Автор: Клюева Арина Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного процесса"
Раздел: среднее образование
КОМПЕНСАТОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной и не зависящей от времени проблемой образования была, есть и будет
проблема создания таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью раскрыть
свои способности и возможности в получении знаний, определить линию своей личной и
профессиональной деятельности. Сегодня эта проблема приобретает совершенно особый
смысл. Это связано с увеличением количества детей с особыми образовательными
потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К
сожалению, психологическая готовность к обучению детей с ОВЗ в школе, развитие их
речи, навыка слухового восприятия, общего образовательного уровня характеризуются
низкими показателями. Естественно, что эти факторы предопределяют не только
возникновение школьной не успешности, но и выраженные трудности взаимодействия с
остальными участниками образовательного процесса. Таким образом, особую
актуальность приобретает вопрос создания таких условий обучения, которые являлись бы
комфортными и эффективными для детей с ОВЗ и способствовали бы достижению
максимального уровня развития, социальной реабилитации ребенка и его интеграции в
общество. В последнее десятилетие проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все
большего количества различных специалистов. Право на образование является
важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование - это сфера
жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека.
При этом существенная роль отводится защитно-приспособительным возможностям
личности ребенка, связанным с мобилизацией его компенсаторных способностей
относительно характера дефекта. Любой дефект (физический или психический
недостаток), следствием которого является нарушение нормального развития, с
неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных
функций организма.
В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций
организма, регулируемая центральной нервной системой. Происходит восстановление или
замещение нарушенных, или утраченных функций независимо от того, какая часть
организма повреждена. Важную роль в этом процессе играют многочисленные
психологические (установка, свойства личности и др.) и социальные (условия жизни,
воспитания и др.) факторы. Компенсация связывается с физиологическими условиями
1
функционирования организма и отражает слаженность и согласованность в работе
органов и систем ребенка. Такая слаженность и согласованность может быть: постоянной
и временной; функционально совершенной и несовершенной (субкомпенсация).
1
В этом
смысле компенсацию можно определить, как универсальную способность организма в той
или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. Формирование
компенсаторных механизмов осуществляется в процессе применения системы медико-
психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на
восстановление и коррекцию нарушений психических функций, состояний, личностного и
социально-трудового статуса детей с ОВЗ.
Важно, что компенсаторные механизмы могут найти свое активное применение в
инклюзивном образовательном процессе ко всем детям. Если обучение учащихся
направлено на раскрытие их потенциальных возможностей, активизацию познавательных
процессов, то наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна
компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в
некоторых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в
структуре способностей или заменять его.
Потенциал ребенка неразрывно связан с устройством человеческого мозга,
отвечающего за обработку информации. Физиолог П.К. Анохин
2
доказал, что
наибольший эффект в усвоении информации достигается в том случае, если методы её
обработки соответствуют мозговым методам хранения и воспроизводства. Это
происходит не линейно (списком, аналогично речи или письму), а в переплетении слов с
символами, звуками, образами, чувствами. К аналогичным выводам приходят и
американские учёные. Альтернативный способ репрезентации информации, который они
предлагают, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга.
Отличительные особенности этого подхода: визуализация структуры и образности
излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов,
графическое представление информации, максимальное использование пространства
листа бумаги на основе, так называемых, интеллект-карт.
Интеллект-карта - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и
обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и
интеллектуальный потенциал. Это метод графического выражения процессов восприятия,
1 Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие, Владивосток: Изд-во ВГУЭС,
2003. - 220 с.
2 Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика
многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой всероссийской научно-практической
конференции, Москва – Уфа, 2013 г. : Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. – 266 с.
2
обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и
мышления.
3
Создавать интеллект - карту просто; к тому же при этом вы получаете удовольствие
от творчества и тратите меньше времени, чем тратили бы на работу с обычными текстами.
Информацию легче воспринимать и запоминать, когда она наглядно, структурно
представлена на одном листе. Интеллект-карта отражает связи (смысловые,
ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями. Когда вы
создаете, вы убиваете сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее,
развиваете мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом
задействуете весь потенциал своего мозга! А и сама интеллект- карта по форме
напоминает работу мозга (нейроны мозга).
Составление интеллект-карт на уроках истории или обществознания способствует
активизации компенсаторных механизмов, развитию ассоциативно-визуального
мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения
обрабатывать поступающую информацию посредством реализации пяти основных
функций головного мозга: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления.
В результате составления интеллект-карт у учащихся развивается навык переноса
способов обработки информации, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия
решений. Наглядные пособия или опорные конспекты в виде интеллект-карт стимулируют
интеллектуальный компонент, поддерживают эмоциональное настроение.
4
Такую карту урока(темы) учитель может использовать для демонстрации учащимся
в процессе самого урока для того, чтобы учащиеся смогли увидеть структуру изучаемого
материала; для запоминания и закрепления пройденного материала, для активизации
процессов мышления, а также для контроля знаний.
Интеллект-карта, составленная учеником может продемонстрировать учителю
способность учащегося оперировать учебным материалом, а учитель может использовать
такую карту для систематизации и повторения материала при подготовке к ГИА, ЕГЭ.
Работа с готовой интеллект-картой занимает на уроках небольшое количество
времени: на первом (вводном) уроке 7 –10 минут, в дальнейшем 2 –3 минуты. В процессе
этой работы достигается следующее: учащиеся видят перспективный план учебной
деятельности; знакомятся с понятиями, которые им предстоит усвоить; знакомятся с
3 Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е изд. - Мн.: «Попурри»,
2007, с. 224.
4
Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер.с англ.
Ю.Константиновой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 167 с.
3
содержанием большой темы; могут проследить последовательность изучения тем и
приобретают опыт чтения схемы.
Работа разворачивается в наглядно смысловом пространстве урока.
Таким образом, организация обучения с применением интеллект-карт способствует
развитию компенсаторных механизмов детей с ОВЗ, что в частности положительно
отражается на способностях детей, значительном повышении их умственного развития.
Литература:
1. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие,
Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
2. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и
практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой всероссийской
научно-практической конференции, Москва – Уфа, 2013 г. : Издательство БГПУ имени М.
Акмуллы, 2013. – 266 с.
3. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е
изд. - Мн.: «Попурри», 2007, с. 224.
4. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления /
Тони Бьюзен; пер.с англ. Ю.Константиновой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 167 с.
4