Автор: Самойлова Людмила Леонидовна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: КГБОУ "Норильская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Сценарий внеклассного занятия
Тема: "Лес - национальное богатство России"
Раздел: среднее образование
Лес-национальное богатство России
1слайд
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой ...
Это стихотворение Ивана Алексеевича
Бунина подсказывает нам тему нашей
конференции. Мы будем говорить о лесе. И, я не оговорилась, это,
действительно, конференция где будут обсуждаться серьёзные, жизненные
вопросы и интересные факты из жизни леса, его обитателей и роли человека
в сохранении основного богатства России и всего человечества.
Видеоролик «Лес и человек»
2слайд Лесная зона России
1
. Общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов квадратных
километров или около одной трети всей суши.
2. Самая богатая лесом европейская страна - Финляндия. 70% её территории
покрыто лесами. Самая бедная лесом (в том числе из-за деятельности человека) -
Великобритания, лесные угодья которой занимают всего лишь 6% её территории.
3. Лес, произрастающий на территории России составляет суммарно около 22%
от всех лесных массивов, произрастающих на Земле.
4. Сибирь - самое лесное место России. Сибирь (без Дальнего Востока) имеет
площадь более 12 миллионов квадратных километров, из которых чуть менее
двух третей занимают таёжные леса.
5. Российская тайга является самым крупным лесным массивом на Земле.
3слайд Лес бывает: хвойный, лиственный, смешенный. Есть леса хвойные,
лиственные и смешанные. Одни леса темные, густые, непроходимые. Другие
редкие и светлые. Существуют на земле леса сухие и влажные. Разнообразие
лесов объясняется факторами окружающей среды. На формирование леса
оказывает влияние свет, температура, влага, состав почвы.
Слово предоставляется учащимся 5х классов
4слайд Лес-это природное сообщество.
Здравствуй, лес!
Зеленый лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре.
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои.
Ученые называют лес сложнейшим многообразным живым организмом. А мы
будем говорить о лесе, как о природном сообществе. Что такое природное
сообщество, мы уже знаем. Это совокупность
растений,
животных,
микроорганизмов, приспособленных к условиям
жизни на
определенной
территории, влияющих друг на друга и на
окружающую
среду.
Лес называют «царством деревьев». Но лес не может быть без кустарников, трав,
мхов, ягод, грибов… А определяющими в лесу всё-таки являются деревья.
Слайды 5-9.
Жизнь растений леса имеет свои особенности. Растения в лесу расположены
ярусами. Верхний ярус образуют светолюбивые деревья: ель, сосна, береза.
Второй ярус представлен черемухой, рябиной, липой, которые могут переносить
затенения. Третий ярус состоит из кустарников шиповника, лещины, калины,
рябины. Четвертый ярус в лесу – это травянистый покров, а пятый – мхи и
лишайники. Мхи и лишайники – самые теневыносливые растения леса.
Травянистые растения леса также теневыносливые и имеют широкие листовые
пластинки, светлые цветки для привлечения насекомых.
Почва в лесу всегда покрыта опавшими листьями, корой, сухой травой. В
такой почве много организмов, превращающих органические вещества в
перегной.
Слайд10
Лес полон жизни. Его населяет великое множество животных, птиц, насекомых.
Все они занимают в этом природном сообществе свое место. На деревьях
обитают насекомые: жуки-короеды, листовертки, долгоносики. Муравьи и пауки
живут под деревьями. Зяблики, щеглы, дятлы питаются насекомыми на деревьях
и строят здесь же свои гнезда. Клесты, поползни, глухари и тетерева являются
типичными лесными птицами, довольствуясь плодами, семенами, ягодами
растений.
Угадайте загадки:
Хвост пушист, а глазки зорки.
Прыгает по веткам елки.
На земле сорвет грибок
И в дупло с грибочком — скок! (Белка.)
Домик — хатка на реке,
И плотина вдалеке.
Это кто ж такой, скажите,
Архитектор и строитель? (Бобр.)
Самолетик не стальной,
С носом тоненьким — иглой.
Он летает и пищит,
Укусить нас норовит. (Комар.)
Я на пне ее застала,
Думала, она устала.
Я поймать ее хотела,
Но в ладошку поглядела —
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста! (Ящерица.)
Он иголками богат,
Но немного скуповат:
Сам хотя и не портной.
Не подарит ни одной. (Еж.)
Куцехвостик, длинноушка.
На пеньке он как игрушка.
Лапки он свои поджал...
От лисички убежал? (Заяц.)
Слайд11 В лесу много крупных животных: волк, росомаха, медведь, лось.
Лес – это природное сообщество, так как здесь все живые организмы
приспособились к определенным условиям окружающей среды, и как в любом
природном сообществе складываются пищевые цепи. Мы помним, что пищевая
цепь начинается с растений. Вот примеры пищевых цепей, которые характерны
для леса.
Слайды12-14 пищевые цепи.
1.
Кедровые орехи – белка – куница.
2. Береза – гусеница – зяблик.
2.
Опавшие листья – дождевой червь – крот.
слайд15 «Лёгкие планеты» презентация 6классов
Слайды16-18
Зелёные растения поглощают углекислый газ, пыль, дым, очищают воздух и
выделяют кислород. Задумайтесь:
1 гектар придорожного елового леса задерживает 30 тонн пыли в год, соснового
бора – 38 тонн, а дубравы – 54 тонны.
Слайды19-21 значение леса в жизни человека
презентация 7классов
Лес как природное сообщество важен и для человека. В лесу можно
отдохнуть,
найти
питание,
воду,
топливо
и
строительный
материал,
лекарственные растения, подышать чистым воздухом. Значение леса в жизни
человека велико. Но человек, пользуясь дарами леса, часто наносит ему вред,
создаёт проблемы. Вырубая леса вокруг населенных пунктов, человек получает
обмелевшие водоемы и пыльный воздух.
Слайд22 Презентация8классов
Слайды23-32
Лесные пожары являются серьезной проблемой. Они уничтожают все живое в
лесу. Большая часть пожаров возникает по вине человека. Каждый из нас должен
помнить, что при неосторожном обращении с огнем может случиться большая
беда. Очень часто люди, посещая леса, не заботятся о его чистоте, оставляют
мусор. Вдумайтесь, для полного разложения брошенной бумаги в лесу
потребуется около 5 лет. Консервная банка разлагается 90 лет, полиэтиленовый
пакет 200 лет, пластмасса 500 лет, стекло более 1000 лет.
Для
того
чтобы
сохранить
леса,
каждый
человек
должен
выполнять
определенные правила. Они простые, но очень важные.
Не оставлять горящий костер, не бросать мусор, не шуметь, не рвать цветы, не
ломать ветки деревьев, не ловить бабочек и стрекоз, не разорять гнезда птиц.
Слайды33-35
Стихотворение С. Я. Маршака «Праздник леса»
Что мы сажаем,
Сажая Леса?
Мачты и реи-
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Рёбра и киль-
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая Леса?
Лёгкие крылья-
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая Леса?
Чащу,
Где бродит
Барсук и лиса.
Чащу,
Где белка
Скрывает бельчат
Чащу,
Где пёстрые
Дятлы
Стучат.
Что мы сажаем,
Сажая Леса?
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень,-
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.
Ведущий:
Получается целостный образ леса как нашего большого зеленого
друга, врачевателя и художника, общего дома всех лесных обитателей,
защитника полей и хранителя вод. Мы должны понять, что ценность леса никак
нельзя свести только к кубометрам дров. Лес нужно беречь всем и помнить
народную мудрость:
Много леса-береги,
Мало леса-не губи.
Нет леса-посади!
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Всем огромное спасибо за работу. До новых встреч!