Напоминание

"Формирование рефлексивных умений на уроках химии и биологии."


Автор: Ирина Юрьевна Куракова
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОУ Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе
Населённый пункт: р.п. Ишеевка, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование рефлексивных умений на уроках химии и биологии."
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование рефлексивных умений на уроках

химии и биологии

Последнее время много уделяют внимания понятию «Рефлексия». В структуре урока, соответ-

ствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, учителя прописыва-

ют этот этап в технологических картах уроков. В ФГОС особый упор делается на рефлексию дея-

тельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организа-

тора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Рефлексия помогает учителю контролировать класс, в ходе урока видеть, что было понято, а над

чем еще необходимо поработать. Молодым педагогам может показаться, что рефлексия — это то но-

вое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Но более старшие

педагоги знают, что есть другое слово «Самооценка». «Рефлексия помогает ребенку не только осо-

знать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт,

сравнить свои успехи с успехами других учеников» ,но ведь это и есть самооценка, т.е. ребенок сам

себя оценивает, что он понял, что он знал до этого, что еще хотел бы узнать.

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь

себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоя-

тельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого разде-

ла материала. Она проводится для того, чтобы ребенок понимал:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

какой вклад в общее дело он может внести;

может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

Существуют разные виды рефлексии на разных этапах урока. Зная классификацию, учителю удобнее

варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. Но урок ограничен времен-

ными рамками и планом. Использование же рефлексии во внеурочной деятельности более разнооб-

разно и интересно.

I. По содержанию: символическая (устная и письменная).

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов,

жестов и пр.). Часто используется в конце урока или занятия и в упрощенном виде- в виде разно-

цветных смайликов, цветочков, листочков и т.д.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

III. По цели:

- Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие материала. Это рефлексия из категории "по-

нравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

- Рефлексия деятельности

Чаще всего используются приемы:

- Лесенка успеха.

- Дерево успеха.

Рефлексия содержания материала

- доске можно вывести слайд, где указаны варианты « Продолжи предложение» (Можно использо-

вать в виде анкеты):

o

сегодня я узнал...

o

было трудно…

o

я понял, что…

o

я научился…

o

я смог…

o

было интересно узнать, что…

o

меня удивило…

o

мне захотелось… и т.д.

Мне очень нравится этот вариант, потому что здесь еще ребенок учится формулировать свои мысли,

ведь дано только начало предложения и его нужно продолжить, кратко высказать свои мысли и впе-

чатления об уроке .

Так же я использую вариант «Фразеологизм или пословица» : слышал краем уха, хлопал ушами,

шевелил мозгами, считал ворон и т.д. Также активно на уроках химии использую написание син-

квейнов, вот здесь и вспоминаются физические и химические свойства веществ.

Но как в любом методе существуют плюсы и минусы. Плюсы мы уже упоминали, а минусы:

Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя

эффективно. Но учитель должен использовать их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к

такой работе.

У меня дети пишут синквейны очень часто и уже несколько лет, можно

сказать ,что этот вид деятельности для них привычен и в 5 классах и в 9. Но и здесь бывают

проблемы, проблемы с русским языком. Для некоторых легче ничего не писать, чем спрашивать

и вспоминать что такое глагол, прилагательное.

Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 9 классах со

смайликами и зайками не пойдешь. Необходимо выбрать всего 1-2 варианта, чтобы ученики

привыкли и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

Прием « Продолжи предложение» тоже активно работает . Но если опрашивать весь класс, то на это

уйдет много времени. А часто бывает, что все ребята хотят высказаться, просто некоторые не успе-

вают.

А кроме того столкнулась с тем, что многие дети говорят о том, что у разных учителей, даже в

одной школе используются разные цвета смайликов, листочков. Одни работают по принципу

светофора- «зеленый» -все понятно, а «красный» -ничего не понятно. А у других наоборот. Ду-

мается, что здесь даже не в рамках методобъединения имеет смысл договариваться о едином

значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии, а в рамках всей школы, начи-

ная с начального звена.

Поэтому, можем сделать вывод: Рефлексия или Самооценка необходима на всех уроках и внеуроч-

ных занятиях, и для детей в первую очередь, но использовать ее надо в разумных пределах. И по-

мнить о том, что в старших классах на нее по некоторым темам просто напросто не хватает времени.



В раздел образования