Напоминание

Обучение аудированию на уроке иностранного языка


Автор: Оруджева Наиля Тофиковна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Обучение аудированию на уроке иностранного языка
Раздел: среднее образование





Назад




1.

Обучение аудированию на уроке иностранного языка в средней

общеобразовательной школе.

Аудирование — процесс восприятия и понимания речи на слух, где

восприятие — анализ и синтез материальных средств языка, а понимание —

результат анализа и синтеза смысловых значений этих средств.

1.Лингво-психологические особенности аудирования как вида речевой

деятельности.

В психологии принято выделять 2 основных процесса в восприятии.

1) Процесс формирования образа объекта

2) Процесс восприятия объекта

И. А. Зимняя выделяет три уровня психологической структуры

аудирования

1)•побуждающий уровень

2)•формирующий уровень

3)•реализующий уровень

1)Побуждающий уровень совмещает в себе ситуативно-

контекстуальную, мотивационную сферу и сигнальную информацию.

Наиболее важными мотивами считаются познавательный и

коммуникативный. Цель реализуется в предмете и определяется именно

мотивами. У аудирования существуют разные цели, но достигаем мы их

путем осмысления сообщения, которое приходит нам по речевому каналу.

Объект аудирования- другой человек, предмет аудирования- смысл

высказывания, произнесенного этим человеком.

2)Формирующий уровень состоит из четырех взаимосвязанных фаз: 1)

смысловое прогнозирование, 2) вербальное сличение, 3) установление

смысловых связей между словами и смысловыми частями, 4) процесс

смыслоформулирования. Результатом является умозаключение, которое

делает слушающий, а также эмоции, которые испытывает слушающий после

услышанного.

1

3)Реализующий уровень заключается в формировании мысли в ответ

на смысл услышанного. Акустический сигнал при аудировании анализируется

с помощью специальных механизмов, которые играют особую роль в данном

процессе.

1. Речевой слух. В данном понятии заключается способность слушать и

анализировать услышанный звуки речи, независимо родной ли язык или

какой-либо другой. Владение данными умениями подразумевает развитый

речевой слух:

-различать фонемы и звуки, влияющие на смысл высказывания,

отделять одни звуки от других, что сказывается на понимании смысла слов

(данное умение можно назвать фонематическим слухом);

-различать звуки разного тембра и высоты;

-определять направление звучания;

- уметь понимать определенный темп высказывания;

-правильно слышать и говорить слово, согласно его ритму, количеству

слогов и правильному ударению.

Выделяются два способа речевого слуха- различение, при котором мы

сами формируем образ слова, опираясь на услышанное, и узнавание, где мы

определяем слово по каким-то известным нам ранее признакам. Важно

отметить, что речевой слух нужно развивать.

2. Внутреннее проговаривание. Во время того, как мы слушаем другого

человека, мы анализируем сказанное им, преобразуя услышанные звуки и

артикуляционные образы. Между слуховым и речедвигательным

аппаратами устанавливается прочная связь. Зрительные анализаторы играют

наибольшую роль при восприятии информации. При аудировании он очень

облегчает процесс понимания речи и помогает в восприятии информации.

Жесты, мимика, органы речи- все это способствует внутреннему

проговариванию и облегчает уяснение смысла высказывания. На начальной

стадии обучения внутреннее проговаривание играет наибольшую роль, а в

последствии его роль постепенно угасает, так как речедвигательный,

звуковой и зрительный анализаторы объединяются в одну систему.

2

3. Память (кратковременная и долговременная). Кратковременная

память сохраняет информацию в течении 10 секунд. За это время происходит

сравнение с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Именно эта

память отвечает за сохранение лексико-грамматических правил, правильных

значений слов, необходимый для восприятия значения и для произнесения

слова.

Во время аудирования большую роль играет оперативная память,

которая позволяет задерживать в памяти услышанную информацию на

некоторое время, чтобы проанализировать ее смысл. Объем оперативной

памяти необходимо увеличивать и развивать, так как это память позволяет

следить за ходом мысли говорящего и усваивать его речь. Оперативная

память связана с долговременной, так как они находятся в постоянном

взаимодействии.

4. Вероятностное прогнозирование- выдвижении какой-то гипотезы, за

которой следует ее подтверждение или отрицание. Вероятностное

прогнозирование опирается на жизненный опыт (лингвистический и

нелингвистический), знание темы и контекста. Используется на всех уровнях

языка, но чем сложнее и шире воспринимаемая информация, тем больше

роль вероятностного прогнозирования. Наиболее сложный этап-

прогнозирование на уровне целого текста. Для того, чтобы справиться с

дополнительными сложностями необходим интерес к теме, определенная

скорость переработки информации и внимание к слушаемому.

5. Внимание. Различается произвольное, непроизвольное и

послепроизвольное. При непроизвольном внимании нет поставленной цели,

не прилагаются усилия для достижения результата, при произвольном же

есть и усилия и цель. Послепроизвольное внимание- целенаправленно, но

не не осознаваемо, таким образом нужно приложить некоторые усилия для

его поддержания.

Функционирование всех данных механизмов характеризуется

взаимозависимостью. При наличие этого условия возможно смысловое

восприятие, которое является основой аудирования.

2.Трудности аудирования.

3

Более сложным источником информации являются аудиозаписи, поскольку

на них всегда записаны незнакомые голоса. Аудирование является

единственным видом речевой деятельности, где у слушающего и говорящего

нет никакой возможности исправить данный процесс, в отличии от письма

или чтения, где можно перечитать заново или исправить свою ошибку.

Однако при работе с магнитофоном возможны повторные прослушивания и

перерывы в слушании, что делает их более легким источником информации,

чем радиопередачи. В этой связи существуют некоторые трудности в

аудировании. Есть два вида борьбы трудностями, с которыми учащиеся

сталкиваются во время аудирования : устранение и преодоление. Нужно

отрабатывать все трудности, с которыми мы можем столкнуться в

естественной среде, но чтобы это было эффективно, нужно выполнять

трудные, но посильные упражнения, направленные на отработку какой-

нибудь одной трудности. Трудности могут быть связаны:

1) с языковой формой высказывания

2) со смыслом сообщения

3) с условиями, при которых предъявляется сообщение

4) с источниками информации

•Трудности, связанные с языковой формой высказывания

Данные трудности возникают, либо потому что в высказывании имеются

незнакомые слова, мешающие восприятию, либо потому что в высказывании

все слова знакомы, но не различимы в потоке речи, то есть сложность в

восприятии.

Незнакомую лексику в текст для аудирования следует включать, но лишь на

среднем или старшем этапе и количество незнакомой лексики не должно

превышать 3% от всего текста. Что касается грамматического аспекта, то все

должно быть либо схоже с явлениями родного языка, либо речь должна

состоять из таких явлений, о значении которых можно догадаться. Для

успешного восприятия необходимо обладать и развивать умение

догадываться о значении слова и умение понимать основное содержание, не

обращая внимания на незнакомую лексику. Для этого в процессе обучения

следует использовать специальные упражнения, например «Прослушайте

4

фразу и постарайтесь догадаться о ее значении, не обращая внимания на

незнакомые слова» .

Большую роль играет длина и глубина предложения. В начале обучения

оперативная память учащихся способна воспринимать всего 5-6 слов, но

постепенно нужно увеличивать объем до 13 слов в одной фразе. Очевидно,

что проще воспринимать простые предложения, поэтому именно с них

нужно начинать процесс обучения аудированию, сложнее же всего

воспринимаются сложные предложения с придаточными

определительными.

•Трудности, связанные со смыслом сообщения.

Получение информации- самая главная цель рецептивных видов

деятельности. Трудно заставить учащего слушать, если предмет разговора

ему непонятен или неинтересен. В связи с этим возникают некоторые

трудности, так как в процессе обучения аудированию часто в целях

облегчения текстов предлагаются тексты неинтересные, бессодержательные,

которые не овладевают вниманием учащихся и не позволяют развить навык

аудирования. Согласно проведенным экспериментам, учащиеся легче

запоминают трудные, но содержательные тексты, которые интересны им.

Таким образом, главным критерием при выборе текста для аудирования

является его содержательность и занимательность. Текст должен

соответствовать интересам данной возрастной группы, необходимо

учитывать возрастные особенности учащихся. Немалую роль играет и

заголовок текста, который тоже может отчасти облегчить понимание

содержания. На начальном этапе также предлагается давать к тексту

небольшое вступление, где будут описаны основные идеи текста. Также

одним из критериев отбора текста является его посильность, то есть наряду с

новой информацией, в тексте должны быть факты известные учащимся.

Объем текста должен постепенно увеличиваться от 1 до 5 минут и

представлен если не обходимо по частям.

•Трудности, связанные с условиями, при которых предъявляется

сообщение.

К условиям прослушивания относятся темп говорящего и количество

прослушиваний. Известно, что преподавателями широко используется

5

повторное прослушивание. Но при выполнение специальных упражнений,

облегчающих трудность восприятия, повторное прослушивание является

вредным, так как не соответствует условиям естественной среды. Учащихся ,

привыкших к такому аудированию, придется переучивать. Известно, что

быстрый темп речи представляет большие проблемы в восприятии, однако

представлять учащимся текст, произносимый в темпе их собственной речи –

нецелесообразно. Предлагается представлять в качестве прослушиваемого

текста- текст со средним темпом. Темп также неразрывно связан с

внутренним проговариванием, поэтому наряду с восприятием необходимо

выполнять специальные упражнения на развитие внутреннего

проговаривания, например повторять фразы за учителем, постепенно

увеличивая темп. Также для преодоления трудности быстрого темпа

аудирование необходимо обратить внимание на наличие пауз между

фразами, чтобы учащийся мог ликвидировать непонимание с помощью

внутреннего проговаривания.

•Трудности, связанные с источниками информации

При аудировании используются аудиовизуальные аудитивные источники

информации. Различием этих источников служит наличие зрительного

образа. Наиболее эффективным методом аудирования является речь

преподавателя с опорой на картинку. Без опоры текст воспринимается

сложнее, но также может быть воспринят учащимися, так как голос, темп и

дикция учителя привычны учащимся. Следующим источником по сложности

будут кинофильмы, в которых есть зрительная опора, однако темп и речь в

целом не адаптированы и не привычны учащимся. Далее следуют источники

без зрительной опоры: аудиозаписи, пластинки, радио.

3. Содержание обучению аудированию включает в себя 3 компонента:

лингвистический, психологический, методологический.

•Лингвистический компонент (включающий языковой материал: строго

отобранный фонетический, грамматический, лексический минимумы и

речевой материал). В совокупности все это способно обеспечить

лингвистическое и экстралингвистическое содержание обучения предмету,

тот ситаутивный контекст, в котором возникает речь. Речевой материал

составляют единицы речи – ситуативно-тематически обусловленные

высказывания разной протяженности.

6

•Психологический компонент. Определение психологического компонента

при содержании обучению аудированию тесно связано с психологией –

науке о закономерностях психического отражения действительности в

сознании человека, которая исследует душевные свойства, мыслительную

деятельность и состояние индивида в зависимости от условий, в которых они

проявляются. Психология занимается строением деятельности человека и ее

формированием. Иностранный язык, в свою очередь, является одним из

видов человеческой деятельности. Наука, тесно связывающая психологию и

лингвистика называется психолингвистикой.

Психологический компонент включает в себя формируемые навыки и

умения, обеспечивающие учащимся пользование языков в коммуникативных

целях. В результате осуществления речевой деятельности формируются

механизмы речи, которые обеспечивают восприятие при аудировании.

•Методологический компонент. Эффективность овладения иностранным

языком, в том числе и аудированию, находится в прямой зависимости от

активности учащихся, вовлечения их во все виды речевой деятельности. От

учителя требуется творческий подход, умение заинтересовать учащихся,

повысить их активность, чтобы деятельность, организованная учителем была

интересной для учащихся и вызывала высокую мотивацию и активность на

уроке. Методологический компонент это обучение учащихся рациональным

приемам учения, познания нового для них языка и формирования умений

практически пользоваться языков в целях общения (устного и письменного).

Методологический компонент связан с овладением приемами обучения.

Происходит формирование у учащихся рациональных приемов учения:

приобретение знаний путем наблюдения за фактами языка и путем их

анализа; навыков и умений работы с учебным материалом; овладение

правилами выполнения заданий и самоконтроле на основе передовой

технологии обучения и рекомендаций методики преподавания иностранных

языков.

4. Принципы обучения аудированию. Виды аудирования

Обучение аудированию должно быть осуществлено на основе принципов :

· Общедидактических

· Общеметодических

7

· Частнометодических (специально разработанных для обучения

аудированию. Они обязательно должны учитывать специфику аудирования

как вида речевой деятельности).

Существуют следующие принципы обучения аудированию:

1. Аудирование должно выступать в качестве одной из целей обучения

иностранному языку вместе с чтением, письмом и говорением.

Некогда считалось, что обучать именно аудированию не требуется, что этот

вид речевой деятельности «придет сам», но исследователи пришли к

выводу, что учащиеся, которые заведомо не обучались аудированию

впоследствии не могли овладеть этим видом речевой деятельности. Отсюда

следует, что аудирование может выступать именно как средство обучения

иностранному языку, например, как обьяснение нового материала и

запоминание новых лексических единиц.

2. Обучение аудированию должно носить системный и регулярный характер.

Регулярный характер обучения аудированию должен проявляться в том,

чтобы занятия аудированием не были проведены раз в месяц, должно

выделяться достаточное время на уроках иностранного языка, чтобы

обеспечивалась последовательная отработка и качественный прирост

навыков и умений. Также должно идти сопоставление и преемственность

между этапами обучения (начальный, основной), т.к. система обучения

аудированию должна обеспечить поэтапную реализацию требований

государственного образовательного стандарта.

3. Выделение и развитие всех трех видов аудирования. Необходимо

учитывать то, что каждый вид аудирования требует использования разных

текстов и также каждый вид имеет свою специфику и свои особенности.

Учащиеся должны уметь принимать решение о той или иной стратегии

аудирования при выполнении того или иного вида аудирования.

4. Обучение аудированию должно осуществляться во взаимосвязи с чтением,

письмом и говорением. Как уже говорилось ранее, аудирование связано с

чтением, говорением и письмом напрямую. Связь с письмом обусловлена

тем, что в процессе выполнения аудирования приходить фиксировать

8

услышанную информацию, а полученные записи могут служить планом для

устного или письменного высказывания.

5. Обеспечение текстов для аудирования должно быть строго отобрано.

Обучение аудированию должно строиться на текстах разных жанров,

которые бы стимулирование творческую и речемыслительную активность

школьников. Степень трудности текстов должна постепенно возрастать за

счет увеличения объема и глубины содержания, продолжительности

звучания, усложнения языкового и фонетического оформления текста и.т.п. В

обучении аудированию могут быть использованы учебно-аутентичные,

аутентичные, аутентичные, но адаптированные тексты.

6. Работа с аудиотекстом должна включать в себя 3 этапа: предтекстовый,

текстовый и послетекстовый. На каждом из этапов ставятся свои цели и

задачи обучения и используются разные типы упражнений. Перед

прослушивание необходимо дать установку, снять трудности( например

объяснить значений незнакомых слов). Процесс самого ау4дирования может

сопровождаться каким-либо практическим действием (например

раскрашиванием, выполнением записанных на пленку команд, заполнением

таблицы и.т.д). Это поможет удержать внимание и будет способствовать

смысловой обработке информации. На послетекстовом этапе должна быть

обеспечена реализация продукта аудирования умозаключение в другом

виде речевой деятельности.

7. Процесс обучения аудированию должен предусматривать и

самостоятельную работу в этом виде речевой деятельности (лабараторные,

домашние задания). У учащихся должна быть возможность самостоятельно

тренироваться в аудировании. Для этого: 1) в системе упражнений должны

быть предусмотрены специальные задания, которые могут выполняться без

руководства учителя. 2) у учащегося должен быть доступ к

аудионосителю(кассете, диску, компьютерному фаьиу, возможно даже

выложенному на сайте в интернете и т. п.) с записями к этим упражнениям.

8. Широкое использование технических средств обучения и интернет

технологий. ТСО обеспечивают слуховую и зрительную наглядность и

выступают в качестве опоры (например, просмотр видеофильмов), а также

они предоставляют широкие возможности для создания разнообразных

9

коммуникативных ситуаций и позволяют приблизить процесс обучения к

реальному общению.

Существуют различные виды аудирования.

1.

Извлечение необходимой информации( Цель этого вида аудирования -

вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую

информацию при этом игнорируя ненужное. Это могут быть

конкретные данные (даты, числа, имена собственные, географические

названия), или же более развернутые сведения в виде аргументов,

суждений).

2.

Понимание основного содержания, с извлечением основной

информации. Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в

памяти наиболее важные сведения, определить основную их мысль и

основную тему сообщения, отделить существенное от

несущественного. Тренировочные задания, нацеливающие на этот вид

аудирования, включают в себя ответы на вопросы по основному

содержанию, определение темы и коммуникативного намерения

говорящего, составление/выстраивание плана прослушанного

аудиотекста, перечисление основных фактов, прогнозирование

содержания по заголовку перед прослушиванием.

3.

Полное понимание содержания и смысла. Этот вид аудирования

предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, а

именно восприятие и узнавание элементов аудиотекста, их

запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов.

Формирование необходимых навыков данного вида аудирования

происходит во время выполнения послетекстовых заданий, это могут

быть ответы на вопросы по всем фактам, определение

последовательности фактов и событий и.т.п.

5. Аудирование как цель и средство обучения

Аудирование является ведущим видом речевой деятельности, обучение

которому строится на восприятии, понимании и выполнении соответ-

ствующих команд учителя, а затем товарищей по группе. Аудирование —

рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой

одновременное восприятие и понимание речи на слух.

10

Аудирование является целью обучения как в качестве конечного результата,

так и промежуточного по классам. Аудирование тесно связано с другими

видами речевой деятельности и без аудирования невозможно овладение

иностранным языком.

Как и все виды речевой деятельности овладение аудированием реализует

несколько целей:

· Воспитательные

· Образовательные

· Развивающие

Оно позволяет учить учащихся формировать умение прогнозировать

смысловое содержание, воспитывать культуру слушания не только на

иностранном языке, но и на родном. Что касается воспитательной цели, то я

могу сказать, что аудирование способствует развитию слуховой памяти у

ребенка. Аудирование обеспечивает детям понимание высказвания, каким

бы элементарным оно ни было на языке другого народа. Также аудирование

служит средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность

овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и

интонацией. Усвоение лексики и грамматики идет через аудировние в том

числе. Слушая иноязычную речь учащийся запоминает и в дальнейшем

сможет пользоваться этим знанием, например при монологическом или

диалогичеством высказывании. А также аудирование облегчает овладение

грамматикой, чтением и письмом.

7. Технология обучения аудированию состоит из следyющих принципов:

1. Правильный отбор текстов для аудирования

2. Обеспечeние соответствию форм контроля понимания прослушaнного.

3. Предоставление постепенности организа¬ции и обучении аудированию.

4. Формирование таких умений как активно добиваться понимания и

подчинять себе источник информации.

5. Широкoе использование техниче¬ских средств при обучении аудированию

В обучении аyдированию стоит выделить 2 этапа:

11

1) этап формирования основ умений аудировать

2) этап совершенствования умений аудировать.

Овладение аудированием прoходит следуя двум программaм:

а) oбщая программа (аудирование и говорение воспроизводятся

одновременно);

б) специaльная программа (аудирование рассматривается как

самостоятельный вид коммyникативной дeятельности по понимаю и

выделению информации из звучащей речи).

Обучение аудированию текстов мoжет строиться по определенной схеме.

Такая работа предусмaтривает:

1) вводную речь учителя, установку цели в процессе работы

2) снятие языкoвых трудностей, фигурирующих в тексте

3) формулирование предстоящего задания

4) предварительное прослушивание текста

5) контрoль предва¬ряющегo задания

6) формулировка нового коммуни¬кативного задания

7) повторное прослушивание текста

8) контрoль выполнения кoммуникативного задания

9) упражнения в говорении, опираясь на прослушанный текст

10) подведение итогов работы над текстом

При работе над аyдированием весьма эффективно использовать такие

приёмы как:

-oбучение восприятию oтдельных зву¬ков, слогов, слов, словосочетаний;

-обyчение вoсприятию отдельных предлoжений;

-обучение восприятию текстов c маленьким объёмом информации(3-5фраз);

-обучение восприятию текстов по от дельным чaстям;

12

-oбучение восприятию текстов полностью;

-обучeние восприятию текстов на основе всевозможных опор (диа¬фильм,

видеофильм, кинофрагменты).

Принято выделять 2 вида упражнений по обучению аудированию:

1) неспециальные

2) специальные

Специ¬альные упражнения, в свою очередь, могут быть: а) условно-

речевыми; б) речевыми и в) контролирующими .

Контроль аудирования может проводиться вербаль¬ными и невербальными

способами, традиционными и нетрадиционными.

Традиционные способы контроля:

а) ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста;

б) пересказ прослу¬шаннoго текста (преимущественно на иностранном

языках; пол¬ный и краткий);

в) определение главных мыслей текста;

г) составление плана текста;

д) подтверждение/оспаривание тезисов.

Нетрадиционные способы контроля аудирования :

а) тестoвые задания

б) использование сигнальных карточек

в) цифровое кодирование

13



В раздел образования