Напоминание

Юмористические и сатирические рассказы А. П. Чехова (7 класс).


Автор: Зарипова Зимфира Назитовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 96 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка урока-КВН
Тема: Юмористические и сатирические рассказы А. П. Чехова (7 класс).
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока - КВН по литературе для 7-х классов,

посвящённого творчеству А.П.Чехова.

Тема: Юмористические и сатирические рассказы А.П.Чехова.

Разработала учитель русского языка

и литературы ГБОУ СОШ № 96

Калининского района г. Санкт-Петербурга

Зарипова Зимфира Назитовна.

Санкт-Петербург

2022

Тема: Юмористические и сатирические рассказы А.П.Чехова.

Цель: расширить представление учеников 7-х классов о личности писателя; помочь осознать

роль его творчества в контексте историко-литературного процесса.

Задачи:

формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его писательской манеры;

воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в

учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;

развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус;

расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

компьютер;

портрет А.П.Чехова;

произведения Чехова;

Метод.приемы:

слово учителя,

беседа,

комментарии.

Тип: урок-КВН

Учащиеся заранее получили задание самостоятельно прочитать следующие рассказы А.П.

Чехова:

«Смерть чиновника»

«Маска»

«Репетитор»

«Хамелеон»

«Злоумышленник»

«Налим»

«Ванька»

«Каштанка»

«Толстый и тонкий»

«Унтер Пришибеев»

«Хирургия»

«Лошадиная фамилия»

«Жалобная книга»

В уроке - КВН принимают участие 2 команды по 10 человек.

Ход мероприятия

Слово учителя.

Дорогие ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями замечательного

русского писателя А.П.Чехова. Чуткий к несправедливости, фальши, он выбирает свой путь

борьбы с нравственными пороками. Чехов пишет юмористические рассказы, безжалостно

обличает общественные и личностные пороки современников. Какие это рассказы и какие

именно пороки он высмеивает в своих произведениях - мы сегодня с вами определим. И чтобы

лучше понимать, когда Чехов по-доброму смеется, а когда безжалостно высмеивает пороки,

вспомним определения понятий «юмор» и «сатира» (дети высказываются).

Объявление правил игры. Две команды по 10 человек. Выбираются командиры. Каждая

команда придумывает для себя название. Способом жеребьевки определяется право начать

игру первыми. На обдумывание ответа на каждый вопрос дается 1 минута. Преимущество у

той команды, которая даст полный ответ (большее количество ответов). За каждый

правильный ответ-1 балл. Победитель определяется по количеству набранных баллов (в

качестве награды могут быть сладкие призы).

Объявление начала игры.

1 тур – псевдонимы А.П. Чехова (известно около 50).

Какие вы знаете псевдонимы А.П.Чехова? (за каждый правильный ответ-1 балл).

1. Акакий Тарантулов…

2. Уелис.

3. Человек без селезенки (или Ч.Б.С.).

4. Антонсон.

5. Вспыльчивый человек.

6. Гайка №9.

7. Крапива.

8. Архип Индейкин.

9. Рувер.

10. Ч. Хонте.

11. Шампанский.

12. Василий Спиридонов Сволачев.

13. Прозаический поэт

14. Дяденька.

15. Макар Балдастов.

16. Брат моего брата.

17. Врач без практики.

18. Антоша Чехонте.

2 тур. В каких юмористических журналах печатался А.П. Чехов?

«Волна»

«Свет и тени»

«Зритель»

«Русский сатирический листок»

«Сверчок»

«Развлечение»

«Москва»

«Будильник»

«Мирской толк»

«Осколки»

«Спутник»

«Новости дня»

3 тур. Что высмеивал Чехов?

1. Какие отрицательные качества человеческого характера высмеивал в своих рассказах А.П.

Чехов?

Спесивость

Грубость

Заносчивость

Самоуничижение

Чванство

Подхалимство

Надменность

Угодничество

Высокомерие

Льстивость

Зазнайство

Раболепство

2. Назовите главные пороки, типичные для обывателей, с которыми борется Чехов?

1) издевательство над слабыми.

2) самоуничижением перед сильными.

4 тур. Угадать рассказ по отрывку...

(Учитель читает отрывок из какого-то рассказа, команды отвечают)

1. «Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий,

скипидар, керосин, мазал шейку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту».

(Генерал-майор Булдеев, «Лошадиная фамилия»).

2. «Толстый человек лет сорока в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых

брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним

пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловонье».

(фельдшер Курятин, «Хирургия»).

3. «Милый, дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю

Вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога».

(Ванька Жуков, «Ванька»).

4. «За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит

за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы».

(«Хамелеон»).

5. «Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели по верху плавает, то тому

разве только шилишпер схватит, да и то редко…»

(«Злоумышленник»).

6. «Иду я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю – стоит на берегу куча

разного народа людей».

(«Унтер Пришибеев»).

7. ( «В один прекрасный вечер …(он) сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на

«Корневильские колокола».

(Иван Дмитриевич Червяков, экзекутор «Смерть чиновника»).

8. «(Он) только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как

спелые вишни. Пахло от него хересом и флендоранжем».

(Толстый, «Толстый и тонкий»).

9. «(Он) идет через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке».

(Полицейский надзиратель Очумелов, «Хамелеон»).

10. «… он был пьян и пошатывался. Войдя в залу, он сел около оркестра и задремал под

музыку, потом печально склонил голову и захрапел».

(миллионер, фабрикант Пятигоров, «Москва»).

11. «Его обросшее и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших

бровей, имеют выражение угрюмой суровости, на голове целая шапка давно уже не чесаных,

путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос».

(Денис Григорьев «Злоумышленник»).

12. «После диктанта – география, за географией – закон божий, потом русский язык – много на

этом свете наук!»

(«Репетитор»).

13. «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая

женщина – его жена и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын».

(«Толстый и тонкий»).

14 «Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, показалось ему,

слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда

узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась».

(«Смерть чиновника»).

5 тур. Блиц - турнир.

1. На двери дома-музея Чехова в Москве висит табличка с надписью: «Доктор Чехов»,

почему?

( по профессии он был врачом)

2. Имя отца Чехова (Павел)

3. Что с поклоном кладет перед фельдшером дьячок из рассказа «Хирургия» (Просфору)

4. Назовите отрицательную черту, присущую герою рассказа «Толстый и

тонкий». (Чинопочитание)

5. Как звали сына тонкого? (Нафанаил)

6. Какими словами заканчивается рассказ «Жалобная книга»? («Хоть ты и седьмой, а дурак»)

7. Имя пастуха из рассказа «Налим»? (Ефим)

8. Какова фамилия купца из рассказа «Хамелеон»? (Пичугин)

9. Как звали дедушку Ваньки Жукова? (Константин Макарович)

10. Какая старинная мера длины упоминается в рассказе «Репетитор»? (Аршин)

6 тур. Бюро литературных находок.

Нужно соотнести перечисленные предметы с произведениями и героями, которым эти вещи

принадлежат.

1. Гайка (Денис Григорьев, «Злоумышленник»)

2. Рыба (мужики, «Налим»)

3. Математическая задача (репетитор, «Репетитор»)

4. Адрес деревни (на деревню дедушке). (Ванька Жуков, «Ванька»).

5. Шинель (Очумелов, «Хамелеон»).

6. Бинокль (Червяков, «Смерть чиновника»).

Подведение итогов, объявление победителей (все заработанные командами баллы

фиксировались на доске).

Заключительное слово учителя:

«Ребята, сегодня мы с вами замечательно поработали. Надеюсь, вы много полезного

получили для себя на этом уроке. Желаю вам и дальше читать, узнавать больше, становиться

грамотнее, приобщаться к художественному наследию великих русских писателей».



В раздел образования