Автор: Кушниренко Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк"
Населённый пункт: г.Камызяк Астраханская область
Наименование материала: Информационно-образовательная среда в начальной школе
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование
«Информационно-образовательная среда в начальной школе»
Кушниренко О.В., учитель начальных классов высшей категории
Информационно – образовательная среда – важнейший компонент новой
системы образования. Закон об образовании указывает на необходимость
создания информационной образовательной среды (ИОС), представляющей
собой комплекс субъектов и объектов, направленных на реализацию
современных образовательных технологий.
Информационно-образовательная среда (ИОС) – это системно
организованная совокупность средств передачи данных, информационных
ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и
организационно-методического обеспечения, ориентированная на
удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и
ресурсах образовательного характера.
Каковы требования нового ФГОС НОО?
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования важным условием развития детской любознательности,
потребности самостоятельного познания окружающего мира,
познавательной активности и инициативности является создание актуальной
развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы
познания: наблюдение, опыты, исследование, учебный диалог и другое.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития
общества, становится очевидным, что современное образование – это
непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену
приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов
обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность
детей к овладению современными компьютерными технологиями и
способность актуализировать полученную с их помощью информацию для
дальнейшего самообразования. Это одно из основных требований ФГОС.
Состав информационных образовательных ресурсов системы ИОС
- Учебник
(органайзер)
- Рабочая тетрадь
(тетрадь тренажер)
- Электронное приложение
к учебнику
- Электронные наглядные
пособия
- Электронный тренажер
- Электронный практикум
Интернет - среда
ИОС
- Методическая поддержка
учителя: программы,
конструктор уроков;
- Интернет школа
- Интернет ИПК
- Мультимедиа коллекция
Компоненты
на CD и DVD
К о м
п
о
н
е
н
т
ы
н
а
б у м
а
ж
н
о м
н
о
с
и
т
е
л
е
Информационно-образовательная среда
Для учителей
Поддержка учебного процесса и коммуникаций с учащимися,
коллегами, администрацией, родителями.
Обеспечение наличия сервисов с доступом к различным
методическим, информационным и консультационным ресурсам,
личностно ориентированный подход к методической работе в школе,
анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.
Разработка с последующим размещением авторских курсов и
методики обучения.
Для учащихся
Возможность обмениваться информацией с преподавателями и
другими учащимися.
Информация о расписании занятий
Онлайн-ознакомление с учебным материалом
Совместная работа над проектами и задачами
Публикация результатов работы и возможность обсуждения
Личные блоги, календари, хранилища файлов
Сервис обмена мгновенными сообщениями и т.д.
Ключевым компонентом в ИОС является компьютер. Он становится
средством и обработки информации, и коммуникации, и обновления
знаний, самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент
для проведения учебных экспериментов, проектирования и
конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс
изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании
различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют
учебную среду.
Внедрение ИКТ в начальных классах проходит по следующим
направлениям:
Использование готовых обучающих программ.
Разработка и использование собственных авторских программ.
Копилка уроков
Создание презентаций к урокам.
Работа с ресурсами Интернет.
Внеклассная деятельность
Внеурочная деятельность
Развитие творческих способностей
Работа с родителями
Для повышения качества знаний и уровень освоения предмета через
включение ученика в активную познавательную и творческую
деятельность я применяю информационно-образовательные ресурсы,
инструментарий и программное обеспечение на разных этапах урока.
Используя компьютер, разрабатываю творческие задания, тестовые
работы, предъявляемые обучаемым через локальную сеть, чем
обеспечивается высокая оперативность и продуктивность работы.
Благодаря использованию средств ИОС на уроках в начальной школе
учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа
обучения к деятельностному, при котором ребенок становится
активным субъектом учебной деятельности. Это способствует
осознанному усвоению знаний учащимися. Проведение уроков с
использованием информационных технологий – это мощный стимул в
обучении. Посредством таких уроков активизируются психические
процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление;
гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного
интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием
информационных технологий – создание эффекта присутствия .
Внеурочная деятельность основана на участие детей в различных он-
лайн олимпиадах и заочных турах интеллектуальных конкурсах.
А электронный дневник обеспечивает своевременную
осведомленность родителей об успеваемости ребенка и домашних
заданиях.
Эффективное использование информационно – образовательной среды:
Повышает качество знаний у учащихся.
Продвигает ребенка в общем развитии.
Помогает преодолеть трудности.
Вносит радость в жизнь ребенка.
Позволяет вести обучениев зонеближайшего развития.
Активизирует познавательную деятельность учащихся;
Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка,
анимация);
Индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые
задания.
Создает благоприятныеусловия для лучшего взаимопонимания
учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.