Автор: Трибунская Ирина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов.
Учебное заведение: Новосибирск, МАОУ "Лицей 176".
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Предложение. Деревья зимой
Тема: интегрированный урок
Раздел: начальное образование
Тема: «Предложение. Деревья зимой».
Цель:
Знакомство учащихся с приспособленностью растений к зимовке;
Углубление понятия о взаимосвязи живой и неживой природы;
Задача:
Закрепить понятие о построении схемы предложения. Обучать поиску
доказательств.
Развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать
словарный запас учащихся.
Воспитывать умение слушать, умение вести диалог, бережное
отношение к природе.
Форма урока: Урок-путешествие.
Тип урока: Комбинированный.
Формы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Словесный, игровой, наглядный, исследовательский,
частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, три
облачка, словарные слова, бескозырки, таблица, телеграмма, стихотворение
«Деревья зимой», названия деревьев на карточках, вопросы на листочках,
плакат с силуэтами деревьев и листы бумаги в виде снежных шапок, текст,
«снежный ком».
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок на наш открытый урок. Ребята, сегодня у нас гости.
Встаньте, повернитесь к ним лицом и мысленно пожелайте всем
отдохнуть на нашем уроке.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Мне хотелось бы, чтобы наш урок прошел сегодня в атмосфере добра,
дружбы и взаимопомощи.
Ребята, посмотрите внимательно на облачко, (на доске три облачка: бледно-
голубое, голубое, серо-голубое).- Какое вам больше нравится? (ответы
детей).
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
- Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех, потому что
сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?
Сегодня во время путешествия мы встретимся с новыми словами, которые
употребляют в своей речи моряки. (Фрегат, бухта, мыс, остров).
(Объяснение значения этих слов, дети записывают слова в словарь).
Сейчас мы отправимся в плавание на музейном экспонате, парусном фрегате,
по морю Вопросов к чудесному острову, который называется Остров
Фантазии. А во время путешествия я предлагаю вам заняться исследованием.
- Что значит «исследовать»?
- Как вы себе это представляете?
(Исследовать – значит разгадать тайны природы, окружающего мира, в
том числе и языка. Научиться исследовать – значит самостоятельно
узнавать новое).
Итак, усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь (дети надевают
бескозырки, учитель – фуражку капитана).
Девиз урока:
На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Нужно многому учиться,
Это в жизни пригодится.
Жужжащие чтение (3 минуты).
1-ая остановка «Мыс Познания».
Внимательно посмотрите на данную запись и скажите, что нам нужно
сегодня исследовать на уроке?
*
*
*
*
*
*
*
Д П Р Е Е Р Д Л Е О В Ь Ж Е Я Н И Е
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Как вы определили эти слова?
(Вначале соединили буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединили
буквы, у которых точки стоят внизу).
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как зимуют деревья. Одновременно
повторим изученное нами о предложении.
- Как любому исследователю, вам пригодится внимание, сосредоточенность,
дружелюбие.
Классификация слов.
- Ребята, сегодня перед уроком к нам поступила странная телеграмма.
Прочитайте ее.
Телеграмма:
Холодно нам, холодно!
Но надеемся дотерпеть до весны и порадовать вас первой зеленью.
Береза. Осина. Тополь.
Трудно приходится деревьям зимой. Вот как описывает поэт Дудин деревья в
зимнее время в своем стихотворении «Деревья зимой»:
Деревья зимою,
Деревья зимой
Пронизаны ветром
И стужей самою.
И старые сосны,
И острые ели
Встают, как солдаты,
Навстречу метели.
В пурге по колени,
Буранами гнутся,
Вершинами машут.
Сдают?
Не сдаются!
С приходом зимы стало холодно. Покрытые снежными кружевами деревья
оцепенели в зимнем сне. В трудную пору жизнь отлично может притвориться
мертвой. Замерзли травы, кусты и деревья. Но сдались ли они морозам и
метелям? Погибли ли они? (Нет, они живые).
Прочитайте слова, записанные на доске. Что вы можете сказать о них?
На доске написаны слова:
(Общее: Это название деревьев; в единственном числе; обозначают
предметы; имена нарицательные; неодушевленные; отвечают на вопрос
«что?»; живая природа).
На какие группы можно разделить данные слова?
1.
Односложные, двусложные, трехсложные;
2.
С ударением на 1-м слоге и на 2-м слоге;
3.
Слова женского рода и мужского;
4.
Лиственные деревья и хвойные.
Работа в тетрадях.
Минутка чистописания:
П Т У В А Л И Ш
Повторим правильное написание некоторых букв и их правильное
соединение. Обратите внимание на то, чтобы все элементы букв были
одинаковой высоты и одинакового наклона.
Зрительно-слуховой пятиминутный диктант.
Наступила весна. Светит солнце. Веет ветерок. Тает снег. Появились
проталинки.
Итак, путешествие продолжается по морю вопросов. Не успели мы отплыть,
а вопросы так и посыпались.
Работа в парах.
Вопросы на листочках у каждого на парте, один ученик отвечает на вопрос,
другой приводит пример.
- Назовите, какие части речи вы знаете?
- Из чего состоит наша речь?
- Что выражает предложение?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Из чего состоят предложения?
2-ая остановка «Бухта Сравнений».
Изучение нового материала.
Вы, ребята, молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы, сказали о
деревьях, растущих в наших лесах.
- А знаете ли вы, как зимуют деревья?
- Что изменяется в жизни лиственных и хвойных деревьев с приходом зимы?
1.
С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений
деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их
с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло.
2.
С поверхности листьев испаряется влага. Если бы деревья не
сбрасывали листву, то и в зимний период листья продолжали бы
испарять влагу, которую корни деревьев не смогли бы восполнить из-за
промерзания почвы.
3.
Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет
почву и корни от промерзания.
4.
Под тяжестью снега ломались бы ветви.
- Почему у хвойных деревьев не опадает хвоя?
(У хвойных деревьев тоже происходит листопад, но постепенно, не сразу.
Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда остаются зелеными).
- Может ли мороз погубить деревья?
(Может. Но у каждого дерева есть «панцирь», защищающий дерево от
морозов. Под корой отмирают клетки и образуют пробковую ткань. Пробка
не пропускает ни воду, ни воздух).
- Какие деревья чаще погибают от мороза, старые или молодые?
(Молодые, потому что в них тонкие пробковые слои).
- Известно, что заботливые садоводы специально пригибают к земле
фруктовые деревья и укрывают их снегом. Зачем они это делают?
(Снег – лучшая защита от холода).
Повторение пройденного материала о предложении.
Мы сейчас плывем по «Берегу Ошибок».
Вы хорошие исследователи! Вы прекрасно обосновали свои ответы. А что вы
использовали для выражения своих мыслей? (Предложения).
Ребята, а не кажется ли вам наш лес странным, не замерзнут ли деревья?
Давайте лес превратим в зимний. Наденьте на деревья зимние шапки и
варежки.
Но зимний наряд не простой. На каждом снежном уборе написаны слова.
Можно ли данную группу слов назвать предложением? (Нет).
- Почему? Что вы знаете о предложении?
1.
В предложении слова связаны по смыслу.
2.
Первое слово пишется с большой буквы.
3.
В конце предложения ставится знак препинания.
4.
Предложение выражает законченную мысль.
- Наденьте зимний наряд так, чтобы получилось предложение. Что нужно
сделать, чтобы получилось предложение? (На доске прикреплён плакат с
силуэтами деревьев. Отдельно в виде снежных шапок имеются листы
бумаги с написанными на них словами: лес, под, зимний, дремлет, снежное,
покрывало).
(Изменить слова).
- Какая часть слова помогает изменить слова? (Окончание).
- Что называется окончанием? (Окончание – изменяемая часть слова, она
служит для связи слов в предложении).
- Подберите синоним к слову «дремлет». (Спит).
- Что называется синонимами? (Слова одинаковые по значению, но разные по
написанию).
- Постройте схему к данному предложению. Определите грамматическую
основу данного предложения.
- Какие члены входят в грамматическую основу? (Главные члены
предложения – подлежащие и сказуемое).
На доске открывается текст, в котором допущено множество ошибок. Нужно
найти их, исправить и объяснить правописание орфограмм.
Весело в палях пистреют цвиты. Висной паляна накрывается кавром из
цвитов и тровы. Рядом пратикает рыка на биригу растут диревья.
Дети исправляют ошибки и записывают текст.
И опят наш фрегат несет нас по морю Вопросов вперед прямо к Острову
Фантазий!
- Ребята, а ну-ка посмотрите в свои бинокли, что вы видите на острове?
(Дети фантазируют).
Высаживаемся и гуляем по острову (под музыку физминутка).
А теперь высаживаемся на свои места, и наш фрегат отплывает от острова.
3-ая остановка «Бухта Отдыха».
Проводится игра «Узнай предмет по его признаку».
1.
Куртка, пруд, стул.
2.
Вечер, река, стол.
3.
Сугроб, земля, ступенька.
4.
Озеро, тугай, чай.
Игра заключается в следующем: я называю прилагательное, а каждый из вас
должен правильно выбрать имя существительное, которое к нему подходит,
составить словосочетание и указать род. Кто ошибается, тот выбывает из
игры (временно снимает бескозырку).
Победители остаются в бескозырках.
- Отдохнули мы хорошо, а теперь наше путешествие продолжается.
4-ая остановка «Мыс Задумчивости».
- с какой целью высаживают кустарники и деревья на окраинах полей?
(Чтобы снега на полях задерживалось больше. Зимой снег согревает озимые
хлеба, а весной растаявший снег увлажняет почву и растения хорошо
растут).
- Посмотрите, какой снежный ком задержало одно из деревьев в лесу. На нем
зашифровано предложение. Составьте из слов предложение.
- Какое оно должно быть по цели высказывания? (Вопросительное).
- Прочитайте выразительно получившиеся предложения, соблюдайте
интонацию, докажите, что это действительно предложение. (Предложение
содержит вопрос).
Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно посмотри на деревья в лесу.
Две соседки – осины обглоданы, да по-разному. Кто тут был?
Кто обглодал осины?
(Низко над землей кору осины обглодал зверь небольшого роста – заяц. У
второй осины был зверь высокий – лось).
- Кто затащил грибы на деревья и насадил их на сучок? (Белка).
- В коре старой березы видны одинаковые граненые дырочки,
расположенные кольцами. Чья это работа? К чему она? (Дятел, он находит
под корой насекомых).
Зимой ель – самое доброе лесное дерево. Месяцами может кормить она и
белку, и дятла, и клеста. Много вкусных семян находят они в еловых
шишках.
Если бы звери и птицы могли говорить на языке людей, как вы думаете, что
бы они сказали деревьям?
Придумайте предложение по схеме, изображенной на доске.
Какое это предложение по цели высказывания? (Восклицательное.
Выражает благодарность).
- Почему после первого слова в предложении стоит запятая? (Это
обращение).
(Деревья, благодарим вас за помощь!).
Итог урока.
И вот наш фрегат достиг последней точки нашего путешествия. Мы
подплываем к «Мысу Итогов».
- Понравился ли вам урок? Ребята, что интересного вы взяли для себя с
сегодняшнего урока?
- Чем необычен был наш урок?
- Какие новые слова вы узнали во время нашего путешествия?
Итак, ответили ли мы на наш проблемный вопрос, который мы с вами
исследовали?
Оценивание учащихся. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Веселое путешествие» или на листочках
нарисовать свои впечатления и наблюдения, которые они видели на острове.
Интегрированный урок по русскому языку
по познанию мира
на тему:
«Предложение. Деревья зимой».
Учитель: Трибунская И.В.
СШ № 13