Автор: Пастарнак Елена Ивановна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГАОУ КК "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением"
Населённый пункт: Краснодарский край, Павловский район, ст. Новолеушковская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экспериментальный опыт: «Выращивание рассады без земли»
Раздел: полное образование
Экспериментальный опыт: «Выращивание рассады без земли».
Расскажи мне-и я забуду
Покажи мне-и я запомню
Дай мне действовать
самому-и я научусь
Китайская мудрость.
Римский философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы
учимся». В наше время эти слова особо актуальны. Активные формы
обучения являются для современной специальной коррекционной школы
актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении
является экспериментальный метод, который открывает значительные воз-
можности для повышения качества обучения, повышает мотивацию к учеб-
ной деятельности. Экспериментальный метод в нашей школе имеет свои
специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего ориен-
тирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интел-
лекта и на коллективную деятельность. Экспериментальный метод имеет
неоценимое значение в трудовом обучении, для пробуждения и развития
осознанного интереса к предмету. Передо мной, как перед учителем, стоит
сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать
так, чтобы детям нравилось то, что они делают. У учащихся появляется
уверенность в себя, гордость за выполненную работу, значимость и необ-
ходимость своего труда для окружающих людей. Вовлечение обучающихся
в экспериментальную работу, активизирует познавательную и творческую
деятельность учащихся, способствует \профориентации на сельскохозяй-
ственные профессии, приучает их к культуре труда, прививает уважение к
сельскохозяйственному труду. Экспериментальный метод: Развивает позна-
вательные умения, учит общению, повышает самооценку, социализирует в
современном мире, вырабатывает чувство ответственности, повышает моти-
вацию к учебной деятельности. Выращивание растений и наблюдение за
ними-очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от
прорастания семечка до появления первых цветов или плодов - это волшеб-
ство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит
полноценное растение. Поэтому хотелось выяснить, что надо сделать, чтобы
свершилось чудо природы-превращение маленького семечка во взрослое рас-
тение. Вот как мы освоили экспериментальный опыт на уроках произ-
водственного обучения.
.
Тема: «Выращивание рассады без земли» в чем преимущество?
Экономия места.
Дешевизна и доступность необходимых материалов.
Простота в уходе
Нет земли – нет болезней и вредителей молодых проростков, посколь-
ку основное место нахождения патогенов именно в почве. Отпадает необ-
ходимость химических обработок против такой злостной рассадной напа-
сти как черная ножка.
Появляется возможность сразу увидеть и отобрать самые крепкие и
здоровые проростки для получения рассады.
Приступать к пикировке сеянцев можно постепенно, по мере разви-
тия растений.
. Времени прорастания семян в бумаге вполне достаточно для подго-
товки почвы для следующего этапа роста рассады.
Туалетная бумага при увлажнении имеет очень мягкую структуру,
благодаря чему корешки молоденьких сеянцев практически не повреждают-
ся при извлечении их из бумаги и от того после пикировки быстрее прижива-
ются и растут.
Очень удобно ввиду своей компактности переносить школку-сеянцы
для последующей пикировки.
Какие семена можно сеять без земли?
Не все культуры можно выращивать безземельными методами на
туалетной бумаге. К ним относятся медленно растущие культуры, развиваю-
щиеся в течение нескольких месяцев.
Идеально выращивать сеянцы таких овощей и цветов:
томатов,
огурца,
лука,
сельдерея,
капусты,
бахчевых,
перца,
баклажан,
петуний.
Рассада без земли на туалетной бумаге
Являясь продуктом древесной переработки, туалетная бумага — мате-
риал экологичный, отлично удерживает влагу и прекрасно подходит для по-
севных работ.
Таким методом можно выращивать любую овощную рассаду. Однако
удобнее всего для крупносеменных культур типа огурцов, перцев либо тома-
тов. Прекрасно получается и проращивание лука и цветочных культур.
Потребуется:
рулон туалетной бумаги,
полиэтиленовая пленка,
прозрачная стеклянная или пластиковая емкость типа 200 мл стакан-
чиков или небольшой баночки.
Как сеять
Заранее готовим полоски пленки шириной около 10 см, как и туалет-
ная бумага, и длиной до полуметра.
1. На каждую полоску пленки наложить 1-2 слоя бумаги, обильно смо-
ченной водой из пульверизатора или спринцовки.
2. Затем сверху разложить семена, удобнее это сделать пинцетом, от-
ступая от верхнего края 1-1,5 см для более крупных семян и чуть меньше для
мелких, через каждые 4-5 см.
Не стоит делать короткие «самокрутки», т.к. они быстро пересыхают
3. Сверху следует укрыть семена еще одним слоем бумаги, который
также увлажняют, а лишь затем пленкой.
4. Теперь слоеная полоска скручивается рулончиком и устанавливается
в подготовленную емкость семенами вверх, куда нужно подлить воды, на 3-4
см.
Для надежности скрученные валики можно скрепить резинкой, нитка-
ми или узким скотчем, но не сильно пережимая для своевременного равно-
мерного доступа влаги и воздуха к семенам.
В одну емкость при возможности можно поместить несколько таких
«самокруток». Это удобно сделать по культурам или срокам посева. Не за-
будьте подписать или вставить этикетки в рулончики.
5. Итоговым шагом станет помещение данной емкости в негерметич-
ный пакет для вентиляции. В качестве временного хранилища можно ис-
пользовать пищевые контейнеры, накрыть крышкой с предварительно про-
деланными небольшими отверстиями.
6. Теперь необходимо установить наши рулоны в тепло до появления
проростков. После появления первых листочков необходимо емкости выста-
вить на свет и обеспечить необходимую температуру. Не забывайте следить
за уровнем воды, не допуская пересыхания бумаги.
Сеянцы с семядольными листочками, а лучше после образования пер-
вого настоящего листочка, можно пикировать.
Делается это просто: рулон осторожно раскручивается, каждый сеянец
отделяется от бумаги и пикируется в готовые земляные горшочки или теп-
личку. Не стоит полностью удалять бумагу с корней, если она не отделилась
сама. Практикуется отрезание бумажного рулона по частям вместе с сеянца-
ми и последующая пикировка в таком виде. В грунте бумага растворится без
последствий для растения. В бумажном «грунте» без дополнительного пита-
ния проростки могут находиться не более 35-40 дней. В дальнейшем следует
обязательно пересадить их в грунт. Важно не запоздать с пересадкой, иначе
рассада может погибнуть. Выращивание рассады без земли считается эффек-
тивным способом. С его использованием отпадает надобность возиться с
ящиками, часто поливать семена и сеянцы, в итоге экономим пространство и
получаем крепкую рассаду. Практические занятия способствуют более пол-
ному усвоению полученных знаний, формированию умений и навыков.
Именно, когда приложены определенные усилия, тогда это ценится, запоми-
нается и усваивается учащимися, то есть получено на собственном опыте, ме-
тодом проб и ошибок. Я считаю. что каждый эксперимент должен быть до-
веден до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости
за полученный результат. Для этого, после завершения работы предоставляю
возможность рассказать о своей работе, показать достигнутый результат и
услышать положительную оценку своего труда. Выполняя практические ра-
боты, ребята видят, что их труд приносит пользу школе, а в дальнейшем, я
уверена, что кто-то из выпускников займется выращиванием рассады для
себя и для реализации.
Литература:
Ганичкина О.А. Советы огородникам. – М.: Аркадия, 1998. – 304 с./ Приуса-
дебный участок.
2. Горский В.А. Техническое творчество и сельскохозяйственное опытниче-
ство во внеклассной работе с учащимися. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
(Б-ка учителя труда).
3. Леонтьева М.Р. Сборник научно-методических материалов. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с. – (Б-ка «Сельская школа России»).
4. Леонтьева М.Р. Сборник программ для начальной и средней (полной) об-
щеобразовательной школы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112
с. – (Б-ка «Сельская школа России»).
5. Маленкова Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – 2-
е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя
труда).
6. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие
для учителей. – М.: Просвещение, 1980. –
255 с. – (Б-ка учителя биологии).
7. Трайтак Д.И. Трудовое обучение: Сельскохозяйственные работы: Учеб.
пособие для 5–7-х кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.: ил.
8. Энциклопедический словарь юного земледельца/ Сост. А.Д. Джахангиров,
В. П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
Е. И. Пастарнак , учитель производственного обучения (профессия
«Овощевод») ГАОУ КК «Новолеушковская школа -интернат с профессио-
нальным обучением»