Напоминание

Сценарий интегрированного развлечения с использованием ИКТ для детей и родителей «Белоствольное чудо природы».


Автор: Терехова Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛОГБУ «Волховский КЦСОН «Береника»
Населённый пункт: Ленинградская область г. Волхов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий интегрированного развлечения с использованием ИКТ для детей и родителей «Белоствольное чудо природы».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий интегрированного развлечения с использованием ИКТ для детей и родителей

«Белоствольное чудо природы».

Подготовила воспитатель ЛОГБУ «Волховский КЦСОН «Береника» г. Волхова Ленинградской области

Терехова М. Г.

Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Художественно- эстетическое развитие».

Раздел программы: «Мир природы».

Программные задачи:

Формировать у детей умение и желание принимать участие в интеллектуальных соревнованиях,

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Создать условия для применения детьми знаний о деревьях (березе), как представителях флоры земли, их

красоте и пользе.

Способствовать созданию хорошего настроения; поддержанию познавательного интереса у детей к изучению

удивительного мира растений.

Способствовать позитивному развитию детско-родительских отношений, обогащать опыт взаимодействия в

творческой деятельности.

Способствовать развитию у родителей и детей настраиваться друг на друга, чувствовать партнёра для

успешности в совместной деятельности.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на яркий язык народной поэзии. Побуждать детей и взрослых к

желанию бережно относиться к «зеленому другу».

Материалы, инструменты, оборудование: проектор, экран, ноутбук, костюм для березки, листы бумаги

разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берез (зеленая, белая), ножницы, кисти,

белая и черная гуашь, цветные карандаши, коробки для обрезков, салфетки бумажные и матерчатые.

Вариативные образцы для показа детям способов оформления кроны березок в технике обрывной аппликации

(цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков

бумаги и т.д.). Картины художников о берёзах.

Предварительная работа: знакомство с пословицами, стихами, рассказами по данной теме, работа по их

содержанию. Работа с загадками. Разучивание песен и частушек. Подготовка детьми совместно с родителями

стихов о природе. Целевые прогулки и экскурсии проводимые с участием родителей и воспитателей.

Рассматривание репродукций картин Левитана И.И., составление описания сюжета картин «Березовая роща»,

«Большая вода», «Октябрь».

Ход мероприятия.

(Воспитатель входит с детьми в зал, где уже находятся родители, стоящие в другом конце зала спиной к

детям. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и угадать, где их мама (папа), затем подбежать

к ней. Родитель поворачивается к подбежавшему ребёнку, подхватывает его, обнимает. Все проходят и

садятся на стульчики.)

Воспитатель читает стихотворение

«Березы» Владимира Набокого.

(На экране появляются фото с изображением картин природы с берёзами.)

Стволы сквозь лёгкое зелёное сиянье

Белеют, тонкие, и воздух освежён

Грозой промчавшейся.

Чуть слышный перезвон.

Дробится надо мной

Чуть слышное журчанье.

И по невидимым качается волнам,

Трава, вся в теневых лиловых паутинах,

Вся в ослепительных извилинах, а там,

Меж светлых облаков,

Роскошно лебединых,

Струится радуга и смутно с высоты

Мне улыбается, в лазури нежной тая,

Такая нежная, невинная, святая,

Что, умилённые, склоняются листы,

Роняя длинные сверкающие слёзы, -

И это жизнь моя, и это край родной,

Родная красота... И льётся надо мной

Сиянье лёгкое, зелёное, - берёзы...

- Наш сегодняшний вечер посвящен природе и ее охране. Давайте представим, что мы находимся в красивой

роще, послушаем её звуки. (Звучит аудиозапись «Звуки леса») Какие чувства вас охватывают?

(Восторг, восхищение, радость...)

Посмотрим, как отразили красоту деревьев художники в своих картинах.

(Берёза.)

(На экране репродукции картин художников: В. Бакшеев «Голубая весна», И. Левитан «Март», И. Остроухов

«Берёзы осенью», Л. Бекасовой «Берёзы» и другие.)

Беседа о берёзе.

- Это самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя

берёзу русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят, как хитрую помощницу, как

заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Берёза - символ женственности и плодородия у многих

народов.

Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные

листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза

сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с берёзой. Берёзу считают русским

деревом. Берёза - символ нашей Родины. Когда великий русский композитор М. И. Глинка возвращался на

родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзе.

Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т. д. Она

символизирует чистоту и женственность. На «Зеленые Святки» в России девушки проводили обряд

«заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками - так

береза могла помочь скоро выйти замуж. Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «Я пойду,

пойду погуляю, белую березу заломаю».

Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые

стволы покрыты тонкой берестой. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах душистые почки.

Множество перелетных певчих птиц собираются в березовых рощах. Войдете в березовый лес – и кажется,

что он весь будто поддернут зеленой дымкой. Воздух в березовом лесу при распускании почек на деревьях

как никогда чист и прозрачен. А запах какой! Свежий, острый и чуть- чуть горьковатый. Так пахнут молодые,

едва распустившиеся листочки на березе. Любит наш народ красавицу березку и за ее красоту и за пользу

которую она приносит. Из бересты делают посуду, туески, корзинки, шкатулки и картины.

Почки и молодые листья содержат смолу, витамины. Их заваривают горячей водой и настаивают, принимают

при разных болезнях. А в русской бане душистый березовый веник и горячий пар прогоняют любую хворь.

Береза не только вылечит, но и напоит. Ее сок очень полезен. Весной легко набрать березового сока. Очень

важно не забыть потом закрыть «ранку», чтобы дерево не погибло. Нельзя брать сок у берез в городских

парках, т.к. (в зоне городов очень большая загазованность, много транспорта, заводов. И пользы от сока

собранного у городских берез мало, даже на оборот можно нанести вред здоровью.) нужно особенно беречь и

охранять деревья, растущие в городе. Рассмотрите красавицу берёзку, полюбуйтесь ею. Как в любое время

года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

(Родителям и детям даются берёзовая кора, листочки, серёжки берёзы).

- Внизу ствол у нее темный, а выше береза белоствольная, но по белой коре рассыпаны темные пятна. Кора

гладкая, нежная. Листочки у березки треугольной формы с зазубринами по краям. На что похож листочек

березы? (На сердечко)

- А еще у березки есть «сережки». А для чего они нужны?

(Дети предлагают свои варианты ответов).

- «Сережки» - это цветы березки. Когда они созревают, ветер и птицы разнесут их по лесу, и там вырастут

маленькие березки.

(Напомнить всем о бережном отношении к дереву).

Музыкальная пауза.

Посередине группы стоит березка (девочка, наряженная в белый сарафан с черными черточками, на голове

надет венок из березовых веток, в руках березовые веточки). Дети и взрослые встают вокруг березки в

хоровод. Воспитатели читают стихотворение.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая, береза кудрявая.

Ты стоишь, березонька, посередь долинушки,

На тебе, березонька, листья зеленые. (Показывает).

Под тобой, березонька, трава шелковая. (Гладит траву под березкой).

А теперь споем песню для нашей красавицы.

Песня «Ай да березка!»

1.Мы вокруг березки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет.

Припев:

Ай да березка, белый ствол!

Зеленей, зеленей ты листвой.

2. Яркие платочки

В руки мы возьмем,

У березки стройной

Танец заведем.

Припев.

3. К вечеру мы дружно

Скажем ей: «Прощай!»

Ты без нас, березка,

В поле не скучай.

- Вы уже обратили внимание на панно. Что на нем изображено?

(Береза)

- А чего же на ней не хватает.

(Листьев)

- Сегодня в течении вечера мы будем выполнять различные задания и за это получать вот такие листочки. А в

конце праздника мы прикрепим их на нашу березку и с вашей помощь она оденется в красивое зеленое

платье.

Аппликация «Красавица лесная».

Берёза-красива в любое время года.

Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Е. Трутнева описала березку осенью. А вот в этом стихотворении?

Белая берёза

Под моим окном.

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

С. Есенин рассказал о березке зимой. Послушайте ещё одно стихотворение. Улыбнулись сонные берёзки.

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

С. Есенин описал березку летом.

-Наша красавица берёзка может предсказывать погоду.

Послушайте приметы:

•Если из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

•Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.

•Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.

-Какое строение имеет дерево?

(Дерево-это растение. Имеющие один ствол, деревянистый, твердые подземные и наземные части; ветви

начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону).

Воспитатель показывает разные варианты выполнения ствола и оформления кроны в технике обрывной

аппликации и просит детей самостоятельно определить способ:

А) Цельный силуэт, который можно сначала нарисовать и потом не вырезать ножницами, а общипать

пальчиками по нарисованному контуру;

Б) Крона дерева из кусочков рваной бумаги разной величины;

В) Модульная аппликация из мелких кусочков бумаги.

Г) Для передачи кроны использование техники прорезного декора.

Предлагается каждой семье создать красивые работы – картинки с изображением березы.

- Вокруг нас много картин с изображением берез. Давайте каждая семейная команда создаст свою маленькую

картину, используя разные аппликативные техники для передачи характерных особенностей кроны дерева, а

для стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками- аппликацию и рисование.

(На каждом столе лежат нужные материалы и инструменты. Готовый вид работы по выбранному способу

выполнения аппликации. Родители вместе с детьми выбирают своё оформление работы, родители оказывают

помощь детям, обязательно хвалят их.)

Игра «Подбери слова».

Дети называют ласковые слова, описывая березу, ее веточки, листочки (березонька, белоствольная,

кудрявенькая, веселенькая, стройненькая, зеленокосая, ненаглядная, душистая, лист сердечком, листья

кружевные, лесная красавица, сказочная, родная, нежная и т.д.) (Родители помогают детям.)

Стихи о березе.

- А теперь прочтем березке стихотворения.

(Стихотворения читают взрослые и дети. Во время чтения делаются соответствующие движения.)

Как-то шел июнь через речонку

И березку принял за девчонку.

Подошел к ней, сел на берегу:

«Белая ты ... будто вся в снегу.

(Подходят к березке и проводят несколько раз рукой по стволу. Вешают на березку вы резанный из бумаги

средних размеров лист. Вешают еще один лист. Вешают третий лист)

Вот тебе зеленый лист в подарок,

Как взмахнешь им — день

не будет жарок,

Вот другой — расправишь на весу,

Полной горстью примет он росу.

Третий лист — шумливее, чем эти!

Будет петь он песни на рассвете,

Голову синице закружит,

Солнышко к тебе приворожит...»

И пошел июнь зеленым бродом,

И растаял в дымке зоревой...

А береза, перед всем народом,

Ранним утром вспыхнула листвой.

С. Островой

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Вс. Рождественский

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую!

А. Прокофьев

- Какие красивые стихотворения подарили березке!

- А теперь давайте отгадаем загадки.

Загадки о березе.

Ствол белит, шапочка зеленеет. Стоит в белой одежки, свесив сережки. (Береза)

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза)

Стоит красавица на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. (Береза.)

- А теперь давайте решим задачку.

Росли четыре березы,

На каждой березе

По четыре большие ветки.

На каждой большой ветке

По четыре маленькие ветки,

На каждой маленькой ветке

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

(Ни одного. На березах яблоки не растут.)

Давайте споем наши пожелания березке.

Частушку поют дети и взрослые.

Мы березоньке желаем

Много солнца и росы.

Чтобы ветви зеленели

У кудрявенькой красы.

А еще мы ей желаем

Стройности и статности,

Чтоб подружки были рядом

До глубокой старости.

Пожелаем мы березке,

Нашей ненаглядной,

Ветки в косы заплетать,

Быть всегда нарядной!

А еще мы ей желаем,

Нашей русской красоте,

Чтобы листья кружевные

Золотилися везде!

Обещаем, помнить будем

О березоньке всегда.

Ведь лесная королева,

Как девчоночка, мила!

Игра – моделирование «Деревце».

Перед родителями и детьми выложено дерево из полосок – веточек, на которых разложены карточки знаков и

кодов в зависимости от сложности.

- А сейчас давайте прикрепим к нашей березке листочки. (Дети подходят к панно и вместе с воспитателями и

родителями прикрепляют листочки к березке на панно.)

- Ребята посмотрите какая у нас нарядная березка.

Воспитатель читает стихотворение

«Лесные правила» Н. Рыжовой.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки –

Убегут с лесной опушке.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять:

В лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Выставка работ. Обсуждение с детьми и взрослыми работ в форме диалога.

- Спасибо вам большое за сегодняшний вечер.



В раздел образования