Напоминание

"Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного процесса"


Автор: Клюева Арина Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного процесса"
Раздел: среднее образование





Назад




КОМПЕНСАТОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ С ОВЗ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основной и не зависящей от времени проблемой образования была, есть и будет

проблема создания таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью раскрыть

свои способности и возможности в получении знаний, определить линию своей личной и

профессиональной деятельности. Сегодня эта проблема приобретает совершенно особый

смысл. Это связано с увеличением количества детей с особыми образовательными

потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К

сожалению, психологическая готовность к обучению детей с ОВЗ в школе, развитие их

речи, навыка слухового восприятия, общего образовательного уровня характеризуются

низкими показателями. Естественно, что эти факторы предопределяют не только

возникновение школьной не успешности, но и выраженные трудности взаимодействия с

остальными участниками образовательного процесса. Таким образом, особую

актуальность приобретает вопрос создания таких условий обучения, которые являлись бы

комфортными и эффективными для детей с ОВЗ и способствовали бы достижению

максимального уровня развития, социальной реабилитации ребенка и его интеграции в

общество. В последнее десятилетие проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все

большего количества различных специалистов. Право на образование является

важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование - это сфера

жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека.

При этом существенная роль отводится защитно-приспособительным возможностям

личности ребенка, связанным с мобилизацией его компенсаторных способностей

относительно характера дефекта. Любой дефект (физический или психический

недостаток), следствием которого является нарушение нормального развития, с

неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных

функций организма.

В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций

организма, регулируемая центральной нервной системой. Происходит восстановление или

замещение нарушенных, или утраченных функций независимо от того, какая часть

организма повреждена. Важную роль в этом процессе играют многочисленные

психологические (установка, свойства личности и др.) и социальные (условия жизни,

воспитания и др.) факторы. Компенсация связывается с физиологическими условиями

1

функционирования организма и отражает слаженность и согласованность в работе

органов и систем ребенка. Такая слаженность и согласованность может быть: постоянной

и временной; функционально совершенной и несовершенной (субкомпенсация).

1

В этом

смысле компенсацию можно определить, как универсальную способность организма в той

или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. Формирование

компенсаторных механизмов осуществляется в процессе применения системы медико-

психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на

восстановление и коррекцию нарушений психических функций, состояний, личностного и

социально-трудового статуса детей с ОВЗ.

Важно, что компенсаторные механизмы могут найти свое активное применение в

инклюзивном образовательном процессе ко всем детям. Если обучение учащихся

направлено на раскрытие их потенциальных возможностей, активизацию познавательных

процессов, то наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна

компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в

некоторых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в

структуре способностей или заменять его.

Потенциал ребенка неразрывно связан с устройством человеческого мозга,

отвечающего за обработку информации. Физиолог П.К. Анохин

2

доказал, что

наибольший эффект в усвоении информации достигается в том случае, если методы её

обработки соответствуют мозговым методам хранения и воспроизводства. Это

происходит не линейно (списком, аналогично речи или письму), а в переплетении слов с

символами, звуками, образами, чувствами. К аналогичным выводам приходят и

американские учёные. Альтернативный способ репрезентации информации, который они

предлагают, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга.

Отличительные особенности этого подхода: визуализация структуры и образности

излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов,

графическое представление информации, максимальное использование пространства

листа бумаги на основе, так называемых, интеллект-карт.

Интеллект-карта - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и

обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и

интеллектуальный потенциал. Это метод графического выражения процессов восприятия,

1 Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие, Владивосток: Изд-во ВГУЭС,

2003. - 220 с.

2 Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика

многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой всероссийской научно-практической

конференции, Москва – Уфа, 2013 г. : Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. – 266 с.

2

обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и

мышления.

3

Создавать интеллект - карту просто; к тому же при этом вы получаете удовольствие

от творчества и тратите меньше времени, чем тратили бы на работу с обычными текстами.

Информацию легче воспринимать и запоминать, когда она наглядно, структурно

представлена на одном листе. Интеллект-карта отражает связи (смысловые,

ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями. Когда вы

создаете, вы убиваете сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее,

развиваете мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом

задействуете весь потенциал своего мозга! А и сама интеллект- карта по форме

напоминает работу мозга (нейроны мозга).

Составление интеллект-карт на уроках истории или обществознания способствует

активизации компенсаторных механизмов, развитию ассоциативно-визуального

мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения

обрабатывать поступающую информацию посредством реализации пяти основных

функций головного мозга: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления.

В результате составления интеллект-карт у учащихся развивается навык переноса

способов обработки информации, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия

решений. Наглядные пособия или опорные конспекты в виде интеллект-карт стимулируют

интеллектуальный компонент, поддерживают эмоциональное настроение.

4

Такую карту урока(темы) учитель может использовать для демонстрации учащимся

в процессе самого урока для того, чтобы учащиеся смогли увидеть структуру изучаемого

материала; для запоминания и закрепления пройденного материала, для активизации

процессов мышления, а также для контроля знаний.

Интеллект-карта, составленная учеником может продемонстрировать учителю

способность учащегося оперировать учебным материалом, а учитель может использовать

такую карту для систематизации и повторения материала при подготовке к ГИА, ЕГЭ.

Работа с готовой интеллект-картой занимает на уроках небольшое количество

времени: на первом (вводном) уроке 7 –10 минут, в дальнейшем 2 –3 минуты. В процессе

этой работы достигается следующее: учащиеся видят перспективный план учебной

деятельности; знакомятся с понятиями, которые им предстоит усвоить; знакомятся с

3 Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е изд. - Мн.: «Попурри»,

2007, с. 224.

4

Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер.с англ.

Ю.Константиновой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 167 с.

3

содержанием большой темы; могут проследить последовательность изучения тем и

приобретают опыт чтения схемы.

Работа разворачивается в наглядно смысловом пространстве урока.

Таким образом, организация обучения с применением интеллект-карт способствует

развитию компенсаторных механизмов детей с ОВЗ, что в частности положительно

отражается на способностях детей, значительном повышении их умственного развития.

Литература:

1. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие,

Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.

2. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и

практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой всероссийской

научно-практической конференции, Москва – Уфа, 2013 г. : Издательство БГПУ имени М.

Акмуллы, 2013. – 266 с.

3. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е

изд. - Мн.: «Попурри», 2007, с. 224.

4. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления /

Тони Бьюзен; пер.с англ. Ю.Константиновой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 167 с.

4



В раздел образования