Напоминание

Формирование гласных звуков на уроках сольного пения


Автор: Ведерникова Алина Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Порошинская ДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Формирование гласных звуков на уроках сольного пения
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Формирование гласных звуков на уроках сольного пения.»

В

современном

профессиональном

обучении

сольному

пению

певческой дикции уделяется большое внимание, т.к. хорошее, четкое слово

является основной пения.

Пение не даром называют вокальной речью. Слово

в пении играет ничуть не меньшую роль, чем в обычной речи. Слово несет

слушателю содержание того, о чем поется. Если у певца прекраснейший

голос, но плохая разборчивость вокальной речи, то художественные

достоинства его пения для слушателя наполовину теряются. Пение такого

певца превращается в бессловесный вокализ.

Каждое

вокальное

произведение

является

синтетическим

произведением искусства, сочетающим в себе поэзию и музыку, призванную,

в первую очередь, более полно и ярко передать смысл исполняемого. Однако

многие

вокалисты,

акцентируя

свое

внимание

преимущественно

на

звукоизвлечении

и

красоте

звука,

упускают

работу

над

правильной

артикуляцией и дикцией и забывают об истинном предназначении музыки.

Вследствие этого шедевр музыкального искусства становится обыденным

вокализом, а зритель, теряя возможность восприятия смысла произведения во

всей его полноте, разочаровывается в исполнителе. Поэтому при обучении

сольному пению необходим комплексный подход, работа не только над

красотой звука, но свободной артикуляцией, четкой, понятной, разборчивой,

ясной певческой дикцией.

Русская классическая вокальная школа берёт своё начало от церковных

песнопений, исполнение которых задушевно, проникновенно, молитвенно, от

широкой напевности народных песен и плавной русской речи. Поэтическое

слово и певческий звук уже с первых уроков сольного пения вступают в

содружество и уже не расстаются до конца певческой жизни вокалиста. Они

взаимно поддерживают друг друга. В начале обучения у одних певцов

преобладает звук, у других – слово; лишь впоследствии между ними

наступает равновесие, возникает их гармоническое единство.

Все выдающиеся певцы имели отличную дикцию. Все выдающиеся

педагоги-вокалисты заботились о воспитании хорошей дикции у певцов. Тем

не

менее,

встречаются

певцы,

поющие

удивительно

не

разборчиво.

Знаменитый певец Энрике Карузо говорит, что «…Многие певцы, к

сожалению, пренебрегают хорошей дикцией, слушатели часто не понимают

языка, на котором певцы поют на сцене, и довольствуются лишь тем, что

знают в общих чертах содержания произведения».

1

Непревзойденным образцом гармонического сочетания слова и звука

является творчество Ф.И. Шаляпина, поднявшего вокальное искусство на

недосягаемую высоту.

О творчестве Ф.И. Шаляпина, П.М. Журавленко, современники писали,

что «дикция Шаляпина...приобрела высокий стиль музыкальной декламации.

У него прежде всего каждое слово в строжайшем его смысловом значении,

красиво, музыкально и психологически гармонично. У Шаляпина не было ни

одной буквы алфавита, которая хоть в малой степени как - то уродливо или

неправильно произносилась. Отсюда брала начало совершенная шаляпинская

техника… В пении такого певца слово, сохраняя все присущие ему

поэтические

качества,

все

богатство

выразительных

свойств

декламационного искусства, обогатится музыкой, возвысится до ее красоты и

эмоционального могущества, будет помогать раскрытию и конкретизации

идей и образов музыкального произведения, композитора».

2

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что дикция

является важнейшей составляющей высокоэстетического сольного пения, так

как певец, не владеющий речевым аппаратом и не формирующий правильно

и четко гласные и согласные не может донести до слушателя все то

внутреннее богатство содержания произведения, которое делает последнее

шедевром вокального искусства.

Каковы же особенности произношения гласных и согласных в

певческом процессе.

1 Формирование гласных в обучении пению.

Рассматривая вопрос о правильности и четкости формирования

гласных в певческом процессе, следует отметить, что, в первую очередь

нужно (вырабатывать) добиваться их твердого, активного и правильного

произношения (подачу). Гласные в речи образуют мелодику и содействуют

звучности, в то время как согласные играют роль стержня, каркаса.

Согласные более трудные для произношения (они требуют для своего

образования постоянного преодоления препятствий и, большей активности

речевого аппарата), поэтому прорабатываются позднее.

При работе над гласными звуками необходимо, прежде всего,

сознательное усвоение расположения и функции органов речи (рта, губ,

языка) при произношении той или иной гласной. Гласные звуки образуются

только голосом, в них нет «шума», так как при их произношении воздух

свободно проходит через полость рта.

Гласные можно характеризовать по тому, какое положение при их

образовании занимает язык, какое участие принимают губы и каково

положение мягкого нёба.

Язык может двигаться горизонтально, перемещаясь вперед или назад.

В зависимости от движения языка по горизонтали получается гласный звук

переднего, заднего или среднего ряда.

3

Гласные переднего ряда образуются, когда язык, продвинутый вперед

упирается кончиком в нижние зубы, а в задней полости рта образуется

свободное пространство. Гласные переднего ряда – «И», «Э».

Если язык, оттянутый назад, приближается к мягкому небу, а кончик

языка опущен и несколько отдален от нижних зубов, то получается гласные

заднего ряда – «О», «У».

В зависимости от того, на сколько поднимается язык к твердому небу,

различаются гласные высокого («И», «У»), среднего («Э», «О»), низкого

А») подъема.

По участию губ в произношении гласных их различают как огубленные

У», «О») и неогубленные («И», «А», «Э»).

Русский язык очень благозвучен и по количеству гласных является

одним из наиболее «певучих». В то же время он сложен для произношения,

так как его слова произносятся часто не так, как они пишутся.

Особенностью нашего языка следует считать неточное произношение

гласных. Мы пишем — голова, а произносим — галава. Пишем — окно, а

говорим — акно. Такое изменение гласных в речи обусловлено историческим

развитием языка и вошло в норму. Однако эти изменения, допускаемые в

речи, далеко не всегда могут быть допущены в пении, так как речевая

гласная звучит коротко, а вокальная гласная продленно. Так, например,

прозвучит не только антихудожественно, но и нарушит эстетическую норму

русского языка фраза – «Прекрасная пальма растет», если она поется с

применением речевого произношения: - «Прикрасная пальма растет».

4

Еще более необходимо следить за чистотой гласных, если их

изменение «на речевой манер» наносит не только художественный ущерб

исполняемому произведению, но и влечет за собой изменение значения слова

(вместо «все летала, распевала» поют «все литала, распивала» и т. п.).

Наиболее часто встречающиеся изменения произношения в пении:

глагольные

окончания

«ся»

выговариваются

как

«са»

удивилса,

рассердилса, обернулса и т. д. В неопределенной форме окончание «ться»

выговаривается как «цца»: распевацца, расставацца, возмущацца и т. п.

Окончание «сь» выговаривается как «с» — раскрылас, потерялас.

Сочетание согласных «чн» и «чт» произносится как «шн», «шт»:

скушно, што, но слово «ничто» произносится так, как оно пишется.

В окончаниях прилагательных на «ый», «ий» гласный «ы» обычно

произносится как нечто среднее между гласным «ы»и «а» - звучн (ы/а)й,

сильн(ы/а)й, тих(и/а)й, сладк(и/а)й.

В родительном падеже прилагательных и местоимений окончание

«ого», «его» выговаривается как –«ова», «ева» - крайнева, роднова, ево.

5

В словах, происшедших от иностранных слов, не изменяются ни

гласные, ни ударения. Так, например, нельзя произносить: вместо поэт —

паэт, вместо аромат и октава — арамат и актава. Равно нельзя переносить в

иностранных словах ударения и говорить: шо

́

́

фер, па

́

ртер вместо шофе

́

р,

парте

́

р.

Педагог обязан еще больше следить за правильностью речи русского

языка и запрещать делать неправильные ударения вроде: мо

́

лодежь, сто

́

ляр, и

многие другие.

Согласные необходимо произносить очень четко в начале и в конце

слова. Согласный звук, с которого начинается слово, имеет весьма важное

«ключевое» значение, что обязывает произносить его очень четко. Так,

например, если в слове «слушай» мы опустим звук «с» и скажем «лушай»,

слово потеряет свое значение.

Не менее важно, чтобы четко произносился финальный согласный звук,

так как при его отсутствии слово также теряет свое значение, как, например,

при пении: «поё, поё кукушечка», вместо «поёт, поёт кукушечка».

6

Гласные звуки зарождаются в гортани при взаимодействии голосовых

складок и дыхания. Образовавшиеся при этом звуковые волны изливаются

через ротоглоточный канал свободно. Формирование согласных звуков

происходит иначе. Они образуются в ротовой полости. Органы ротовой

полости (язык, мягкое нёбо, губы) создают препятствия потоку дыхания и

звуковых волн, при этом образуются шумы, которые мы и называем

согласными звуками.

Музыкальными звуками могут быть только такие звуки, в которых ясно

выражен основной тон. Во многих согласных звуках основной тон или

отсутствует, или выражен слабо. Певческий звук как музыкальный звук

несовместим с «шумовой» природой согласных. Гласные звуки имеют ясно

выраженный основной тон и потому могут петься. Кроме того, пение связано

с распевом, т. е. с непрерывно льющимся звуком. Образование гласных тоже

происходит при непрерывном потоке звуковых волн. Все это говорит о том,

что гласные являются основой пения! Пение вне связи с гласными звуками

невозможно, ибо тогда оно превращается в крик.

Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий

звук. Поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над

формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все

основные

вокальные

качества

голоса.

От

вокально

правильного

формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

Образование гласных звуков связано с присутствием и усилением

определенной, различной для каждого гласного звука форманты. «Форманта

(от лат. Formans - образующий) – группа усиленных обертонов (призвуков,

расположенных выше основного тона, по которым и определяется высота

звука), формирующих специфический тембр голоса. Форманты возникают в

основном под влиянием резонаторов, на их высотное положение мало влияет

высота основного тона звука».

7

Гласные могут иметь до 5 формант, но среди

них две наиболее важные. Так, для образования гласного «а» необходимо

усиление обертонов около 700 и 1000 колебаний в секунду (кол/сек); для

гласного «и» - 240 и 2250 кол/сек; для гласного «о»—540 и 780 кол/сек.

8

Звук, образованный на уровне голосовых складок, индифферентный, не

имеет

признаков

определенного

гласного.

Преобразование

этого

индифферентного

звука

в

определенный

гласный

происходит

в

надскладочных полостях. При помощи специально уложенного для каждого

гласного звука языка ротоглоточный канал разделяется на две полости

нужного объема и формы соединяющего их отверстия. Каждая из этих

полостей усиливает определенную область обертонов, т. е. создает одну из

двух основных формант гласного. Все форманты в детском и женском голосе

выше, чем в мужском.

Чем выше форманта гласного, тем звучнее гласный. По этому признаку

основные гласные звуки нашей речи делятся на звонкие и глухие. Верхние

форманты гласных «и» и «э» самые высокие из всех формант гласных,

поэтому эти гласные отличаются наибольшей звонкостью - звонкие гласные.

Гласный «а» занимает среднее положение, а гласные «о» и «у» относятся к

глухим гласным. Учет этих свойств гласных звуков имеет определенное

значение в вокальной педагогике.

Значительная разница по высоте между формантами звонких и глухих

гласных создает пестроту в общем фоне звучания вокальной речи,

несовместимую с художественными требованиями. Это явление обычно

наблюдается

у

необученных

певцов,

поющих

«пестрым»

звуком,

и

происходит оттого, что гласные звуки в пении они формируют так же, как и в

речи.

Певческие гласные отличаются от речевых. Они округляются, или

притемняются, т. е. все гласные приобретают общую форманту около 517

кол/сек, близкую по звучанию к гласному «о». Усиливается звонкость

гласных, для чего практически при образовании глухих гласных «о», «у» и

гласного «а» добиваются усиления высоких формант — выше 2000 кол/сек,

характерных для звонких гласных. Тем самым речевые глухие гласные

приближают к звонким. Оба эти приема (округление звонких гласных и

приближение глухих гласных к звонким) выравнивают певческие гласные по

звучанию и объединяются под общим названием нейтрализации гласных в

пении.

Таким образом, для всех певческих гласных на всем диапазоне голоса

характерно усиление двух формант - выше 2000 кол/сек и 500 кол/сек,

названных высокой и низкой певческими формантами.

9

Высокая

певческая

форманта

придает

звонкость,

«полетность»,

собранность, «металл», «близость» голосу. Она соответствует области

наибольшей чувствительности нашего уха, хорошо воспринимается им с

дальних расстояний и потому обусловливает важное качество певческого

звука - «полетность», т.е. делает голос хорошо слышимым на дальнем

расстоянии вне зависимости от силы звука. Четко выраженную верхнюю

певческую форманту следует считать основным и важнейшим признаком

правильно поставленного певческого голоса.

Низкая певческая форманта помимо округления и объёмности, создает

впечатление мощности, полноты, благородности, бархатистости звучания.

Формантное

постоянство

(наличие

певческих

формант

на

всем

диапазоне и на всех гласных); определяющее основные перечисленные

качества

певческого

звука,

является

следствием,

особой

работы

ротоглоточной трубки и гортани при пении. При речи на разных гласных

гортань работает неодинаково: изменяется уровень ее стояния, размер входа

в нее и положение надгортанника, который или прикрывает вход в гортань

(при гласном «а») или отклоняется вперед, широко открывая его (при

гласном «у»). Как показали исследования Л.Б. Дмитриева, у лиц с хорошо

поставленными

голосами

при

пении

всех

гласных

работа

гортани

характеризуется постоянством, стабилизируется, вход в нее сужен и прикрыт

надгортанником (положение, близкое к артикуляции, речевого «а»).

10

При пении существенно изменяются размеры и объем ротоглоточной

трубки. Она удлиняется или укорачивается в зависимости от певческого

положения гортани. Полости ее расширяются, значительно увеличивается

объем ротовой полости за счет опускания нижней челюсти, дна рта и

поднятия мягкого нёба. Постоянно расширенный нижний отдел глотки,

находящийся непосредственно над гортанью, и поднятое мягкое нёбо

создают акустические возможности для округления гласных. Таким образом,

преобразованная полость ротоглоточного канала превращается в рупор, во

много раз увеличивающий силу голоса. Выходным отверстием этого рупора

является рот. Известно, что чем больше устье рупора, тем лучше звук льется,

в пространство. Поэтому рот при пении открывается гораздо больше, чем

при речи. Точно степень открытия рта при пении определить нельзя, так как

она

зависит

от

индивидуальных

особенностей

голосового

аппарата.

Методическим приемом, комплексно организующим певческую установку

ротоглоточной трубки; является зевок - составная часть вдыхательной

позиции

Акустический строй (форманты) гласных звуков и особенности их

образования существенно влияют на звучание певческого голоса. Таким же

свойством обладают и согласные. Способ воздействия на певческий голос и

работу голосового аппарата при помощи фонем (отдельных звуков речи -

гласных и согласных) называется фонетическим методом вокального

обучения. Он является наиболее распространенным и эффективным в

вокальной педагогике. Применяя этот метод, необходимо конкретно знать,

как тот или иной гласный или согласный влияет на голос и на работу

артикуляционных органов, а через них и на весь голосовой аппарат. С этой

целью рассмотрим гласные звуки.

В русском языке в соответствии с алфавитом различают шесть

основных («и», «ы», «э», «а», «о», «у») и четыре йотированных («е», «ё», «я»,

«ю»), т. е. сложных гласных звуков.

Гласный «и» самый звонкий из всех гласных звуков. Он настраивает на

головное резонирование, помогает собрать и приблизить звук, применяется

при глухом, затемненном фоне звучания. При произнесении «и» гортань

поднимается, поэтому он противопоказан при зажатом, горловом тембре. В

связи с тем, что форманта этого гласного близка к высокой певческой

форманте,

она

помогает

усилению

последней

на

других

гласных;

способствует созданию активной атаки. Гласный «и» образуется при

значительном сокращении голосовых складок, активизирует их смыкание и

потому показан при сипе, особенно если этот призвук присутствует как

остаточное явление мутации.

Гласный «ы» по артикуляционному укладу неудобен для пения. Его

артикуляция связана с напряжением корня языка и потому он может вызвать,

а если это уже есть, то увеличить зажим горла и горловые призвуки. Если

учесть, что гласный «ы» в русском языке близок к «и» и представляет собой

своеобразный вариант этого гласного, то в пении, приближая звучание «ы» к

«и», можно уменьшить неудобство его артикуляции.

Гласный

«э»

по

артикуляционному

укладу

не

всегда

удобен.

Целесообразно применять его в случаях, когда голос звучит на этом гласном

лучше, чем на остальных. У низких мужских голосов гласный «э» бывает

удобен при формировании головных звуков. Он способствует активной

атаке.

Гласный «а» занимает среднее положение между звонкими и глухими

гласными,

легко

поддается

округлению.

При

его

произнесении

ротоглоточный канал принимает наиболее правильную рупорообразную

форму, положение гортани близко к певческому. Из-за всех этих качеств «а»

часто применяется как основной гласный звук для выработки вокального

звучания. Он помогает лучше других гласных освободить артикуляционный

аппарат, выявить природный тембр голоса.

Гласный «о» способствует хорошему поднятию мягкого нёба, наводит

на ощущение зевка и положения глотки при округлении звука, помогает

снятию горления и зажатия. Рекомендуется при чрезмерно близком, резком и

плоском звучании.

Гласный «у» самый глубокий и «темный» гласный, поэтому не

применяется при углубленном и глухом общем фоне звучания. При

произнесения этого звука больше, чем на всех других гласных поднимается

мягкое

нёбо,

расширяется

ротоглоточная

трубка.

«У»

активизирует

голосовые складки, значительно стимулирует работу губ, наводит на

ощущение прикрытия в верхнем регистре мужских голосов. Этот гласный

показан при работе с детскими голосами: активизирует вялое мягкое нёбо,

губы и голосовые, складки, помогает изжить плоское, чрезмерно близкое

звучание. Широко применяется при вокально-хоровой работе, так как

хорошо выравнивает звучание отдельных партий и хора в целом.

Йотированные гласные («е», «ё», «я», «ю») — сложные, так как из двух

звуков, образованных из «и краткого» и гласных: «э», «о», «а», «у» - «е» (йэ),

«ё» (йо), «я» (йа), «ю» (йу).

При пении йотированных гласных первый звук мгновенно сменяется

вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы после быстрой

смены артикуляции с «и краткого» на основной гласный не искажалось

звучание последнего. Применение йотированных гласных способствует

созданию

более

собранного,

близкого,

яркого

и

высокого

звучания

соответствующих простых гласных звуков, а также активизации голосовых

складок в момент атаки. При «горлении» и зажатости эти гласные следует

применять осторожно.

11

Особенно велик разнобой в вопросе установки артикуляторных

органов в пении. Положение рта и губ, положение языка, положение мягкого

нёба, работа глотки, значение резонанса носа и его придаточных полостей -

все это трактуется различными авторами по-разному и, как правило, не

опирается на данные науки. Между тем перед педагогом возникают

практические

вопросы

о

том,

какое

положение

того

или

иного

артикуляторного органа более рационально, какое менее и с чем надо

решительно бороться, от чего зависят те или иные качества в звучании

гласного звука, какие приемы ведут к развитию недостающих качеств в

голосе и т. д.

В мировой практике известны яркие примеры, когда классическое

расположение языка не прослеживалось (Лукреция Бори, Ф.И. Шаляпин), но

при этом вокальное мастерство певцов с мировым именем отличало

«близкое» певческое звучание голоса.

12

Из этого следует, что в вокальной практике и педагогике процесс

обучения необходимо рассматривать индивидуально с каждым учеником.

Действительной причиной образования «близкого» звука является

гортань, то есть характер исходного, первичного тембра звука. Когда в нем

много высоких обертонов, когда хорошо выражена высокая певческая

форманта - звук гласного звонкий, блестящий, «близкий». Когда эта область

в спектре не выражена, звук «заваливается», уходит с «близкого» звучания,

ощущается нами где-то сзади, как говорят, «в затылке».

13

Для того чтобы звук был всегда, на всех гласных, «близок», надо так

организовать работу гортани, первичный тембр, чтобы он содержал высокую

певческую форманту, и не менять эту организацию работы гортани при

переходе от одного гласного звука к другому. Именно поэтому у хороших

профессиональных певцов гортань стоит в одной и той же позиции и

одинаково организована (суженный вход в гортань) на всех гласных и на

всем

диапазоне,

а

язык

свободно

перемещается,

образуя

полости,

необходимые

для

формирования

разных

гласных.

Опытные

певцы

приучаются артикулировать гласные так, что изменение уклада языка не

отражается у них ни в какой степени на единой организации гортани.

Практически педагоги совершенно правы, когда, найдя наилучшее звучание

голоса на каком-либо гласном, требуют произнести другой, «ничего при этом

не меняя», «не уводя близкое звучание». Надо только понимать, что

требование ничего не менять относится не к артикуляторным органам,

которые непременно должны изменить свое положение (иначе не возникнет

соответствующий гласный звук), а к единообразию в работе гортани.

Развитие ощущений певца — важнейшая задача в процессе обучения

сольному пению, так как именно по ним мы и контролируем деятельность

голосового аппарата. Но при этом не следует никогда забывать, что многие

из них могут оказаться причиной ложных заключений певца о функции

голосовых органов. Надо также помнить, что вибрационные (резонаторные)

ощущения являются следствием, а не причиной тех или иных качеств

звучания голоса. Одновременно они являются прекрасным ориентиром, по

которому певец может судить о качестве своего голосообразования.

Для тех, кто ясно себе представляет функцию и работу голосового

аппарата, а также механизм и место образования певческой дикции,

ощущения могут быть только отличными помощниками в контроле за

процессом звукообразования.

Опыт, накопленный за многие века существования профессионального

вокального искусства, огромен. Приемы, употребляемые для воспитания

вокальных качеств голоса, бесконечно разнообразны. Столь же многообразна

и современная практика певцов и педагогов. К сожалению, она не только

многообразна, но и весьма противоречива.

Для того чтобы достаточно глубоко разобраться в работе голосового

аппарата во время пения, необходимо владеть основами акустики, так как

приспособления, которыми пользуется певец, определяются чаще всего

акустической необходимостью получения звука того или иного качества.

Знание этих данных позволяет верно употреблять педагогические приемы,

позволяет

воздействовать

на

работу

голосового

аппарата

в

нужном

направлении, но с индивидуальным подходом к каждому ученику.

В формировании певческой дикции важную роль играет контроль за

работой голосового аппарата. Этот контроль осуществляется не только через

слух (метод слухового контроля, «вокальный слух»), но и за счет развития у

учащегося ряда внутренних вибрационных ощущений: от той или иной

степени поднятия воздушного давления в трахее, от напряжения работающих

при фонации голосовых связок, от артикуляторных, дыхательных мышц.

Известно, что певец, тем более учащийся порой чувствует неточность

собственной интонации не по слуху, а по внутренним ощущениям.

Произнося гласные, мы не только слышим их звучание на слух, но и

ощущаем их внутри себя.

14

1 Вопросы вокальной педагогики вып. 4 – М., 1962, с. 145

2 Цит. по Вопросы вокальной педагогики вып. 4 – М., 1962, с.161

3 Саричева Е. Сценическая речь. – М.: «Искусство», 1955, с. 111

4 Малинина

Е.М.

Вокальное

воспитание

детей.

Ленинград:

«Музыка», 1967, с. 76

5 Малинина

Е.М.

Вокальное

воспитание

детей.

Ленинград:

«Музыка», 1967, с. 77

6 Малинина

Е.М.

Вокальное

воспитание

детей.

Ленинград:

«Музыка», 1967, с. 77

7 Вокальный словарь, 42, 64

8 Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., с.31

9 Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., с.32

10 Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – с. 33

11 Вопросы вокальной педагогики. Вып.1 – М.: «Музгиз», 1962, с.65-67

12 Назаренко И.К. Искусство пения. – М. «музыка», 1968, с. 151

13 Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. – М. «Музгиз», 1962, с.

19

14 Вопросы вокальной педагогики. Вып.1 – М.: «Музгиз», 1962, с.78



В раздел образования