Напоминание

Экспериментальный опыт: «Выращивание рассады без земли»


Автор: Пастарнак Елена Ивановна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГАОУ КК "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением"
Населённый пункт: Краснодарский край, Павловский район, ст. Новолеушковская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экспериментальный опыт: «Выращивание рассады без земли»
Раздел: полное образование





Назад




Экспериментальный опыт: «Выращивание рассады без земли».

Расскажи мне-и я забуду

Покажи мне-и я запомню

Дай мне действовать

самому-и я научусь

Китайская мудрость.

Римский философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы

учимся». В наше время эти слова особо актуальны. Активные формы

обучения являются для современной специальной коррекционной школы

актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении

является экспериментальный метод, который открывает значительные воз-

можности для повышения качества обучения, повышает мотивацию к учеб-

ной деятельности. Экспериментальный метод в нашей школе имеет свои

специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего ориен-

тирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интел-

лекта и на коллективную деятельность. Экспериментальный метод имеет

неоценимое значение в трудовом обучении, для пробуждения и развития

осознанного интереса к предмету. Передо мной, как перед учителем, стоит

сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать

так, чтобы детям нравилось то, что они делают. У учащихся появляется

уверенность в себя, гордость за выполненную работу, значимость и необ-

ходимость своего труда для окружающих людей. Вовлечение обучающихся

в экспериментальную работу, активизирует познавательную и творческую

деятельность учащихся, способствует \профориентации на сельскохозяй-

ственные профессии, приучает их к культуре труда, прививает уважение к

сельскохозяйственному труду. Экспериментальный метод: Развивает позна-

вательные умения, учит общению, повышает самооценку, социализирует в

современном мире, вырабатывает чувство ответственности, повышает моти-

вацию к учебной деятельности. Выращивание растений и наблюдение за

ними-очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от

прорастания семечка до появления первых цветов или плодов - это волшеб-

ство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит

полноценное растение. Поэтому хотелось выяснить, что надо сделать, чтобы

свершилось чудо природы-превращение маленького семечка во взрослое рас-

тение. Вот как мы освоили экспериментальный опыт на уроках произ-

водственного обучения.

.

Тема: «Выращивание рассады без земли» в чем преимущество?

Экономия места.

Дешевизна и доступность необходимых материалов.

Простота в уходе

Нет земли – нет болезней и вредителей молодых проростков, посколь-

ку основное место нахождения патогенов именно в почве. Отпадает необ-

ходимость химических обработок против такой злостной рассадной напа-

сти как черная ножка.

Появляется возможность сразу увидеть и отобрать самые крепкие и

здоровые проростки для получения рассады.

Приступать к пикировке сеянцев можно постепенно, по мере разви-

тия растений.

. Времени прорастания семян в бумаге вполне достаточно для подго-

товки почвы для следующего этапа роста рассады.

Туалетная бумага при увлажнении имеет очень мягкую структуру,

благодаря чему корешки молоденьких сеянцев практически не повреждают-

ся при извлечении их из бумаги и от того после пикировки быстрее прижива-

ются и растут.

Очень удобно ввиду своей компактности переносить школку-сеянцы

для последующей пикировки.

Какие семена можно сеять без земли?

Не все культуры можно выращивать безземельными методами на

туалетной бумаге. К ним относятся медленно растущие культуры, развиваю-

щиеся в течение нескольких месяцев.

Идеально выращивать сеянцы таких овощей и цветов:

томатов,

огурца,

лука,

сельдерея,

капусты,

бахчевых,

перца,

баклажан,

петуний.

Рассада без земли на туалетной бумаге

Являясь продуктом древесной переработки, туалетная бумага — мате-

риал экологичный, отлично удерживает влагу и прекрасно подходит для по-

севных работ.

Таким методом можно выращивать любую овощную рассаду. Однако

удобнее всего для крупносеменных культур типа огурцов, перцев либо тома-

тов. Прекрасно получается и проращивание лука и цветочных культур.

Потребуется:

рулон туалетной бумаги,

полиэтиленовая пленка,

прозрачная стеклянная или пластиковая емкость типа 200 мл стакан-

чиков или небольшой баночки.

Как сеять

Заранее готовим полоски пленки шириной около 10 см, как и туалет-

ная бумага, и длиной до полуметра.

1. На каждую полоску пленки наложить 1-2 слоя бумаги, обильно смо-

ченной водой из пульверизатора или спринцовки.

2. Затем сверху разложить семена, удобнее это сделать пинцетом, от-

ступая от верхнего края 1-1,5 см для более крупных семян и чуть меньше для

мелких, через каждые 4-5 см.

Не стоит делать короткие «самокрутки», т.к. они быстро пересыхают

3. Сверху следует укрыть семена еще одним слоем бумаги, который

также увлажняют, а лишь затем пленкой.

4. Теперь слоеная полоска скручивается рулончиком и устанавливается

в подготовленную емкость семенами вверх, куда нужно подлить воды, на 3-4

см.

Для надежности скрученные валики можно скрепить резинкой, нитка-

ми или узким скотчем, но не сильно пережимая для своевременного равно-

мерного доступа влаги и воздуха к семенам.

В одну емкость при возможности можно поместить несколько таких

«самокруток». Это удобно сделать по культурам или срокам посева. Не за-

будьте подписать или вставить этикетки в рулончики.

5. Итоговым шагом станет помещение данной емкости в негерметич-

ный пакет для вентиляции. В качестве временного хранилища можно ис-

пользовать пищевые контейнеры, накрыть крышкой с предварительно про-

деланными небольшими отверстиями.

6. Теперь необходимо установить наши рулоны в тепло до появления

проростков. После появления первых листочков необходимо емкости выста-

вить на свет и обеспечить необходимую температуру. Не забывайте следить

за уровнем воды, не допуская пересыхания бумаги.

Сеянцы с семядольными листочками, а лучше после образования пер-

вого настоящего листочка, можно пикировать.

Делается это просто: рулон осторожно раскручивается, каждый сеянец

отделяется от бумаги и пикируется в готовые земляные горшочки или теп-

личку. Не стоит полностью удалять бумагу с корней, если она не отделилась

сама. Практикуется отрезание бумажного рулона по частям вместе с сеянца-

ми и последующая пикировка в таком виде. В грунте бумага растворится без

последствий для растения. В бумажном «грунте» без дополнительного пита-

ния проростки могут находиться не более 35-40 дней. В дальнейшем следует

обязательно пересадить их в грунт. Важно не запоздать с пересадкой, иначе

рассада может погибнуть. Выращивание рассады без земли считается эффек-

тивным способом. С его использованием отпадает надобность возиться с

ящиками, часто поливать семена и сеянцы, в итоге экономим пространство и

получаем крепкую рассаду. Практические занятия способствуют более пол-

ному усвоению полученных знаний, формированию умений и навыков.

Именно, когда приложены определенные усилия, тогда это ценится, запоми-

нается и усваивается учащимися, то есть получено на собственном опыте, ме-

тодом проб и ошибок. Я считаю. что каждый эксперимент должен быть до-

веден до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости

за полученный результат. Для этого, после завершения работы предоставляю

возможность рассказать о своей работе, показать достигнутый результат и

услышать положительную оценку своего труда. Выполняя практические ра-

боты, ребята видят, что их труд приносит пользу школе, а в дальнейшем, я

уверена, что кто-то из выпускников займется выращиванием рассады для

себя и для реализации.

Литература:

Ганичкина О.А. Советы огородникам. – М.: Аркадия, 1998. – 304 с./ Приуса-

дебный участок.

2. Горский В.А. Техническое творчество и сельскохозяйственное опытниче-

ство во внеклассной работе с учащимися. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.

(Б-ка учителя труда).

3. Леонтьева М.Р. Сборник научно-методических материалов. – М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с. – (Б-ка «Сельская школа России»).

4. Леонтьева М.Р. Сборник программ для начальной и средней (полной) об-

щеобразовательной школы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112

с. – (Б-ка «Сельская школа России»).

5. Маленкова Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – 2-

е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя

труда).

6. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие

для учителей. – М.: Просвещение, 1980. –

255 с. – (Б-ка учителя биологии).

7. Трайтак Д.И. Трудовое обучение: Сельскохозяйственные работы: Учеб.

пособие для 5–7-х кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.: ил.

8. Энциклопедический словарь юного земледельца/ Сост. А.Д. Джахангиров,

В. П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

Е. И. Пастарнак , учитель производственного обучения (профессия

«Овощевод») ГАОУ КК «Новолеушковская школа -интернат с профессио-

нальным обучением»



В раздел образования