Напоминание

Формирование положительной мотивации у учащихся с ОВЗ.


Автор: Комиссарова Галина Львовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 24
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Формирование положительной мотивации у учащихся с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование положительной мотивации учения у учащихся

начальной школы с ОВЗ.

Учитель начальных классов МОУ СШ № 24

Комиссарова Галина Львовна

ВВЕДЕНИЕ

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных

проблем современной школы.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а

мотивация – побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность.

Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей,

принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь

осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию

школьника Актуальность проблемы учебной мотивации младших школьников обусловлена самой ведущей

деятельностью этого возраста — учебной. Мотивация по отношению к учебной деятельности выполняет ряд

важных функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и

значимость.

Одной из первых задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для

формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

Но особенно важным является формирование положительной мотивации учения у учащихся начальной

школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ФОРМИРОВАНИЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ с ОВЗ.

В

настоящее

время

большое

количество

детей

младшего

школьного

возраста

испытывают

неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение некоторых требований, испытывают

трудности в общении с педагогами и сверстниками. Особенно это характерно для детей с ОВЗ.

Учебная мотивация детей с ОВЗ снижена, прежде всего, из-за состояния здоровья. Серьезные

заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, влияют на процесс обучения и

усвоения учебного материала. Кроме того, трудности при работе с обучающимися с ОВЗ обусловлены

противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в

обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. В этих сложных условиях основной

задачей является специально организованная комплексная работа школы и обеспечение методического,

дидактического и психологического сопровождения процесса обучения.

Ребенок должен чувствовать радость познания. Для этого ему необходимо приобрести умение

учиться, научиться дружить, обрести уверенность в своих способностях и возможностях. А для детей с ОВЗ

особенно

важен

уровень

достижений,

ситуация

успешности,

условия,

при

которых

повышается

заинтересованность в получении знаний.

Возникает

потребность

строить

учебный

процесс

так,

чтобы

обеспечить

ребенку

чувство

психологической защищенности, радость познания, развитие его индивидуальности, т.е. создать условия

успешного обучения, что является острой проблемой традиционной школы.

Для

формирования

полноценной

учебной

мотивации

у

школьников

с

ОВЗ

необходима

целенаправленная, специально организованная работа. Поэтому работу по формированию мотивации

необходимо планировать и реализовывать, придерживаясь следующих требований по развитию учебной

мотивации обучающихся с ОВЗ:

- Создавать

на уроке комфортные психологические и организационные условия работы: атмосферу

доброжелательности, взаимопонимания, взаимоуважения.

- Включать формы изложения учебного материала с акцентом на занимательность, необычность, формы

работы, вызывающие удивление, интерес у обучающихся.

- На каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая атмосферу успеха.

- Выявлять индивидуальные особенности и способности обучающихся.

По А. Маслоу у обучающихся начальной школы есть следующие человеческие потребности:

• Потребность в самоактуализации, стремление к реализации своих способностей и развитию собственных

способностей;

• Эстетические потребности: стремление к гармонии, порядку, красоте;

• Познавательные способности: стремление много знать, познавать, исследовать;

• Потребности уважения, стремление к достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету;

• Потребности к принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с

людьми, быть признанными и принятыми ими.

Таким образом, очевидно, что в обучении существует проблема в формировании и развитии учебной

мотивации.

Условиями, которые позволяют формировать и развивать учебную мотивацию, могут быть:

• Гуманизация отношений между учителем и обучающимися;

• Создание комфортной среды для обучающихся на уроке;

• Умение обучающихся самостоятельно ставить цель урока и реализовать ее в процессе обучения;

• Игровые формы обучения;

• Создание на уроке здоровьесберегающей среды;

• Рефлексия.

Выполнение этих условий позволяет осуществлять личностноориентированный подход в обучении,

решать проблему гуманизации образовательного процесса, а значит формировать положительную учебную

мотивацию, как необходимое условие успешного обучения в школе.

Гуманизация отношений между учителем и обучающимися.

Педагогический

процесс

всегда

осуществляется

через

общение

учителя

и

учеников.

Здесь

ориентирами являются:

• Совмещение интересов своих и собеседника;

• Контролируемое доверие;

• Исключение принуждения;

• Развитие интереса;

• Защита прав учащихся.

Все это создает необходимый для продуктивной деятельности микроклимат. Учитель не только ведет

ребенка к успеху в учении, но и дает каждому ученику право на ошибку, помогает ему в поиске способов

преодоления этих ошибок, тем самым снимает тревогу и неуверенность перед учебным трудом. Каждый

ребенок заслуживает уважения к себе, доверия и дружеского отношения; перед ним невозможно

замаскироваться, только искренность помогает проложить тропинку к душе ребенка. Просьба вместо

требования или приказа, убеждение вместо агрессивного словесного воздействия, организация вместо

жесткой дисциплины, компромисс вместо конфронтации, своевременное поощрение, подбадривание –

конкретные способы установления гуманистических отношений между учителем и учениками.

Создание комфортной среды для обучающихся на уроке.

С психологической точки зрения комфорт младшего школьника – психофизиологическое состояние,

возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с

внутришкольной средой.

С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика:

а) организация внутришкольной среды;

б)

образовательной

деятельности школьника,

в

результате

реализации его

способностей

и

возможностей, удовлетворения от учебной деятельности, согласованности в обучении с педагогами и

сверстниками, комфорт ребенка позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному

поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует

устойчивое переживание удовольствия от требований школы.

При подготовке к уроку необходимо продумывать, как организовать работу на уроке, чтобы дети

испытывали радость, удовольствие, удовлетворение от выполненной работы, т.е. испытали положительные

эмоции, характерные для психологического комфорта.

Здесь важна не только организация деятельности учащихся на уроке, но и каждое слово, каждая моя

фраза: «Дети, я поздравляю вас с тем, что вы на уроке сегодня узнаете первый в своей жизни математический

закон, который ученые-математики называют «переместительным законом сложения» или «Ребята, я горжусь

вами! Вы самостоятельно, как настоящие ученые – исследователи определили все свойства гранита» и т.д.

Очень важен психологический настрой школьников в начале урока. Так, например, на уроках

произношения и чтения в начале урока дети проговаривают слова:

«Слушаю внимательно, произношу старательно!

Говорю спокойно, внятно, чтобы было всем понятно».

Эти слова эстетически оформлены и всегда находятся на виду у обучающихся.

Необходим на уроке и интеллектуальный комфорт. В учебном процессе – это удовлетворение

потребности в получении новой информации, что проявляется в уровне сложности предлагаемых для

решения проблем и задач, в соответствии с возрастом детей, их интересов и индивидуальных особенностей,

мышления.

На уроке интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым

результатом, поддержкой со стороны учителя, верой в собственные возможности. Необходимо стараться

чтобы на уроке детям было интересно. Ведь интерес – это «единственная мотивация, которая может

поддерживать повседневную работу нормальным образом». А интерес и удовольствие, сопровождающее его,

рождают ситуацию успеха, которая есть, главный нерв гуманизации обучения и воспитания» (А.С.Белкин).

Самостоятельная постановка обучающимися целей урока.

Для того чтобы ученик стал успешным на конкретном занятии, необходимо выполнение нескольких

условий, первым из которых является умение обучающихся ставить цель: сначала учебную, а затем и

жизненную и видеть перспективные решения.

Целеполагание – важнейший компонент учебной деятельности, который непосредственно влияет на

формирование у школьников умения учиться и на развитие его самостоятельности, а значит и на

формирование

и

развитие

учебной

мотивации.

В.В.

Давыдов

считал,

что

учебное

целеполагание

обуславливает развитие познавательного интереса у учащихся и процесса познания. Ученик оказывается в

состоянии не только принять поставленную учителем педагогическую задачу, но и самостоятельно

определить эти цели и способ их достижения, т.е. построить план своей учебной деятельности.

Необходимо формировать это умение у учеников, начиная с 1 класса и, обычно, с проблемной

ситуацией. Например, при введении новой буквы предлагать детям несколько рисунков с изображением

предметов, названия которых начинаются с буквы Т (звуков т: тигр, тарелка, туфли, танк) и предлагать:

- Произнесите название предметов, изображенных на рисунках. Понаблюдайте, какой звук стоит в

начале слов.

- Как вы думаете, почему предложили вам именно эти рисунки, слова?

Дети отвечают:

- Потому, что мы сегодня будем знакомиться с буквой т, учиться читать слоги и слова с этой буквой.

Или:

- Какая буква «убежала» из слов?

Часто на уроках в 1 классе могут «приходить» сказочные герои, и по первой букве имени героя дети

называют тему и цели урока.

Во 2-3 классе можно использовать с этой целью игру «Четвертый лишний». Учащиеся по

определенным признакам находят лишнее слово и высказывают свои предложения по теме и целям урока.

По этому же принципу используется минутка чистописания на уроках русского языка, устный счет - на уроках

математики, кроссворды с ключевыми словами - на уроках окружающего мира.

На уроках должны звучать вопросы:

- Что бы вы хотели узнать при изучении темы?

- Где, в какой ситуации вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

На уроке во 2-3 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» детям предлагают

самостоятельно вставить в слова пропущенную букву. При проверке выясняется, что допущено много ошибок.

Возникает вопрос «Почему?». Учащиеся делают вывод о необходимости знать правило при написании

безударной гласной в корне слова, т.е. определили основную задачу данного урока.

Таким образом, целеполагание, как необходимый компонент учебной деятельности выражается в

развитии понятий и представлений ученика, его взглядов, практических умений и навыков, положительной

учебной мотивации.

Игровые формы обучения.

Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как

самостоятельность, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра

развивает умение общаться, учить мыслить, предвидеть последствия своих поступков. Игра помогает сделать

урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к

предмету.

Десять тысяч уроков приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проведены в

одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а это значит,

урок будет нерезультативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению

знаний помогают уроки, проведенные в нетрадиционной форме.

Это соревновательные игры, типа «КВН», уроки путешествия. Захватывает творческий процесс

подготовки такого урока. Удовлетворение от такого урока огромное, так как на этих уроках царит

эмоциональность, непринужденность. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и

доводят до уровня автоматизированного навыка свои знания.

Ведь то, что интересно, запоминается надолго. И как писал А.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не

может, быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».

Создание здоровьесберегающей среды на уроке.

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе обучения имеет многовековую историю, так как

возникла с момента организации систематического обучения детей в России. Конечно, невозможно

решить эту проблему одному учителю внутри одного класса. Но учителю необходимо сделать все от него

зависящее, потому что здоровье ребенка напрямую связано с успешностью в обучении.

Выше уже говорилось о создании на уроке положительного эмоционального фона и атмосферы

психологического комфорта, ситуаций успеха.

Для сохранения физического здоровья обучающихся необходимо применять:

• Физминутки;

• Упражнения для глаз;

• Психологический настрой, релаксация.

Применение в системе этих методов способствует сохранению и укреплению здоровья детей и

обеспечивает успешность обучения.

Рефлексия.

Младший школьный возраст является субъектом образовательного процесса. Одним из условий

появления субъекта в учебной деятельности является способность ученика контролировать свои действия, т.е.

рефлексия за собственной деятельностью.

Рефлексия помогает ученику эффективно формировать желание и умение учиться, обнаруживать

«белое пятно» в своих знаниях. «Рефлексия младшего школьника, будучи органической составной частью его

умственного и психического развития, связана со всей многогранной деятельностью личности и является

своеобразным показателем его активности, как субъекта учебной деятельности» (В.В. Давыдов).

В конце урока рефлексивный момент присутствует обязательно. Чаще всего использую метод

незаконченного предложения: «Раньше я не знал, а теперь знаю, что...», «На уроке я научился…», «На уроке

удавалось легко...».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младший

школьный

возраст

характеризуется

первичным

вхождением

ребенка

в

учебную

деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои

процессы становления. Успехи в учении детей с ОВЗ прямо зависят от положительной мотивации, то есть от

наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к

приобретению определенных личностных качеств.

Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должной

мотивации он по собственной инициативе не будет включаться в учебную деятельность.

Система методов, приемов по формированию и развитию учебной мотивации младших школьников с

ОВЗ дает гарантированный положительный результат. Применяемые разнообразные методы, формы и

приемы обучения требуют тщательного отбора, творческого подхода и подчинены главной задаче –

формированию самостоятельности, желания учиться, добывать новые знания, поддерживать у учащихся

высокую работоспособность, познавательный интерес.

Хочется подчеркнуть, что, работая с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, важно «не

навредить», и работа должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и

развития индивидуальности каждого ребенка. Для этого используются творческие задания: составление

загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников с

ОВЗ является создание ситуаций успеха. Чтобы ребенок с ОВЗ смог стать успешным, необходимо

подчеркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперед.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов

развития учебной мотивации у младших школьников с ОВЗ укрепляет желание детей овладевать знаниями и

формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.



В раздел образования