегрированный урок


Автор: Трибунская Ирина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов.
Учебное заведение: Новосибирск, МАОУ "Лицей 176".
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Предложение. Деревья зимой
Тема: интегрированный урок
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Предложение. Деревья зимой».

Цель:

Знакомство учащихся с приспособленностью растений к зимовке;

Углубление понятия о взаимосвязи живой и неживой природы;

Задача:

Закрепить понятие о построении схемы предложения. Обучать поиску

доказательств.

Развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать

словарный запас учащихся.

Воспитывать умение слушать, умение вести диалог, бережное

отношение к природе.

Форма урока: Урок-путешествие.

Тип урока: Комбинированный.

Формы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: Словесный, игровой, наглядный, исследовательский,

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, три

облачка, словарные слова, бескозырки, таблица, телеграмма, стихотворение

«Деревья зимой», названия деревьев на карточках, вопросы на листочках,

плакат с силуэтами деревьев и листы бумаги в виде снежных шапок, текст,

«снежный ком».

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш открытый урок. Ребята, сегодня у нас гости.

Встаньте, повернитесь к ним лицом и мысленно пожелайте всем

отдохнуть на нашем уроке.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Мне хотелось бы, чтобы наш урок прошел сегодня в атмосфере добра,

дружбы и взаимопомощи.

Ребята, посмотрите внимательно на облачко, (на доске три облачка: бледно-

голубое, голубое, серо-голубое).- Какое вам больше нравится? (ответы

детей).

- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

- Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех, потому что

сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

Сегодня во время путешествия мы встретимся с новыми словами, которые

употребляют в своей речи моряки. (Фрегат, бухта, мыс, остров).

(Объяснение значения этих слов, дети записывают слова в словарь).

Сейчас мы отправимся в плавание на музейном экспонате, парусном фрегате,

по морю Вопросов к чудесному острову, который называется Остров

Фантазии. А во время путешествия я предлагаю вам заняться исследованием.

- Что значит «исследовать»?

- Как вы себе это представляете?

(Исследовать – значит разгадать тайны природы, окружающего мира, в

том числе и языка. Научиться исследовать – значит самостоятельно

узнавать новое).

Итак, усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь (дети надевают

бескозырки, учитель – фуражку капитана).

Девиз урока:

На уроке не болтать,

Время даром не терять.

Нужно многому учиться,

Это в жизни пригодится.

Жужжащие чтение (3 минуты).

1-ая остановка «Мыс Познания».

Внимательно посмотрите на данную запись и скажите, что нам нужно

сегодня исследовать на уроке?

*

*

*

*

*

*

*

Д П Р Е Е Р Д Л Е О В Ь Ж Е Я Н И Е

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Как вы определили эти слова?

(Вначале соединили буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединили

буквы, у которых точки стоят внизу).

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как зимуют деревья. Одновременно

повторим изученное нами о предложении.

- Как любому исследователю, вам пригодится внимание, сосредоточенность,

дружелюбие.

Классификация слов.

- Ребята, сегодня перед уроком к нам поступила странная телеграмма.

Прочитайте ее.

Телеграмма:

Холодно нам, холодно!

Но надеемся дотерпеть до весны и порадовать вас первой зеленью.

Береза. Осина. Тополь.

Трудно приходится деревьям зимой. Вот как описывает поэт Дудин деревья в

зимнее время в своем стихотворении «Деревья зимой»:

Деревья зимою,

Деревья зимой

Пронизаны ветром

И стужей самою.

И старые сосны,

И острые ели

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

В пурге по колени,

Буранами гнутся,

Вершинами машут.

Сдают?

Не сдаются!

С приходом зимы стало холодно. Покрытые снежными кружевами деревья

оцепенели в зимнем сне. В трудную пору жизнь отлично может притвориться

мертвой. Замерзли травы, кусты и деревья. Но сдались ли они морозам и

метелям? Погибли ли они? (Нет, они живые).

Прочитайте слова, записанные на доске. Что вы можете сказать о них?

На доске написаны слова:

(Общее: Это название деревьев; в единственном числе; обозначают

предметы; имена нарицательные; неодушевленные; отвечают на вопрос

«что?»; живая природа).

На какие группы можно разделить данные слова?

1.

Односложные, двусложные, трехсложные;

2.

С ударением на 1-м слоге и на 2-м слоге;

3.

Слова женского рода и мужского;

4.

Лиственные деревья и хвойные.

Работа в тетрадях.

Минутка чистописания:

П Т У В А Л И Ш

Повторим правильное написание некоторых букв и их правильное

соединение. Обратите внимание на то, чтобы все элементы букв были

одинаковой высоты и одинакового наклона.

Зрительно-слуховой пятиминутный диктант.

Наступила весна. Светит солнце. Веет ветерок. Тает снег. Появились

проталинки.

Итак, путешествие продолжается по морю вопросов. Не успели мы отплыть,

а вопросы так и посыпались.

Работа в парах.

Вопросы на листочках у каждого на парте, один ученик отвечает на вопрос,

другой приводит пример.

- Назовите, какие части речи вы знаете?

- Из чего состоит наша речь?

- Что выражает предложение?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Из чего состоят предложения?

2-ая остановка «Бухта Сравнений».

Изучение нового материала.

Вы, ребята, молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы, сказали о

деревьях, растущих в наших лесах.

- А знаете ли вы, как зимуют деревья?

- Что изменяется в жизни лиственных и хвойных деревьев с приходом зимы?

1.

С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений

деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их

с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло.

2.

С поверхности листьев испаряется влага. Если бы деревья не

сбрасывали листву, то и в зимний период листья продолжали бы

испарять влагу, которую корни деревьев не смогли бы восполнить из-за

промерзания почвы.

3.

Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет

почву и корни от промерзания.

4.

Под тяжестью снега ломались бы ветви.

- Почему у хвойных деревьев не опадает хвоя?

(У хвойных деревьев тоже происходит листопад, но постепенно, не сразу.

Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда остаются зелеными).

- Может ли мороз погубить деревья?

(Может. Но у каждого дерева есть «панцирь», защищающий дерево от

морозов. Под корой отмирают клетки и образуют пробковую ткань. Пробка

не пропускает ни воду, ни воздух).

- Какие деревья чаще погибают от мороза, старые или молодые?

(Молодые, потому что в них тонкие пробковые слои).

- Известно, что заботливые садоводы специально пригибают к земле

фруктовые деревья и укрывают их снегом. Зачем они это делают?

(Снег – лучшая защита от холода).

Повторение пройденного материала о предложении.

Мы сейчас плывем по «Берегу Ошибок».

Вы хорошие исследователи! Вы прекрасно обосновали свои ответы. А что вы

использовали для выражения своих мыслей? (Предложения).

Ребята, а не кажется ли вам наш лес странным, не замерзнут ли деревья?

Давайте лес превратим в зимний. Наденьте на деревья зимние шапки и

варежки.

Но зимний наряд не простой. На каждом снежном уборе написаны слова.

Можно ли данную группу слов назвать предложением? (Нет).

- Почему? Что вы знаете о предложении?

1.

В предложении слова связаны по смыслу.

2.

Первое слово пишется с большой буквы.

3.

В конце предложения ставится знак препинания.

4.

Предложение выражает законченную мысль.

- Наденьте зимний наряд так, чтобы получилось предложение. Что нужно

сделать, чтобы получилось предложение? (На доске прикреплён плакат с

силуэтами деревьев. Отдельно в виде снежных шапок имеются листы

бумаги с написанными на них словами: лес, под, зимний, дремлет, снежное,

покрывало).

(Изменить слова).

- Какая часть слова помогает изменить слова? (Окончание).

- Что называется окончанием? (Окончание – изменяемая часть слова, она

служит для связи слов в предложении).

- Подберите синоним к слову «дремлет». (Спит).

- Что называется синонимами? (Слова одинаковые по значению, но разные по

написанию).

- Постройте схему к данному предложению. Определите грамматическую

основу данного предложения.

- Какие члены входят в грамматическую основу? (Главные члены

предложения – подлежащие и сказуемое).

На доске открывается текст, в котором допущено множество ошибок. Нужно

найти их, исправить и объяснить правописание орфограмм.

Весело в палях пистреют цвиты. Висной паляна накрывается кавром из

цвитов и тровы. Рядом пратикает рыка на биригу растут диревья.

Дети исправляют ошибки и записывают текст.

И опят наш фрегат несет нас по морю Вопросов вперед прямо к Острову

Фантазий!

- Ребята, а ну-ка посмотрите в свои бинокли, что вы видите на острове?

(Дети фантазируют).

Высаживаемся и гуляем по острову (под музыку физминутка).

А теперь высаживаемся на свои места, и наш фрегат отплывает от острова.

3-ая остановка «Бухта Отдыха».

Проводится игра «Узнай предмет по его признаку».

1.

Куртка, пруд, стул.

2.

Вечер, река, стол.

3.

Сугроб, земля, ступенька.

4.

Озеро, тугай, чай.

Игра заключается в следующем: я называю прилагательное, а каждый из вас

должен правильно выбрать имя существительное, которое к нему подходит,

составить словосочетание и указать род. Кто ошибается, тот выбывает из

игры (временно снимает бескозырку).

Победители остаются в бескозырках.

- Отдохнули мы хорошо, а теперь наше путешествие продолжается.

4-ая остановка «Мыс Задумчивости».

- с какой целью высаживают кустарники и деревья на окраинах полей?

(Чтобы снега на полях задерживалось больше. Зимой снег согревает озимые

хлеба, а весной растаявший снег увлажняет почву и растения хорошо

растут).

- Посмотрите, какой снежный ком задержало одно из деревьев в лесу. На нем

зашифровано предложение. Составьте из слов предложение.

- Какое оно должно быть по цели высказывания? (Вопросительное).

- Прочитайте выразительно получившиеся предложения, соблюдайте

интонацию, докажите, что это действительно предложение. (Предложение

содержит вопрос).

Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно посмотри на деревья в лесу.

Две соседки – осины обглоданы, да по-разному. Кто тут был?

Кто обглодал осины?

(Низко над землей кору осины обглодал зверь небольшого роста – заяц. У

второй осины был зверь высокий – лось).

- Кто затащил грибы на деревья и насадил их на сучок? (Белка).

- В коре старой березы видны одинаковые граненые дырочки,

расположенные кольцами. Чья это работа? К чему она? (Дятел, он находит

под корой насекомых).

Зимой ель – самое доброе лесное дерево. Месяцами может кормить она и

белку, и дятла, и клеста. Много вкусных семян находят они в еловых

шишках.

Если бы звери и птицы могли говорить на языке людей, как вы думаете, что

бы они сказали деревьям?

Придумайте предложение по схеме, изображенной на доске.

Какое это предложение по цели высказывания? (Восклицательное.

Выражает благодарность).

- Почему после первого слова в предложении стоит запятая? (Это

обращение).

(Деревья, благодарим вас за помощь!).

Итог урока.

И вот наш фрегат достиг последней точки нашего путешествия. Мы

подплываем к «Мысу Итогов».

- Понравился ли вам урок? Ребята, что интересного вы взяли для себя с

сегодняшнего урока?

- Чем необычен был наш урок?

- Какие новые слова вы узнали во время нашего путешествия?

Итак, ответили ли мы на наш проблемный вопрос, который мы с вами

исследовали?

Оценивание учащихся. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Веселое путешествие» или на листочках

нарисовать свои впечатления и наблюдения, которые они видели на острове.

Интегрированный урок по русскому языку

по познанию мира

на тему:

«Предложение. Деревья зимой».

Учитель: Трибунская И.В.

СШ № 13



В раздел образования